Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Работа №187663

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экология и природопользование

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 6
ВВЕДЕНИЕ 7-10
1 Нормативно правовая база в сфере непрерывного экологического образования 11-14
1.1 Нормативно правовая база в сфере непрерывного экологического образования в Российской Федерации 11-13
1.2 Нормативно правовая база в сфере непрерывного экологического образования в Томской области 13-14
2 Система непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания... Л5-23
2.1 Характеристика экологического образования 15-16
2.2 Структура и принципы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания 16-19
2.3 Цели и задачи непрерывного экологического образования, просвещения и
воспитания 19-20
2.4 Методы непрерывного экологического образования 20-21
2.5 Система дошкольного экологического образования 21-22
2.6 Система школьного экологического образования 22-23
3 Система организации школьных экологических олимпиад 24
3.1 Нормативно-правовые документы 24
3.2 Нормативное обеспечение школьного и муниципального этапов олимпиады 24-25
3.3 Центральные предметно-методические комиссии 25-27
4 Анализ эффективности системы непрерывного экологического образования Томской области 28-29
4.1 Школьный этап экологической олимпиады школьников 29-31
4.2 Муниципальный этап экологической олимпиады школьников 32-34
4.3 Региональный этап экологической олимпиады школьников 35-38
4.4 Всероссийский этап экологической олимпиады школьников 39-41
4.5 Оценка эффективности системы непрерывного экологического образования Томской области 42-45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46-47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48-51
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52-58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б


Формирование экологической культуры является достаточно новой проблемой, которая с каждым днем становится все актуальнее и актуальнее. Это происходит из-за того, что человечество подходит к глобальному экологическому кризису. Все мы этому свидетели: многие территории по причине активного осуществления хозяйственной деятельности человека оказались в плачевном состоянии, что сказывается на нашем с вами здоровье. В результате антропогенной деятельности человека природа была поставлена перед угрозой уничтожения. К сожалению, из-за неразумного отношения к ней людей и к ее ресурсам человечеству грозит деградация или вымирание. По этой причине вопрос "правильного" восприятия природы и "экологической культуры" становится одним из ключевых. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью признать и понять, что дальнейшее существование человечества возможно лишь при условии гармоничного сосуществования человека и природы, а для решения данной проблемы необходимо избрать иную модель взаимоотношений человека с природой. Именно его необходимо сделать главным участником перехода современной цивилизации к устойчивому развитию [1].
Необходимо обеспечение представлений об устойчивом развитии, базовых приоритетах и ценностях современного развития. Так определяется важность включения в систему образования в интересах устойчивого развития как профессиональной подготовки, нацеленной на формирование определенных компетенций применительно к определенной отрасли и роду занятий, так и универсальной компоненты, которые нацелены на развитие современного мировоззрения для формирования культуры устойчивого развития [2].
В России экологическое образование осуществляется комплексным образом — через естественнонаучные дисциплины, имеющие непосредственное отношение к изучению природы и разнообразных воздействий на нее [1]. Соответствующие разделы имеют место в курсах природоведения, биологии, географии, химии, экологии, безопасности жизнедеятельности и др. При этом положительное влияние экологическое образование имеет только при дополнении теоретического обучения практическими занятиями с целью закрепления теоретических знаний и получения навыков и умений в области рациональной природопользования и охраны окружающей природной природы.
Актуальность: Человек и природа неразрывно связаны, но сегодня вопросы традиционных взаимоотношений человека и природы переросли в глобальную экологическую проблему. Человечество может существовать только в гармонии с природой и главным аспектом в данных взаимоотношениях будет являться экологическое образование с целью устойчивого развития. Именно оно способствует повышению экологической культуры населения.
Изученность: наиболее быстрое развитие экологического образования - как на международном уровне, так и в России - происходит после Второй мировой войны.
В 1969 году в Казанском государственном университете была создана первая кафедра охраны природы и биогеоценологии на биологическом факультете, созданная по инициативе профессора Виктора Алексеевича Попова. После революции, в 1920-х гг. в университете работал научный кружок «Любителей природы», объединявший молодых и талантливых биологов, поднимавших вопросы охраны природы. В 1940-1960-х гг. казанские зоологи, ботаники и географы занимались исследованием проблем создания «Большой Волги», прогнозируя воздействие Куйбышевского водохранилища на окружающую среду в будущем, предсказывая отрицательные последствия и наносимый природе ущерб. Все это способствовало пониманию необходимости подготовки специалистов в природоохранном направлении. Так Казанский университет стал первым в деле введения высшего природоохранного образования в стране, и возникновение в Казанском университете первой в стране кафедры охраны природы было вполне закономерным [30].
В 1974 году профессор Лаптев Иннокентий Прокопьевич создал и возглавил первую в Сибири и на Дальнем Востоке кафедру охраны природы на биолого -почвенном факультете (ныне биологический институт). В 1975 г. увидело свет уникальное издание - первый в нашей стране учебник “Теоретические основы охраны природы”. В нем впервые охрана природы рассматривается как развивающаяся комплексная наука, предметом которой являются закономерности взаимодействия общества и природы, социальный обмен веществ и энергии. В книге освещены методологические аспекты формирующейся науки, показана ее сущность и названы основные разделы: социальный обмен веществ, учение об антропогенных факторах, о природных ресурсах, об охране природы как отрасли практики. И.П. Лаптев проводил большую учебно-воспитательную работу с молодежью и занимался подготовкой высококвалифицированных кадров. Он сформировал систему непрерывного природоохранного образования в ТГУ [31].
Наша страна к 1972 году, когда в Стокгольме прошла Первая международная конференция ООН по охране окружающей среды, уже имела большой опыт в природоохранной деятельности, в том числе и в области образования и просвещения.
Очень активно формировалось и экологическое законодательство. В начале 1992 года Министерством экологии и природных ресурсов РФ было создано Управление массовой информации, связей с общественностью и экологического образования и принят Закон «Об образовании», в котором было сказано, что воспитание любви к окружающей природе является одним из принципов государственной политики в области образования. Конституция Российской Федерации установила право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В 1997 году было введено понятие «образование в интересах устойчивого развития».
В настоящий момент в 12 регионах страны действуют законы об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры, в 60 субъектах Федерации приняты постановления администрации или правительства, касающиеся вопросов экологического образования [3]. Больше внимания уделяется теоретическим аспектам развития экологического образования: публикуются учебные пособия, проводятся экологические олимпиады для учеников, специальные конференции, общественные акции и др. и незаслуженно мало - практической стороне. Особенно важным в эффективности непрерывного образования является система управления, основанная на общих принципах - нормативно- правовой базе.
Объект исследования: непрерывное экологическое образование.
Предмет исследования: оценка эффективности системы непрерывного экологического образования в Томской области.
Цель работы: оценить эффективность системы непрерывного экологического образования и просвещения для формирования нового мировоззрения и образа жизни населения Томской области.
Задачи исследования:
1. Провести анализ нормативно правовой базы в сфере экологического образования;
2. Изучить механизм реализации системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания на примере Томской области;
3. Определить эффективность реализации системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания на примере Томской области.
Защищаемые положения:
1. Существующая нормативно-правовая база в сфере экологического образования, просвещения и формирования экологической культуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует вызовам времени;
2. Механизмы реализации системы непрерывного экологического образования способствует повышению экологической культуры населения Томской области.
3. Наиболее качественным показателем оценки эффективности непрерывного экологического образования являются школьные экологические олимпиады разного уровня.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Адаму Александру Мартыновичу, начальнику отдела развития олимпиадного движения «РЦРО» Сарычевой Мадине Олеговне и старшему методисту отдела развития олимпиадного движения ОГБУ «РЦРО» Бен Саид Маргарите Анатольевне, за оказанную помощь при написании выпускной квалификационной работы.
По материалам исследования были опубликованы тезисы в материалах ЬХХИ научной студенческой конференции Биологического института "Старт в науку", Томск 24 - 28 апреля 2023 г.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существующая нормативно - правовая база Российской Федерации в сфере экологического образования, просвещения и воспитания не в полной мере соответствует вызовам времени, так как в школьных программах отсутствует предмет экология.
Системы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания в Томской области обладают высокой эффективностью благодаря высокоорганизованной системе управления (Межведомственный координационный совет по непрерывному экологическому образованию) и разработанной региональной нормативно правовой базе в данной сфере (Закон Томской области «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Томской области»). Таким образом Томская область находиться на шаг впереди в сфере непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания.
На основании проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:
1. Многолетний анализ участия школьников в экологических олимпиадах на школьном, муниципальном, региональном и заключительном этапах показывает четкий тренд на увеличение активности школьников.
2. На школьном этапе, среди пяти Субъектов Российской Федерации (Ханты- Мансийский автономный округ, Кемеровская область, Иркутская область, Хабаровская область) Томская область занимает второе место по количеству призёров и победителей (26%). Среди предметов (география, физика, история и химия) экология вызывает большой интерес у школьников (32%), также, как и история.
3. На муниципальном этапе Томская (28%) и Иркутская область (28%) среди пяти Субъектов Российской Федерации (Ханты-Мансийский автономный округ, Кемеровская область, Иркутская область, Хабаровская область) находятся на втором месте по количеству победителей и призёров. При этом экология занимает первое место по количеству призёров и победителей (30%).
4. На региональном этапе Томская область лидирует по количеству призёров и победителей (69%). Среди пяти предметов - лидирует экология (77%).
5. Наблюдается снижение числа участников от школьного этапа до
заключительного, что обусловлено отбором победителей.
6. За последние 5 лет наблюдается повышение количества участников: на школьном этапе - на 91% (от 1703 до 3255); на муниципальном этапе - на 73% (от 320 до 554 участников); на региональном этапе - на 250% (от 24 до 84); на заключительном этапе как правило, принимают участие не более одного школьника. При этом, в 2019 и в 2020 годах сложность организации и проведения олимпиад была обусловлена периодом пандемии. Школьная региональная экологическая олимпиада 2022-2023 года была исключением, когда на заключительный уровень вышли 16 человек.
7. На заключительном этапе экологической олимпиады призёры и победители Томской области, а также, победители и призёры среди междисциплинарных олимпиад - отсутствуют, что обусловлено, вероятно, слабой подготовкой школьников к Всероссийским экологическим олимпиадам. Необходима отдельная программа по подготовке школьников к заключительному этапу.



1. Сатуева, Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания / Л. Л. Сатуева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 27-30. — URL :https://moluch.ru/th73/archive/21/805/ (дата обращения: 04.04.2023).
2. Устойчивое развитие: приоритеты в области образования (опыт регионов России) / под ред. В.М. Захарова, А.В. Семенова, И.А. Соколова. - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте / Центр устойчивого развития и здоровья среды ИБР РАН, 2022. - 248 с.
3. Российский экологический журнал Беллона [Электронный ресурс] URL: https://bellona.ru/2018/02/22/eco-education-russia/ (дата обращения 30.04.2023)
4. КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34823/0b9896b9aaf98796acfa270fe4125052fdff9c92/(дата обращения 26.03.2023)
5. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] URL:
http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm(дата обращения 26.03.2023)
6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : принята всенар. голосованием 12.12.1993 г. / Российская Федерация. Конституция (1993). — М. : АСТ : Астрель, 2007. — 63 с
7. Консультант Плюс. Указ президента РФ от 19.04.2017 «О стратегии экологической безопасности РФ» Консультант Плюс - Электрон. текстовые дан. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 215668/(дата обращения 26.03.2023)
8. Консультант Плюс. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от
10.01.2002. Консультант Плюс - Электрон. текстовые дан. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 34823/(дата обращения 26.03.2023)
9. Консультант Плюс. Указ Президента РФ от 01.04.1996 «О концепции
перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». Консультант Плюс - Электрон. текстовые дан. - URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=233558#ScSSC1TJBrp7eN1B(дата обращения 26.03.2023)
10. Российская газета [Электронный ресурс]
URL:https://rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html(дата обращения 27.03.2023)
11. Закон Томской области «Об экологическом образовании и формировании экологической культуры в Томской области» от 24.12.2020 года (статья 2)
12. Концепция экологического образования и формирования экологической культуры населения Томской области на 2021-2030 гг.
13. Боголюбов С.А. На пути к устойчивому развитию/ C. А. Боголюбов// Экология и право - 2014 г. - № 37 - с. 6-8.
14. Андреев М.Д. Экологическое воспитание и просвещение как эмоционально - ценностное отношение к природе // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 7. - С. 76-78;
15. Положение и состав Межведомственного координационного совета Томской области по вопросам экологического образования и формирования экологической культуры (утв. Распоряжением Губернатора Томской области от 05.02.2021 № 23-р). [Электронный ресурс] Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области URL:http://www.green.tsu.ru/(дата обращения 30.04.2023)
16. Областная программа «Экологическое образование и формирование экологической культуры населения Томской области на 2021-2025 гг.» [Электронный ресурс] URL:https://ogbu.green.tsu.ru/wp-content/uploads/2022/02/(дата обращения 30.04.2023)
17. Ежегодный Межведомственный план основных мероприятий по экологическому образованию и просвещению (утвержден 24.12.2021 г. Межведомственным координационным советом Томской области по вопросам экологического образования и формирования экологической культуры) . [Электронный ресурс] Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области. URL:https://ogbu.green.tsu.ru/wp-content/uploads/2021/12/(дата обращения 30.04.2023)
18. Зарипова М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся / М. Д. Зарипова // Молодой ученый. — 2014 г. — №1. — С. 524-525.
19. Захлебный А.Н. На экологической тропе./А.Н. Залебный.-М.: Знание.- 1986.-218с
20. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе// Начальная школа.-1986,№8 с. 63-64
21. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования// Советская педагогика.-1988, №9 с.31-35
22. Юдина И.Г. Природоведение. Нестандартные уроки и творческие задания/ И.Г. Юдина.-Волгаград: Учитель-АСТ.-2002.-112с.
23. Каленникова Т.Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии/Т.Г. Каленникова.-Минск: Народная асвета, 1989,№6- с.30-35
24. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (2-3 ноября 2021 г.) — Томск: Интегральный переплет, 2021, 362 с.
25. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : материалы III Всероссийской научно-практической конференции (31 октября — 1 ноября 2019 г.). — Томск : Дельтаплан, 2019. — 352 с.
26. «Экологическое образование и просвещение в Томской области» (29 июля 2014 г.) - Томск: Дельтаплан, 2014, 17с.
27. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Томск : Дельтаплан, 2017. — 277 с.
28. На пути к устойчивому развитию : Бюллетень Центра экологической политики России. - Москва : Издательская группа “Реформ-Пресс”, No 31, 2005
29. Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова. — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. — 340 с.
30. Официальный сайт Казанского Федерального Университета [Электронный ресурс] URL:https://kpfu.ru/ecology/struktura/otdelenie-ekologii/kafedra-obschej-ekologii(дата обращения 18.03.2023)
31. Электронная энциклопедия ТГУ [Электронный ресурс] URL: http://wiki.tsu.ru/wiki/index.php/%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D0%B2,%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9%D0%9F%(дата обращения 18.03.2023)
32. Региональный центр развития образования [Электронный ресурс] URL: http://rcro.tomsk.ru/vsosh/(дата обращения 20.04.2023)
33. Всероссийская олимпиада школьников [Электронный ресурс] URL: https://vserosolimp.edsoo.ru/normativka#!/tab/475885974-1(дата обращения 20.04.2023)
34. Приказ № 678 от 27.11.2020 Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников
35. Требования к организации и проведению заключительного этапа
всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2022/23 учебном году
36. Приказ №565 от 16.08.2021 О внесении изменения в приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. №678 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»
37. Приказ №73 от 13.03.2022 О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. №678
38. Приказ №55 от 26.01.2023 О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. №678
39. «Итоги всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022 учебном году (статистические данные)» — Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Центр олимпиадного движения: Москва 2022


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ