АННОТАЦИЯ 3
Введение 6
1 Теоретико-методологические основания исследования образа жизненного успеха 9
1.1 Жизненный успех как социальный феномен: концепции и определения 9
1.2 Ценности как основа представления об успехе 12
1.3 Социальные факторы формирования представлений о жизненном успехе (по материалам
российских и зарубежных исследований) 16
2 Анализ факторов влияния на представления о жизненном успехе студентов ТГУ 24
2.1 Общая характеристика респондентов 24
2.2 Представления студентов ТГУ о жизненном успехе 26
2.2 Взаимосвязь социально-демографических характеристик и представлений об успехе .... 35
2.3 Роль студенческой активности в формировании образа успеха 44
2.4 Влияние социальных сетей и связей на представления о жизненном успехе 49
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Приложение А Программа исследования 63
Приложение Б Анкета 69
Приложение В Таблицы распределения 77
Актуальность. Стремление стать успешным за последние несколько лет прочно вошло в культурную практику российского общества, стало стилем жизни. Быть успешным не просто модно, но и важно с точки зрения соответствия социальным стандартам. Представления о жизненном успехе оказывают значительное влияние на выбор стратегий обучения, профессиональной ориентации, и в целом на траекторию жизненного пути. Поэтому изучение факторов, влияющих на представления студентов ТГУ о жизненном успехе, является важным как для самого университета (в целях оптимизации образовательных программ и поддержки студентов), так и для общества в целом (в контексте формирования ценностных ориентаций молодежи).
Проблемная ситуация. В каждом обществе молодежь считается двигателем прогресса. С целью стимулирования развития общества, молодежь должна обладать потенциалом и стратегическими навыками. С одной стороны, современная молодежь, включая студентов, демонстрирует высокий уровень уверенности в собственной успешности: по данным исследования ВЦИОМ за 2022 год, 70% респондентов в возрасте 18-24 лет считают себя успешными. С другой стороны, в условиях быстро меняющегося общества, глобализации и цифровизации, критерии жизненного успеха становятся все более разнообразными и противоречивыми. На представления студентов о успехе влияют множество факторов, таких как социально-демографические характеристики, активность в социальных сетях, вовлеченность в студенческом сообществе, что создает сложность в формировании единого понимания успеха. Это приводит к необходимости изучения того, какие именно факторы играют ключевую роль в формировании их представлений о жизненном успехе.
Проблема. Каковы факторы влияния на представления о жизненном успехе студентов ТГУ?
Объект: студенты ТГУ
Предмет: факторы и степень их влияния на представления о жизненном успехе студентов ТГУ
Цель: выявить факторы и степень их влияния на представления о жизненном успехе студентов ТГУ
Задачи:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основания изучения жизненного
успеха как социального феномена, социальные факторы формирования представлений о жизненном успехе
2. Выявить взаимосвязь между социально-демографическими характеристиками и представлениями студентов ТГУ о жизненном успехе
3. Оценить влияние студенческой активности на формирование представлений студентов о жизненном успехе
4. Выявить роль социальных сетей в формировании представлений студентов ТГУ о жизненном успехе
Теоретико-методологические основания. Концепции теория рисков Э. Гидденса и общества риска У. Бека, в которых прослеживается нестабильность - ценности адаптивности и гибкости становятся важнее. Концепция З. Баумана - изменчивость и краткосрочность индивидуализированных образов. Концепция ценностей Р.Инглхарта -
постматериалистические ценности. Теории ценностей Ш. Шварца и М. Рокича, концепция социального капитала П. Бурдьё. Концепция рефлексивного проекта личности Э. Гидденса.
Образ жизненного успеха рассматривается как продукт социального конструирования, набор представлений и ценностей, идеалов, связанных с жизненным успехом.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, опросный метод: онлайн- анкетирование. Опрошено 377 человек, при уровне значимости 95% доверительный интервал составляет 4,9%. В исследовании были использованы данные ранее проведенного качественного исследования, основанного на методе полуформализованного интервью, направленного на выявление образов жизненного успеха среди студентов-активистов ТГУ.
Метод отбора: стихийная выборка. Способ отбора - рассылка онлайн-анкеты в группы социальных сетей, через друзей и знакомых, в беседы факультетов, учебных групп и студенческих объединений.
Обоснование метода исследования: в рамках данного исследования будет использоваться метод онлайн-опроса, так как именно с помощью количественной методологии мы сможем выявить не просто факторы, но еще и степень их влияния на представления студентов ТГУ о жизненном успехе. Онлайн-опрос позволит охватить все факультеты и курсы внутри ТГУ.
Гипотезы:
1. Студенты, оценивающие свое материальное положение как плохое и бедственное, чаще связывают жизненный успех с материальным благополучием и карьерным ростом, в то время как студенты, оценивающие свое положение как хорошее и отличное, ориентируются на самореализацию и общественное признание.
2. Гендерные различия проявляются в большей ориентации мужчин на финансовый успех, а женщин — на социальное признание.
Студенты, вовлеченные в внеучебную деятельность, чаще определяют успех
через призму саморазвития и социальной пользы, в отличие от неактивных студентов.
Научная новизна. Исследование комплексно анализирует влияние социально-демографических факторов, студенческой активности и цифровых практик на представления об успехе у студентов ТГУ, выявляя специфику их ценностных ориентаций в условиях трансформирующегося общества.
Практическое применение. Результаты помогут ТГУ адаптировать программы поддержки студентов с учетом их ценностных установок, а также разработать стратегии вовлечения в университетские сообщества при сформированных сбалансированных моделях успеха.
В ходе исследования жизненного успеха были выявлены ключевые теоретические концепции, отражающие различные аспекты данного феномена. Материально - прагматический подход акцентирует внимание на финансовом благополучии, карьерном росте и социальном статусе, что соответствует западным представлениям об успехе. Социально - ориентированный подход подчеркивает важность вклада в общество, гармоничных отношений и самореализации, что характерно для европейской модели успеха. Индивидуализированный подход, предложенный Ш. Шварцем, акцентирует внимание на личностном росте, внутренней свободе и балансе между различными сферами жизни, что особенно актуально в контексте азиатских культур.
В российских исследованиях успех рассматривается как смешанная модель, сочетающая материальное благополучие, семейные ценности и профессиональную самореализацию. Исторически в России успех ассоциировался с достижениями в науке и культуре, но в современном контексте он все больше связывается с финансовой стабильностью и социальным признанием. Это отражает трансформацию ценностных ориентиров в российском обществе под влиянием глобализации и экономических изменений.
Эмпирическое исследование представлений студентов ТГУ о жизненном успехе показало, что основными критериями успеха для них являются финансовый достаток (45,4%), любимое дело (38,2%) и семья (37,7%). Социальный статус и общественное признание имеют меньшее значение (9% и 8,8% соответственно). Факторный анализ выявил три ключевых источника формирования представлений об успехе: социальное окружение (родители, друзья - 32,4%), цифровое влияние (соцсети, СМИ - 24,1%) и формальные авторитеты
(преподаватели - 18,7%). Социальное окружение, включая родителей и друзей, способствует приоритету семейных ценностей и ориентации на стабильность. Цифровое влияние через социальные сети и СМИ акцентирует внимание на различных аспектах успеха, таких как путешествия, бизнес и профессиональные достижения. Преподаватели оказывают значительное влияние на профессиональные ориентации и карьерные стратегии студентов старших курсов.
Социально-демографические факторы также оказывают значительное влияние на представления студентов об успехе. Студенты из менее обеспеченных семей чаще связывают успех с финансовой стабильностью, тогда как обеспеченные студенты акцентируют внимание на балансе работы и личной жизни. Гендерные различия проявляются в том, что женщины чаще подчеркивают социальные навыки (уверенность, эмпатия), а мужчины - индивидуальные качества (сила воли, трудолюбие). Наличие высшего образования у родителей повышает значимость образования и карьеры для студентов, что свидетельствует о влиянии семейного бэкграунда на формирование профессиональных ориентиров.
Участие в университетских объединениях способствует повышению уверенности студентов в своей успешности. 74% активных студентов считают себя успешными, в то время как среди неактивных этот показатель составляет 60%. Активные студенты чаще связывают успех с карьерой и социальным признанием, тогда как неактивные - с материальным благополучием и свободой. Это подчеркивает важность студенческой активности в формировании профессиональных компетенций и личностного роста.
Социальные сети играют значительную роль в формировании моделей успеха. Instagram* демонстрирует "идеальную жизнь" через призму бизнеса и путешествий, YouTube* акцентирует внимание на профессиональных достижениях, а Telegram - на саморазвитии и интеллектуальном росте. Однако даже при потреблении контента, ориентированного на нематериальные ценности (ЗОЖ, творчество), финансовый аспект остается ключевым критерием успеха для большинства студентов.
На основе полученных результатов можно сформулировать следующие рекомендации для ТГУ и молодежной политике. Для студентов, активно участвующих в студенческих объединениях и внеучебной деятельности, предлагается создать систему менторства с привлечением успешных выпускников-активистов. Это позволит студентам получать практический опыт совмещения активности с профессиональным развитием. Также можно внедрить анкетирование уровня стресса среди участников объединений и корректировать нагрузку в зависимости от полученных данных. Поощрение инициатив по work-life balance, таких как гибкий график собраний и мероприятий, которые направлены на повышения уровня психологического здоровью, будет способствовать снижению стресса и повышению эффективности деятельности студентов. Кроме того, следует разработать систему сертификации soft-skills и hard-skills, полученных в студорганизациях, что позволит конвертировать внеучебную активность в карьерные возможности.
Для студентов, не вовлеченных во внеучебную деятельность, рекомендуется запустить краткосрочные проекты с практической пользой. Это позволит привлечь внимание студентов к возможностям внеучебной активности и показать им практическую значимость участия в проектах. Внедрение бонусных баллов в рейтинг за участие в отдельных мероприятиях, будет стимулировать студентов к активному участию в образовательных и карьерных мероприятиях. Также имеет смысл провести серию мотивационных интервью с выпускниками, достигшими успеха без участия в студенческих объединениях, чтобы деконструировать стереотипы о том, что успех возможен только через активное участие в студенческой жизни.
Учитывая социально-демографические особенности студентов, можно выделить несколько групп, для которых разработаны специальные рекомендации. Для студентов из регионов и стран предлагается программа адаптации "Томский навигатор", включающая тьюторов из числа старшекурсников-земляков, и квоты на стажировки в местных компаниях через Центр карьеры ТГУ. Для работающих студентов рекомендуется организовывать онлайн- форматы мероприятий в вечернее время и проводить корпоративные стажировки с гибким графиком, что позволит им совмещать учебу и работу.
Практическая значимость предложенных мер заключается в снижении оттока талантливых студентов из регионов, повышении конкурентоспособности выпускников через сертификацию soft-skills и формировании бренда университета как центра "балансного успеха".
1. Батурин Н. А. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие / Н. А. Батурин. - Челябинск : ЮУрГУ, 1999. - 99 с.
2. Бауман З. Индивидуализированное общество / З. Бауман, перевод с англ.; под ред. В.Л. Иноземцева. - М. : Логос, 2002. - 390 с.
3. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М. : Прогресс- Традиция, 2000. - 381 с.
4. Белкин А. С. Ситуация успеха: как ее создать / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
5. Бехманн Г. Современное общество как общество риска // Философия и общество. - 2007. - № 1. - С. 26-46.
6. Бурдьё П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. - № 5. - С. 60-74.
7. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М. : Прогресс, 1984. - 370 с.
8. Вичужанин Е.О. Феномен понятия «успех» в современном российском обществе // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2016. - № 1. - С. 362-364.
9. Вишневский Ю.Р. Профессиональный выбор студентов и ресурсный подход: от потенциала к реализации / Вишневский Ю.Р., Вишневский С.Ю. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2012. - № 1 (25). - С. 22¬27.
10. Вяткина Н. В. Достижение успеха в современной России: попытка социологического осмысления // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - № 1. - С. 17-22.
11. Гаршин Н. А. Деформация толерантности в условиях «общества риска»: дис. канд. фил. наук / Н. А. Гаршин. - Воронеж, 2021. - 165 с.
12. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. - 1994. - № 5. - С. 110.
13. Гусельцева М. С. Скрытое лидерство и разнообразие моделей успеха в современном обществе / Гусельцева М. С., Асмолов А. Г. // Поволжский педагогический поиск. - 2020. - № 2 (32). - С. 14-23.
14. Деева Н. А. Жизненная успешность: механизм, свойство, состояние. Контексты понимания // Современные исследования социальных проблем. - 2017. - № 11. - С. 22-45.
15. Ефремова О. И. Психология успешного поведения личности. Социальная психология личности в вопросах и ответах / О. И. Ефремова, В. А. Лабунская. - М. : Гардарики, 2009. - 338 с.
..53