РЕФЕРАТ 3
Введение 3
1 Теоретические основы государственной долговой политики 6
1.1 Экономическое содержание и значение долговой политики государства 6
1.2 Формы государственного долга, их назначение и критические границы 17
1.3 Инструменты и методы управления государственным долгом 23
2 Анализ современной долговой политики России 29
2.1 Анализ состояния долговых обязательств России 29
2.2 Анализ обслуживания государственного долга России 39
2.3 Перспективы развития долговой политики России 41
3 Анализ долговой политики за рубежом 49
3.1 Анализ долговой политики США 49
3.2 Анализ долговой политики Китая 51
3.3 Анализ долговой политики Великобритании 55
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 65
Приложение А
На настоящем этапе растет независимость национальной экономики от внешних заимствований, финансовой помощи международных финансовокредитных организаций и правительств других государств. Те страны, которые по уровню экономического развития относятся к развивающимся, решают проблемы нехватки финансовых ресурсов за счет привлечения ресурсов из внешних и внутренних заимствований, а также за счет эмиссии долговых обязательств. Данный параметр приводит к возникновению долговых обязательств.
Несомненно, механизмы управления государственным долгом и применение принципов его обслуживания способны изменяться по причине действия различных факторов, и их анализ актуален для целей повышения эффективности управления.
На современной международной арене рост государственного долга - довольно емкое и одновременно сложное явление, имеющее свою специфику в отдельном государственном сегменте мирового финансового рынка. По этой причине анализ особенностей долговой политики государства позволяет подойти к этому вопросу комплексно, находя решение проблемы путем урегулирования государственного долга путем корректных и одновременно эффективных решений в этой области.
Учитывая политический компонент деятельности государственного аппарата государства, необходимо анализировать важные критерии мероприятий по наложению долговых обязательств, путем проведения мероприятий по накоплению финансовых источников для погашения долговых обязательств.
На настоящем этапе в Российской Федерации, с учетом проблем в свете геополитических событий, при учете динамичного развития экономики, в Российской Федерации существуют определенные проблемы в осуществлении государственного управления на разных уровнях финансовой системы.
Актуальность данной темы подтверждена тем, что на настоящем этапе основной целью управления государственным долгом является обеспечение финансовых потребностей государства в финансировании экономики и выполнении обязательств по платежам при наименьших затратах и разумной степени экономического риска.
Эффективное управление внешним долгом способно обеспечить своевременное привлечение заимствований, минимизировать риски, экономить финансовые ресурсы, что заслуживает глубокого анализа.
Целью исследования в данной работе является анализ теоретических и практических аспектов долговой политики государства, и выработка рекомендаций по ее дальнейшему развитию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
а) Рассмотреть теоретические основы государственной долговой политики.
б) Проанализировать долговую политику России на современном этапе развития.
в) Дать характеристику долговой политики зарубежных стран.
Объект исследования в работе - долговая политика государства. Предмет исследования - экономические отношения, связанные с реализацией долговой политики государства.
Теоретическое значение работы определено тем, что она представляет комплексное исследование развития, современного состояния, проблем и направлений совершенствования обучения в сфере долговой политики государства. Практическое значение работы определено тем, что внесенные в работу теоретические положения, практические исследования и выводы по их результатам вносят вклад в развитие института по вопросам анализа долговой политики государства.
Гипотеза исследования. Важность изучения проблем долговой политики проливает свет на дальнейшие направления развития института внешних долговых заимствований, что является важным на любом этапе изучения.
В целях решения поставленных в работе задач, применялись общенаучные методы познания: структурный и системный анализ. Из эмпирических методов использованы: наблюдение, сравнение, измерение, которые применены при анализе литературных источников, официальных статистических данных.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретическую базу исследования составляют труды ведущих ученых, рассматривающих долговую политику государства с призмы определения ее финансовой сущности, таких, как: И.А. Бескова, Е.Н. Воронцова, Г.А. Гриценко, и других. Существенный вклад в изучение проблем долговых обязательств внесли разработки таких специалистов, как: В.А. Водопьянова, Н. Гавриловой, Н.М. Гукасьян, и другие. Анализ источников показал, что научные публикации, касающиеся проблем формирования и регулирования долговой политики, содержат достаточное количество разработок многих известных ученых, которые актуальны на этапе анализа такой проблемы, как одного из основных направлений формирования, контроля и управления внешним долгом государства.
Структурно работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В первом разделе работы представлены теоретические основы государственной долговой политики. В ней рассмотрено экономическое содержание и значение долговой политики государства, дана характеристика формам государственного долга, их назначение и критические границы, обозначены методы и инструменты управления государственным долгом. Второй раздел работы вбирает в себя анализ современной долговой политики России. В ней представлен анализ состояния долговых обязательств Российской Федерации, проведен анализ обслуживания государственного долга России и представлены перспективы развития долговой политики России. В третьей части работы представлен анализ долговой политики зарубежных стран на современном уровне.
Бакалаврская работа состоит из 70 стр., 15 рис., 2 табл., 1 приложения.
В процессе написания бакалаврской работы по теме: «Долговая политика государства: российский и зарубежный опыт», были получены основные результаты.
Государственный долг - объем финансовых заимствований государства, вбирающий в себя внешние и внутренние источники для целей выполнения государственных обязательств.
В основные мероприятия, проводимые в области долговой политики, входят: разработка концептуальных направлений в области долговой
политики; формирование направлений, стратегий развития и задач; управление деятельности по планированию и размещению займов и кредитов; предоставление государственных гарантий; контроль за целевым использованием привеченных долговых ресурсов.
Управление государственным долгом связано с задачей постановки ориентиров в сфере государственного долга и формированием организационных и правовых механизмов, которые необходимы для достижения установленных в этой области целей.
Текущий долг государства включает расходы по выплате доходов кредиторам, а также погашению обязательств, срок которых уже наступил. Кроме этого, на основании действующего законодательства, принято различать государственный и общегосударственный долг. Данные понятия более широкие и включает задолженности не столько и не только Правительства Российской Федерации, но и отдельных органов управления субъектов Федерации, входящих в состав России, а также местных органов государственной власти.
К мероприятиям, проводимым в области долговой политики, относят: разработка направлений в области долговой политики; формирование стратегий и задач; управление деятельности по размещению займов и кредитов; предоставление гарантий; контроль за использованием заемных ресурсов.
В Российской Федерации проводимая в последние годы долговая политика, в том числе меры по развитию внутреннего долгового рынка, в существенной степени способствовала стабилизации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации. Ожидается, что в плановом периоде их сумма хотя и будет плавно нарастать, но не превысит 1% ВВП, что ниже среднего ожидаемого роста экономики - 1,5% ВВП ежегодно.
Структура государственного долга также выгодно отличает Российскую Федерацию от многих других суверенных дебиторов, опирающихся на привлечение банковских кредитов в иностранной валюте, в том числе - краткосрочных займов. В структуре российского долга преобладают ценные бумаги - около 75%, причем основная часть государственных обязательств выражена в национальной валюте - 71%.
В прошедшем периоде (2016 г.) сохранилась тенденция к активному применению государственных гарантий в целях решения различных задач социально-экономического развития страны. Всего использовалось порядка десяти типов гарантийной поддержки. На текущем этапе емкость российского рынка государственных облигаций в рублях пока еще заметно уступает большинству рынков облигаций в национальных валютах ряда других стран, сопоставимых с Россией по уровню экономического развития.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную поддержку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
В 2017-2019 гг. государственная долговая политика будет реализовываться в принципиально иных, чем в предшествующие годы условиях. Предстоящий период будет характеризоваться сохранением относительно низких темпов роста ВВП, структурными ограничениями его роста и, как следствие, существенными рисками при исполнении федерального бюджета. Новой реальностью для России станет типичная для суверенных заемщиков ситуация финансирования бюджетного дефицита преимущественно за счет заемных источников, а не накопленных резервов, при относительно малоблагоприятной рыночной конъюнктуре. Предстоит оперативно адаптировать государственную заемную политику к новым реалиям, скорректировать стратегию присутствия России на долговых рынках в качестве заемщика, выработать комплекс мер, направленных на сохранение гибкости при осуществлении государственных заимствований.
Что касается особенностей долговой политики США, то отличительной чертой данного государства и его управлением долговыми ресурсами является то, что самым большим кредитором американского правительство является само американское правительство, в состав которого входят различные государственные организации. На настоящем этапе крупнейшими иностранными кредиторами США является Китай (1,26 трлн. долл. США) и Япония (1,22 трлн. долл. США). Россия инвестировала 89,9 млрд. долл. США.
Китай. Значительная доля ВВП Китая генерируется в экспортных отраслях, остальной объем ВВП является в значительной степени производными от экспортной доли - госсектор и частные инвестиции экспортных корпораций в центральные, северные и западные районы страны.
Китай, как и Россия, сидит на «экспортной игле» и зависим от конъюнктуры внешних рынков, только не от сырьевых цен, а от потребительской активности Северной Америки, стран АСЕАН и ЕС. Несмотря на понимание опасности огромного долга, Китай продолжает кредитовать производства и накачивать спрос через ослабление ставки ипотечных кредитов - все это делается, в том числе и для престижа страны: ВВП без кредитной накачки способен упасть куда ниже нынешнего значения в 6,9% в год. Кредитование - это, прежде всего поддержка лояльных каждой из групп влияния отраслей - основная масса долга увеличивается именно по линии корпоративного кредитования.
Для Китая сегодня отказаться от политики масштабного кредитования - означает пустить под нож целые отрасли, превратив некогда «экономическое чудо» в «экономический ад». За заявлениями правительства о необходимости
поддержки роста ВВП стоят конкретные интересы конкретных отраслей промышленности народной республики.
Великобритания. Статистика объема государственного долга Королевства выглядит шокирующе, поскольку данный показатель - третий в мире после Евросоюза и США, причём внутренний валовый продукт этих гигантов мировой экономики во много раз выше британского, а, значит, и соотношение внешнего долга к ВВП совсем иное. Тем не менее, проблема внешнего долга Великобритании далеко не первостепенная и не муссируется так сильно, как многие другие экономические сюжеты. Естественно, геополитическая обстановка сегодня, а также надрывное состояние многих крупных экономик мира грозит вылиться в крупнейший кризис.
Таким образом, в процессе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи:
а) Рассмотрены теоретические основы государственной долговой политики.
б) Проанализирована долговая политика России на современном этапе развития.
в) Дана характеристика долговой политики зарубежных стран.
На основании проведенного анализа сформированы следующие предложения по совершенствованию долговой политики государства:
а) В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом необходимо предложить создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью в данном направлении должно являться усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации.
Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи: повысить эффективность государственных заимствований; оптимизировать структуру государственного долга; сократить риски, связанные с осуществлением заимствований; совершенствовать правовые основы управления государственным долгом; создать единую структуру, в полномочия которой будет входить управление государственным долгом; разработать единую систему учета государственного долга; создать единую централизованную систему анализа и управления исками заимствований; разработать единую систему стратегического планирования государственного долга; создать систему взаимодействия с денежно-кредитной и валютной политикой; разработать систему учета долговых обязательств региональных и муниципальных властей, а также заимствований негосударственного сектора экономики.
В процессе работ необходимо четко разграничивать полномочия различных органов государственной власти, управляющих государственным долгом, и разработать порядок их взаимодействия.
Факт использования внешних заимствований в качестве универсального механизма решения финансовых проблем любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран наряду с какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.
Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним долгом является применение моделей формирования оптимального долгового портфеля, позволяющего снизить риски и стоимость обслуживания долга.
б) Необходимо и далее применять такой инструмент, как проведение специальных приватизационных программ. Существуют разнообразные варианты таких программ, но все они имеют общей целью пополнение доходов государства с тем, чтобы в последствие направить их на погашение и обслуживание внешнего долга.
в) Действенным инструментом управления внешним долгом является его реструктуризация. Возможность реструктуризации и секьюритизации ограничена лишь суммой эквивалентной 20% задолженности, что, естественно, не решает всех проблем. Что же касается специфических для России подходов, то, решение долговой проблемы возможно за счет использования задолженности иностранных государств бывшему СССР.
г) При осуществлении политики управления внешним долгом необходимо постоянно иметь «в поле зрения» такие показатели, как, соотношение внешнего и внутреннего долга и величину предельно допустимого уровня внешнего долга на планируемый период по отношению к уровню бюджетных доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют отношение к управлению внешним долгом, с тем, чтобы максимально эффективно привлекать и расходовать заемные средства.
Следует заключить, что сегодня государственный долг любого государства является сложным явлением, имеющее свою специфику в отдельном государственном сегменте мирового финансового рынка. По этой причине анализ особенностей долговой политики государства позволяет подойти к этому вопросу комплексно, находя решение проблемы путем урегулирования государственного долга путем корректных и одновременно эффективных
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием от 12дек. 1993г. (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Консультант плюс: справ. правовая система. - Версия Проф.- Электрон. дан. - М., 2017.- Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс]: фед. закон от 30нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
5. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
6. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «"О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
7. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг. [Электронный ресурс]: Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2017. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
8. О государственной налоговой службе РСФСР [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 29 дек.1994 г. № 229 // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
9. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
10. О Министерстве финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 (ред. От 25 дек.2015 г.) // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
11. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 гг. [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
12. Рекомендации Министерства Финансов Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики [Электронный ресурс] // Консультант плюс: справ. правая система. Версия Проф. Электр. дан. М., 2016. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Томск. гос. ун-та.
13. Авдеева А.В. Регулирование социальных прав личности: проблема реализации положений Конституции РФ о разграничении предметов ведения // Конституционное и муниципальное право. - 2014.- № 6. - С. 38-42.
14. Бескова И.А. Управление государственным долгом / И.А. Бескова // Финансы. - 2016. - № 7. - С. 64.
15. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / А. Вавилов. - М.:Городец-издат, 2013. - 304 с.
..52