Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №18773

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 . Теоретеческее аспекты формирования орфографической грамотности у
младших школьникоо 8
1.1 Лингвометодические основы формирования орфографических
навыков у младших школьникоо 8
1.2 «Лингвистическаясказка» как приём формирования орфографических
навыков у младших школьникоо 27
2. Экспериментальная работа по развитию орфографических навыков у младших школьникоо 40
2 . 1 Выявление актуального уровня сформированности орфографических навыков у младших школьников 4 «б» МБОУ СОШ №6 г. Лесосибирска. 40
2.2 Использование лингвистической сказки в процессе формированияорфографических навыков у младших школьников 48
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 54
Заключении 559
Список использованных источников (50
Приложения

Перемены, которые мы ежедневно наблюдаем в современном мире, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, с учетом государственных, социальных и личностных интересов и потребностей. В связи с этим создание новых, улучшение и приспособление к новым условиям уже существующих образовательных стандартов становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО) нового поколения требует, чтобы у младших школьников, как показатель общей культуры человека, была сформирована правильная устная и письменная речь.
С внедрением новых стандартов повышаются требования не только к уровню сформированности орфографических навыков учащихся, но и к уровням развития мышления младших школьников, их самостоятельности и к воспитанию понимания значимости правильного использования русского языка как части культуры. Ребенок получает необходимые знания по русскому языку и учится использовать их в речевой практике именно в школе, поэтому очень важно вести преподавание на высоком теоретическом уровне.
Проблема формирования орфографических навыков давно является одной из самых острых и обсуждаемых в теории и в практике обучения орфографии. Ею занимались такие ученые-психологи, как Д.Н. Богоявленский,
С.Ф. Жуйков, а также методисты М.Т. Баранов, М.Р. Львов, М.М. Разумовская и многие другие. Д.Н. Богоявленский занимался важнейшими исследованиями по психологии усвоения орфографии школьниками. Доктор психологических наук С.Ф. Жуйков посвятил вопросу формирования орфографических навыков ряд научных работ, в том числе «Формирование орфографических действий». Профессор П.Я. Гальперин также занимался изучением усвоения новых знаний у школьников и написал отдельную работу «Методы обучения и умственное развитие ребенка». Профессор, автор учебных пособий Г. Граник является автором книги «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков» .
Методика обучения русскому языку, в том числеобучения, направленногонаформирование грамотности учащихся, имеет большой арсенал приемов, однако, на практике навыки правописания школьников не отвечают в полной мере требованиям, предъявляемым государственными стандартами и программами.
Учитывая все вышесказанное, мы предлагаем рассмотреть лингвистическую сказку («Лингвистическая сказка - речевой жанр, представляющий “своеобразный “симбиоз” поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения» [23]) в качестве одного из средств, которое будет направлено на развитие орфографической грамотности у младших школьников и одновременносможет их заинтересовать.
Цель выпускной квалификационной работы:доказать эффективность использования приёма«лингвистическая сказка» в процессе формирования орфографических навыков у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования орфографическихнавыков на урокахрусского языка у младших школьников.
Предмет: «лингвистическая сказка» как один из приёмов изучения орфографии на уроках русского языка у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование приёма «лингвистическая сказка» на уроках русского языка в начальной школе может способствовать формированию орфографических навыков при условии, что лингвистическая сказка объясняет законы языка и не допускает употребления фактических ошибок.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующиезадачи:
а) выявивъ лингвометвдичесдие основы формироваиио
орфографического навыка у младших школьников;
б) ознакомиться с приёмами формирования орфографического навыка у младших школьников;
в) выявить реальный уровень сформированности орфографических навыков у младших школьников;
г) использовать приём «лингвистическая сказка» с целью формирования орфографических навыков;
д) выполнить количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
В процессе работы над исследованием были использованы следующие методыисследования: изучение теоретических источников, эксперимент, разработка фрагментов уроков, метод качественного и количественного анализа.
Основные результаты исследования отражены в статье «Использование лингвистической сказки в процессе формирования орфографических навыков у младших школьников», опубликованной на сайте https://infourok.ru/, режим доступа - https://infourok.ru/ispolzovanie-lingvisticheskoy-skazki-v-processe- formirovaniya-orfograficheskih-navikov-u-mladshih-shkolnikov-1981624.html.
Практическая значимость исследованиязаключается в том, чтополученные разработки и упражнения могут быть использованы учителями и родителями для формирования орфографических навыков у младших школьников.
База исследования:МБОУ СОШ № 6 г. Лесосибирска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В любом обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считаетсявопрос об орфографической грамотности.
Результаты констатирующего среза показали, что уровень сформированности навыков правописания испытуемых характеризуется преимущественно средними показателями, что определило необходимость поиска эффективного приёма совершенствования орфографической грамотности учащихся, который может повлиять на уровень орфографического навыка учащихся.
Одним из средств формирования орфографических навыков можно рассматривать приём «лингвистическая сказка», представляющая «своеобразный “симбиоз” поэзии и науки, эмоционального и рационального, созданный с целью воспитывающего обучения» [23].
На уроках русского языка, обращаясь к форме лингвистической сказки, мы могли не просто облечь языковой материал в увлекательную формусеазеи, но и ставили перед учащимися определенную лингвистическую задачу, решить которую они могли, актуализировав полученные ранее знания.
Результаты итогового контрольного среза продемонстрировали повышение показателей сформированности орфографических навыков в экспериментальном классе, следовательно, выдвинутая в начале нашего исследования гипотеза была подтверждена.


1. Алгазина, Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок / Н.Н. Алгазина. - Москва: Просвещение, 1965. - 165 с.
2. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. - Москва: Просвещение, 1987. - 159 с.
3. Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка / А.Т. Арсирий. - Москва,2012 - 182 с.
4. БелошапковаВ.А. Современный русский язык: Учеб, для филол. спец, ун-тов / В.А. Белошапкова, Е.А. Брызгунова, Е.А. Земская и др.; Под ред. В. А. Белошапковой. - Москва: Высш. шк., 1989.
5. Богоявленский, Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии / Д.Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2003. - №4.
6. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - Москва, 2015.
7. Бондаренко, С.М. Беседы о грамотности / С.М. Бондаренко. - Москва: Знание, 2012.
8. Буркова, Т.В. К.Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию / Т.В. Буркова // Начальная школа. - 1991. - №11.
9. Валгина, Н.С. Орфография и пунктуация / Н.С. Валгина. - Москва: Просвещение, 2010. - 352 с.
10. Волина, В.В. «Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Русский язык» /
B. В. Волина. - Москва, 2014. - 59 с.
11. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва, 2015. - 263 с.
12. Даминова, М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок / М.П. Даминова // Начальная школа. - 1995. - №5. -
C. 69.
13. Джеймс, У. Классики мировой психологии: Психология / У. Джеймс. - Москва: Психология, 2011. - С. 187-201
14. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии / П.С. Жедек. - Томск, 1992. - С. 52-56.
15. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии / П.С. Жедек // Теоретические основы обучения руссеому языку в начальных классах / Под ред. М.С. Соловейчик. - Москва: Просвещение. 1992. -145 с.
16. Закожурникова, М.Л. Работа над предложением и связной речью в начальных классах / М.Л. Закожурникова. - Москва: Акад. пед.наук РСФСР, 1962. - 208 с.
17. Запорожец, А. В. Психология восприятия сказки ребенком- дошкольником / А.В. Запорожец / Психология дошкольника: Хрестоматия. - Москва: Академия, 2012. -158 с.
18. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником
литературного произведения: Тезисы докладов / А.В. Запорожец. - Москва,
2009. - С. 73-76.
19. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография: Учеб, пособие / В.Ф. Иванова. - Москва: Высш. шк., 2014- 154 с.
20. Канакина, В.П. Лексико-орфогуафические упражнения / В.П. Канакина // Начальная школа. - 1990. - №11. - С. 17-22.
21. Короткова, Л.Д. Коррекционная педагогическая работа с детьми детских домов и приютов средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова // Коррекционно-развивающая работа с детьми детского дома: Науч.-метод. пособие / Под ред. Т.В. Зеленковой. - Орехово-Зуево: МГОПИ, 2004.
22. Кузьменко, Н.С. С чего начинать орфографическую работу в 1 классе / Н.С. Кузьменко // Начальная школа. - 1992. - № 9-10. - С. 26 - 29.
23. Ладыженская, Т.А. Речь: Книга для учителя / Т.А. Ладыженская. - Москва, Педагогика, 2013. -18 с.
24. Лаптева, Л.С. Как легче запомнить слова с непроверяемым написанием / Л.С. Лаптева // Начальная школа. - 2011. - № 6. - С. 56.
25. Левитов, Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д. Левитов. - Москва: Просвещение, 2014. - 244 с.
26. Львов, М. Р. Методика обучения орфографии в начальных классах / М.Р. Львов. - Москва: 2009.
27. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М.Р. Львов. - Тула, ООО Родничок,- Москва: ООО Астрель, ООО АСТ, 2001.
28. Львов, М.Р. Словарь справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1988. - 284 с.
29. Разумовская, М. М. Методика обучения орфографии в школе: Книга для учителя / М.М. Разумовская. - Изд. 2-е., доп. - Москва: Просвещение, 1996.
30. Рамзаева, Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения” / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов. - Москва: Просвещение, 1979. - 431 с., ил.
31. Рождественский, Н.С. Обучение орфографии в начальной школе / Н.С. Рождествеский. -Москва, 2015. - 163 с.
32. Русский язык. Учеб, для студентов пед. ин-та / Под ред. Л.Ю. Максимова. - Москва: Просвещение, 1989.
33. Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии: Книга для учителя / Е.С. Скобликова. - Москва, 2012. -114 с.
34. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик. - Москва: Академия, 2011.
35. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1969.
36. Тумина, Л.Е. Лингвистическая экспедиция в страну сказочного языка / Л.Е. Тумина // Русский язык в школе. - 1994. - № 4.
37. Тумина, Л.Е. Сочини сказку / Л.Е. Тумина. Москва: Просвещение, 2013. - 28 с.
38. Ундзенкова, А. Русский с увлечением / А. Ундзенкова, О. Сагирова. - Екатеринбург, 2015. -51 с.
39. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - Москва: Просвещение, 2012. - Т. 2. - 412 с.
40. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой:Метод. пособие для работы с дошкольниками [PDF формат]. - Москва: АСТ, 2015. - 41 с.
41. Фролова, Л.А. Об орфографической работе в период обучения грамоте шестилетних детей / Л.А. Фролова // Начальная школа. - 1990. - №7.
42. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: учеб, пособие / С.Н. Цейтлин. - Санкт- Петербург,1997. -192 с.
43. Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и
еоммуниеативной компетентности учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-
89. narod.ru/Tania/Skazka. htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ