Введение 5
1 Лингвистические основы изучения типа речи «повествования» в начальных
классах 5
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития
речи 7
1.2 Повествование как тип речи 12
2 Работа над типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальных
классах 18
2.1 Анализ программы и учебников по русскому языку образовательной
системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «повествование» 18
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 33
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А Работы учащихся на констатирующем этапе
эксперимента 54
Приложение
Актуальность данного исследования обусловлена рядом объективных факторов, главным из которых является снижение общего уровня развития связной устной и письменной речи учащихся начальных классов. Данная проблема в контексте современных образовательных процессов и в рамках нового Федерального государственного стандарта начального общего образования представляется как одна из важнейших существующих на сегодняшний день. Развитие лингвистической науки, а также накопление конкретных знаний о формировании речевой компетенции учащихся послужило мощным импульсом для обновления соответствующей области методики обучения русскому языку и позволило методистам приступить к обновлению системы обучения речи в школе. Особое внимание при этом стало уделяться вопросам обучения связной речи на основе понятий «текст», «типы речи», в том числе и типа речи «повествование», обучение работе над которым последовательно продолжается на каждом этапе начального обучения.
Цель исследования: подобрать и апробировать упражнения, направленные на формирование у младших школьников понятия о типе речи «повествование».
Объект исследования:процесс изучения типа речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения для работы над типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: если при изучении типа речи «повествование» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции, так и на употребление характерных языковых средств этого типа речи, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
• Рассмотреть текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи.
• Рассмотреть повествование как тип речи.
• Провести анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «повествование».
• Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы Т.А. Лосевой, Т.А. Ладыженской, Л.С. Саломатиной, О. А. Нечаевой и др.
Методы исследования:
• Анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
• Эксперимент.
• Анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что упражнения по обучению учащихся овладению типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальной школе, который могут использовать студенты профиля ПиПНо во время прохождения ими педагогической практики и для повышения квалификации уже работающих учителей.
Экспериментальная база исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 3 классе.
Апробация работы состоялась в виде публикации статьи «Изучение типа речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах» в сборнике по материалам IX Международной научно-практической конференции: «Интеграционные процессы в науке в современных условиях», состоявшейся 05.06.2017г. в НИЦ «Аэтерна» (г. Волгоград, РФ, 2017 г. - дистанционная форма участия)
Структура работы: выпускное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников (40наименований).
Выполненная нами выпускная работа позволяет сделать следующие выводы.
1) В ходе анализа лингвистической и методической литературы мы выявили, что текст является основным понятием методики развития речи. Кроме того, рассмотрели его типы и использование в методических целях для решения учебных задач по развитию речи школьников младших классов.
2) Подробно рассмотрели особенности типа речи «повествование», установив, что повествование является типом речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов и обладает многообразной системой лексических и грамматических средств, особое место среди которых занимают различные видовременные формы глаголов.
3) Был проведен анализ программ и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого. Мы выявили основные этапы и особенности работы по обучению младших школьников типу речи «повествование», а также рассмотрели общие рекомендации, предложенные авторами программы в аспекте работы над текстом - повествованием в начальной школе.
4) На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство учащихся 3-го класса не усвоили или усвоили не в полной мере характерные особенности повествования как типа текста, о чем свидетельствуют ошибки в соблюдении композиции и структуры текста - повествования. Работы учащихся отличаются относительной лексической бедностью, которая проявляется в отсутствии обстоятельственных слов и конструкций, характерных для данного типа текста.
После проведения констатирующего этапа эксперимента нами был проведен формирующий этап, в котором мы апробировали подобранные упражнения для осознания младшими школьниками существенных признаков текста - повествования:
• упражнения, направленные на понимание композиции (строения);
• упражнения, направленные на употребление характерных языковых средств этого типа речи.
Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили гипотезу исследования.
Процент учащихся, соблюдающих композицию повествовательного текста, вырос с 56% до 81,3%, что составило 25% прироста учеников, осознавших этот признак. Показатели по наличию в тексте-повествовании обстоятельственных слов, увеличился с 18% до 75%, увеличение составило 57%, что является значительным приростом.
1. Артамошкина, Е.Н. Работа с текстом на уроке русского языка
[Электронный ресурс] / Е.Н. Артамошкина // Языковые и
филологические исследования. - 2012. - № 3. - Режим доступа:
http://www.languageand-philological-researches.ingnpublishing.com.
2. Азбука. 1 класс Часть 1. Учебник. В 2-х частях. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - 8-е изд.испр. - Москва: Просвещение, 2016. -127 с.
3. Азбука. 1 класс Часть 2. Учебник. В 2-х частях / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. - 8-е изд.испр. - Москва: Просвещение, 2011.-112 с.
4. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. / И.Р. Гальперин.- Москва: КомКнига, 2006. - 114 с.
5. Голуб, В. Т. Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык. 4 класс. Практическое пособие для начальной школы. / В.Т. Голуб. - Воронеж: ООО «Метода», 2013. - 112 с.
6. Гордиенко, Е. А. Методика развития русской речи младших школьников: Методическое пособие к курсу «Методика преподавания русского языка в младших классах» / Е.А. Гордиенко. - Житомир: ЖГУ, 2008. - 48 с.
7. Жиренко, О.Е., Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. (В помощь школьному учителю) / О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. - Москва:
Вако, 2006. - 400 с.
8. Зеленина Л.М., Рабочая тетрадь. Русский язык. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. 3класс. Часть 2. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2012. -65 с.
9. Зеленина Л.М., Рабочая тетрадь. Русский язык. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.4 класс. Часть 1. / Л.М. Зеленина Л.М., Т.Е. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2012. - 65 с.
10. Зеленина, Л.М., Рабочая тетрадь. Русский язык. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.2 класс. Часть 1. /Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2012. - 65 с.
11. Зеленина, Л.М., Рабочая тетрадь. Русский язык. Пособие для учащихся общеобразовательных школ. 2 класс. Часть 2. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2012. -55 с.
12. Зеленина, Л.М., Рабочая тетрадь. Русский язык. Пособие для учащихся общеобразовательных школ.3 класс. Часть 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - Москва: Просвещение, 2012. -65 с.
13. Зиновьева, Т.И. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах. / Т.И. Зиновьева, О.Е. Курлыгина, Л.С. Трегубова. - Москва: Академия, 2007. — 304 с.
14. Ипполитова, Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - Москва: Флинта, Наука,
2008. - 176 с.
15. Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс. Часть 1. Учебник. В 2-х частях. / В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 2-е издание. - Москва: Просвещение,
2013. - 160 с.
16. Канакина, В.П. Русский язык. 3 класс. Часть 1. Учебник. В 2-х частях. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 3-е издание. — Москва: Просвещение, 2013. — 144 с.
17. Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс. Часть 1. Учебник. В 2-х частях. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - 4-е издание. - Москва: Просвещение,
2013. — 162 с.
18. Карева, И. В. Работа с текстами художественной литературы на уроках развития речи [Электронный ресурс] / И.В. Карева // Педпортал [Интернет-портал] // http://pedportal.net.
19. Крылова, О. Н. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС / О. Н. Крылова; 17-ое изд., перераб. и доп. - Москва: Экзамен, 2016. - 93 с.
20. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. / Т.А. Ладыженская. - Москва: Просвещение, 1991. - 200 с.
21. Левушкина, О. Н. Лингвокультурологические характеристики текста в школьном обучении русскому языку: теория и практика: дис. доктора пед. наук.: 13.00.02 / Левушкина Ольга Николаевна. - Москва: МГПУ, 2014. - 543 с.
22. Лосева, Л.М. Как строится текст: Пособие для учителей. / Л.М. Лосева. - Москва: Просвещение, 2009. - 93 с.
23. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий. - Москва: Академия, 2007. - 464 с.
24. Макарова, Н. П. Повествование как функционально-смысловой тип текста // Лингвистические и экстралингвистические проблемы коммуникации: 51 теоретические и прикладные аспекты: межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участием. Вып. 9. / Н.П.Макарова, И.В. Иванова. - Саранск: Изд-во Мордовскго ун-та, 2012. - С. 319.
25. Матвеева, Т.М. Функциональные стили в аспекте текстовых категорий. / Т.М. Матвеева. - Свердловск: Урал ун-т, 2000. - 172 с.
26. Мишакина, Т. Л. Комплексный тренажер по русскому языку для 3 класса / Т. Л. Мишакина, Н. В. Бухтеярова. - Москва: Ювента, 2015. - 64 с.
27. Нечаева, О.А. Типы речи и работа над ними в школе. / О.А. Нечаева. - Красноярск: КГУ, 1999. - 115 с.
28. Потураева, Л.Н. Функциональный тип текста повествование в изучении русского языка в начальной школе на коммуникативной основе: автореф. дис. канд. филол. Наук:10.02.01 / Потураева Любовь Николаевна. - Таганрог: ТГПУ, 2002. - 72 с.
29. Развитие речи; теория и практика обучения. 5-7 класс: Книга для учителя / В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - Москва: Просвещение, 1991.-342 с.
30. Рачеева, Т.В. Повествование в публицистическом и научном тексте: приемы обучения. / Т.В. Рачеева. - Москва: Академ-Пресс, 2008. - 411 с.
31. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. / под ред. Т. А. Ладыженской. — Москва: Педагогика, 1990. — 336 с.
32. Розенталь, Д.Э. Словарь лингвистических терминов. 7-е изд., испр. и доп. / Д.Э. Розенталь. - Москва: Просвещение 2005. - 599 с.
33. Салаватова, Т. Д. Работа над развитием речи / Т.Д. Салаватова // Начальная школа. - 2012. - № 2. - С. 29-30.
34. Саломатина, Л.С. Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение): Учебно-матодическое пособие. / Л.С. Соломатина. - Москва: Педагогический университет, 2010. - 128 с.
35. Саломатина, Л.С. Формирование языковой и речевой компетенций младших школьников в овладении родным языком // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. Т.7. - Москва: МГПИ, 2009. - с.77-84.
36. Уракова, Ф.К. Текст как средство обучения русскому языку в национальной школе: Учебное пособие МГПУ / Ф.К. Уракова. - Москва: МГПУ, 2014. - 80 с.
37. Файзрахманова, Л. Ф. Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка [Электронный ресурс] / Л.Ф. Файзрахманова // Социальная сеть работников образования NSPORTAL.RU [Интернет-портал]. Режим доступа: http://nsportal.ru.
38. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык: [сборник нормативных документов]. - Москва: Дрофа, 2007. - 137 с.
39. Хаустова, Д.А. Диалог с текстом в процессе подготовки учащихся к изложениям на уроках русского языка: автореф. дис. канд.пед. наук:13.00.02 / Хаустова Дарья Александровна. - Москва: МПГУ, 2010. - 102 с.
40. Черкасова, О. В. Развитие речи младших школьников в процессе изучения имени прилагательного [Электронный ресурс] / О.В.
Черкасова // Научно-методический электронный журнал «Концепт»
[Интернет-портал]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/64360.htm