ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ И ПРИЧИНЫ САНКЦИЙ 10
1.1 Причины санкций против России 10
1.2 Влияние НАТО на санкции против России 16
1.3 Закон Сергея Магнитского и Глобальный закон Магнитского 20
ГЛАВА 2. КАК РОССИЯ РЕАГИРУЕТ НА САНКЦИИ 22
2.1 Ответные действия России 22
2.1.1 Российское проволбственное эмбарго в 2014 г 25
2.1.1.1 Продовольственная торговая война России 27
2.1.1.2 Российский продовольственный импорт 29
2.1.1.3 Реакция на продовольственное эмбарго 30
2.1.1.4 Влияние на граждан России этого продовольственного эмбарго 31
2.2 Каким должен быть ответ России на санкции США? 33
2.2.1 Направления экскалации и политика потиводействия 36
2.2.2 Направления экскалации санкций против России 38
2.3 Противодействие санкциям: от законодательства к стратегии 43
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ США И РОССИИ В
ТОРГОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРАХ 47
3.1 Как США и Россия видят эти санкции против России 47
3.2 Что изменилось в России из-за санкций 50
3.2.1 Состояние российской экономики с 2014 г 50
3.2.2 Оценка экономического воздействия на Россию в целом 54
3.2.3 Влияние на российские секторы и компании 55
3.2.3.1 Факторы, влияющие на влияние на отрасли и фирмы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ТАБЛИЦЫ 86
С 2014 года Соединенные Штаты, Европейский Союз и ряд других западных стран проводят политику санкций против России. Санкции означают ряд финансовых, торговых, визовых и других ограничений, налагаемых в политических целях. Такие ограничения вводятся странами-инициаторами в определенных секторах и секторах российской экономики, частным лицам и компаниям в России, а также их зарубежным партнерам и партнерам. Общая цель санкций - нанести ущерб экономике России, что заставит руководство страны радикально изменить свою внешнюю политику. Первоначально украинский кризис был основной причиной введения антироссийских санкций. Однако с 2016 года происходит процесс «эскалации санкций» - последовательное расширение причин введения санкций и их номенклатуры.
С точки зрения международного права Совет Безопасности ООН является единственным законным источником санкций. Однако на практике санкции часто используются в одностороннем порядке каждой страной или их коалицией. Как правило, США являются основным инициатором санкций, а после окончания холодной войны ЕС присоединяется к списку важных сторонников. Большая часть санкций применяется развитыми странами против развивающихся стран. В большинстве случаев экономика стран-инициаторов значительно превосходит экономику стран-получателей. Это позволяет инициаторам оказывать экономическое давление, чтобы изменить свое политическое направление, вмешаться во внутреннюю политику суверенных государств или изменить политические системы стран-получателей, оставаясь при этом относительно невосприимчивыми к их ответам.
По крайней мере, в долгосрочной перспективе на следующие шесть лет мы должны ожидать разработки санкционной политики против России. Инициирующие страны будут использовать наиболее уязвимые точки внутренней экономики, общества и политической системы. Среди них: (1) экономические потребности России в дешевых кредитах и инвестициях, зависимость от глобальной финансовой системы США; (2) зависимость от поставок высокотехнологичного оборудования в ряде отраслей экономики, включая энергетику; (3) экономическая чувствительность к изменениям ситуации на товарных рынках; (4) Уязвимость социального пространства, риск превращения экономических проблем в социальные протесты на фоне устойчивого неравенства; (5) Интеграция российских элит, интеллектуальных и предпринимательских сообществ, крупных социальных групп в глобальные институты и процессы.
Заманчивым решением этих проблем могут стать попытки проводить политику автаркии и разорвать радикальные отношения с внешним миром. Но это нанесет гораздо худший удар по перспективам развития страны. Важно искать альтернативные пути, которые позволят повлиять на санкции, поддерживать и укреплять международные отношения, необходимые для развития страны, получать выгоды от участия в мировой экономике и последовательно устранять социально-экономическую уязвимость страны, Это очень сложная задача, учитывая важную роль стран-инициаторов в мировой экономике.
В данной работе мы рассматриваем серию американских санкций против России, направленных на доказательство того, действительно ли санкции против России эффективны. Актуальность исследования заключается в том, что эффективность американских санкций против России остается под вопросом, сколько бы санкций ни было введено против России. Поскольку с точки зрения экономического воздействия исследования показывают, что санкции оказали негативное, но относительно умеренное влияние на экономический рост России. Изменения мировых цен на нефть оказали гораздо большее влияние на экономику России. После роста цен на нефть в 2016 году экономика России начала укрепляться, несмотря на то, что санкции оставались в силе, а в некоторых случаях ужесточались.
Что касается используемых источников, то мы разделили их на несколько групп. Например, официальная статья, научный журнал и официальные правительственные сайты (Белый Дом, МИД, МВФ и т. д.). Каждый из используемых источников может предложить всем те материалы, которые мы хотим показать. Например, на слушаниях Барака Обамы в 2017 году (взято с официального сайта Белый Дом) мы можем подробно и точно узнать о продолжении санкций в отношении России.
Цель работы - Определить усиливают ли санкции, вводимые США против России, зависимость России от США в экономической и торговой сфере.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1) Определить какие санкции были введены США в отношении России во время президентства Обамы (2009-2017 г.);
2) Определить как Россия реагирует на санкции;
3) Определить степень влияние санкций на взаимоотношения США и России в торговой и экономической сферах.
Объект исследования - Санкционная политика.
Предмет исследования - Санкции США против России при администрации Барака Обамы (2009-2017 гг.)
Методологическом исследования -
- Системный анализ: позволяет исследовать санкционную политику как целостную систему для полноценного изучения отношений между США и Россией
- Синтез: помогает рассмотреть отдельные аспекты деятельности санкционной и каждой из сторон для более четкого понимания ее общей работы.
- Индукция: позволяет в нескольких отдельных статьях американских и российских источников выделить одну общую черту или закономерность
- Дедукция: состоит в формировании вывода по конкретной статье американских и российских источников, исходя из общего положения дел
- Сравнительный метод: используется для сравнения санкционной деятельности США и России, их целей, задач и достижений
В работе использовались различные группы источников и литературы:
1) База данных Государственного департамента США и официальные сайты Белого дома и Кремля (Белый дом: https://www.whitehouse.gov/ - и Кремль - http://www.kremlin.ru/) как сосредоточение официальной информации по проблеме исследования.
2) Международные договоры и акты (CAATSA) и глобальный Акт Магнитского, содержащие информацию о ключевых изменениях детализации санкций в отношении России.
3) Программы заявления Барака Обамы и сената Белого дома и отчет о слушаниях по санкциям в отношении России.
4) Научные работы на русском и английском языках ученых, занимающихся
международными конфликтологическими и внешнеполитическими
исследованиями (преимущественно «U.S Sanctions on Russia», которые являются важным ориентиром для мониторинга состояния санкций и отражают передовые тенденции в экспертных оценках проблемы. «U.S Sanctions on Russia» объединяет исследователей со всего мира, которые пишут научные статьи о европейских делах, внешнеполитическом законодательстве, международной торговле и финансах, международных конфликтах. Санкционная политика часто является основной темой. В исследовании будут задействованы работы таких авторов, как Кори Велт, Кристин Арчик, Ребекка М. Нельсон, Дайанна Э. Реннак. Некоторые из них выделяются тем, что дают много конкретной информации, а остальные обобщают и дают понимание контекста.
5) Американские, российские и европейские СМИ, частично помогающие учитывать мнение общественности и правительств по данному вопросу (New York Times, Bloomberg, DW, РИА Новости).
При этом учитывается нормативно-правовая и документальная база, научная литература и средства массовой информации.
Литературный анализ - Тема имеет достаточно большой исследовательский охват. Большинство из них представлены на английском языке, так как подавляющее большинство исследователей являются гражданами Евросоюза и Америки. Ученые очень широко и по-разному подходят к проблеме: с точки зрения социологии, международных конфликтов, санкционной политики, экономики. Выгоды от санкционной политики прогнозируются с каждой стороны, но на данный момент нет ни одного автора, который считал бы санкционную политику полностью эффективной. Большинство авторов согласны с тем, что санкционная политика необходима для России, но не согласны с тем, что санкции являются наиболее эффективным оружием. Одни видят в санкциях способ отсрочить дальнейшие проблемы, другие видят в санкциях лишь усугубление еще одной проблемы. Важно отметить, что в основном авторы пишут только о санкционной политике, с которой приходится иметь дело России, и о последствиях для России. Более того, санкции были в значительной степени направлены на то, чтобы нанести ущерб российской экономике, и то, как США ввели множество дополнительных санкций против российских юридических и физических лиц с 2018 года — иногда почти как будто вопреки желанию президента США, — заставило бы многих поверить в то, что немедленное будущее увидит больше экономических санкций, а не меньше. То же самое относится и к контрсанкциям России . Таким образом, создается впечатление, что Россия и ее самый важный торговый партнер — Европейский союз — во многом стали менее интегрированными из-за жесткой внешней политики России.
Таким образом, научные статьи будут рассматриваться как теоретическая основа, а все официальные сообщения - как результат прикладной деятельности. Статистические базы не менее важны. Существуют десятки способов определения степени эффективности санкционной политики, выбирая и комбинируя отдельные критерии.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, такие как анализ, синтез и сравнительно-статистический метод (статистика МВФ, Всемирного экономического форума, OFAC, WFO, которая позволила наглядно сравнить положение стран, подвергшихся воздействию санкций и позволил выявить лидирующие и отстающие страны). Научная новизна результатов исследования заключается в отражении реальных экономических и торговых проблем, вызванных санкционной политикой.
Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных итоговых тезисов и ориентиров при разработке санкционной политики США и контрсанкционной России.
Структура работы в соответствии с поставленными задачами состоит из введения, трех глав и заключения. В главе I рассказывается обо всех санкциях, которые США ввели против России во время президентства Обамы (2009-2017 гг.). В главе II обсуждается реакция России на эти санкции и все контрсанкции в отношении западных стран. В последней главе рассматривается влияние санкций на Россию в экономической и торговой сферах и дается заключительная часть заключения.
Хотя эффективность санкций США против России не кажется эффективным способом «наказать» Россию, санкции по-прежнему остаются важным инструментом, позволяющим убедить Россию изменить свою политику в отношении Украины. Умеряя и притупляя поведение России, Соединенные Штаты и ЕС, возможно, спасли Украину от дальнейших потрясений, спровоцированных Россией, и послали России четкий сигнал о трансатлантическом единстве и цене нарушения территориальной целостности других государств в Восточной Европе. Однако в интересах Украины, ее западных партнеров и других соседних государств, опасающихся российской агрессии, избегать дальнейшей эскалации кризиса и искать прочное дипломатическое решение. Для Европы урегулирование российско-украинского конфликта поможет обезопасить ее восточные границы и предотвратить дальнейший ущерб ее экономике. В то время как для Соединенных Штатов отмена режима санкций в ответ на успешную дипломатическую инициативу поможет положить конец сложной главе с Россией и, возможно, создаст условия для улучшения отношений в долгосрочной перспективе. Это уменьшит стимулы для обхода режима санкций США, нанеся ущерб как авторитету США в краткосрочной перспективе, так и эффективности санкций в долгосрочной перспективе. Более того, это еще раз продемонстрировало бы, что санкции остаются средством для достижения цели, а не самоцелью, сохраняя способность Соединенных Штатов снова применять санкции в будущем, если возникнет такая необходимость.
Тем не менее, многие наблюдатели утверждают, что санкции помогают сдерживать Россию или что введение санкций является надлежащей внешнеполитической реакцией, независимо от немедленного эффекта. После введения санкций многочисленные сообщения свидетельствуют о том, что российские правительственные чиновники и их сторонники уделяют пристальное внимание развитию санкций и выражают озабоченность по поводу их реального и потенциального воздействия. Следует отметить, что санкции вынудили российское правительство внести коррективы в политику, в том числе перенаправить ресурсы на пострадавшие предприятия и отрасли.
Необходимо разработать совместную европейско-американскую санкционную стратегию, включая последовательные меры против государственных нарушителей мирового порядка и международного права. Диалог о трансатлантических санкциях имел бы двоякий эффект: с одной стороны, европейские и американские предприниматели могли бы учесть возможные риски и диверсифицировать свой бизнес, а с другой стороны, государство-нарушитель будет знать, что санкции будут только усиливаться, что приведет к их труднее избежать.
Хотя иногда трудно измерить политические результаты санкций против России сегодня, разумно максимизировать шансы на успех, основываясь на уроках прошлого. Эмпирические исследования показали, что санкции были наиболее успешными при многостороннем введении. Соответственно, если США хотят, чтобы их санкции имели политическое влияние, им было бы хорошо вернуть своих союзников на борт. Это может включать в себя принятие мер и угроз, которые наносят ущерб странам ЕС и затрудняют общую повестку дня в отношении России. Одна из основных целей внешней политики США по отношению к России будет состоять в том, чтобы сбалансировать многочисленные санкции США и ЕС. Если ЕС сохранит статус-кво, новые санкции США могут быть односторонними и, следовательно, менее эффективными. И наоборот, присоединение ЕС к новым санкциям США приведет к усилению консолидированного давления на Россию. 19 декабря 2018 года Минфин США объявил о снятии санкций с российского алюминиевого гиганта РУСАЛ (после того, как олигарх Олег Дерипаска отказался от контроля над фирмой). Частично это стало результатом продолжающихся консультаций между Вашингтоном и европейскими союзниками. Это следует рассматривать как успех как для укрепления трансатлантического партнерства, так и для создания более эффективной единой политики санкций.
1) Госдума органичила денежные переводы на Украину [электронный ресурс] : РИА Новости, 2017 - URL: https://ria.ru/20170322/1490548986.html (дата обращение: 20.04.2020)
2) МВФ: дорожающая нефть не должна останавливать реформы в России [электронный ресурс] : Ведомости, 19.05.2017 - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/05/19/690672-rossiyu-reform (дата обращение: 05.10.2021)
3) Медведев: РФ необходимо выйти на темпы роста выше среднемировых [электронный ресурс] : ТАСС, 07.02.2017 - URL: https://tass.ru/ekonomika/4003493 (дата обращение: 05.10.2021)
4) МИД РФ: для России очевидна полная нелегитимность санкций, введенных США [электронный ресурс] : ТАСС, 17 July 2014 - URL: https://tass.ru/politika/1324305 (дата обращение: 20.04.2020)
5) МИД РФ опубликовал ответный список санкций против США [электроныый ресурс] : АиФ, 20 March 2014 - URL: http://www.aif.ru/politics/russia/1128844 (дата обращение: 15.04.2020)
6) Морган Станлей для Продолжения Работы в России [электронный ресурс] : Vedomosti, 15 May 2014 - URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2014/05/15/morgan-stanley-dlya- prodolzheniya-raboty-v-rossii-mastercard (дата обращение: 07.10.2021)
7) Объявление казначейских санкций в отношении субъектов финансового сектора и сектора энергетики России, против вооружений или связанных с ними объектов и тех, кто подрывает суверенитет Украины [электроныый ресурс] : U.S. Department of the Treasury press release, 2016 - URL: https: // www.treasury.gov/press-center/press- releases/Pages/jl2572.aspx (дата обращение 15.04.2020)
8) О внешний изменений в поставление правительства Россиской Федерации от 20.08.2014 номер. 778, 7 August 2014 [электронный ресурс] - URL: http://government.ru (дата обращение: 05.10.2021)
9) О дополнительных мерах по регулированию импорта мяса рогатого и мяса домашние птицы, 21.08.2014 [электронный ресурс] - URL: http://government.ru (дата обращение: 05.10.2021)
10) О мерах по реализации указа президента Россиской Федерации от 6.08.2014 номер.
560, 7 August 2014 [электронный ресурс] - URL: http://government.ru (дата обращение: 05.10.2021)
11) Правительство улучшило безнадежный прогноз на период до 2020 года [электронный ресурс] : Независимая. 01.09.2017 - URL: http://www.ng.ru/economics/2017-09-01/1_7064_prognoz.html (дата обращение: 05.10.2021)
12) Продовольственное эмбарго - итоги 2015 года [электронный ресурс] : Аналитический Центр При Праительстве Российской Федерации, 2015 - URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/8972.pdf (дата обращение: 29.04.2020)
13) Россия не обнародует имена лиц, попавших в санкционный список [электроныый ресурс] : РИА Новости - URL: https://ria.ru/20140328/1001492798.html (дата обращение: 15.04.2020)
14) Россия ответила на японские санкции [электронный ресурс] : Lenta, 22 August 2014 - URL: https://lenta.ru/news/2014/08/22/japan/ (дата обращение: 20.04.2020)
15) Санкции Запада и Продуктовое Эмбарго России [электронный ресурс] : Levada, 18 August 2016 - URL: https://www.levada.ru/2016/08/18/sanktsii-zapada-i-produktovoe- embargo-rossii/ (дата обращение: 10.11.2021)
..92