ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 История иммиграционной политики Германии 12
1.1 Истоки современной иммиграции в Германию 12
1.2 Эволюция иммиграционного законодательства Германии 14
Глава 2 Позиции политических партий Германии по вопросу принятия и обустройства беженцев .24
2.1 Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз 24
2.2 Свободно-демократическая партия 26
2.3 Социал-демократическая партия Германии 29
2.4 Союз 90/Зеленые 30
2.5 Левая партия 31
2.6 Альтернатива для Германии 33
2.7 Партия пиратов Германии 35
Глава 3 Проблемы интеграции современного поколения иммигрантов в Германии 38
3.1 Интеграция беженцев в современное немецкое общество 38
3.2 Политика Германии, проводимая в отношении беженцев 42
3.3 Роль Германии в выработке общей иммиграционной политики Европейского Союза в отношении беженцев 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Источники 55
Литература 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Миграция стала неотъемлемой частью международных отношений и регулируется как на национальном, так и на наднациональном уровне. Европейский Союз как наднациональное образование руководствуется нормами, выработанными совместно странами-членами. Иммиграционная политика отдельно взятой страны в рамках ЕС строится не только на основе национального законодательства в этой сфере, но и на основе документов, принятых на наднациональном уровне. Это значит, что каждая страна- член ЕС несет ответственность за выполнение своих обязательств и реализацию этой политики перед остальными. Для регулирования европейской миграционной политики применяются соглашения и директивы, подписанные странами-членами Европейского Союза.
Миграция - явление отнюдь не новое. Различная по направлениям, причинам и масштабам, она сопутствует развитию человеческого общества. Однако вынужденная миграция выделяется на фоне остальных видов миграции, например, образовательной, туристической, семейной и других, так как является масштабной и фактически неконтролируемой, несмотря на принимаемые правительствами стран меры. Германия - одна из стран, затронутых миграцией различных видов. Это важный фактор прироста населения страны с середины ХХ века. Если после окончания Второй мировой войны в Германию шел поток трудовых мигрантов и немецких репатриантов, то после 70-х годов ХХ века всё больше наблюдается приток вынужденных мигрантов, а не редко и экономических мигрантов, выдающих себя за беженцев. Как результат старения нации и всё большей нехватки молодых кадров на рынке труда, Германия проводит открытую миграционную политику.
Исследуемая тема не теряет своей актуальности. В связи с военными конфликтами в мире, в первую очередь в странах Северной Африки и Ближнего Востока, беженцы стремятся попасть в Европу, чтобы получить убежище. Убежище для них - шанс не только на безопасную, но и на благополучную жизнь благодаря более высокому уровню жизни в странах ЕС и высоким стандартам социальной помощи. Однако с 2015 года говорят о «миграционном кризисе» в Европе, связанном с огромным наплывом беженцев в Европу и в Германию в частности. Ситуация обостряется не только из-за наплыва людей в пограничных странах Европейского Союза и усиления давления на социальную сферу, связанного с необходимостью приема и расположения беженцев. Из-за культурных различий и неспособности или нежелания прибывающих мигрантов интегрироваться в принимающее общество возникают конфликты, происходят инциденты с участием местного и приезжего населения - поджоги лагерей для беженцев, нападения на местное население, особенно на женскую часть населения страны. То есть ухудшению положения способствуют не только беженцы, но и само местное население, подчас отторгающее даже тех мигрантов, которые пытаются влиться в общество. Причина, по которой говорят о «миграционном кризисе» с 2015 года в Европе, связана не только с масштабом, но и с качественной составляющей сложившегося положения: беженцы - представители иной для европейцев культуры или цивилизации. Именно поэтому и возникает отторжение в принимающем обществе. В связи с этим представляет интерес, какова политика Германии в отношении беженцев и какова ее роль в выработке европейской иммиграционной политики в сложный политический период, требующий от стран-членов ЕС единства, солидарности, совместных мер и соблюдения обязательств, чтобы разрешить «кризис» или снизить влияние его негативных последствий.
Объект данной работы - современная Германия с 2015 по 2017 год.
Предмет - миграционная политика в период канцлерства Ангелы Меркель в период 2015-2017 гг. в отношении беженцев. Данная точка отсчета выбрана ввиду того, что именно с этого времени начался так называемый «кризис беженцев», когда поток вынужденных мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока (в первую очередь, из Сирии) в Европу сильно возрос. Хотя вооруженные конфликты и нестабильность в регионе начались еще в результате «арабской весны» 2011 года, ситуация ухудшилась после ослабления Ливии как пограничного прибрежного государства на пути в Европу в 2014 году. Цель - проанализировать иммиграционную политику правительства А. Меркель, дать ей оценку и ответить на вопрос: является ли проводимая иммиграционная политика Ангелы Меркель в отношении беженцев с 2015 года эффективной?
Задачи данной работы состоят в следующем: выявить истоки современной иммиграционной ситуации в Германии; проследить эволюцию иммиграционного законодательства ФРГ; рассмотреть позиции основных политических партий страны по вопросам иммиграционной политики, в том числе, в отношении беженцев; проанализировать основные проблемы, связанные с интеграций иммигрантов в немецкое общество; показать роль Германии в общеевропейской иммиграционной политике.
Методы, используемые в данной исследовательской работе: общенаучные методы анализа и синтеза, исторический метод, логический метод, метод системного подхода, историко-сравнительный метод, метод обобщения.
В процессе написания данной выпускной бакалаврской работы были использованы источники и литература на русском, английском и немецком языках. К основным источникам относятся миграционные законы Германии, по анализу которых удалось проследить эволюцию миграционного законодательства Германии с 1949 года: Конституция ФРГ, законы, поправки к ним.
В качестве первого основного источника была использована Конституция ФРГ 1949 года (Основной закон), которая позволила выяснить, с какого момента начинается формирование немецкого иммиграционного законодательства, так как уже в ней были заложены понятие «беженец» и «беженец немецкого происхождения», что подразумевало возможность получения политического убежища.
Далее были рассмотрены законы, касавшиеся лиц немецкого происхождения (Закон о чрезвычайном въезде 1950 г., Закон о репатриантах 1953 г., Закон о распределении переселенцев и поздних переселенцев 1989 г., Закон о предоставлении политического убежища 1992 г.), которые регулировали процесс въезда и предоставления немецкого гражданства изгнанным лицам (переселенцам) и их родственникам (поздним переселенцам). Это позволило проследить изменение позиции правительства ФРГ в отношении положения своих граждан и своей ответственности за их судьбу. Также были проанализированы законы, касавшиеся лиц ненемецкого происхождения - трудовых мигрантов, беженцев, еврейских переселенцев. Сюда относятся: Закон о мероприятиях для беженцев, принимаемых в рамках акций гуманитарной помощи 1980 г., Голубая карта ЕС, Шенгенское соглашение, Дублинская конвенция. Третья группа законов ФРГ - законы, затрагивающие как лиц немецкого, так и ненемецкого происхождения: Закон о гражданстве ФРГ и о правах иностранцев 2000 г., Закон об иммиграции 2005 г..
Одним из источников для написания данной работы являлись предвыборные программы основных политических партий Германии, а точнее та часть программ, где содержится информация о том, как каждая из партий намеревалась/намеревается проводить иммиграционную политику после прихода к власти и формирования нового правительства. Были изучены программы восьми основных политических партий Германии (ХДС, ХСС, СвДП, СДПГ, «Зеленые», Левая партия, Альтернатива для Германии, Партия пиратов) к выборам 2009, 2013, 2017 годов в Бундестаг и к выборам в Европейский Парламент 2014 года. Были выбраны политические программы за более ранние отрезки времени, еще до начала наплыва беженцев в Европу, чтобы проследить, каковы были предложения до обострения политической обстановки на границах ЕС (2009 год) и после «арабской весны» (2013 год). Это нужно было для того, чтобы увидеть динамику, как политические партии страны представляют себе эту проблему и ее решение. Каждая партия предлагает свой взгляд на проведение миграционной политики, однако, несмотря на различия в них, можно выделить 3 общих направления или точки зрения на то, какой должна быть миграционная политика как в самой Германии, так и в ЕС: открытая иммиграционная политика в отношении беженцев; избирательная
миграционная политика на национальном уровне; либеральная по отношению к беженцам иммиграционная политика с пересмотром существующих базовых элементов.
При написании работы был также проанализирован Национальный план интеграции 2007 года, включающий различные ступени интеграции мигрантов, не только вынужденных. Примечательно, что за интеграцию несут ответственность не только федеральные министерства Германии, но и региональные власти, а также структуры гражданского общества.
Другими важными источниками для анализа проводимой миграционной политики Германией являются статистические данные с официального сайта Федерального ведомства по делам миграции и беженцев и информация о порядке и условиях размещения беженцев в Германии. Помимо этого, был использован Закон о предоставлении социальной помощи лицам, претендующим на политическое убежище (параграф 14, редакция 2015 г.), где указаны пределы финансовой помощи беженцам в Германии в зависимости от той категории, под которую они подпадают.
Ценными источниками информации по европейской иммиграционной политике являются официальные сайты Агентства Европейского Союза по безопасности внешних границ (FRONTEX ), Европейской службы поддержки лиц, претендующих на получение убежища (EASO ) и Европейской Комиссии , предоставляющие как статистические данные, так и общую информацию по рассматриваемой проблеме, такую как основы миграционной политики ЕС и распределение обязательств между странами.
По миграционной политики ЕС и Германии и миграционной ситуации в мире написано множество работ, как на русском, так и на иностранных языках. Некоторые работы сосредоточены больше на проблемах принятия мигрантов в общество, другие - на миграционной политике ЕС или отдельных стран в отношении беженцев и причинах ее провала.
Среди экспертов, занимающихся данным вопросом, стоит назвать Тило Саррацина - бывшего госслужащего и бывшего члена СДПГ, самым известным и беспрецедентным произведением которого является книга «Германия. Самоликвидация». В своей книге автор провел анализ миграционных тенденций в ФРГ и их последствий для социального, экономического, культурного и образовательного развития страны. Используя статистические расчеты, автор доказывает, что мусульманское сообщество, имеющее большинство среди всех групп мигрантов в Германии, вовсе не стремится интегрироваться в немецкое сообщество и смириться с европейским плюрализмом, в том числе на рынке - хотя Германия использует именно мультикультурализм как модель «общения» с приезжими. Тем самым они создают своего рода «параллельное общество». По сравнению с большей частью статей по теме миграции в Европе, и в Германии, в частности, в книге Т. Саррацина представлен резкий взгляд на миграционную политику Германии. Автор критикует миграционную политику страны: угрозу в сложившемся положении он видит в том, что доля людей с иммиграционным прошлым, преимущественно мусульманского происхождения, увеличивается, они живут замкнуто, сохраняя традиционно высокий уровень фертильности и относительно низкий уровень образованности. В силу того, что такой порядок вещей сохраняется и дальше, то снижается интеллектуальный потенциал страны - такое предположение Т. Саррацин обосновывает в своем труде, ссылаясь на наследственную передачу способностей обучаться. Скандальность этой книги заключается в том, что автор призывает Германию, во-первых, ограничить иммиграцию необразованных слоев населения в страну; во-вторых, рожать, воспитывать и образовывать новых жителей Германии самим, то есть призывает к увеличению рождаемости среди граждан немецкого происхождения. При этом автор данного труда не предлагает отказаться от иммиграции вовсе как одного из средств привлечения кадров в страну - Германия рада принимать мигрантов, но только тех, кто образован и вносит свой вклад в благополучие страны, а не выкачивает социальные выплаты. В противном случае, указывает автор, через 100 лет в Германии не останется немецкого языка, а сами немцы не будут чувствовать себя как дома.
Карл-Хайнц Мейер-Браун, немецкий журналист, бывший уполномоченный по вопросам интеграции и специалист по турецкой миграции, в своей книге под названием «Черная книга миграции: темная страница нашей политики в отношении беженцев» представляет также достаточно скептический взгляд немецкого специалиста относительно проводимой политики в отношении беженцев. Книга максимально приближена к изучаемому периоду, так как охватывает события вплоть до января 2018 года. На примере некоторых ошибок и недочетов Министерства по делам мигрантов и беженцев автор показывает, что Германия и ЕС в целом переживают кризис не только из-за огромного потока беженцев из других регионов, но и из -за кризиса системы, занимающейся проблемой беженцев. Так, автор показывает, что зачастую беженцы находятся в центрах приема более 9 месяцев, а некоторые немецкие граждане выдают себя за сирийских беженцев, получая при этом пособия, полагающиеся беженцам; специалистов, занятых в сфере регулирования миграции, приема и размещения беженцев, «готовят» в сжатые сроки, так как необходимость в кадрах выросла в 4 раза, поэтому не приходится говорить об их профессионализме. Говоря о «миграционном кризисе», автор с долей сарказма представляет читателям главу «Всё это уже было: краткая история «Кризисов беженцев», где показывает с помощью сравнения стратегии урегулирования потока мигрантов, что нынешняя ситуация вовсе не уникальна: большой поток иммигрантов, попытки ввести ограничительные меры. Автор подчеркивает, что с каждым следующим «миграционным кризисом» Германия впадает в панику вместо того, чтобы оглянуться на прошлый опыт и понять, что такое уже было. По мнению автора, миграционная проблема или «кризис беженцев» - как ни назови - упирается в несправедливость мировой экономической системы, в результате которой африканские страны теряют до 30 млрд. долларов ежегодно, а также в проблемы системы, ответственной за регулирование миграционной проблемы.
Известным отечественным специалистом по изучению поднятой проблемы является Л.Б. Карачурина. В своих статьях она проводит краткий обзор законодательства с 1913 до 2007 года и, как и Т. Саррацин, использует статистические данные, чтобы оценить количественное воздействие прибывающих мигрантов на экономику. Она делает вывод о том, что в Германии проблема в отношении мигрантов заключается в выстраивании не только отношений между государством и мигрантами, но и между про- и антииммигрантской общественностью, а также в своего рода непостоянстве правительства, достаточно быстро меняющего заданный курс путем изменения иммиграционного законодательства.
Аналитическая статья Н.К. Арбатовой и А.М. Кокеева представляет анализ миграционной ситуации в европейских странах, таких как Германия, Великобритания, Италия, Испания, Франция, Скандинавские страны, а также отражает состав групп мигрантов и общественное мнение по этой проблеме . В данной статье поднимаются вопросы, имеющие наибольшее значение для государств ЕС: что приоритетнее - отстаивать гуманизм, толерантность и открытость границ или всё же обеспечить безопасность своих граждан. Именно в этом противоречии авторы статьи видят «главный вызов европейскому проекту». Авторы приходят к мнению, что в ЕС самая большая проблема, связанная с беженцами, заключается вовсе не в их количестве, а в отсутствии единой точки зрения на проведение миграционной политики и компромисса по конкретным мерам - распределение квот между странами, соблюдение принятого всеми Дублинского соглашения, а также противоречия внутри самих стран по вопросу, как отсеивать и депортировать тех, кто не имеет права на подачу прошения на статус беженца.
В аналитической записке доктора политических наук В.С. Малахова приводится альтернативный взгляд на миграционную ситуацию: автор утверждает, что миграционного кризиса в Европе нет, проблема раздута через СМИ, а поток мигрантов полезен как для рынка труда, так и для демографии в условиях «старения Европы» . Автор также указывает на то, что в Европе уже наблюдалась ситуация с большим количеством беженцев, что было результатом распада Югославии. Этому же исследователю принадлежит книга «Интеграция мигрантов: концепции и практики», в которой через призму истории описывается, каковы особенности восприятия мигрантов и процесса интеграции в принимающем обществе и каково отношение политической элиты к этому процессу .
Аналитические статьи, представленные экспертами Московского Центра Карнеги и Российского совета по международным делам (РСМД), представляют более распространенный взгляд на миграционную ситуацию в ЕС - кризис, их авторы пытаются объяснить причина кризиса и способы его преодоления через «европейскую солидарность». Так, в работе М. Саморукова содержится критика относительно миграционной политики ЕС, которая абсурдным образом привлекает только больше людей в Европу, то есть ведет не к решению проблемы, а к ее усугублению.
Среди зарубежных экспертов, занимающихся не только темой миграции, но и темой национализма и демократии, следует отметить Андре Лекура, канадского социолога и профессора политических и социальных наук Университета Оттавы. В своей книге «Национализм и демократия...» он подчеркивает, что Германия ввиду своей послевоенной слабости и моральной вины за нацистские преступления прибегла к политике разнообразия, мультикультурализма, тем самым встав в один ряд в его исследовании с такими многонациональными странами, как США, Канада, Франция (также находящаяся под влиянием мигрантов), Великобритания, Нидерланды.
Работа включает в себя введение, основную часть из трех глав, заключение, список источников и литературы, приложения. Первая глава посвящена предпосылкам иммиграции в Германию с 1949 года и эволюции иммиграционного законодательства.
Вторая глава сосредоточена на позициях основных политических партий по рассматриваемому вопросу в динамике. В третьей главе уделено внимание интеграции мигрантов в немецкое общество и проблемам, возникающим на протяжении процесса интеграции. Также в ней показана роль Германии в иммиграционной политике Европейского Союза.
В результате данного исследования были достигнуты поставленные задачи: изучены предпосылки сложившегося миграционного положения; отслежена эволюция иммиграционного законодательства Германии с 1949 года; проанализированы позиции политических партий Германии по политике в отношении беженцев; выявлены проблемы, связанные с приемом и интеграцией беженцев в немецкое общество; выявлена лидирующая роль Германии в выработке общей иммиграционной политики, исходя из активности Германии в этом процессе.
Через выполнение поставленных задач достигнута цель - проанализирована иммиграционная политика Ангелы Меркель в отношении беженцев, начиная с 2015 года. Хотя ситуацию 2015 года называют «кризисом», Европа знала и ранее огромный наплыв беженцев - примером тому служит период после распада Югославии. Однако качественным отличием ситуации с беженцами 2015 года является то, что это представители совершенно другого религиозного мира - арабское население стран Северной Африки и Ближнего Востока. Для христианского населения Европы это представляет проблему в силу того, что беженцы не стремятся интегрироваться в принимающее общество, создавая своеобразные «параллельные сообщества», для жизни в которых не нужно становиться частью страны пребывания. Таким образом, они остаются чужими. Но благодаря высоким социальным трансфертам беженцы чувствуют себя достаточно комфортно, и у них отсутствует стимул искать работу и восполнять то, что принимающее государство на них затратило. В свою очередь это приводит к социальному напряжению в стране, акциям протеста, в том числе, с применением насилия, против беженцев, в которых большинство граждан страны видят «нахлебников» и благодатную почву для роста преступности и терроризма в частности.
Правительство Германии пытается разрешить проблему невписанности мигрантов в общество через проведение интеграционных курсов после принятия Закона об иммиграции 2005 года и Национального интеграционного плана Германии, что закрепило за ФРГ статус страны иммиграции, хотя раньше было совсем наоборот, по крайней мере официально. Начавшийся поток немецких репатриантов после Второй мировой войны и практика приглашения гастарбайтеров сделали из эмиграционной страны иммиграционную, причем наиболее привлекательную в Европе для различных категорий иммигрантов: трудовых, образовательных, вынужденных и экономических, часто выдающих себя за беженцев (как правило, это граждане балканских стран).
Большое влияние Германии в Европейском Союзе можно проследить как на уровне продвижения определенных проектов (например, соглашение ЕС-Турция 2016 года), количества представителей в органах ЕС, так и в количестве принимаемых беженцев и квот, выделенных на эту страну. Так как роль Германии высока в процессе выработки общей европейской политики, в том числе, в отношении беженцев, то политика Меркель сказывается и на общей европейской политике в отношении беженцев. Видение иммиграционной политики немецким канцлером отражает взгляды Христианско- демократического союза об общей иммиграционной стратегии с распределением нагрузки между странами-членами ЕС, что отражается в системе квотированного распределения беженцев. С 2017 года всё же наметился некий сдвиг в сторону ограничения - в процессе переговоров по образованию правительственной коалиции в Бундестаге позиция ХДС сблизилась с позицией ее «сестринской» партии - ХСС - по вопросу о «верхней границе» по приему беженцев в 200.000 человек в год. Наравне с ХДС, СвДП и СДПГ также придерживаются принципа общей выработки иммиграционной политики ЕС и приверженности соблюдения ее основ - Дублинское соглашение, Агентство FRONTEX и система EURODAC. В противовес им за избирательную, контролируемую на национальном уровне иммиграционную политику в отношении беженцев выступают ХСС и «Альтернатива для Германии». Есть и третье видение ситуации: «Зеленые», «Левые» и «Пираты» являются приверженцами общей европейской политики в отношении беженцев при ликвидации основ существующей политики в виде Дублинского соглашения, Агентства FRONTEX и системы EURODAC как мер, нарушающих права беженцев. Однако чёткой альтернативы существующему порядку эти три партии не выдвигают.
Подводя итог данной работе, становится понятно, что так называемый «миграционный кризис» в Европе и в Германии, в частности, не является первой крупной иммиграционной волной, однако его коренным отличием является цивилизационная составляющая проблемы: большинство беженцев - мусульмане в противоположность преимущественно христианской Европе, в результате чего у местного и приезжего населения разный взгляд на жизнь, возникает непонимание между разными слоями общества. Несмотря на прохождение интеграционных курсов, многие из тех, кто остается жить в Германии, остаются не включенными в немецкое общество. С этой точки зрения иммиграционную политику Ангелы Меркель в отношении беженцев можно назвать неэффективной, ведь она не выполняет своего «предназначения» - не сглаживает противоречия между гражданами страны и иммигрантами.
Другая отрицательная сторона иммиграционной политики Меркель состоит в том, что принимаемые меры на национальном и наднациональном уровнях (ЕС) носят рестриктивный характер, то есть рассчитаны на краткосрочную перспективу - ограничение притока беженцев здесь и сейчас. Применение мер, направленных на борьбу с проявлением проблемы, а не ее причинами, - неэффективная стратегия. Соглашение, заключенное между Турцией и Европейским Союзом о механизме возвращения нелегальных беженцев из ЕС в Турцию «один-один» и закрытии Турции для прохода беженцев в Европу, критикуется многими, так как не снижает количество беженцев в странах ЕС, тем более что в Турции одних только сирийских беженцев более 3 млн. Помимо этого политика, проводимая Брюсселем во главе с Меркель, больше похожа на откуп от беженцев и стремление отодвинуть места их пребывания в страны Африки и Ближнего Востока. Но если в странах происхождения конфликты не прекращаются, а беженцев вследствие этого не становится меньше, то можно ли говорить о том, что принимаемые меры принесут желаемые плоды - разрешат ли тот самый «миграционный кризис»? Простым «вбросом» денег в страны происхождения и трансфера и стратегией задабривания Турции для переноса нагрузки на нее Европа хоть и достигла значительного снижения количества беженцев, подавших прошение о предоставлении убежища до 650 тыс. в ЕС в целом и 200 тыс. в Германии, в том числе, сама проблема не разрешена.
Попытки Брюсселя и Меркель, в частности, оказать давление на страны, не выполняющие своих обязательств по распределению беженцев, остаются неэффективными. Правительствам этих стран проще откупиться. Независимо от того, называем мы нынешнее положение неожиданным кризисом, чего прежде не было в Европе, или всё же было, проблема остается на повестке дня органов национального и наднационального управления. Прибывающие в Европу беженцы лишь начало - их интеграция и сосуществование в обществе, коренным образом отличающемся от их родного, сталкивается с неприязнью, шовинизмом, ксенофобией, набирающими влияние в Европе. Показательным в этом смысле является то, что правая партия «Альтернатива для Германии» набрала на выборах 2017 года более 12%, что позволило ей войти в Бундестаг.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод - иммиграционная политика Ангелы Меркель, начиная с 2015 года, в отношении беженцев в контексте общей европейской политики является неэффективной в решении миграционной проблемы, или так называемого «миграционного кризиса», так как направлена на перекрывание или закрытие путей для беженцев в Европу, нежели на устранение первопричин, побуждающих их бежать из своих стран, как правило, доверяя свои жизни контрабандистам.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948 г. Статья 14, пункт 1. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения
11.05.2016)
2. Дублинская Конвенция 1990 года, определяющая государство, ответственное за
рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества: подписана странами-членами ЕС в 1990 году. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://hrlibrary.umn.edu/russian/asylum/Reunion3.3.1.html (дата обращения:
25.03.2016)
3. Еврейская иммиграция. - Федеральное ведомство по делам мигрантов и
беженцев. - [Электронный ресурс]. URL: -
http://www.bamf.de/RU/Mi gration/JuedischeZuwanderer/juedischezuwanderer-node.html(дата обращения:20.03.2016)
4. Национальная принадлежность иностранных граждан Германии по данным на 2010 год. - Статистика по иностранцам. Миграция в Германию. - [Электронный ресурс].
- URL:http://www.auslaender-statistik.de/(дата обращения: 15.03.2016)
5. Получение гражданства. - Федеральное ведомство по делам мигрантов и беженцев.
- [Электронный ресурс] -http://www.bamf.de/RU/Startseite/startseite-node.html(дата обращения: 18.03.2016)
6. Численность иностранного населения в некоторых странах Европы в 1950/1970/1980 гг, тыс.чел.- [Электронный ресурс] - URL:www.slideshare.net(дата обращения: 08.04.2016)
7. 100% Sozial // Wahlprogramm der Partei Die Linke zur Bundestagswahl 2013 //
Beschlossen am 16.Juni 2013. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.bundestagswahl-bw.de/wahlprogramme btw2013.html(дата обращения: 03.02.2017)
8. Ankunftszentren. - Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - [Электронный ресурс].
- URL: http://www.bamf.de/DE/DasBAMF/Aufbau/Standorte/Ankunftszentren/ankunftszentren-node.html(дата обращения: 18.06.2017)
9. Asylbewerberleistungsgesetz (AsylbLG) от 30 июня 1993 г. Поправки от 5 августа 1997 г. // Bundesgesetzblatt №57. - 14.08.1997. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.bgbl.de/(дата обращения: 17.05.2016)
10. Auslandergesetz - AuslG от 9 июля 1990. Раздел 1, 2, параграфы 1-4,15- 27, 28-32. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.info4alien.de/auslg.htm(дата обращения: 15.05.2016)
11. Bayernplan 2017 // Programm zur Bundestagswahl. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.csu.de/common/download/Beschluss Bayernplan.pdf (дата обращения:
22.12.2017)
12. Bekanntmachung uber die Hohe der Leistungssatze nach § 14 des
Asylbewerberleistungsgesetzes fur die Zeit ab 1. Marz 2015 // Bundesministerium fur Arbeit und Soziales. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.fluechtlingsinfo- berlin.de/fr/asylblg/Leistungssaetze AsylbLG ab Maerz 2015.pdf(дата обращения: 17.06.2017)
13. Bericht zur Integrationsgeschaftsstatistik fur den Zeitraum von 01.01.2017-30.09.2017 // Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - 04.01.2018. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Downloads/Infothek/Statistik/Integration/2017/2017-quartal3 -integrationskursgeschaeftsstatistik-
gesamt bund.pdf? blob=publicationFile(дата обращения: 12.03.2018)
14. Burgerprogramm 2013 // Programm der Freien Demokratischen Partei zur
Bundestagswahlen 2013 // Beschlossen am 5.Mai 2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bundestagswahl-bw.de/wahlprogramme btw2013.html (дата
обращения: 03.02.2017)
15. Communication from the Commission to the European Parliament and the Council.
Towards a reform of the Common European Asylum System and enhancing legal avenues to Europe. - European Commission. - Brussels, 06.04.2016. COM (2016) 187 final. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/home-
affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/european-agenda-migration/proposal-implementation-
package/docs/20160406/towards a reform of the common european asylum systemand enhancing legal avenues to europe-20160406 en.pdf (дата обращения:
10.02.2018)
16. Consolidated version of the Treaty on the Functioning of the European Union // Official Journal of the European Union. - C 202, 07.06.2016. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ :C:2016:202:FULL&from=EN (дата обращения:
09.02.2018)
17. Das braucht unser Europa // Programm der Freien Demokratischen Partei fur die Wahl
zum VIII. Europaischen Parlament 2014 // Beschlossen am 19.Januar 2014. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.europawahl-
bw.de/europawahlprogramm fdp.html(дата обращения: 02.12.2016)
18. Das wir entscheidet // Das Regierungsprogramm 2013-2017 // Beschlossen am 14.April
2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bundestagswahl-
bw.de/wahlprogramme btw2013.html( дата обращения: 03.02.2017)
19. Denken wir neu. Das Programm zur Bundestagswahl 2017 der Freien Demokraten
„Schauen wir nicht langer zu.“. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.bundestagswahl-bw.de/wahlprogramm fdp btwahl2017.html (дата
обращения: 03.09.2017)
20. Der Grune neue Gesellschaftsvertrag: Klima, Arbeit, Gerechtigkeit, Freiheit //
Bundestagswahlprogramm der Grunen // Beschlossen am 10.Mai 2009. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.gruene.de/fileadmin/user upload/Dokumente/Wahlprogramm/BTW Wahlprogramm 2009 final screen 060709.pdf(дата обращения: 02.02.2017)
21. Der Nationale Integrationsplan. Neue Wege - Neue Chancen // Die Bundesregierung. -
2007. - 202 с. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Archiv16/Artikel/2007/07/Anlage/2007-10-18-nationaler-integrationsplan.pdf? blob=publicationFile&v=2(дата обращения: 24.09.2017)
22. Die Alternative fur Deutschland setzt sich ein // Wahlprogramm der AfD zur Bundestagswahl 2013. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.bundestagswahl- bw.de/wahlprogramme btw2013.html(дата обращения: 03.02.2017)
23. Die Mitte starken. Deutschlandprogramm 2009 // Programm der Freien Demokratischen Partei zur Bundestagswahl 2009 // Beschlossen am 17.Mai 2009. - [Электронный ресурс]. - URL:https://www.fdp.de/files/565/Deutschlandprogramm09 Endfassung.pdf(дата обращения: 02.02.2017)
24. Directive 2011/95/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on standards for the qualification of third-country nationals or stateless persons as beneficiaries of international protection, for a uniform status for refugees or for persons eligible for subsidiary protection, and for the content of the protection granted (recast) (applicable from 21 December 2013) // Official Journal of the European Union. - L 337, 20.11.2011. - p.9-26. - [Электронный ресурс]. - URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32011L0095(дата обращения: 08.02.2018)
25. Directive 2013/32/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 on
common procedures for granting and withdrawing international protection // Official Journal of the European Union. - L 180, 29.06.2013. - p.60-95. - [Электронный ресурс]. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/en/ALL/?uri=celex%3A32013L0032(дата обращения: 08.02.2018)
26. Directive 2013/33/EU of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013
laying down standards for the reception of applicants for international protection // Official Journal of the European Union. - L 180, 29.06.2013. - p.96-116. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=celex%3A32013L0033(дата обращения: 08.02.2018)
27. EASO - European Asylum Support Office. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.easo.europa.eu/(дата обращения: 13.02.2018)
28. Es ist Zeit fur mehr Gerechtigkeit: Zukunft sichern, Europa starken // Das
Regierungsprogramm von SPD 2017-2021. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Bundesparteitag 2017/Es ist Zeit fuer mehr
Gerechtigkeit-Unser Regierungsprogramm.pdf(дата обращения: 05.11.2017)
29. Es reicht nicht, lediglich den Planen Frankreichs zu folgen // Handelsblatt. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/-debatte-zum-nachlesen-es-reicht-nicht-lediglich-den-plaenen-frankreichs-zu-folgen/20990522.html(дата обращения: 06.03.2018)
30. Europa geht anders: sozial, friedlich, demokratisch // Europawahlprogramm 2014 DIE
LINKE // Beschlossen am 15.Februar 2014. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.europawahl-bw.de/europawahlprogramm die linke.html(дата обращения: 02.12.2016)
31. Europa. Grenzenlos // EU-Wahlprogramm 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.piratenpartei.de/politik/wahl-und-grundsatzprogramme/eu-wahlprogramm-2014/ (дата обращения: 03.02.2017)
32. Europa: eine neue Richtung geben // Europawahlprogramm 2014 von SPD // Beschlossen
am25.Mai 2014. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.europawahl-
bw.de/europawahlprogramm spd.html(дата обращения: 02.12.2016)
33. Europa: Mitentscheiden, Erneuern, Zusammenhalten // Europawahlprogramm 2014 von
BUNDNIS 90/DIE GRUNEN // Beschlossen vom 7. bis 9.Februar 2014. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.europawahl-
bw.de/europawahlprogramm gruene.html(дата обращения: 02.12.2016)
34. Europaische Union: Anzahl der erstmaligen Asylbewerber in den Mitgliedsstaaten im
2017. - Statista. Das Statistik. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://de.statista.com/statistik/daten/studie/459422/umfrage/asylbewerber-in-den-laendern-der-eu/(дата обращения: 02.04.2018)
35. Europaplan Bayern // Europawahlprogramm der CSU // Beschlossen am 10.Mai 2014. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.csu.de/aktuell/meldungen/april-
2014/europaplan-der-csu/(дата обращения: 02.02.2017)
36. EU-Turkey statement. - Council of the European Union. - 18.03.2016. - [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2016/03/18/eu-turkey-statement/(дата обращения: 20.04.2018)
37. Fluchtlingsrat. Niedersachsen. - [Электронный ресурс]. - URL:https://www.nds- fluerat.org/(дата обращения: 18.06.2017)
38. Freu dich aufs Neuland // Wahlprogramm der Piratenpartei Deutschland zur
Bundestagswahl 2017. - 11.08.2017. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.piratenpartei.de/files/2017/06/Wahlprogramm-BTW2017.pdf(24.12.2017)
39. FRONTEX - European Border and Coast Guard Agency. - [Электронный ресурс]. - URL:http://frontex.europa.eu/(дата обращения: 14.02.2018)
40. FRONTEX: Protecting Europe’s external borders. - Federal Ministry of the Interior, Building and Community. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.bmi.bund.de/EN/topics/security/international-cooperation/frontex/frontex-node.html(дата обращения: 14.04.2018)
41. Fur ein Deutschland, in dem wir gut und gerne leben // Regierungs-Programm von CDU
und CSU fur die Jahre 2017 bis 2021. In Leichter Sprache. - Veroffentlicht am 03.07.2017. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:PGhfqCojlAwJ:https://www.cdu.de/system/tdf/media/dokumente/wahlprogramm-leichte-sprache-btw-2017.pdf%3Ffile%3D1+&cd=4&hl=ru&ct=clnk&gl=de(дата обращения: 03.09.2017)
42. Gemeinsam erfolgreich fur Deutschland // Regierungsprogramm der CDU/CSU 2013¬2017 // Beschlossen im Juni 2013. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.csu.de/programm/cdu csu regierungsprogramm 2013-2017/files/assets/common/downloads/cdu csu regierungsprogramm 2013.pdf (дата
обращения: 03.02.2017)
43. Gemeinsam erfolgreich in Europa // Europawahlprogramm 2014 von CDU //
Beschlossen am 5.April 2014. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.europawahl-bw.de/europawahlprogramm cdu.html(дата обращения: 02.12.2016)
44. Gesetz uber das Auslanderzentralregister (AZR-Gesetz) от 2 сентября 1994 г. -
[Электронный ресурс] - URL: https://www.gesetze-im-
internet.de/azrg/BJNR226500994.html(дата обращения: 17.05.2016)
45. Gesetz uber die Angelegenheiten der Vertriebenen und Fluchtlinge
(Bundesvertriebenengesetz - BVFG) от 19 мая 1957 г. Параграф 1, пункт 3. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.gesetze-im-
internet.de/bvfg/BJNR002010953.html(дата обращения: 15.05.2016)
46. Gesetz uber die Angelegenheiten der Vertriebenen und Fluchtlinge
(Bundesvertriebenengesetz - BVFG) от 19 мая 1953 г. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/bvfg/BJNR002010953.html (дата обращения:
15.05.2016)
47. Gesetz uber die Festlegung eines vorlaufigen Wohnortes fur Aussiedler und Ubersiedler от 6 июля 1989 // Bundesgesetzblatt №35. - 14.07.1989. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.bgbl.de/(дата обращения: 16.05.2016)
48. Gesetz uber die Notaufnahme von Deutschen in das Bundesgebiet от 22 августа 1950 г. // Bundesgesetzblatt №36. - 26.08.1950. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.bgbl.de/(дата обращения: 17.05.2016)
49. Gesetz uber MaBnahmen fur im Rahmen humanitarer Hilfsaktionen aufgenommene Fluchtlinge от 22 июля 1980 г. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.gesetze-im- internet.de/bundesrecht/humhi g/gesamt.pdf(дата обращения: 16.05.2016)
50. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland. - Deutscher Bundestag. - [Электронный ресурс]. - URL:https://www.bundestag.de/gg(дата обращения: 02.04.2018)
51. Grundsatzprogramm der Sozialliberalen 2015 // Beschlossen auf dem 43.Bundesparteitag
vom 21. November 2015 in Koln. - [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.liberale-demokraten.de/parteiprogramm.html(дата обращения: 02.12.2016)
52. Home affairs. Policies // European Commission. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies en
53. Identification of applicants (EURODAC). Common European Asylum System // Migration and Home Affairs. European Commission. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/home-affairs/what-we-do/policies/asylum/identification-of-applicants en(дата обращения: 14.02.2018)
54. Infografik: Fluchtrouten nach Europa // Aktion Deutschland hilft. Bundnis deutscher Hilfsorganisationen. - November 2017. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.aktion-deutschland-hilft.de/de/mediathek/infografiken/infografik-fluchtrouten-nach-europa/(дата обращения: 27.04.2018)
55. Infothek. Publikationen. Blaue Karte EU. Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.bamf.de/(дата обращения: 15.04.2016)
56. Joint statement. Addressing the Challenge of Migration and Asylum. - Bundesregierung.
- Paris, 28.08.2017. - 6 pages. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://m.bundesregierung.de/Content/DE/ Anlagen/2017/08/2017-08-28-statement-refugee-migration-english.pdf? blob=publicationFile&v=1 (дата обращения:
22.04.2018)
57. Klarmachen zum Andern // Wahlprogramm der Piratenpartei Deutschland zur Bundestagswahl 2009 // Beschlossen am 18.Juli 2009. - [Электронный ресурс]. - URL: https://errol.piratenpartei-bayern.de/files/2017/01/Piratenpartei-wahlprogramm-bundestagswahl-2009.pdf(дата обращения: 02.02.2017)
58. Konsequent sozial. Fur Demokratie Frieden // Bundestagswahlprogramm der Partei DIE LINKE // Beschlossen am 21.Juni 2009. - [Электронный ресурс]. - URL:http://die- linke.de/fileadmin/download/wahlen/pdf/Beschluss Bundestagswahlprogramm redTB revMS final.pdf( дата обращения: 02.02.2017)
59. Landeszentrale fur politische Bildung. Baden-Wurttemberg // Parteien und Spitzenkandidierende // Wahlprogramme. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bundestagswahl-bw.de/(дата обращения: 03.09.2017)
60. Leaders' Agenda // European Council. - December 2017. - [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.consilium.europa.eu//media/32083/en leaders-agenda-note-on-
migration .pdf(дата обращения: 07.03.2018)
61. Member States' Support to Emergency Relocation Mechanism // European Commission.
- 26.03.2018. - [Электронный ресурс]. - URL:https://ec.europa.eu/home-
affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/european-agenda-migration/press-material/docs/state of play - relocation en.pdf(дата обращения: 08.04.2018)
62. Migration nach Deutschland. Spataussiedler. Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.bamf, de/(дата обращения: 15.03.2016)
63. Migrationsbericht des Bundesamtes fur Migration und Fluchtlinge im Auftrag der
Bundesregierung // Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - 2015. - URL: https://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Publikationen/Migrationsberichte/migrationsbericht-2015.pdf? blob=publicationFile(дата обращения: 17.03.2016)
64. Mut zu Deutschland. Fur ein Europa der Vielfalt // Europawahlprogramm der
Alternative fur Deutschland // Beschlossen am 22.Marz 2014. - [Электронный ресурс]. -http://www.europawahl-bw.de/europawahlprogramme.html(дата обращения:
02.02.2017)
65. Programm fur Deutschland // Wahlprogramm der Alternative fur Deutschland fur die Wahl zum Deutschen Bundestag am 24.September 2017. -Beschlossen auf dem Bundesparteitag in Koln am 22-23. April 2017. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.afd.de/wahlprogramm(дата обращения: 24.12.2017)
66. Regulation (EU) No 604/2013 of the European Parliament and of the Council of 26 June 2013 establishing the criteria and mechanisms for determining the Member State responsible for examining an application for international protection lodged in one of the Member States by a third-country national or a stateless person // Official Journal of the European Union. - L 180, 29.06.2013. - [Электронный ресурс]. - URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1518153663228&uri=CELEX:32013R0604(дата обращения: 09.02.2018)
67. Reichs- und Staatsangehorigkeitsgesetz от 27 июля 1913 г. - [Электронный ресурс]-
URL: http://www.documentarchiv.de/ksr/1913/reichs-staatsangehoerigkeitsgesetz.html
(дата обращения: 15.05.2016)
68. Relocation: EU solidarity between Member States // European Commission. -
14.11.2017. - [Электронный ресурс]. - URL: https://ec.europa.eu/home-
affairs/sites/homeaffairs/files/what-we-do/policies/european-agenda-
mi gration/20171114 relocation eu solidarity between member states en.pdf (дата
обращения: 08.04.2018)
69. Schlusselzahlen Asyl 2017 // Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. -Januar 2017. -
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Publikationen/Flyer/flyer-schluesselzahlen-asyl-2017.pdf? blob=publicationFile(дата обращения: 11.03.2018)
70. Sichere Herkunftsstaaten // Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. - 01.08.2016. -
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.bamf.de/DE/Fluechtlingsschutz/Sonderverfahren/SichereHerkunftsstaaten/sichere-herkunftsstaaten-node.html(дата обращения: 24.01.2018)
71. Sozial und Demokratisch. Anpacken. Fur Deutschland // Das Regierungsprogramm der
SPD // Beschlossen in Berlin 2009. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Bundesparteitag/regierungsprogramm bundesparteitag berlin 2009.pdf(дата обращения: 02.02.2017)
72. Sozial. Gerecht. Frieden. Fur Alle. Die Zukunft, fur die wir kampfen // Wahlprogramm
der Partei DIE LINKE zur Bundestagswahl 2017. - Beschlossen auf dem
Bundestagswahlparteitag, Hannover, 9. bis 11. Juni 2017. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.die-
linke.de/fileadmin/download/wahlen2017/wahlprogramm2017/die linke wahlprogramm
2017.pdf(дата обращения: 24.12.2017)
73. Staatsangehorigkeitsgesetz (StAG). - 01.01.2000. - Bundesministerium fur Justiz und
Verbraucherschutz. Gesetze im Internet. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/rustag/BJNR005830913.html (дата обращения:
15.04.2016)
74. The Schengen acquis - Convention implementing the Schengen Agreement of 14 June 1985 between the Governments of the States of the Benelux Economic Union, the Federal Republic of Germany and the French Republic on the gradual abolition of checks at their common borders. 19.06.1990 // Official Journal of the European Union. - L 239, 22.09.2000. - p. 19-62. - [Электронный ресурс]. - URL:http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/TXT/?uri=celex:42000A0922(02)(дата обращения: 15.04.2016)
75. Welche Kosten tragt der Bund im Rahmen der Fluchtlingspolitik? // Bundesregierung. -
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.bundesregierung.de/Content/DE/Lexikon/FAQ-Fluechtlings-Asylpolitik/3-was-tut-die-bundesregierung/140-ausgaben.html(дата обращения: 17.06.2017)
76. Wir haben die Kraft - gemeinsam fur unser Land // Regierungsprogramm 2009-2013 //
Beschlossen am 28.Juni 2009. - [Электронный ресурс]. -
http://www.kas.de/upload/ACDP/CDU/Programme Bundestag/2009-
2013 Regierungsprogramm Wir-haben-die-Kraft Gemeinsam-fuer-unser-Land.pdf(дата обращения: 02.02.2017)
77. Wir stellen das mal in Frage// Wahlprogramm der Piratenpartei Deutschlands zur Bundestagswahl 2013 // Beschlossen im Juni 2013. - [Электронный ресурс]. - URL: https://www.piratenpartei.de/wp-content/uploads/2013/06/PP-Bund-BTW13v1.pdf(дата обращения: 03.02.2017)
78. Zeit fur den grunen Wandel. Teilhaben. Einmischen. Zukunft schaffen //
Bundestagswahlprogramm von Bundnis 90/ Die Grunen // Beschlossen am 28.April 2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.bundestagswahl-
bw.de/wahlprogramme btw2013.html(дата обращения: 03.02.2017)
79. Zukunft wird aus Mut gemacht // Bundestagswahlprogramm 2017. - Beschlossen auf der
41. Bundesdelegiertenkonferenz von BUNDNIS 90/DIE GRUNEN vom 16. bis 18. Juni 2017 in Berlin. - [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.gruene.de/fileadmin/user upload/Dokumente/BUENDNIS 90 DIE GRUENEN Bundestagswahlprogramm 2017 barrierefrei.pdf(дата обращения: 24.12.2017)
80. Zustandige Aufnahmeeinrichtung. - Bundesamt fur Migration und Fluchtlinge. -
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.bamf.de/DE/Fluechtlingsschutz/AblaufAsylv/MeldungAE/meldung-aufnahmeeinrichtung-node.html(дата обращения: 18.06.2017)
81. Zuwanderungsgesetz. - [Электронный ресурс] - URL:http://www.auswaertiges- amt.de/DE/EinreiseUndAufenthalt/Zuwanderungsrecht node.html(дата обращения: 15.04.2016)