Социальные программы как механизм реализации социальной политики: их источники, проблемы, реализация и пути их решения (Российский Университет Кооперации)
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ 6
1.1 Понятие и назначение социальных программ в государственном управлении 6
1.2 Классификация социальных программ и особенности их проектирования 12
1.3 Источники финансирования социальных программ в Российской Федерации 25
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В РОССИИ 32
2.1 Современное состояние реализации социальных программ в России 32
2.2 Типичные проблемы реализации социальных программ и их влияние на эффективность социальной политики 36
2.3 Рекомендации по повышению эффективности реализации социальных программ в современной России 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
Социальные программы являются одним из важнейших инструментов реализации социальной политики государства. Они направлены на обеспечение достойного уровня жизни населения, поддержку уязвимых групп общества и содействие экономическому развитию страны. Однако эффективность социальных программ зависит от множества факторов, включая наличие достаточных источников финансирования, четкую организацию процесса реализации и адекватность механизмов решения возникающих проблем.
Актуальность темы обусловлена рядом обстоятельств. В условиях социально-экономической нестабильности возрастает потребность в разработке эффективных мер поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, так же возникает необходимость повышения качества и доступности предоставляемых услуг и требует совершенствования существующих подходов к организации и управлению социальными программами. В том числе рост числа нерешенных вопросов и проблем свидетельствует о недостаточной эффективности используемых методов и моделей управления этими процессами.
Основная цель социальных программ как механизма реализации социальной политики заключается в обеспечении социальной защищенности граждан, повышении уровня и качества жизни населения, поддержке социально уязвимых категорий граждан и содействии решению социальных проблем, стоящих перед обществом и государством.
Объектом исследования выступают социальные программы как механизм реализации социальной политики.
Предметом исследования являются механизмы формирования, функционирования и развития социальных программ, источники их финансирования, основные проблемы и пути их преодоления.
Цель данной выпускной квалификационной работы заключается в изучении особенностей функционирования социальных программ, выявлении основных проблем, связанных с их реализацией, а также в определении путей их.
Для достижение поставленной цели необходимо решить ряд основных задач:
– рассмотрение понятия и назначение социальных программ в государственном управлении;
– изучение классификации социальных программ и особенности их проектирования;
– анализ источников финансирования социальных программ;
– оценка современного состояния реализации социальных программ;
– изучение типичных проблем реализации социальных программ и их влияния на эффективность социальной политики;
– разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации социальных программ в современной России.
Методологическая основа исследования включает анализ современного состояния социальной политики, изучение и анализ научных статей, законодательных актов и иных документов, а также отчетов государственных органов.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов, как Бекхожаева А.К., Маланюк В.А., Правкина И.Н., Чупина И.П., Киричек Е.В. и другими.
Нормативную основу исследования включает в себя актуальные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие деятельность социальных программ.
Эмпирическая основа исследования включает аналитические материалы федеральных служб и ведомств, экспертные оценки специалистов, научные публикации, социологические исследования, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней власти, локальные акты государственных учреждений и предприятий.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются заключается в систематизации и обобщении существующих подходов к анализу социальных программ как инструмента социальной политики, а также с разработкой рекомендаций для государственных и местных органов власти, направленных на улучшение механизмов реализации социальных программ и повышение их эффективности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников.
В процессе анализа социальной политики и её применения через социальные инициативы стало ясно, что эффективная социальная поддержка является ключевым элементом современного общественного устройства. Социальные инициативы работают как основной механизм в борьбе с нищетой, повышения уровня жизни и укрепления социального равенства. Тем не менее, несмотря на их позитивный вклад, существуют определённые трудности, которые затрудняют их успешную реализацию.
Основой источник финансирования для социальных инициатив остается государственный бюджет, который, к сожалению, часто страдает от недостатка средств, что ограничивает возможности для расширения и улучшения программ, необходимых для решения важных социальных задач. Проблема координации между различными уровнями власти и организациями, задействованными в социальных проектах, приводит к повторению усилий и нерациональному использованию ресурсов. Также критически важно повысить осведомлённость населения о существующих социальных программах, поскольку многие люди не знают о предоставляемых услугах, что затрудняет их использование. В этой связи, информационные кампании и образовательная работа могут сыграть решающую роль. Понимание гражданами своих прав и возможностей даст им возможность более активно участвовать в социальных проектах, что, в свою очередь, сможет улучшить их жизненные условия. Необходимо также уделять внимание периодической оценке и пересмотру успешности социальных программ, учитывая, что динамика социальных процессов требует гибкости к изменениям в текущих стратегиях. Создание эффективной системы обратной связи, позволяющей участникам социальных программ выразить свои мнения и предложения, является важным компонентом для разработки более эффективных социальных инициатив.
Следует подчеркнуть, что вопросы, связанные с социальными инициативами, отличаются в зависимости от географического положения и условий жизни, что требует адаптации общепринятых методов к местным особенностям. Это предполагает необходимость тщательного изучения потребностей и возможностей региона, а также активное привлечение жителей к процессу создания и внедрения социальных программ. Чтобы увеличить эффективность реализации социальных инициатив, необходимо разработать комплексные стратегии, включающие улучшение взаимодействия между государственными структурами, частным сектором и общественными организациями. Важно также повысить прозрачность процесса распределения ресурсов и отчетность о результатах программ. В данном контексте, следует особое внимание уделить внедрению информационных технологий в социальные программы. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предлагают уникальные возможности для мониторинга, анализа и корректировки недочетов в социальных инициативах. Применение цифровых платформ позволяет собирать информацию о потребностях населения, контролировать эффективность программ и привлекать граждан к процессу принятия решений. Это может значительно улучшить качество и доступность услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Кроме того, критично создавать партнерские отношения с неправительственными организациями и сообществами. Их вклад может существенно повлиять на успех социальных программ благодаря способности оперативно реагировать на изменения в потребностях условий, а также привлечению дополнительных ресурсов и профессиональных знаний. Программы разработанные с учетом потребностей интересов местного населения, часто оказываются более эффективными и прочными.
Таким образом, социальные программы, как ключевой элемент социальной политики, требует внимательного и системного подхода к их реализации, включающего как устранение существующих недочетов, так и инновационные подходы, способные способствовать стабильному развитию общества в целом. Сложная и продуманная социальная стратегия должна быть построена на принципах уважения и справедливости в отношении каждого участника процесса. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый гражданин имел равные шансы на успех. Ключевым является нескончаемое изучение актуальных вопросов и разработка инновационных методов социального взаимодействия, чтобы гарантировать благополучное будущее для всех слоев населения.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 07.04.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2025, № 11, ст. 1699.
3. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве): Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3340; Российская газета, 2024, № 159.
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Cобрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4543; Российская газета, 2024, № 234.
5. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; Российская газета, 2024, № 142.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №31, ст. 4179; Российская газета, 2024, № 168.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.02.2025) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; Российская газета, 2025, № 303.
8. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52 (часть I), ст. 7007; Российская газета, 2024, № 295.
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 296 (ред. от 30.11.2024) // «Официальный интернет-портал правовой информации» http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2014; Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 17, ст. 2059.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»: Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 (ред. от 14.12.2024) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.04.2019; Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 15 (часть II,III), ст. 1746.
Специальная литература:
11. Социальные программы как механизм реализации социальной политики / А.К. Бекхожаева [и др.] // Вестник Российского университета кооперации. – 2021. – № 6. – С. 46-49.
12. Социальная политика и её основные направления в Российской Федерации / И.М. Блохина [и др.] // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 44(3). – С. 256-260.
13. Блохина И.М. Финансовое обеспечение реализации социальной политики в Российской Федерации // И.М. Блохина, А.А. Огибенина // Региональная и отраслевая экономика. – 2024. – № 2. – С. 202-211.
14. Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное образование / Г.А. Бордовский [и др.] // Человек и образование. – 2021. – № 2(67). – С. 173-183.
15. Образовательные потребности, возникающие у обучающихся в условиях цифровой трансформации общего образования / Р.А. Галустов и [и др.] // Ученые записки Крымского университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. – 2022. – № 2. – С. 51-64.
16. Жук Д.А. Социальное обеспечение и социальная защита населения в России / Д.А. Жук // Столыпинский вестник. – 2023. – № 4. – С. 2054-2060.
17. Киричек Е.В. Достойная жизнь в России – социальном государстве / Е.В. Киричек // Труды Академии управления МВД России. – 2023. – № 3 (67). – С. 29-37.
18. Козаева О.Т. Проблемы предоставления социальной поддержки гражданам в Российской Федерации и пути их преодоления / О.Т. Козаева // Вестник экономической безопасности. – 2024. – № 3. – С. 197-200.
19. Костина О.И. Социальная политика в России и источники её финансирования / О.И. Костина, Г.И. Мальцева // Финансы и учёная политика. – 2021. – № 2. – С. 16-19.
20. Криворученко В.К. Молодёжная политика: взгляд учёного и практика / В.К. Криворученко // Международная научно-практическая конференция: Концепция устойчивого развития науки. – 2021. – № 8. – С. 175.
21. Кудряшов В.С. Рассмотрение государственной системы предоставления социальных услуг лицам пожилого возраста / В.С. Кудрящов // Петербургский экономический журнал. – 2022. – № 1. – С. 28-32.
22. Лапаева А.В. Концепция идеальной формы Российского государства: проблемы и перспективы / А.В. Лапаева // Актуальные проблемы государства и права. – 2021. – № 8. – С. 226-234.
23. Ломака В.А. Актуальные проблемы финансовой модели социальной поддержки населения в России и перспектива её совершенствования / В.А. Ломака // Научные записи молодых исследователей. – 2024. – № 12 (4). – С. 48-55.
24. Лошкарёв И.О. Социальные программы в России: направления и перспективы / И.О. Лошкарёв, А.Л. Питерская, Е.В. Батеева // Право и управление. – 2023. – № 4. – С. 202-206.
25. Майстренко А.Г. Социальное обслуживание в Российской Федерации: политико-правовые реалии / А.Г. Майстренко, Г.А. Майстренко // Право и управление. – 2023. – № 12. – С. 327-330.
26. Маланюк В.А. Молодёжная политика в Краснодарском крае / В.А. Маланюк, Е.В. Шумилова // Инновационная экономика. – 2025. – № 1. – С. 106-112.
27. К вопросу о некоторых проблемах реализации социальной политики в России / Э.П. Попова, Ю.С. Сизова // Вестник науки. – 2021. – № 7 (31). – С. 132-136.
28. Правкина И.Н. Правовые условия эффективного функционирования социального государства / И.Н. Правкина // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – 2023. – № 1. – С. 51-56.
29. Сапунова Т.А. Исследование демографических проблем Краснодарского края: региональный аспект / Т.А. Сапунова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 3 (66). – С. 220-223.
30. Сергиенко Н.С. Теоретические основы реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты в Российской Федерации / Н.С. Сергиенко, М.Т. Велиханов, С.А. Фатиева // Гуманитарные науки. – 2022. – № 12. – С. 108-114.
31. Симоненко Д.И. Региональная политика социальной защиты семьи и детства Краснодарского края / Д.И. Симоненко // Экономика и социум. – 2021. – № 5 (36). – С. 131-133.
32. Соколов А.В. Негативно-социальные проявления коррупции / А.В. Соколов // Образование и право. – 2021. – № 4. – С. 208-214.
33. Современные государственные социальные программы в Российской Федерации / И.П. Чупина и [и др.] // Аграрное образование и наука. – 2021. – № 7. – С. 22-27.
34. Царегородцева М.А. Современное социальное проектирование / М.А. Царегородцева // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2024. – № 4. – С. 123-126.
Интернет-ресурсы:
35. Официальный сайт информационно-правового портала «КонсультантПлюс». ‒ URL: http://www.consultant.ru.
36. Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. ‒ URL:http://pravo.gov.ru.
37. Официальный сайт электронной библиотечной системы. ‒ URL: http://www.iprbookshop.ru.
38. Официальный сайт Социального фонда Российской Федерации. – URL: https://sfr.gov.ru.
39. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – URL: https://www.gks.ru.
40. Официальный сайт Международного Валютного фонда. – URL: https://www.imf.org.