ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ПОВЕСТВОВАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
|
Введение 5
1 Лингвистические основы изучения типа речи «повествования» в начальных
классах 5
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития
речи 7
1.2 Повествование как тип речи 12
2 Работа над типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальных
классах 18
2.1 Анализ программы и учебников по русскому языку образовательной
системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «повествование» 18
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 33
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А Работы учащихся на констатирующем этапе
эксперимента 54
Приложение
1 Лингвистические основы изучения типа речи «повествования» в начальных
классах 5
1.1 Текст как основное лингвистическое понятие методики развития
речи 7
1.2 Повествование как тип речи 12
2 Работа над типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальных
классах 18
2.1 Анализ программы и учебников по русскому языку образовательной
системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «повествование» 18
2.2 Опытно-экспериментальная работа и её результаты 33
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение А Работы учащихся на констатирующем этапе
эксперимента 54
Приложение
Актуальность данного исследования обусловлена рядом объективных факторов, главным из которых является снижение общего уровня развития связной устной и письменной речи учащихся начальных классов. Данная проблема в контексте современных образовательных процессов и в рамках нового Федерального государственного стандарта начального общего образования представляется как одна из важнейших существующих на сегодняшний день. Развитие лингвистической науки, а также накопление конкретных знаний о формировании речевой компетенции учащихся послужило мощным импульсом для обновления соответствующей области методики обучения русскому языку и позволило методистам приступить к обновлению системы обучения речи в школе. Особое внимание при этом стало уделяться вопросам обучения связной речи на основе понятий «текст», «типы речи», в том числе и типа речи «повествование», обучение работе над которым последовательно продолжается на каждом этапе начального обучения.
Цель исследования: подобрать и апробировать упражнения, направленные на формирование у младших школьников понятия о типе речи «повествование».
Объект исследования:процесс изучения типа речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения для работы над типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: если при изучении типа речи «повествование» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции, так и на употребление характерных языковых средств этого типа речи, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
• Рассмотреть текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи.
• Рассмотреть повествование как тип речи.
• Провести анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «повествование».
• Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы Т.А. Лосевой, Т.А. Ладыженской, Л.С. Саломатиной, О. А. Нечаевой и др.
Методы исследования:
• Анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
• Эксперимент.
• Анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что упражнения по обучению учащихся овладению типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальной школе, который могут использовать студенты профиля ПиПНо во время прохождения ими педагогической практики и для повышения квалификации уже работающих учителей.
Экспериментальная база исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 3 классе.
Апробация работы состоялась в виде публикации статьи «Изучение типа речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах» в сборнике по материалам IX Международной научно-практической конференции: «Интеграционные процессы в науке в современных условиях», состоявшейся 05.06.2017г. в НИЦ «Аэтерна» (г. Волгоград, РФ, 2017 г. - дистанционная форма участия)
Структура работы: выпускное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников (40наименований).
Цель исследования: подобрать и апробировать упражнения, направленные на формирование у младших школьников понятия о типе речи «повествование».
Объект исследования:процесс изучения типа речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах.
Предмет исследования: упражнения для работы над типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах.
Гипотеза исследования: если при изучении типа речи «повествование» использовать упражнения, направленные на понимание как композиции, так и на употребление характерных языковых средств этого типа речи, то это будет способствовать осознанному усвоению младшими школьниками данного понятия.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
• Рассмотреть текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи.
• Рассмотреть повествование как тип речи.
• Провести анализ программы и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» в аспекте работы над типом речи «повествование».
• Провести опытно - экспериментальную работу в соответствии с гипотезой исследования.
Методологическая основа исследования: работы Т.А. Лосевой, Т.А. Ладыженской, Л.С. Саломатиной, О. А. Нечаевой и др.
Методы исследования:
• Анализ лингвистической, методической и учебной литературы.
• Эксперимент.
• Анализ письменных работ учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в том, что упражнения по обучению учащихся овладению типом речи «повествование» на уроках русского языка в начальной школе, который могут использовать студенты профиля ПиПНо во время прохождения ими педагогической практики и для повышения квалификации уже работающих учителей.
Экспериментальная база исследования. Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска в 3 классе.
Апробация работы состоялась в виде публикации статьи «Изучение типа речи «повествование» на уроках русского языка в начальных классах» в сборнике по материалам IX Международной научно-практической конференции: «Интеграционные процессы в науке в современных условиях», состоявшейся 05.06.2017г. в НИЦ «Аэтерна» (г. Волгоград, РФ, 2017 г. - дистанционная форма участия)
Структура работы: выпускное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованных источников (40наименований).
Выполненная нами выпускная работа позволяет сделать следующие выводы.
1) В ходе анализа лингвистической и методической литературы мы выявили, что текст является основным понятием методики развития речи. Кроме того, рассмотрели его типы и использование в методических целях для решения учебных задач по развитию речи школьников младших классов.
2) Подробно рассмотрели особенности типа речи «повествование», установив, что повествование является типом речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов и обладает многообразной системой лексических и грамматических средств, особое место среди которых занимают различные видовременные формы глаголов.
3) Был проведен анализ программ и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого. Мы выявили основные этапы и особенности работы по обучению младших школьников типу речи «повествование», а также рассмотрели общие рекомендации, предложенные авторами программы в аспекте работы над текстом - повествованием в начальной школе.
4) На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство учащихся 3-го класса не усвоили или усвоили не в полной мере характерные особенности повествования как типа текста, о чем свидетельствуют ошибки в соблюдении композиции и структуры текста - повествования. Работы учащихся отличаются относительной лексической бедностью, которая проявляется в отсутствии обстоятельственных слов и конструкций, характерных для данного типа текста.
После проведения констатирующего этапа эксперимента нами был проведен формирующий этап, в котором мы апробировали подобранные упражнения для осознания младшими школьниками существенных признаков текста - повествования:
• упражнения, направленные на понимание композиции (строения);
• упражнения, направленные на употребление характерных языковых средств этого типа речи.
Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили гипотезу исследования.
Процент учащихся, соблюдающих композицию повествовательного текста, вырос с 56% до 81,3%, что составило 25% прироста учеников, осознавших этот признак. Показатели по наличию в тексте-повествовании обстоятельственных слов, увеличился с 18% до 75%, увеличение составило 57%, что является значительным приростом.
1) В ходе анализа лингвистической и методической литературы мы выявили, что текст является основным понятием методики развития речи. Кроме того, рассмотрели его типы и использование в методических целях для решения учебных задач по развитию речи школьников младших классов.
2) Подробно рассмотрели особенности типа речи «повествование», установив, что повествование является типом речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов и обладает многообразной системой лексических и грамматических средств, особое место среди которых занимают различные видовременные формы глаголов.
3) Был проведен анализ программ и учебников по русскому языку образовательной системы «Школа России» авторов В.П. Канакиной и В.Г. Горецкого. Мы выявили основные этапы и особенности работы по обучению младших школьников типу речи «повествование», а также рассмотрели общие рекомендации, предложенные авторами программы в аспекте работы над текстом - повествованием в начальной школе.
4) На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что большинство учащихся 3-го класса не усвоили или усвоили не в полной мере характерные особенности повествования как типа текста, о чем свидетельствуют ошибки в соблюдении композиции и структуры текста - повествования. Работы учащихся отличаются относительной лексической бедностью, которая проявляется в отсутствии обстоятельственных слов и конструкций, характерных для данного типа текста.
После проведения констатирующего этапа эксперимента нами был проведен формирующий этап, в котором мы апробировали подобранные упражнения для осознания младшими школьниками существенных признаков текста - повествования:
• упражнения, направленные на понимание композиции (строения);
• упражнения, направленные на употребление характерных языковых средств этого типа речи.
Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили гипотезу исследования.
Процент учащихся, соблюдающих композицию повествовательного текста, вырос с 56% до 81,3%, что составило 25% прироста учеников, осознавших этот признак. Показатели по наличию в тексте-повествовании обстоятельственных слов, увеличился с 18% до 75%, увеличение составило 57%, что является значительным приростом.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «ОПИСАНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ ТИПА РЕЧИ «РАССУЖДЕНИЕ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - РАССУЖДЕНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ - ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Работа над текстом описанием в начальной школе (Саратовский Национальный Исследовательский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ-ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



