Введение 3
1. Проблема нефтезависимости в странах Совета сотрудничества арабских
государств Персидского залива 10
1.1. «Ресурсное проклятие» 10
1.2. Экономическое развитие стран ССАГПЗ в 1970-2000-е гг. 15
2. Политика диверсификации экономики Саудовской Аравии 20
2.1. Период 1973-2014 гг. 20
2.2. Экономические проблемы Саудовской Аравии 29
2.3. «Видение Саудовской Аравии 2030» 32
2.4. Эффективность политики Саудовской Аравии 44
Заключение 50
Список источников и литературы 53
Королевство Саудовская Аравия - одна из богатейших стран всего Ближневосточного региона. Это стало возможным в большей степени благодаря обширными запасам нефти, расположенным на территории Королевства. Саудовская Аравия занимает второе место по запасам сырой нефти - 266 260 млн баррелей . Однако, эти же, обширные запасы «черного золота» сделали государство уязвимым к «ресурсному проклятию», которое Дж. Сорос определяет как неспособность богатых ресурсами стран извлекать выгоду из своих природных сокровищ, что ведет к большим экономическим и политическим проблемам, чем при условии отсутствия обилия природных ресурсов. Правительство Саудовской Аравии, осознавая необходимость бороться с нефтезависимостью на протяжение нескольких десятилетий предпринимало попытки диверсифицировать экономику страны, в том числе заимствуя опыт партнеров по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).
Объектом данного исследования является экономическое развитие арабских стран-экспортеров нефти, а его предметом - политика диверсификации экономики Саудовской Аравии после падения цен на нефть на мировом рынке в 2014 г.
Данная работа актуальна по нескольким причинам. Во-первых, в условиях нестабильности мирового нефтяного рынка, многие страны, получающие значительные доходы от экспорта углеводородов, вынуждены искать новые источники финансирования своих бюджетов. И опыт Саудовской Аравии, может быть полезным при формулировании новых экономических стратегий.
Во-вторых, многие проекты, реализуемые правительством Королевства, требуют больших денежных затрат, а следовательно, и широкого притока иностранных инвестиций. Анализ поставленных в программах задач и достигнутых результатов может помочь определить, насколько целесообразно инвестирование в тот или иной саудовский проект.
Целью данного исследования является оценка эффективности политики диверсификации экономики Саудовской Аравии в период с 2014 по 2019 гг. Для этого необходимо выполнить несколько задач:
❖ выявить актуальность политики диверсификации экономики как инструмента решения проблемы нефтезависимости;
❖ рассмотреть опыт стран Персидского залива в проведении политики диверсификации экономики;
❖ изучить деятельность Саудовской Аравии, направленную на диверсификацию экономики, до 2014 г.;
❖ проанализировать основные меры диверсификации экономики Королевства и результаты их осуществления после снижения мировых цен на нефть;
❖ оценить результаты политики диверсификации экономики Саудовской Аравии.
В ходе исследования применяются следующие методы:
❖ Общенаучные:
• изучение разнообразных источников информации;
• анализ статистических данных;
❖ Частнонаучные:
• историко-описательный;
• политико-описательный.
При написании работы были использован ряд источников и литературы.
Основным используемым материалом при анализе «Видения: 2030» стал текст плана, опубликованный в 2017 году , а также 13 программ саудовского правительства, направленных на осуществление этой стратегии. Программы обновляются ежегодно, фиксируя задачи на текущий год и уже достигнутые результаты. Именно сопоставление изначально поставленных в «Видении: 2030» задач и результатов проведенных преобразований позволяет оценить не только степень эффективности самого плана, но и то насколько успешной является проводимая политика в целом.
В качестве оценки эффективности политики диверсификации Саудовской Аравии, начиная с 2014 г., в данном исследовании используются несколько инструментов. Прежде всего, прослеживается динамика таких экономических показателей Королевства как доля экспорта нефти и нефтепродуктов, доля государственных доходов от реализации нефти и доля нефтяного сектора в ВВП страны. Для этой цели использовались статистические данные, опубликованные на сайтах Г енерального управления по статистике Саудовской Аравии , Арабского валютного фонда и интернет- архива The World Factbook .
Другим инструментом оценки политики Королевства стала описанная далее шкала М. Хвидта, более подробно речь о которой пойдет ниже. Движение по ней обуславливается двумя индексами, которые демонстрируют насколько эффективными являются экономические и институциональные реформы в Саудовской Аравии. Это индексы легкости ведения бизнеса и глобальной конкурентоспособности. Соответственно, на данном этапе ключевыми источниками стали ежегодные доклады Группы Всемирного банка «Ведение Бизнеса» и Всемирного экономического форума «Доклад о глобальной конкурентоспособности».
Также в ходе работы использовались данные разнообразных новостных источников таких как «Коммерсантъ», Bloomberg, The Economist и других.
Что касается литературы, то на начальном этапе ключевыми стали исследования касающиеся природы «ресурсного проклятия», его причин и симптомов. Монументальный труд американских экономистов М. Хамфриса, Дж. Сакса и Дж. Стиглица под названием «Как избежать ресурсного проклятия» (книга переведена на русский язык) помог составить наиболее точное представление о данном явлении и выявить его главные элементы. Несмотря на то, что авторы в первую очередь описывают участь молодых слаборазвитых стран и экономик, возникших в ходе процесса деколонизации, где основными получателями дохода являются иностранные компании, владеющие концессиями на эксплуатацию природных ресурсов, процессы, совокупность которых получила название «ресурсное проклятие», характерны и для современных независимых стран Персидского залива.
Стоит сразу оговорить, что в данной работе под «ресурсным проклятием» понимается весь комплекс экономических и социально - политических проблем, возникающих вследствие неспособности государств рационально распорядится имеющимися у них ресурсными богатствами. Некоторые исследователи, например, И.Б. Петросян и Р.А. Симонян в своей статье «Основные проблемы и пути возможного развития экономик ресурсообеспеченных стран» трактуют «ресурсное проклятие» как процесс ухудшения показателей производственного сектора экономики, в результате резкого увеличения денежных поступлений от экспорта природных ресурсов, а «голландскую болезнь», термин, используемый в данной работе для описания вышеизложенного явления, как расширенную версию «ресурсного проклятия», поскольку она может быть вызвана любыми экономическими изменениями, приводящими к мощному притоку иностранной валюты в экономику, такими как прямые иностранные инвестиции, иностранная помощь и частные иностранные денежные трансферты.
Для того чтобы выявить основные тенденции в проведении политики диверсификации экономики в странах ССАГПЗ в период с 1970-х до 2014 г. были использованы работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Статистические данные, представленные в статье Роберта Луни «Структурные и экономические изменения в странах Арабского залива после 1973 года» , позволили сделать вывод о том, что признаки наличия «ресурсного проклятия» начали проявляться в странах ССАГПЗ уже в 1975-1985 гг., когда в результате «нефтяного шока» 1973 г. в страны-экспортеры нефти хлынул большой поток нефтедолларов. Более того, в статье представлены данные о том, как аравийские страны использовали эти средства.
Е. С. Бирюков в своей статье «Экономическая политика аравийских монархий» рассматривает экономическое развитие шести стран Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Оман, Бахрейн) уже в 2000е гг., а также указывает на наличие определенных успехов в проведении диверсификации экономики. Еще одна работа Е. С. Бирюкова, которая использовалась в ходе исследования - «О футуристическом городе Неом в Саудовской Аравии» . В ней рассматриваются сильные и слабые стороны проекта «Неом», инициированного с целью выполнения задач плана «Видение Саудовской Аравии: 2030».
Другой автор, исследующий экономические преобразования в странах Залива - Мартин Хвидт. В своей статье «Экономические и институциональные реформы в странах Арабского залива» М. Хвидт вводит понятие «дубайской модели» развития экономики и утверждает, что страны-партнеры ОАЭ по ССАГПЗ постепенно перенимают ее. Также, автор условно обозначает две крайние точки континуума - государство-рантье и идеальное состояние «дубайской модели» развития экономки. По его мнению, каждая страна Персидского залива имеет свое место между этими двумя точками и движется в сторону одной из них в зависимости от проводимой экономической политики. Подобная шкала применена и в данном исследовании для оценки эффективности политики диверсификации экономики Саудовской Аравии.
Прежде чем приступить к анализу «Видения Королевства Саудовская Аравия: 2030», в работе обозначаются экономические проблемы, с которыми столкнулось Королевство после падения мировых цен на нефть в 2014 году. В статье «Экономические проблемы Саудовской Аравии» Л. Н. Руденко обращает внимание на трудности с прогнозированием бюджета и его финансированием, а также на ряд других экономических проблем типичных для стран, зависящих от экспорта нефти. Однако, опасаясь вызвать недовольство населения, которое привыкло получать субсидии с ренты, саудовское правительство не решалось сокращать вклады в социальную сферу. Об этом же свидетельствуют данные, представленные в статье «Видение Саудовской Аравии: 2030 года: снижение зависимости от нефти» Шмуэля Эвана и Йоэля Гузанского.
В ходе анализа новой экономической стратегии Королевства использовался ряд статей, основной ценностью которых является оценка перспективности «Видения: 2030», а также анализ сложностей, с которыми может столкнуться саудовское правительство при осуществлении плана. Так, директор института исследований Ближнего Востока в Немецком институте
глобальных и региональных исследований (GIGA), Экарт Вёртц, в своей статье «Компания Aramco станет публичной: дилемма саудовской
диверсификации» описывает проблемы, с которыми столкнулось правительство Саудовской Аравии, пытаясь воплотить одну из ключевых задач «Видения: 2030» - превратить национальную нефтяную корпорацию в публичную компанию с прозрачной отчетностью. Макио Ямада в своем исследовании «Видение: 2030 и зарождение солнечной энергетики в Саудовской Аравии» делает акцент на развитии энергетического сектора в рамках программы, также как и Бина Хуссейн в докладе об экономической диверсификации Атлантическому совету .
Отечественный историк и арабист Г. Косач напротив делает акцент на политической и социально-культурной составляющей саудовской программы. В статье «Видение 2030. Саудовские реформы» он исследует политические предпосылки не только текущего плана реформ, но и причины любых политических, экономических и институциональных изменений, осуществляемых в Саудовской Аравии. Что касается социально-культурного аспекта, то Г. Косач утверждает, что «Видение: 2030» направлено на построение как исламской, так светской национальной идентичности.
Итак, уже несколько десятилетий главной целью экономической политики Саудовской Аравии является уменьшение зависимости Королевства от нефти. Чтобы этого достичь Эр-Рияд проводит политику диверсификации экономики. Выбор такого курса обуславливается необходимостью бороться с «ресурсным проклятием», которое отрицательно влияет как на экономическое, так и на политическое развитие государства.
Первые попытки в области диверсификации были предприняты еще в начале 1970-х гг., когда в результате нефтяного кризиса в Саудовскую Аравию и другие страны-экспортеры нефти хлынул поток нефтедолларов. Однако, в силу неопытности саудовского правительства в проведении подобной политики и слабой изученности проблемы «ресурсного проклятия» в то время, предпринимаемые Эр-Риядом меры по диверсификации экономики не всегда оказывали то воздействие, на которое были рассчитаны. Тем не менее, инвестиции в ненефтяные сектора экономики способствовали индустриализации страны.
С 1990-х гг. начинается новый этап саудовской политики диверсификации. С этого времени и вплоть до 2014 г. правительство Саудовской Аравии предпринимает ряд инициатив и программ направленных на уменьшение зависимости ее экономики от добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов. Многие из них были вдохновлены успехом эмирата Дубай в этой области. Например, проект короля Абдаллы по созданию ряда «экономических городов» явно стремится воспроизвести успех так называемой «дубайской модели» и создать особые экономические зоны, привлекательные как для инвесторов, так и для туристов. И хотя некоторые из предпринятых мер оказали положительное воздействие на экономику Саудовской Аравии, единой стратегии диверсификации выработано не было.
Все изменилось в 2014-2015 гг. В ходе начавшегося во второй половине 2014 г. спада мировых цен на нефть обнажились существующие экономические проблемы и Эр-Рияд с новой силой осознал необходимость проведения продуманной политики диверсификации экономики. Более того, в начале 2015 г. к власти пришел новый король Салман, что также стало причиной серьезного пересмотра политической стратегии Королевства. Уже к 2016 г. был разработан стратегический план экономического развития «Видение Королевства Саудовская Аравия: 2030», главной целью которого стала диверсификация экономики страны.
План представляет собой пошаговую стратегию развития Саудовской Аравии вплоть до 2030 г. Для решения поставленных задач созданы специальные программы. Также эти программы фиксируют результаты проведенных преобразований.
Амбициозный проект короля и кронпринца Салмана предусматривал ряд структурных изменений не только в экономической сфере, но также в политической и культурной. Эр-Рияд осознал, что интенсивное инновационное развитие требует большого притока инвестиций, а для этого нужна открытая экономика и без серьезных экономических и социальных трансформаций этого не достичь. Именно в социально-политической сфере правительство Саудовской Аравии и сталкивается с наибольшим количество препятствий на пути к успешной диверсификации экономики.
Во-первых, подданные Королевства довольно долго жили за счет субсидий, получаемых с нефтяной ренты. Отсутствие стимулов к улучшению профессиональных навыков у населения приводит к острому недостатку квалифицированной рабочей силы. Государство же отказывается предоставлять эти стимулы путем снижения расходов на социальную сферу, т. к. опасается политической нестабильности.
Во-вторых, многие преобразования проводятся не с целью улучшения экономического положения страны, а для того, чтобы угодить правящему монарху. Это видно из результатов инициативы «10 к 10». В ходе ее осуществления проводились только те реформы, которые силнее и быстрее всего окажут влияние на индекс легкости ведения бизнеса. Поверхностность этих преобразований проявилась, когда рейтинг Саудовской Аравии в докладах Всемирного банка вновь начал падать после закрытия программы.
В-третьих, немалую роль играет имидж ответственных за осуществление плана политических фигур. Наиболее ярким примером стал отказ от предоставления инвестиций на развитие проекта «Неом» в рамках «Видения: 2030» рядом международных компаний в связи с «токсичностью» личности Мухаммада бен Салмана после скандала с убийством саудовского журналиста.
Таким образом, в настоящий момент политика диверсификации Саудовской Аравии малоэффективна. Ее успех в будущем зависит от готовности правительства и подданых Королевства к социально - политическим изменениям.