Феномен психологического манипулирования и его проявление в профессиональной деятельности педагогов
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ 9
1.1. Содержание понятия психологического манипулирования 9
1.2. Анализ результатов исследований проблемы психологического
манипулирования в трудах отечественных и зарубежных авторов 18
1.3. Предпосылки психологической манипуляции 26
1.4. Особенности проявления манипуляций в профессиональной деятельности
педагогов 28
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 33
2.1 Программа и основные этапы исследования 33
2.2. Методы и методики исследования 35
2.3. Результаты исследования склонности педагогов к манипулированию 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение A 60
Приложение B 62
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ 9
1.1. Содержание понятия психологического манипулирования 9
1.2. Анализ результатов исследований проблемы психологического
манипулирования в трудах отечественных и зарубежных авторов 18
1.3. Предпосылки психологической манипуляции 26
1.4. Особенности проявления манипуляций в профессиональной деятельности
педагогов 28
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОЯВЛЕНИЯ МАНИПУЛЯЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ 33
2.1 Программа и основные этапы исследования 33
2.2. Методы и методики исследования 35
2.3. Результаты исследования склонности педагогов к манипулированию 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
Приложение A 60
Приложение B 62
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день государство ставит перед педагогами и сферой образования в целом цель осуществления воспитания и обучения подрастающего поколения в рамках приоритетов, принципов и ценностей государства, отражающих национальный интерес в образовательной сфере. Качественное образование предполагает не только обучение по отдельным предметам, но также развитие важных качеств у подрастающего поколения. Необходимым условием для раскрытия и развития индивидуальных способностей школьников является наличие развивающей образовательной среды. В свою очередь, развивающая образовательная среда невозможна без наличия профессионально подготовленных педагогов, которые являются главными субъектами данной среды.
Профессиональный уровень учителя обусловлен целым комплексом качеств и навыков, которые в своей совокупности определяют степень профессиональной пригодности. Одним из таких качеств является умение взаимодействовать не только с педагогическим коллективом, но и непосредственно со школьниками. В рамках такого взаимодействия отношения могут строиться совершенно различным образом. Характер взаимодействия при этом определяется не только наличием субординационных правил, но и личностных качеств как учителя, так и обучающихся. При этом важное значение в таких отношениях имеет степень владения педагогом навыками психологического манипулирования, которые обусловлены, с одной стороны, необходимостью оказания воздействия на учащихся в определенных учебных ситуациях, а с другой стороны они не должны быть основным инструментом взаимодействия педагога с учеником.
Педагогический процесс — это всегда взаимодействие между педагогом и учащимися. Результат педагогической деятельности во многом зависит от характера педагогического общения. Общение в педагогической работе выступает, как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания». Манипулятивные приёмы, которые распространены в педагогической деятельности, носят противоречивый характер. Достаточно часто интересы педагога и ученика не совпадают. Возникающие барьеры общения, создают условия для применения технологии манипуляции. Мотивы применения манипулятивных приёмов могут быть совершенно разными.
Одной из главных задач в педагогике и ее отраслях является обучение и воспитание. Воспитание представляет собой, направление ребенка, наставления ребенка учителем с целью достижения поставленных педагогических задач. Зачастую направить ребенка, не используя технологии манипуляции, просто невозможно.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что педагог должен уметь применять методы и приемы психологического манипулирования в случае необходимости. Для работы со всеми особенностями учеников педагогу необходимо уметь адекватно реагировать на психологические изменения в личности учащихся, а технологии психологического манипулирования являются для этого важным инструментом. Все это обуславливает необходимость изучения особенностей психологического манипулирования в педагогической деятельности при работе с учащимися.
Педагогическая деятельность обязана строится на гуманистической основе, и педагог в ней должен руководствоваться интересами ученика, но во многих случаях педагог, не желая ставить свои интересы в ущерб интересам ученика, начинает применять манипулятивные приемы. Возникает вопрос: может ли использоваться манипуляция в педагогической деятельности? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Можно лишь сказать, что одни авторы считают использование манипулятивных технологий недопустимым в педагогической деятельности, другие считают, что оно возможно при определенных условиях.
Мы считаем, что использование манипулятивны приемов в профессиональной деятельности педагога допустимо если оно осознано и не несет негативных последствий на развитие моральных качеств учеников.
Целью работы является изучение особенностей и сущности психологического манипулирования в процессе осуществления
профессиональной педагогической деятельности. Установить существует ли взаимосвязь полавозрастастажа и показателей проявлении психологических манипуляций в профессиональной деятельности педагогов.
Достижение данной цели обусловлено постановкой следующих задач:
- рассмотреть феномен психологического манипулирования в трудах отечественных и зарубежных ученых;
- выявить особенности психологического манипулирования в педагогической деятельности;
- установить охарактеризовать методы психологического манипулирования;
- обозначить предпосылки психологического манипулирования в профессиональной деятельности педагога;
- проанализировать примеры психологического манипулирования;
- выявит особенности проявления манипуляций в профессиональной деятельности педагогов;
- установить взаимосвязь проявления манипуляций с уровневыми характеристиками педагогической деятельности;
- установить существует ли взаимосвязь полавозрастастажа и показателей проявлении психологических манипуляций в профессиональной деятельности педагогов;
Объектом исследования является феномен психологического манипулирования.
В качестве предмета исследования выступает психологическое манипулирование в рамках осуществления педагогической деятельности.
Гипотеза исследования: склонность к манипулированию у педагогов является динамическим образованием, на проявление которого влияют пол, возраст (особенности обретаемого педагогического и жизненного опыта) и стаж.
Теоретические основы исследования составили материалы: по курсу психологии В. В. Знаков, Е, Л. Доценко, С, Г. Кара-Мурза, В. П. Шейнов и др., педагогики С, М. Юсфин, Н. Н. Михайлов, Л. С. Турбовский и др., а также аналитические работы авторов по тем или иным аспектам темы исследования Э. А. Щеглова, М. В. Богуславский, А. И. Тарелкин.
При написании работы использовались такие методы, как анализ информации, абстракция и конкретизация, а также логический, сравнительный и функциональный методы научного познания при использовании системного подхода. Для обработки эмпирических данных использовались первичные методы статистического анализа, Обработка эмпирических данных проводилась при помощи дисперсионного анализа, двухфакторного дисперсионного анализа.
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что в ней обобщены и проанализированы достижения научной мысли по вопросам психологического манипулирования в педагогической деятельности, рассмотрены примеры психологического манипулирования, определены методы и признаки, которые могут быть использованы педагогами в профессиональной практической деятельности.
Структуру работы составляют: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список литературы.
Профессиональный уровень учителя обусловлен целым комплексом качеств и навыков, которые в своей совокупности определяют степень профессиональной пригодности. Одним из таких качеств является умение взаимодействовать не только с педагогическим коллективом, но и непосредственно со школьниками. В рамках такого взаимодействия отношения могут строиться совершенно различным образом. Характер взаимодействия при этом определяется не только наличием субординационных правил, но и личностных качеств как учителя, так и обучающихся. При этом важное значение в таких отношениях имеет степень владения педагогом навыками психологического манипулирования, которые обусловлены, с одной стороны, необходимостью оказания воздействия на учащихся в определенных учебных ситуациях, а с другой стороны они не должны быть основным инструментом взаимодействия педагога с учеником.
Педагогический процесс — это всегда взаимодействие между педагогом и учащимися. Результат педагогической деятельности во многом зависит от характера педагогического общения. Общение в педагогической работе выступает, как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания». Манипулятивные приёмы, которые распространены в педагогической деятельности, носят противоречивый характер. Достаточно часто интересы педагога и ученика не совпадают. Возникающие барьеры общения, создают условия для применения технологии манипуляции. Мотивы применения манипулятивных приёмов могут быть совершенно разными.
Одной из главных задач в педагогике и ее отраслях является обучение и воспитание. Воспитание представляет собой, направление ребенка, наставления ребенка учителем с целью достижения поставленных педагогических задач. Зачастую направить ребенка, не используя технологии манипуляции, просто невозможно.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что педагог должен уметь применять методы и приемы психологического манипулирования в случае необходимости. Для работы со всеми особенностями учеников педагогу необходимо уметь адекватно реагировать на психологические изменения в личности учащихся, а технологии психологического манипулирования являются для этого важным инструментом. Все это обуславливает необходимость изучения особенностей психологического манипулирования в педагогической деятельности при работе с учащимися.
Педагогическая деятельность обязана строится на гуманистической основе, и педагог в ней должен руководствоваться интересами ученика, но во многих случаях педагог, не желая ставить свои интересы в ущерб интересам ученика, начинает применять манипулятивные приемы. Возникает вопрос: может ли использоваться манипуляция в педагогической деятельности? Трудно ответить на этот вопрос однозначно. Можно лишь сказать, что одни авторы считают использование манипулятивных технологий недопустимым в педагогической деятельности, другие считают, что оно возможно при определенных условиях.
Мы считаем, что использование манипулятивны приемов в профессиональной деятельности педагога допустимо если оно осознано и не несет негативных последствий на развитие моральных качеств учеников.
Целью работы является изучение особенностей и сущности психологического манипулирования в процессе осуществления
профессиональной педагогической деятельности. Установить существует ли взаимосвязь полавозрастастажа и показателей проявлении психологических манипуляций в профессиональной деятельности педагогов.
Достижение данной цели обусловлено постановкой следующих задач:
- рассмотреть феномен психологического манипулирования в трудах отечественных и зарубежных ученых;
- выявить особенности психологического манипулирования в педагогической деятельности;
- установить охарактеризовать методы психологического манипулирования;
- обозначить предпосылки психологического манипулирования в профессиональной деятельности педагога;
- проанализировать примеры психологического манипулирования;
- выявит особенности проявления манипуляций в профессиональной деятельности педагогов;
- установить взаимосвязь проявления манипуляций с уровневыми характеристиками педагогической деятельности;
- установить существует ли взаимосвязь полавозрастастажа и показателей проявлении психологических манипуляций в профессиональной деятельности педагогов;
Объектом исследования является феномен психологического манипулирования.
В качестве предмета исследования выступает психологическое манипулирование в рамках осуществления педагогической деятельности.
Гипотеза исследования: склонность к манипулированию у педагогов является динамическим образованием, на проявление которого влияют пол, возраст (особенности обретаемого педагогического и жизненного опыта) и стаж.
Теоретические основы исследования составили материалы: по курсу психологии В. В. Знаков, Е, Л. Доценко, С, Г. Кара-Мурза, В. П. Шейнов и др., педагогики С, М. Юсфин, Н. Н. Михайлов, Л. С. Турбовский и др., а также аналитические работы авторов по тем или иным аспектам темы исследования Э. А. Щеглова, М. В. Богуславский, А. И. Тарелкин.
При написании работы использовались такие методы, как анализ информации, абстракция и конкретизация, а также логический, сравнительный и функциональный методы научного познания при использовании системного подхода. Для обработки эмпирических данных использовались первичные методы статистического анализа, Обработка эмпирических данных проводилась при помощи дисперсионного анализа, двухфакторного дисперсионного анализа.
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что в ней обобщены и проанализированы достижения научной мысли по вопросам психологического манипулирования в педагогической деятельности, рассмотрены примеры психологического манипулирования, определены методы и признаки, которые могут быть использованы педагогами в профессиональной практической деятельности.
Структуру работы составляют: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение и список литературы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Изучение манипуляции как феномена в психологии началось в зарубежных исследованиях, когда авторы рассматривали психологической манипулирование с двух позиций: как позитивное явление и как негативные процессы в рамках взаимодействия. Дальнейшее развитие теория психологической манипуляции получила в трудах отечественных психологов, которые развили ее и дополнили. Так, манипулирование стало рассматриваться и как насилие, как агрессия и т.д. Однако, среди ученых до сих пор нет единства мнений относительно сущности психологического манипулирования с точки зрения его результата: одни считают, что манипуляции имеют негативные последствия, другие - видят в нем позитивные возможности.
Отсутствует в литературе также единообразное определение психологического манипулирования, которого бы придерживались все ученые. Мы считаем и в данной работе под манипуляцией понимается такое психологическое воздействие на другого человека, которое не всегда им осознается и заставляет его действовать в соответствии с целями манипулятора.
В образовательной среде психологическое манипулирование является одним из средств достижения цели. Более того, все исследователи сходятся во мнении, что манипулирование в педагогике является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Что касается результатов, то в образовательной среде манипулирование также имеет как положительные, так и негативные последствия. На наш взгляд, негативных все же больше и в наибольшей степени манипулирование применяется в случаях, когда педагог не находит других способов воздействия на учащихся.
В отношении школьников педагогами могут применяться различные методы. При этом, применяя тот или иной метод психологического манипулирования педагог должен ориентироваться не только на цель 54
манипулирования, но и на учет возрастных и психологических особенностей подростка, поскольку не все методы, которые могут быть применены, например, в младших классах, будут эффективны в отношении старшеклассников.
В практической части нашей работы была частично подтверждена гипотеза, о том, что склонность к манипулированию у педагогов является динамическим образованием, которое зависит от возраста и стажа педагогов. Взаимосвязь между полом и проявлением манипулированию у педагогов установить в данном исследовании не удалось так как в опросе прошло недостаточно педагогов мужчин и данных не так много, чтобы достоверно дать ответ о зависимостях.
Изучение манипуляции как феномена в психологии началось в зарубежных исследованиях, когда авторы рассматривали психологической манипулирование с двух позиций: как позитивное явление и как негативные процессы в рамках взаимодействия. Дальнейшее развитие теория психологической манипуляции получила в трудах отечественных психологов, которые развили ее и дополнили. Так, манипулирование стало рассматриваться и как насилие, как агрессия и т.д. Однако, среди ученых до сих пор нет единства мнений относительно сущности психологического манипулирования с точки зрения его результата: одни считают, что манипуляции имеют негативные последствия, другие - видят в нем позитивные возможности.
Отсутствует в литературе также единообразное определение психологического манипулирования, которого бы придерживались все ученые. Мы считаем и в данной работе под манипуляцией понимается такое психологическое воздействие на другого человека, которое не всегда им осознается и заставляет его действовать в соответствии с целями манипулятора.
В образовательной среде психологическое манипулирование является одним из средств достижения цели. Более того, все исследователи сходятся во мнении, что манипулирование в педагогике является неотъемлемой частью всего педагогического процесса. Что касается результатов, то в образовательной среде манипулирование также имеет как положительные, так и негативные последствия. На наш взгляд, негативных все же больше и в наибольшей степени манипулирование применяется в случаях, когда педагог не находит других способов воздействия на учащихся.
В отношении школьников педагогами могут применяться различные методы. При этом, применяя тот или иной метод психологического манипулирования педагог должен ориентироваться не только на цель 54
манипулирования, но и на учет возрастных и психологических особенностей подростка, поскольку не все методы, которые могут быть применены, например, в младших классах, будут эффективны в отношении старшеклассников.
В практической части нашей работы была частично подтверждена гипотеза, о том, что склонность к манипулированию у педагогов является динамическим образованием, которое зависит от возраста и стажа педагогов. Взаимосвязь между полом и проявлением манипулированию у педагогов установить в данном исследовании не удалось так как в опросе прошло недостаточно педагогов мужчин и данных не так много, чтобы достоверно дать ответ о зависимостях.
Подобные работы
- Специфика психологического манипулирования в профессиональной деятельности педагога
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА СКЛОННОСТЬ К МАНИПУЛЯТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ ДАННЫМИ И ПРОИЗВОДСТВОМ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА ПО РАЗВИТИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЦ С РАЗНЫМ ТИПОМ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2021 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОВОКАТИВНОСТИ
(на примере современного авангардного искусства)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018





