Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА КИТАЙСКОГО ПОДХОДА К ПОЛИТИКЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ»

Работа №187502

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты концепции “мягкой силы” 10
1.1 Появление, развитие и основные постулаты концепции «мягкой силы» Дж. Ная 10
1.2 Специфика китайского подхода к концепции «мягкой силы» 16
Глава 2. Истоки политики «мягкой силы» в традиционной китайской дипломатии 28
Глава 3. Цели и инструменты «мягкой силы» КНР 44
3.1 Инвестиции 45
3.2 Поддержание мира и гуманитарная помощь 47
3.3 Образовательные программы и академический обмен 49
3.4 Публичная дипломатия 51
3.5 Зарубежная диаспора (хуацяо) 54
3.6 Дипломатия панд 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60


Актуальность темы исследования. В современной мировой политике заметно возрастает роль гибких факторов, усиливается влияние «мягких» инструментов воздействия на систему международных отношений. Страны стараются постепенно отходить от применения «жестких» методов. Это связано с различными факторами, среди которых: угроза ядерной войны, усиление экономической взаимозависимости стран, рост числа глобальных проблем и угроз.
Когда в 1990 году Дж. Най ввел термин «мягкая сила», подразумевалось что лишь страна, обладающая «универсальными» ценностями, может «мягко» привлекать сторонников и проводить
легитимную внутреннюю внешнюю политику.
Сегодня мы можем наблюдать распространение и рост популярности идей «мягкой силы» в развивающихся странах, прежде всего в Индии, Китае, странах Латинской Америки, которые не получили пока должного анализа и оценки. Между тем, продвижение этими государствами собственных концепций и институтов «мягкой силы» заслуживает пристального внимания.
Примечательным является пример Китая, который вырабатывает собственный формат «мягкой силы», основываясь на привлекательности уникальной модели экономического развития и богатстве традиционной культуры. Этот нестандартный опыт применения концепции «мягкой силы» в мировой политике, альтернативный американскому подходу, следует тщательно изучать. Возрастающая роль Китая в мировой политике и экономике требует поиска адекватных инструментов и механизмов укрепления отношений с будущим глобальным лидером, уже сегодня претендующим на участие в формировании международной повестки дня.
Мы считаем, что для России, как для ближайшего соседа Китая, имеющего с ним огромную по протяженности сухопутную границу, необходимость исследований в данной области не вызывает сомнений. Более того, изучение китайского опыта в сфере «мягкой силы» может быть полезно с точки зрения его учета в процессе разработки и реализации стратегии продвижения «мягкой силы» Российской Федерации.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является концепция «мягкой силы». Предметом исследования является «мягкая сила» КНР, её специфика, инструменты и методы на современном этапе.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1990 года по 2015 год. Выбор нижней границы хронологических рамок обусловлен тем, что именно в 1990 году Джозеф Най впервые вводит термин «мягкая сила».
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования - выявить особенности теоретических и практических подходов Китая к стратегии «мягкой силы».
Задачи, вытекающие из цели исследования:
• раскрыть сущность понятия «мягкой силы» в теории Дж. Ная;
• рассмотреть подходы китайских ученых к трактовке понятия «мягкая сила» и выявить особенности;
• выявить культурные и исторические предпосылки формирования современной «мягкой силы» Китая;
• рассмотреть основные инструменты применяемые Китаем для наращивания «мягкой силы» и выявить их специфику;
Источниковую базу исследования составили различные по характеру документы и материалы. Основными источниками работы послужили материалы съездов КПК ; выступления китайских руководителей и высокопоставленных лиц, как в форме докладов на различных мероприятиях, так и в форме аналитических статей в СМИ и научных журналах ; интервью с исследователями и официальными лицами Китая ; Белые книги Пресс- канцелярии Госсовета КНР ;
При изучении функций отдельных институтов и органов, участвующих в разработке стратегий и продвижении «мягкой силы» Китая, мы использовали официальные сайты .
Для сбора статистических данных были использованы следующие ресурсы: Статистические данные ООН по странам , Национальное
статистическое бюро Китая .
Несмотря на такие особенности китайских СМИ, как жесткая государственная цензура и высокая степень консолидации мнений по важным вопросам, мы посчитали необходимым задействовать в нашей работе материалы газет, которые помогли автору выявить политические и социальные идеи, имеющие влияние в обществе. Также они являются ресурсом, информирующим о событиях, происходящих в Китае. Мы использовали крупнейшие новостные агентства Китая: Синьхуа , Жэньминь Жибао , Чайна Дэйли .
Литература
Сегодня мы можем наблюдать стремительный рост интереса к исследованиям «мягкой силы» различных государств. Наиболее интенсивно разработкой данной проблематики занимаются западные исследователи, в ряду которых особо можно выделить работы классика теории международных отношений и автора термина «мягкая сила» Дж. Ная . В своих работах он подробно поясняет происхождение, содержание, инструменты и пути развития «мягкой силы».
В Китае данная тематика стала активно разрабатываться с начала 1990¬х годов. На данный момент среди китайских авторов, специализирующихся в вопросах «мягкой силы» можно особо отметить ряд исследователей. Ван Хунин , Чжао Цичжэн обосновывают ведущую роль культуры в стратегии «мягкой силы» КНР, в свою очередь Янь Сюэтун вступает с ними в полемику, отстаивая точку зрения, что повышение привлекательности одной лишь культуры не сможет обеспечить Китаю положительный имидж в мире.
В отдельную категорию мы выделяем труды американских исследователей китайского происхождения. Исследование Дениз Чжен , заместителя директора Центра стратегических и международных исследований (CSIS), посвящено реализации Китаем политики «мягкой силы» в развивающихся странах. Эми Чанг , анализирует такое специфическое направление китайской «мягкой силы», как работа с диаспорой.
Авторы Ван Ивэй , Ли Минцзян , Р. Аояма подробно изучили роль СМИ в формировании имиджа Китая в мире.
Дж. Курланцик проанализировал деятельность Китая в сфере наращивания «мягкой силы» и роль публичной дипломатии в этом процессе. И. Д’Хуг , Б. Гласер , опубликовали ряд статей о механизмах, структуре и проблемах современной «мягкой силы» КНР.
На данный момент отечественных исследований, посвященных изучению «мягкой силы» Китая, практически нет. Можно выделить несколько статей российских авторов, в которых рассматриваются отдельные аспекты. О.Н. Борох и А.В. Ломанов подробно рассматривают культурную составляющую китайской «мягкой силы», историю формирования и специфику китайского подхода к реализации концепции, а также проблемы распространения «мягкой силы» Китая.
Изучением важнейшего проводника и объекта «мягкой силы» КНР - китайской диаспоры (хуацяо) занимается Е.С. Анохина . В своих работах она исследует миграционные процессы КНР, в частности вопросы формирования, развития и роли китайских диаспор в экономике Юго - Восточной Азии.
С.Г. Лузянин в своих работах рассматривает феномен «возвышения» Китая и его новой роли в международной системе, который тесно связан с проблемой позиционирования страны в мире, также он дает прогнозы о характере и направлениях внешней политики КНР.
В работах ряда авторов, например, Н.А. Самойлова , Б.Г. Доронина , академика М.Л. Титаренко анализируется роль культурно-исторического наследия во внутренней и внешней политике КНР. Огромный вклад в изучение китайской дипломатии внес академик В.С. Мясников . В его трудах подробно изучаются исторические, идеологические и политические аспекты, повлиявшие на формирование традиционной китайской дипломатии, специфические концепции, лежащие в её основе, инструменты , приемы и стратегии. Он первым из отечественных авторов начал изучать китайские стратагемы и обратил внимание на стратагемность мышления китайцев.
Также, затрагивают вопросы «китаецентризма» в отношениях Китая с внешним миром и роль традиционных установок в китайской дипломатии авторы И.Ф Демидова и В.А. Корсун .
Очень важным для написания данной работы является труд Г.Киссинджера . Его ценность заключается в том, что автор, основываясь на многолетнем практическом опыте, последовательно излагает свой взгляд на становление и развитие китайской дипломатии с древности до наших дней. Также, он выделяет особенности китайского менталитета, которые, по его мнению, обуславливают разницу между китайским и западным подходами к международным отношениям и мировой политике.
Методологическая основа.
При проведении исследования автор руководствовался принципом историзма и научной объективности. Принцип историзма предусматривает рассмотрение всех процессов и явлений, как в развитии, так и во взаимной и временной связи и тщательное внимание к историческому контексту. Принцип научной объективности предполагает опору исключительно на научные данные, комплексный анализ собранного материала и учет всей совокупности исторических фактов. С целью максимально адекватной интерпретации политики и дипломатии Китая автор опирался на цивилизационный подход, так как он придает большое значение преемственности цивилизаций. Кроме этого, автор применял системный подход к анализу международных отношений, позволяющий рассмотреть эволюцию объекта исследования с учетом влияния различных внутренних и внешних субъектов: от отдельных политиков и ведомств внутри страны до мировой политической среды. Из общенаучных методов в исследовании использовались сравнительный анализ и анализ текстов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе мы подробно рассмотрели термин «мягкая сила», который появился в 1990 году в работах Дж. Ная. В «классической» теории Ная «мягкая сила» основывается на трех базовых элементах: универсальная культура (американская), привлекательные политические ценности (демократия и гражданское общество) и легитимная внешняя политика. Особое значение он придает деятельности неправительственных организаций и СМИ. Обращение США к данному концепту связано с падением авторитета страны на мировой арене в результате проведения администрацией Дж. Буша-младшего агрессивной политики, основанной на «жесткой силе».
Най и многие западные авторы утверждают, что только страны, обладающие универсальными, то есть западными, ценностями могут «мягко» привлекать остальных.
Проанализировав существующую литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что, несмотря на обилие публикаций как западных, так и отечественных исследователей понятие «мягкая сила» остается не до конца раскрытым. В самом общем смысле это способность государства привлекать своей культурой и общественно-политическими ценностями. При этом на данный момент нет четкого списка инструментов «мягкой силы», не определены основные акторы, не создано адекватной системы оценки эффективности стратегий стран.
Во втором параграфе первой главы мы анализируем подходы китайских авторов к концепции «мягкой силы». В китайской академической среде активная работа по интерпретации и адаптации специфического иностранного термина к китайским условиям началась в конце 1990-х годов. В результате переосмысления Китаем концепции Дж. Ная мы можем наблюдать сегодня развитие «мягкой силы с китайской спецификой». В процессе работы нам удалось выделить некоторые особенности китайского подхода. Обращение китайского правительства к данной концепции во многом связано с необходимостью реагировать на беспокойство, вызванное в мировом сообществе резким экономическим ростом Китая, и распространением в связи с этим на Западе теории «китайской угрозы». Поэтому «мягкая сила» КНР на современном этапе носит реактивный характер. Во-вторых, на XVII съезде КПК тема «мягкой силы» была включена в раздел, посвященный развитию культуры, а не внешней политики. В целом, общую направленность «мягкой» дипломатии КНР можно считать культуроцентричной, что отличает её от западной (американской) модели «мягкой силы», ориентированной главным образом на продвижение своих политических, демократических и правозащитных ценностей. Это позволяет избегать прямой конкуренции и «лобовых столкновений» между моделями «мягкой силы» КНР и западного мира. «Пока Америка несет в мир свои политические ценности, Китай делает ставку на культуру, вследствие чего их “мягкие силы” оказываются в разных интеллектуальных измерениях» . Это также можно объяснить исторически сложившейся традицией.В-третьих, в китайском варианте «мягкая сила» направлена не только на внешний мир, но в первую очередь, на граждан страны. Уникальным направлением «мягкой силы с китайской спецификой» является дипломатическая работа, нацеленная на поддержание крепких связей с зарубежной диаспорой (хуацяо), которая является не только объектом «мягкой силы», но и сама выступает активным проводником китайской культуры в странах проживания. В - четвертых, Пекин отказался от пропаганды своей социально-экономической и политической системы, известной как «Пекинский консенсус» , выступает за многополярный мир, мирное сосуществование и декларирует уважение политического выбора других стран. Пожалуй, самой важной особенностью реализации китайцами стратегии «мягкой силы» мы считаем полный контроль партии и государства над формированием задач и целей политики, определением круга инструментов ее реализации, что полностью исключает НПО из процесса. В связи с чем, мы сделали вывод, что «мягкая сила» Китая, хоть и базируется на классической теории Дж. Ная, но в результате её переосмысления китайскими исследователями обретает специфические черты, которые нередко противоречат исходным постулатам.
В третьей главе мы выделили семь основных направлений в продвижении Китаем своей «мягкой силы», а именно: распространение и популяризация языка; продвижение традиционной и современной культуры; расширение образовательных контактов; расширение экономических связей; содействие международному развитию; развитие общественной дипломатии; поддержка зарубежной диаспоры. Для реализации мероприятий КНР использует различные инструменты, среди которых мы можем выделить, как общепризнанные: гуманитарная помощь, образовательные и академический обмен, публичную дипломатию, так и весьма специфические: инвестиции, работа с зарубежной диаспорой и дипломатия панд.
Мы можем утверждать, что на современном этапе в Китае существует комплексная стратегия продвижения «мягкой силы», включающая культурные и образовательные обмены, информационную и разъяснительную работу с иностранными аудиториями, и имиджевое направление, включающее проведение крупных мероприятий, помощь нуждающимся странам, активное участие в деятельности международных организаций.



1. Интервью Джошуа Купер Рамо Борису Волхонскому «Пекинский консенсус как согласие наций», журнал «Русский институт», № 49, 2009. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/Rus_Jornal/49/10.pdf
2. Китай расширяет объем инвестиций за рубеж: сколько и куда [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://krasvremya.ru/kitaj-rasshiryaet-obem-investicij- za-rubezh-skolko-i-kuda/
3. Лао Цзы. Дао дэ цзин / пер. Ян Хиншуна. [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.lib.ru/POECHIN/lao 1 .txt
4. Официальный сайт отдела международных связей ЦК КПК [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.idcpc.org.cn
5. Официальный сайт Центральной партийной школы ЦК КПК [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ccps.gov.cn
6. Официальный сайт Государственного Совета КНР [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.english.gov.cn
7. Официальный сайт Государственной канцелярии по распространению китайского языка за рубежом. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://english.hanban.org/node 10971 .htm
8. Официальный сайт Китайского совета по грантам [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www. csc.edu. cn/Laihua/indexen. aspx
9. Сунь Цзы. Искусство войны / Сунь Цзы // пер. Н. Конрад. - М.: Центрполиграф. - 2012. - 192 с.
10. У-цзы. Перевод и комментарий // Конрад Н. И. «Избранные труды. Синология» — М., 1977.
11. Функции и обязанности Министерства иностранных дел КНР [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.fmprc. gov .cn/rus/wj b/zhuyaozhize rus s/
12. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». - СПб.: Алетейя, 1992. - 467 с.
13. Вэньхуа чанье чжэньсин гуйхуа (План по содействию развития культурной
индустрии) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.lawinfochina.com/display.aspx?lib=law&id=8279
14. Ху Цзиньтао цзай чжунго гунчаньдан ди шици цы цюаньго дайбяо
дахуэй шан дэ баогао (Доклад Ху Цзиньтао на XVII Съезде КПК) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //www.china.com.cn/17 da/200710/24/content 9119449 2. htm
15. China's Foreign Aid 2011 (Белая книга о зарубежной помощи 2011) // Xinhua
Agency [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //
news.xinhuanet.com/english2010/china/201104/21/c_13839683.htm..74



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ