ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНОГО МИРА НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ ЯПОНИИ: ПОИСК НОВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
|
АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Япония. Путь от изоляции до великой империи 8
1.1 От политики сёгуната Токугава и императора Комэй к правлению
Мэйдзи 8
1.2 Японский модернизационный проект в эпоху Мэйдзи 30
1.3 Идеологические основания японской культуры 36
2 Новая идентичность японской нации 48
2.1 Вестернизация Японии как социокультурное явление 48
2.2 Западные технологии на японской почве 53
2.3 Образование как способ воспитания национального самосознания 58
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Введение 3
1 Япония. Путь от изоляции до великой империи 8
1.1 От политики сёгуната Токугава и императора Комэй к правлению
Мэйдзи 8
1.2 Японский модернизационный проект в эпоху Мэйдзи 30
1.3 Идеологические основания японской культуры 36
2 Новая идентичность японской нации 48
2.1 Вестернизация Японии как социокультурное явление 48
2.2 Западные технологии на японской почве 53
2.3 Образование как способ воспитания национального самосознания 58
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 68
Проблема исследования. На длительном пути развития мировой цивилизации достаточно четко обозначила себя дихотомия «Восток - Запад». Такое разделение мира обусловлено не только и не столько географическими факторами, сколько ментальными и культурными различиями. И действительно, Восток и Запад - это две принципиально разные модели развития культуры, разные способы существования человека. Одно из фундаментальных отличий проявляется в открытости (закрытости) общества. Исторически страны Востока намного более закрыты и консервативны по сравнению с открытыми и динамично развивающимися западными государствами. В контексте данного исследования происходит обращение к Японии, как к одному из самобытных и весьма влиятельных центров на Востоке.
Специфика развития Японии заключается в том, что эта страна в течение трех веков была добровольно изолирована от остального мира, являясь, по сути, автаркией. Лишь во второй половине XIX века, когда началась первая волна глобализации, Япония начинает выстраивать торговые и дипломатические отношения с Америкой и Европой, что повлекло за собой процессы культурной конвергенции. Но что конкретно вызвало интерес у Запада к Японии? Какие сферы жизни японцев подверглись наибольшему влиянию? Что происходит с национально-культурной идентичностью японцев в условиях вестернизации? Этими и другими вопросами может быть очерчено проблемное поле исследования. Иными словами, проблема работы состоит в определении характера и степени влияния западной культуры на культуру Японии в эпоху Мэйдзи (1852-1912 гг.).
Актуальность исследования. Изучение влияния западной культуры на культуру Японии можно признать актуальным, поскольку эта страна являет нам яркий пример симбиоза традиций и новаций. В современном быстро меняющемся мире зачастую сложно выявить истоки того или иного явления. Анализ же японской культуры в аспекте влияния Запада поможет отделить феномены, имманентно присущие японской культуре, от инокультурного компонента. Кроме того, учитывая усиление восточного вектора развития России в последнее время, можно заметить, что востоковедческая проблематика в целом актуализируется. Отметим также, что автор подробно останавливается на таких периодах в истории Японии, как Комэй и, особенно, Мэйдзи, потому что именно они во многом сформировали облик современного японского общества.
Степень разработанности проблемы. Данное исследование опирается на различные научные источники. О различии культур Запада и Востока говорит японский философ Нисида Китаро. В работе «Проблемы японской культуры» мыслитель указывает на необходимость ознакомления Японии с западной культурой, несмотря на их существенные различия.
Для изучения периода правления императора Комэй, связанного с концом эпохи Токугава, и периода правления императора Мэйдзи происходит обращение к работе А.Н. Мещерякова «Император Мэйдзи и его Япония». В этой работе освещаются состояние различных сфер жизни японского общества в указанный период, а также отмечается характер восприятия Японией западной культуры и заимствований. Мещеряковым также отмечается особая роль самурайского сословия и кодекса чести Бусидо в формировании взглядов на мир у японцев.
О кодексе чести Бусидо пишут многие исследователи, в частности, в данной работе автор обращается к статьям «Отражение философии кодекса чести «бусидо» в японском менталитете: традиции и современность» Н.Л. Богомазовой, «Понятие верности и долга в японской традиционной (самурайской) культуре» А.В. Голомши, «Философско-культурологические аспекты кодекса чести «Бусидо» Д.А. Кузьминова. Данные авторы рассматривают как содержательные аспекты Бусидо, так и анализируют влияние описанных установок на общество Японии после официального упразднения самурайского сословия .
Рассмотрению вопросов о национально-культурной идентичности японского народа, национальной идее посвящены следующие работы: «Влияние синто на формирование идеологии государственного национализма в Японии в конце XIX - начале XX веков» Д. А Дуничева, «Боги как прошлое: синто в национальной историософии и историографии Японии» В.Э. Молодякова, «Концепция национальной сущности кокутай как основа национального самосознания Японии» О. В. Язовской, «Специфика кризиса самоидентификации в современном японском обществе» О.С. Новиковой, ««Японский национализм» как культурологическая проблема» Е.Л. Скворцовой. Все перечисленные авторы отмечают высокую степень влияния синто, как государственной религии, в том числе и на формирование концепции кокутай. Также указывается на процесс ознакомления жителей Японии с западной культурой и переход от ощущения несостоятельности собственной культуры к идее уникального пути Японии.
Отмечается огромная роль пропаганды в процессе пребывания в школах и университетах и во время службы в армии, так как в данных структурах проходило обучение, направленное на поддержку официальной идеологии. О данном феномене пишут Е. В. Верисоцкая в работе «Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870-1880-е годы)», А.П. Ильин («Мейдзи Исин и создание регулярной армии Японии»), Е.М. Османов («Особенности морального воспитания и специфика подготовки к военной службе японских школьников периода Мэйдзи (1868-1912 гг.)».
Научная новизна. В работе проводится комплексное исследование определенных сфер жизни японского общества, наиболее подверженных влиянию западной культуры. Несмотря на признание этого влияния, делается обоснованный вывод об уникальном пути трансформации Японии.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования выступает культура Японии в эпоху Мэйдзи. Предметом же его - конкретные изменения, произошедшие в духовной жизни японцев под влиянием стран Запада.
Цель исследования заключается в том, чтобы сформировать представление об изменениях в культуре Японии вследствие влияния западной культуры в эпоху правления Мэйдзи.
Задачи данной работы. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих исследовательских задач:
• изучить исторические периоды в развитии Японии - от правления императора Комэя до конца правления императора Мэйдзи;
• выявить сферы японской культуры эпохи Мэйдзи, наиболее подверженные влиянию западных стран;
• оценить степень и характер западного влияния на традиционную культуру Японии.
Методология исследования. В методологическом отношении исследование характеризуется применением следующих методов:
• проблемно-хронологический метод - изучение культуры Японии в ее последовательном развитии, с учетом влияния Запада;
• структурно-функциональный метод - осмысление отдельных сторон жизни японцев;
• компаративный метод - сравнение традиционной культуры Японии с западной культурой;
• дескриптивный метод - описание жизни японцев с наступлением эпохи Мэйдзи.
Гипотеза исследования: влияние западной культуры на культуру Японии имеет поверхностный характер, поскольку это влияние проявляется в большей степени в сферах взаимодействия культур для создания образа цивилизованной страны.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном процессе, при разработке специальных курсов (к примеру, «Введение в востоковедение (японоведение)», «История и культура Японии и т.д.), а также для решения практических задач культурологии, в просветительской и популяризаторской работе.
Ключевые понятия: Япония, Запад, Восток, Мэйдзи, культурная идентичность, западное влияние, модернизация, межкультурное взаимодействие, традиция, инновации.
Структура. В плане структуры выпускное квалификационное сочинение состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Объем исследования составляет 72 страницы. Список использованной литературы и источников содержит 50 наименований.
Специфика развития Японии заключается в том, что эта страна в течение трех веков была добровольно изолирована от остального мира, являясь, по сути, автаркией. Лишь во второй половине XIX века, когда началась первая волна глобализации, Япония начинает выстраивать торговые и дипломатические отношения с Америкой и Европой, что повлекло за собой процессы культурной конвергенции. Но что конкретно вызвало интерес у Запада к Японии? Какие сферы жизни японцев подверглись наибольшему влиянию? Что происходит с национально-культурной идентичностью японцев в условиях вестернизации? Этими и другими вопросами может быть очерчено проблемное поле исследования. Иными словами, проблема работы состоит в определении характера и степени влияния западной культуры на культуру Японии в эпоху Мэйдзи (1852-1912 гг.).
Актуальность исследования. Изучение влияния западной культуры на культуру Японии можно признать актуальным, поскольку эта страна являет нам яркий пример симбиоза традиций и новаций. В современном быстро меняющемся мире зачастую сложно выявить истоки того или иного явления. Анализ же японской культуры в аспекте влияния Запада поможет отделить феномены, имманентно присущие японской культуре, от инокультурного компонента. Кроме того, учитывая усиление восточного вектора развития России в последнее время, можно заметить, что востоковедческая проблематика в целом актуализируется. Отметим также, что автор подробно останавливается на таких периодах в истории Японии, как Комэй и, особенно, Мэйдзи, потому что именно они во многом сформировали облик современного японского общества.
Степень разработанности проблемы. Данное исследование опирается на различные научные источники. О различии культур Запада и Востока говорит японский философ Нисида Китаро. В работе «Проблемы японской культуры» мыслитель указывает на необходимость ознакомления Японии с западной культурой, несмотря на их существенные различия.
Для изучения периода правления императора Комэй, связанного с концом эпохи Токугава, и периода правления императора Мэйдзи происходит обращение к работе А.Н. Мещерякова «Император Мэйдзи и его Япония». В этой работе освещаются состояние различных сфер жизни японского общества в указанный период, а также отмечается характер восприятия Японией западной культуры и заимствований. Мещеряковым также отмечается особая роль самурайского сословия и кодекса чести Бусидо в формировании взглядов на мир у японцев.
О кодексе чести Бусидо пишут многие исследователи, в частности, в данной работе автор обращается к статьям «Отражение философии кодекса чести «бусидо» в японском менталитете: традиции и современность» Н.Л. Богомазовой, «Понятие верности и долга в японской традиционной (самурайской) культуре» А.В. Голомши, «Философско-культурологические аспекты кодекса чести «Бусидо» Д.А. Кузьминова. Данные авторы рассматривают как содержательные аспекты Бусидо, так и анализируют влияние описанных установок на общество Японии после официального упразднения самурайского сословия .
Рассмотрению вопросов о национально-культурной идентичности японского народа, национальной идее посвящены следующие работы: «Влияние синто на формирование идеологии государственного национализма в Японии в конце XIX - начале XX веков» Д. А Дуничева, «Боги как прошлое: синто в национальной историософии и историографии Японии» В.Э. Молодякова, «Концепция национальной сущности кокутай как основа национального самосознания Японии» О. В. Язовской, «Специфика кризиса самоидентификации в современном японском обществе» О.С. Новиковой, ««Японский национализм» как культурологическая проблема» Е.Л. Скворцовой. Все перечисленные авторы отмечают высокую степень влияния синто, как государственной религии, в том числе и на формирование концепции кокутай. Также указывается на процесс ознакомления жителей Японии с западной культурой и переход от ощущения несостоятельности собственной культуры к идее уникального пути Японии.
Отмечается огромная роль пропаганды в процессе пребывания в школах и университетах и во время службы в армии, так как в данных структурах проходило обучение, направленное на поддержку официальной идеологии. О данном феномене пишут Е. В. Верисоцкая в работе «Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870-1880-е годы)», А.П. Ильин («Мейдзи Исин и создание регулярной армии Японии»), Е.М. Османов («Особенности морального воспитания и специфика подготовки к военной службе японских школьников периода Мэйдзи (1868-1912 гг.)».
Научная новизна. В работе проводится комплексное исследование определенных сфер жизни японского общества, наиболее подверженных влиянию западной культуры. Несмотря на признание этого влияния, делается обоснованный вывод об уникальном пути трансформации Японии.
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования выступает культура Японии в эпоху Мэйдзи. Предметом же его - конкретные изменения, произошедшие в духовной жизни японцев под влиянием стран Запада.
Цель исследования заключается в том, чтобы сформировать представление об изменениях в культуре Японии вследствие влияния западной культуры в эпоху правления Мэйдзи.
Задачи данной работы. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих исследовательских задач:
• изучить исторические периоды в развитии Японии - от правления императора Комэя до конца правления императора Мэйдзи;
• выявить сферы японской культуры эпохи Мэйдзи, наиболее подверженные влиянию западных стран;
• оценить степень и характер западного влияния на традиционную культуру Японии.
Методология исследования. В методологическом отношении исследование характеризуется применением следующих методов:
• проблемно-хронологический метод - изучение культуры Японии в ее последовательном развитии, с учетом влияния Запада;
• структурно-функциональный метод - осмысление отдельных сторон жизни японцев;
• компаративный метод - сравнение традиционной культуры Японии с западной культурой;
• дескриптивный метод - описание жизни японцев с наступлением эпохи Мэйдзи.
Гипотеза исследования: влияние западной культуры на культуру Японии имеет поверхностный характер, поскольку это влияние проявляется в большей степени в сферах взаимодействия культур для создания образа цивилизованной страны.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования определяется возможностью использования его результатов в учебном процессе, при разработке специальных курсов (к примеру, «Введение в востоковедение (японоведение)», «История и культура Японии и т.д.), а также для решения практических задач культурологии, в просветительской и популяризаторской работе.
Ключевые понятия: Япония, Запад, Восток, Мэйдзи, культурная идентичность, западное влияние, модернизация, межкультурное взаимодействие, традиция, инновации.
Структура. В плане структуры выпускное квалификационное сочинение состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Объем исследования составляет 72 страницы. Список использованной литературы и источников содержит 50 наименований.
В работе были решены задачи обращения к истории Японии, к тем её периодам, во время которых западные страны начали оказывать серьезное влияние на жизнь японцев. Были определены сферы этого влияния на японскую культуру в эпоху Мэйдзи (внешняя и внутренняя политика, экономика, семья, образование, идеология). Кроме того, был установлен характер привнесенных изменений, который заключается в сочетании древних традиций японской культуры и культур стран Запада.
В первой главе был рассмотрен период с 1852 года (первые появления американских кораблей у берегов Японии при правлении императора Комэй) до 1912 года (смерть императора Мэйдзи и конец его эпохи). Влияние Запада на прежде закрытую и консервативную Японию выразилось в изменении внешнего и внутриполитического курсов, а также коснулось взглядов на семью, экономику, образование, идеологию.
Во внутренней политике активно заимствовались принципы государственного устройства, налогообложения, структура власти, положение монарха. Во внешней политике влияние проявилось в желании Японии осуществлять военную экспансию в другие страны. В экономике - развитие торговли, индустриализация, развитие промышленности, повышение конкурентоспособности Японии. Применительно к семье влияние Запада выражается, в частности, в распространении моногамии, как единственно возможного способа построения семейных отношений. Также было введено всеобщее обязательное начальное образование, достигнута практически всеобщая грамотность. Идеология содержала при Мэйдзи такие составляющие, как лояльность к иностранцам и осознание уникальности пути развития Японии.
Во второй главе рассмотрены характер и степень влияния иностранных государств на Японию в выделенных сферах. Во внутренней политике произошло изменение роли императора - формально монарх становился во главе государства, на практике утверждал уже готовые указы. Изменения государственного устройства произошло по инициативе князей, изменение структуры власти фактически не играло роли - вместо сёгуната власть перешла к министрам, император символически закреплял это право. Для осуществления внешней политики создавался имидж страны и вводилась воинская повинность. С точки зрения экономики скорость стала иметь огромное значение - от ручной индивидуальной работы переходят к быстрому производству одинаковых изделий, но при этом ценится качество исполнения. В образовании, в отличии от стран Запада, развивается в первую очередь всеобщее начальное образование. Обучение по западным программам признаётся опасным, в японской программе увеличивается составляющая морали и долга, воспитывается почтение к своей стране и императору. Идеология в Японии эпохи Мэйдзи базировалась на уникальности пути Японии и патерналистской метафоре.
Безусловно, западная культура оказала влияние на Японию, внешне преобразуя закрытую консервативную страну в цивилизованную (в понимании Запада). Однако для японцев остался преобладающим принцип возвышения содержания и сущности над внешним проявлением. Практически каждое заимствование проходило при условии установления корреляционных связей с древними традициями Японии. С каждым достижением Японии всё более отчётливым становился переход от пиететного отношения к Западу к восхвалению уникального пути Японии. Со временем культура западных стран противопоставляется японской культуре, которая понималась как более гармоничная, эстетичная, учитывающая в большей степени мораль и долг.
В первой главе был рассмотрен период с 1852 года (первые появления американских кораблей у берегов Японии при правлении императора Комэй) до 1912 года (смерть императора Мэйдзи и конец его эпохи). Влияние Запада на прежде закрытую и консервативную Японию выразилось в изменении внешнего и внутриполитического курсов, а также коснулось взглядов на семью, экономику, образование, идеологию.
Во внутренней политике активно заимствовались принципы государственного устройства, налогообложения, структура власти, положение монарха. Во внешней политике влияние проявилось в желании Японии осуществлять военную экспансию в другие страны. В экономике - развитие торговли, индустриализация, развитие промышленности, повышение конкурентоспособности Японии. Применительно к семье влияние Запада выражается, в частности, в распространении моногамии, как единственно возможного способа построения семейных отношений. Также было введено всеобщее обязательное начальное образование, достигнута практически всеобщая грамотность. Идеология содержала при Мэйдзи такие составляющие, как лояльность к иностранцам и осознание уникальности пути развития Японии.
Во второй главе рассмотрены характер и степень влияния иностранных государств на Японию в выделенных сферах. Во внутренней политике произошло изменение роли императора - формально монарх становился во главе государства, на практике утверждал уже готовые указы. Изменения государственного устройства произошло по инициативе князей, изменение структуры власти фактически не играло роли - вместо сёгуната власть перешла к министрам, император символически закреплял это право. Для осуществления внешней политики создавался имидж страны и вводилась воинская повинность. С точки зрения экономики скорость стала иметь огромное значение - от ручной индивидуальной работы переходят к быстрому производству одинаковых изделий, но при этом ценится качество исполнения. В образовании, в отличии от стран Запада, развивается в первую очередь всеобщее начальное образование. Обучение по западным программам признаётся опасным, в японской программе увеличивается составляющая морали и долга, воспитывается почтение к своей стране и императору. Идеология в Японии эпохи Мэйдзи базировалась на уникальности пути Японии и патерналистской метафоре.
Безусловно, западная культура оказала влияние на Японию, внешне преобразуя закрытую консервативную страну в цивилизованную (в понимании Запада). Однако для японцев остался преобладающим принцип возвышения содержания и сущности над внешним проявлением. Практически каждое заимствование проходило при условии установления корреляционных связей с древними традициями Японии. С каждым достижением Японии всё более отчётливым становился переход от пиететного отношения к Западу к восхвалению уникального пути Японии. Со временем культура западных стран противопоставляется японской культуре, которая понималась как более гармоничная, эстетичная, учитывающая в большей степени мораль и долг.
Подобные работы
- РОЛЬ ОМДС В ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАН В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - НОВОСТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ США
(НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКОМПАНИИ СИ-ЭН-ЭН).
Диссертация , журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ТРАДИЦИОННОМ ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ПЯТЬ ЖЕНЩИН, ПРЕДАВШИХСЯ ЛЮБВИ» ИХАРА САЙКАКУ И «СВЕРСТНИКИ» ХИГУТИ ИТИЁ)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ И ИХ РОЛЬ В ТРАДИЦИОННОМ ЯПОНСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ «ПЯТЬ ЖЕНЩИН, ПРЕДАВШИХСЯ ЛЮБВИ» ИХАРА САЙКАКУ И «СВЕРСТНИКИ» ХИГУТИ ИТИЁ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ТРАНСФОРМАЦИИ БУДДИЗМА В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - Участие стран АТР на международном кинофестивале «Меридианы Тихого», историко-культурный аспект (2003-2017) (на примере китайского кинематографа)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Роль Кан Ювэя в общественно-политической модернизации Китая (вторая половина XIX - начало XX вв.)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Современный литературный процесс в Китае. Основные жанры и направления
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ В КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2021





