Реферат 2
Введение 6
1 Теоретические основы интернет-маркетинга 8
1.1 Сущность и существующие концепции маркетинга 8
1.2 История развития маркетинга в сети Интернет 11
1.3 Цели, задачи и особенности интернет-маркетинга 17
2 Формирование и развитие интернет-маркетинга в организации 23
2.1 Интернет-маркетинг как система 23
2.2 Современные тенденции развития интернет-маркетинга 32
2.3 Формирование стратегии интернет-маркетинга 37
3 Анализ системы интернет-маркетинга организации 43
3.1 Обзор лучшей практики на примере сети «Додо Пицца» 43
3.2 Анализ интернет-маркетинга ООО «Эко - фабрика Сибирский кедр» 54
3.3 Рекомендации по развитию интернет-маркетинга организации 61
Заключение 67
Литература 70
Приложение А Характеристики маркетинговых стратегий 81
Приложение Б Пошаговый план разработки стратегии от агентства Completo 82
Приложение В Последовательность реализации стратегии на основе RACE-модели 84
Приложение Г Список вопросов для интервью с маркетологом «Сибирского кедра» 85
Актуальность: нельзя отрицать влияние развития технологий на все сферы жизни общества, в том числе на процессы внутри организации. Чтобы устоять на плаву и, более того, стать успешной, организация должна быстро подстраиваться под меняющуюся среду, новые веяния и технологии. Современные компании стараются внедрить их для более эффективного и менее затратного производства. Маркетинговая деятельность - один из самых важных и довольно затратных процессов. Создается необходимость совершенствования процесса планирования и реализации маркетинга на предприятии.
По мнению Ф. Котлера, тот традиционный маркетинг, к которому мы все привыкли, отходит на второй план. Он перестает быть эффективным и не приносит желаемых результатов. Массовая и многочисленная реклама вызывает привыкание, перестает восприниматься потребителем и не направлена на специфические потребности целевой группы. Поэтому организации ищут новые способы донесения информации о своем продукте. С каждым годом интернет становится все более востребованным каналом, позволяющим эффективнее взаимодействовать с целевой аудиторией. В связи с этим можно говорить об актуальности внедрения и развития системы интернет-маркетинга в деятельности современного предприятия, а также изучения этой темы.
В связи с этим ученые стали посвящать исследования проблеме интернет-маркетинга. На сегодняшний день исследовательских работ по этому вопросу меньше, чем в рамках классического маркетинга. Однако сегодня эта тема очень актуальна и освещается в докладах на конференциях, в теоретико-прикладных работах ученых, тематических веб-сайтах. Свой вклад в этот вопрос внесли отечественные и зарубежные авторы: Жильцова О.Н., Липсиц И.В., Котлер Ф. Бурова М.С., Тузовская Т.В., Chaffey D., Limba, T., Yazdanifard A. и другие.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ, анализ тенденций и практик интернет-маркетинга и разработка рекомендаций по совершенствованию системы интернет-маркетинга организации.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1) рассмотреть и обобщить отечественные и зарубежные подходы к определению системы интернет-маркетинга;
2) выделить основные тенденции, влияющие на реализацию интернет-маркетинговой деятельности;
3) изучить существующие модели формирования стратегии интернет-маркетинга;
4) провести бенчмаркинг в области интернет-маркетинга на основе сети «Додо Пицца»;
5) проанализировать комплекс интернет маркетинга ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр»;
6) разработать мероприятия по совершенствованию использования интернет- технологий в маркетинговой деятельности ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр».
Объектом исследования является интернет-маркетинговая деятельность российских организаций.
Предмет исследования - развитие системного комплекса интернет-маркетинга.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные теоретические концепции и практические разработки отечественных и зарубежных авторов по проблемам определения составляющих интернет-маркетинга и разработки подходов к формированию интернет-маркетинговых стратегий.
Информационной базой исследования являются данные отечественной и зарубежной статистики, данные информационных и консультационных и маркетинговых агентств.
При выполнении работы использовались следующие общенаучные и специальные методы исследования: анализ научных публикаций по теме интернет-маркетинг, анализ, сравнение и обобщение подходов к системе интернет-маркетинга в России и за рубежом, анализ реализации интернет-маркетинговой деятельности на практике, бенчмаркинг, трендвотчинг и контент-анализ, интервью.
Практическая значимость данной работы заключена в возможности использования результатов для практической деятельности организации, а именно формирования интернет- маркетинговой стратегии и комплекса интернет-маркетинга в целом. Рекомендации на основе анализа ООО «Эко-фабрика Сибирский кедр» организация может использовать для развития своей маркетинговой деятельности.
Во введении квалификационной выпускной работы обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, показана практическая значимость.
В первой главе определяется сущность «маркетинга», рассмотрены этапы развития интернет-маркетинга, описаны его цели и концепции. Во второй главе рассмотрены и обобщены подходы к структуре системы интернет-маркетинга, выделен собственный подход, далее описаны общемировые тенденции, представлены модели формирования маркетинговой стратегии. В третьей проведен обзор успешной практики интернет-маркетинга на примере сети пиццерий «Додо Пицца», рассмотрена маркетинговая деятельность в сети ООО «Эко-фабрики Сибирский кедр», сформулированы рекомендации по развитию.
В заключении обобщены полученные в результате работы выводы и результаты, даны рекомендации по применению полученных результатов, а список литературы отражает все используемые при написании работы источники.
Давно известно, что маркетинговая деятельность важна настолько же, насколько важен процесс производства продукта организации. Все организации, которые мы можем вспомнить добились успеха не только качеством продукта, но и грамотно выстроенным маркетингом. На сегодняшний день мы видим, что интернет-маркетинг стал такой же важной частью бизнес- процесса. Важность интернет-маркетинга доказывает практическая деятельность лидирующих или просто известных организаций, количество интернет-пользователей, среди которых есть целевая аудитория бизнеса, исследования ученых и специалистов различных агентств, рост публикаций-кейсов, а также современные тенденции в сфере технологий и интернет-маркетинга в частности. Все это несомненно благодаря преимуществам интернета: возможность многоканальной коммуникации, мгновенная передача информации, отсутствие географической привязки и прочим.
В научной литературе можно найти различные концепции интернет-маркетинга, но во всех них центральное место занимает пользователь. Именно это является существенным отличием современного маркетинга от традиционного. Помимо персонализации к основным особенностям интернет-маркетинга относят: удобство, высокий уровень сервиса,
использование различных каналов коммуникаций и сокращение маркетинговых издержек.
Современным заблуждением является то, что интернет-маркетинг это только продвижение в сети. Но на самом деле интернет-технологии могут применяться в разных направлениях деятельности. Это раскрывают разные подходы к определению системы интернет-маркетинга. После анализа и обобщения мнения авторов по этому вопросу, был сформирован собственный подход к структуре интернет-маркетинга в организации. Были выделены и рассмотрены 5 основных векторов деятельности: маркетинговые исследования, аналитика, CRM-маркетинг, организация электронной торговли и маркетинговый коммуникации, к которым можно отнести PR, рекламу, SMM, Веб-сайт и мобильный маркетинг.
На разработку интернет-маркетинга влияют современные тенденции в сфере технологий или предпочтений интернет-пользователей. Их важно отслеживать, так как своевременное внедрение новшеств может дать конкурентное преимущество организации. Сегодня можно выделить следующие тенденции, на которые стоит обратить внимание маркетологам: прогнозный маркетинг, shoppable posts, интерактивная и персонализированная электронная почта, популярность видеоконтента, омниканальность, New social media, рост доступности технологий, аудиокоммуникации. Анализируя данные тренды, можно заметить, что маркетинг в сети становится все более доступным благодаря развитию технологий и появлению все большего количества бесплатных сервисов. Но при этом требования пользователей стали намного выше, и реализуемые механики и контент становятся сложнее, что требует вложений.
Системный подход в формировании интернет-маркетинга достигается за счет разработанной стратегии, которая строится на основе маркетинговых исследований и аналитики, а также за счет сформированного плана реализации. Выделяют разные подходы к формированию стратегии интернет-маркетинга в организации. Из рассмотренных в работе можно отметить модель RACE. Она состоит из 5 этапов: планирование, охват, действие, конверсия, вовлечение. На каждом этапе свои задачи, KPI и инструменты. Для удобства создается таблица, где прописываются возможности, стратегии и действия. Модель оптимальна для бизнеса любого размера, так как охватывает все этапы принятия решения о покупке и затрагивает все точки соприкосновения с клиентом. Организация может взять за основу рекомендованный план и адаптировать его под свои запросы.
В рамках анализа лучшей практики была рассмотрена деятельность сети пиццерий «Додо Пицца». Организация активно развивает интернет-маркетинговые технологии и уже имеет результаты. Её стратегия основывается на определении приоритетных направлений- проектов в комплексе с базовой деятельностью в сети. Текущие задачи делятся между управляющей компанией и партнерами-франчайзи. Управляющая компания отвечает за федеральные рекламные кампании, направленные на охват и знание бренда, продвижение мобильного приложения, а региональный маркетинг за перформанс-задачи (привлечение клиентов, повышение прибыли и т.д.). Сеть стремится развивать омниканальный CRM- маркетинг, совершенствует каналы сбыта и применяет современные инструменты маркетинговых коммуникаций.
На основе обзора открытых источников и интервью с маркетологом «Сибирского кедра» был проведен анализ интернет-маркетинговой деятельности компании. Было выяснено, что компания имеет стратегию присутствия бренда в интернете и социальных сетях, которая коррелирует с общей маркетинговой и продуктовой стратегией. Делает акцент на работе с Instagram и продвижении интернет-магазина. На данный момент интернет-маркетинг «Сибирского кедра» не является системным и охватывающим весь спектр важных направлений. Для формирования системного подхода организации стоит обратить внимание на метод RACE-планирования. Кроме того, по отдельным направлениям были предложены следующие рекомендации: внедрение программы лояльности, развитие омниканального и прямого маркетинга, совершенствование юзабилити интернет-магазина, оптимизация страниц в социальных сетях, проведение партнерских акций и мероприятий по повышению узнаваемости бренда вне Томска.
Результаты, полученные в рамках данной работы, могут помочь организациям сформировать системный интернет-маркетинг, основываясь на знании системы интернет- маркетинга, применяя модель формирования стратегии и учитывая текущие тенденции и успешные практики.
1. ГОСТ Р ИСО 9241-151-2014 Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 151. Руководство по проектированию пользовательских интерфейсов сети Интернет (Переиздание) [Электронный ресурс]: национальный стандарт российской федерации от 10 сентября 2014 г. №1057-ст - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из электр. фонда правовой и норм.-технической документации «Кодекс»
2. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: закон РФ от 07.02.1992 № 2300¬1 (ред. от 24.04.2020 №144-ФЗ) - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ: (ред. от 03.04.2020 № 105-ФЗ) - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 №612: (ред. от 16.05.2020) - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О персональных данных [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 №152- ФЗ: (ред. от 31.12.2017 № 498-ФЗ) - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О рекламе [Электронный ресурс]: федер. закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ: (ред. от 02.08.2019 N 259-ФЗ) - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Алиев Р. Когда игры захватили маркетинг: геймификация в цифрах и кейсах [Электронный ресурс] // Интернет-издание о маркетинге и коммуникациях в цифровой среде Cossa. - Электрон. дан. - Москва, 2020. - URL: https://www.cossa.ru/trends/224726/ (дата обращения: 09.04.2020).
8. Бархатова Н. Насколько выросла аудитория TikTok в России? [Электронный ресурс] // Rusbase. - Электрон. Дан. - [Б. м.], 2012-2020. - URL: https://rb.ru/news/tik-tok-rus/ (дата обращения: 18.05.2020).
9. Бахарев И. Рынок digital в 2020 году: аналитический отчёт [Электронный ресурс] // Нишевый информационный онлайн-ресурс E-pepper. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2020. - URL: https://clck.ru/NjpQA (дата обращения: 10.02.2020).
10. Бейкер М. Маркетинг. Энциклопедия: монография / М. Бейкер - СПб.: Питер, 2002.
- 1200 с.
11. Бренд номер один [Электронный ресурс] // Додо-отчет 18/19. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2019. - URL: https://report.dodopizza.info/marketing (дата обращения: 25.05.2020).
12. Бренд-пирамида Додо [Электронный ресурс] // Официальный канал Dodo Pizza
Russia в YouTube. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2017. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=Sfuug_UZK04 (дата обращения: 22.05.2020).
13. Бурова М.С. Система интернет-маркетинга организации и подходы к оценке ее эффективности [Электронный ресурс] // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 10(99). - С. 1171-1175. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU» (дата обращения: 03.05.2020).
14. Вы все будете покупать рекламу в подкастах [Электронный ресурс] // Официальный сайт VC.RU. - Электрон. дан. - 2019. - URL: https://vc.ru/pwc/78613-podkasti (дата обращения: 18.05.2020).
15. Горевая Е. С. Эволюция системы интернет-маркетинга: новые инструменты и трансформация концепций / Е.С. Горевая, М. В. Гаранина // Бизнес. Образование. Право. 2017. № 4 (41). С. 123-129. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU» (дата обращения: 8.04.2020)...118