Интерактивные формы антикоррупционного просвещения молодежи
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Особенности правового просвещения молодежи 6
1.1 Молодежь как особая социально-демографическая группа 6
1.2 Правовое просвещение молодежи как элемент правовой культуры общества 14
2 Основы антикоррупционного просвещения 18
2.1 Коррупция как угроза национальной безопасности 18
2.2 Подходы к пониманию коррупции 21
2.3 Антикоррупционное просвещение как форма предупреждения коррупции 32
2.4 Антикоррупционное просвещение молодежи 41
3 Опыт Красноярского края по внедрению интерактивных форм
антикоррупционного просвещения молодежи 49
3.1 Деятельность Антикоррупционного студенческого клуба СФУ 50
3.2 Деловая игра «Время выбирать» 53
3.3 Антикоррупционный методический просветительский комплекс
«Основы антикоррупицонного просвещения в сфере образования» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
1 Особенности правового просвещения молодежи 6
1.1 Молодежь как особая социально-демографическая группа 6
1.2 Правовое просвещение молодежи как элемент правовой культуры общества 14
2 Основы антикоррупционного просвещения 18
2.1 Коррупция как угроза национальной безопасности 18
2.2 Подходы к пониманию коррупции 21
2.3 Антикоррупционное просвещение как форма предупреждения коррупции 32
2.4 Антикоррупционное просвещение молодежи 41
3 Опыт Красноярского края по внедрению интерактивных форм
антикоррупционного просвещения молодежи 49
3.1 Деятельность Антикоррупционного студенческого клуба СФУ 50
3.2 Деловая игра «Время выбирать» 53
3.3 Антикоррупционный методический просветительский комплекс
«Основы антикоррупицонного просвещения в сфере образования» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 г., в 2016 г. население России составляло примерно 146 млн. 545 т. человек, из которых 27 млн. 588 т. человек - молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. Можно с уверенностью сказать, что именно эти люди - будущее нашей страны. От того, как именно они будут воспитаны, какие знания и навыки они получат, зависит будущее России.
Одной из основных целей в данном направлении является грамотное правовое просвещение молодежи. Как часть правового просвещения, антикоррупционное просвещение в данном случае играет важную роль, поскольку коррупция наряду со многими другими явлениями признана одной из главных угроз полноценному развитию и процветанию государства.
Проблема коррупции в настоящее является одним из наиболее обсуждаемых вопросов, связанных с реформированием общества на фоне общественно-политической и социально-экономической обстановки.
Высокий уровень коррупции наблюдается во многих сферах жизнедеятельности, что мешает эффективному развитию государства. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью, привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность и других отношений, является причиной возникновения политических, социальных, экономических и других рисков.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере противодействия коррупции, отношения по антикоррупционному просвещению молодых людей.
Предметом исследования являются нормы международного и национального права законодательства, научная и публицистическая литература, посвященная рассмотрению феномена коррупции и антикоррупционного просвещения, деятельность органов государственной власти, правоохранительных органов, образовательных и общественных организаций, занимающихся антикоррупционным просвещением молодежи.
Целью настоящей работы является изучение состояния, а также поиск и оценка эффективных способов антикоррупционного просвещения молодежи.
Для наиболее полного изучения темы работы, необходимо разрешение следующих задач:
1. проанализировать международные и национальные нормативно¬правовые акты о противодействии коррупции;
2. рассмотреть подходы к определению коррупции в доктрине, национальном и международном праве;
3. рассмотреть подходы к определению антикоррупционного просвещения в доктрине, национальном и международном праве;
4. изучить состояние существующей системы антикоррупционного просвещения молодых людей;
5. выработать предложения по усовершенствованию системы антикоррупционного просвещения молодежи.
В настоящей работе были использованы труды ученых, посвященные изучению молодежи как особой социально-демографической группы, проблеме коррупции и антикоррупционному просвещению. Среди прочих, были исследованы работы таких авторов, как И.И. Бикеев, Б.В. Волженкин, И.А. Дамм, А.И. Долгова, Ю.А. Зубок, И.М. Ильинский, П.А. Кабанов, С.И. Кон, В.Т. Лисовский, Вал.А. Луков, В.В. Лунеев, В.И. Чупров, Н.В. Щедрин и других ученых.
Эмпирическую основу исследования составил опыт Красноярского края по внедрению интерактивных форм антикоррупционного просвещения молодежи.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы
Одной из основных целей в данном направлении является грамотное правовое просвещение молодежи. Как часть правового просвещения, антикоррупционное просвещение в данном случае играет важную роль, поскольку коррупция наряду со многими другими явлениями признана одной из главных угроз полноценному развитию и процветанию государства.
Проблема коррупции в настоящее является одним из наиболее обсуждаемых вопросов, связанных с реформированием общества на фоне общественно-политической и социально-экономической обстановки.
Высокий уровень коррупции наблюдается во многих сферах жизнедеятельности, что мешает эффективному развитию государства. Коррупция ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью, привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в российскую промышленность и других отношений, является причиной возникновения политических, социальных, экономических и других рисков.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере противодействия коррупции, отношения по антикоррупционному просвещению молодых людей.
Предметом исследования являются нормы международного и национального права законодательства, научная и публицистическая литература, посвященная рассмотрению феномена коррупции и антикоррупционного просвещения, деятельность органов государственной власти, правоохранительных органов, образовательных и общественных организаций, занимающихся антикоррупционным просвещением молодежи.
Целью настоящей работы является изучение состояния, а также поиск и оценка эффективных способов антикоррупционного просвещения молодежи.
Для наиболее полного изучения темы работы, необходимо разрешение следующих задач:
1. проанализировать международные и национальные нормативно¬правовые акты о противодействии коррупции;
2. рассмотреть подходы к определению коррупции в доктрине, национальном и международном праве;
3. рассмотреть подходы к определению антикоррупционного просвещения в доктрине, национальном и международном праве;
4. изучить состояние существующей системы антикоррупционного просвещения молодых людей;
5. выработать предложения по усовершенствованию системы антикоррупционного просвещения молодежи.
В настоящей работе были использованы труды ученых, посвященные изучению молодежи как особой социально-демографической группы, проблеме коррупции и антикоррупционному просвещению. Среди прочих, были исследованы работы таких авторов, как И.И. Бикеев, Б.В. Волженкин, И.А. Дамм, А.И. Долгова, Ю.А. Зубок, И.М. Ильинский, П.А. Кабанов, С.И. Кон, В.Т. Лисовский, Вал.А. Луков, В.В. Лунеев, В.И. Чупров, Н.В. Щедрин и других ученых.
Эмпирическую основу исследования составил опыт Красноярского края по внедрению интерактивных форм антикоррупционного просвещения молодежи.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы
Проводя исследование антикоррупционного просвещения молодежи и особенностей интерактивных форм антикоррупционного просвещения, автор пришел к следующим выводам:
1. Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы стать полноценными и полноправными членами общества. От молодежи зависит будущее государства.
2. Не существует универсального определения молодежи, которое бы удовлетворяло мировое сообщество. Наука, национальное и международное право по-разному рассматривают молодежь. Автор предлагает понимать под молодежью социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники). Данное определение используется в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и учитывает все особенности данной категории граждан.
3. Коррупция - негативное явление, подрывающее авторитет власти и разрушительно влияющее на государство и общество в целом. Мы не можем рассматривать коррупцию как положительное явление, поскольку она является дисфункцией политических и социальных институтов.
4. В науке не сложилось единого подхода к определению коррупции. Однако же большинство ученых исходит из того, что под коррупцией следует понимать совершенное в корыстных целях использование представителем власти или управления своего служебного положения, а также предоставление таким лицам материальных или нематериальных благ иными лицами для совершения в их пользу определенных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения. Коррупция в России проникла во все сферы жизни общества, в том числе в сферы власти и управления. Она разрушает, прежде всего, государственный аппарат, но одновременно разъедает и нравственные устои гражданского общества.
5. В настоящее время большое внимание уделяется организации антикоррупционного просвещения молодежи, подчеркивается важность и необходимость такого просвещения. Через антикоррупционное просвещение реализуется одна из важнейших мер по профилактике коррупции - формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
6. В то же время в законодательстве не дается определения антикоррупционному просвещению, а в науке не утихают споры о том, что необходимо считать антикоррупционным просвещением. Автор придерживается мнения, что под антикоррупционным просвещением необходимо считать систему распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленную на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения,антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры.
7. Антикоррупционное просвещение молодежи, наряду с другими видами просвещения (антинаркотическим, антиалкогольным и т.д.) является одним из основных способов формирования высокой правовой культуры у молодежи. Однако, при осуществлении антикоррупционного просвещения молодых людей, необходимо остерегаться того, чтобы просветительское мероприятие переросло в процесс знакомства молодежи с навыками коррупционного поведения, положительными эффектами от совершения коррупционных деяний и т.д.
8. Антикоррупционное просвещение осуществляется с использованием специфических форм и методов. Особую важность имеют интерактивные формы антикоррупционного просвещения, поскольку они пробуждают интерес у объектов просвещения, побуждают к активной деятельности, что положительно сказывается на усвоении материала, формировании у молодежи навыков противодействия коррупции.
9. В настоящее время в Красноярском крае ведется активная деятельность по антикоррупционному просвещению молодежи. Одну из первых позиций в данном направлении занимается Сибирский федеральный университет. Антикоррупционный студенческий клуб СФУ совместно с органами власти, правоохранительными органами, общественными и образовательными организациями внедряют интерактивные формы антикоррупционного просвещения, такие как лекции-дискуссии, деловые игры, тренинги, мастер-классы и другие.
10. Антикоррупционным студенческим клубом СФУ совместно и Избирательной комиссией Красноярского края была разработана деловая игра «Время выбирать», одной из основных целей которой является просвещение молодежи в области противодействия коррупции в избирательном процессе, формированию у молодежи навыков распознавания и предупреждения коррупции, формированию у будущих и молодых избирателей антикоррупционного мировоззрения.
11. Кроме того, сотрудниками Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз СФУ разработан Антикоррупционный методический просветительский комплекс «Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования». Комплекс направлен на создание системы систематического антикоррупционного просвещения работников системы образования и, в первую очередь, получателей образовательных услуг, основную массу которых составляет молодежь. Комплекс предполагает проведение просветительского мероприятия в форме лекции-дискуссии, на которой молодые люди, совместно с лицом, проводящим такое мероприятие, обсуждают проблемные вопросы коррупции, решают задания, связанные с идентификацией коррупции, рассматривают основные коррупционные стереотипы, такие как «шоколадка - не взятка», «подарок - не взятка» и др.
Для противодействия коррупции, для снижения ее уровня в России должна быть создана система антикоррупционного просвещения населения. Особую важность составляет антикоррупционное просвещение молодого поколения. Во многом это связано с тем, что молодые люди являются будущим нашей страны, по прошествии времени современная молодежь будет определять вектор развития государства.
Для эффективного антикоррупционного просвещения молодежи следует с особым вниманием подходить к выбору как форм антикоррупционного просвещения, так и материала, выдаваемого молодым людям. Материал должен быть достоверным, доступным как для совершеннолетних, так и для несовершеннолетних молодых людей. Формы антикоррупционного просвещения, при этом, должны быть выбраны те, которые вовлекают гражданина в активную деятельность, заставляют его анализировать, оценивать полученную информацию, формировать свое мнение по поводу коррупции. Все это должно быть направлено на достижение главной цели - формирования у молодежи нетерпимого отношения к коррупции, отказа в будущем от совершения коррупционных деяний.
Для достижения целей антикоррупционного просвещения молодежи, на наш взгляд, большую роль играет деятельность образовательных организаций всех уровней образования. Педагогические работники, осуществляющие антикоррупционное просвещение своих учеников, должны обладать компетенциями в данной области, творчески подходить к проведению просветительского мероприятия.
Также следует увеличить роль общественных организаций и движений в антикоррупционном просвещении молодежи. Как показывает зарубежный опыт, общественные организации зачастую является эффективным инструментом в антикоррупционном просвещении. Необходимо наладить их взаимодействие с правоохранительными органами. Такое взаимодействие помогло бы ознакомить молодежь с деятельностью правоохранительных органов по противодействию коррупции. Зачастую, при обнаружении коррупционного деяния, не только молодежь, но и взрослые поколения недостаточно осведомлены о том, какие действия необходимо предпринимать в данном случае, в какие органы обращаться. Необходимо сообщать гражданам об опасности коррупции для общества и государства как, например, сообщают об опасности терроризма, так как коррупция наносит невосполнимый вред авторитету власти и нормальному функционированию государственных органов. Молодые люди, в силу молодого возраста, юношеского энтузиазма, смогли бы стать эффективным инструментом предупреждения коррупции.
1. Молодежь - это поколение людей, проходящих стадию становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы стать полноценными и полноправными членами общества. От молодежи зависит будущее государства.
2. Не существует универсального определения молодежи, которое бы удовлетворяло мировое сообщество. Наука, национальное и международное право по-разному рассматривают молодежь. Автор предлагает понимать под молодежью социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующуюся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники). Данное определение используется в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и учитывает все особенности данной категории граждан.
3. Коррупция - негативное явление, подрывающее авторитет власти и разрушительно влияющее на государство и общество в целом. Мы не можем рассматривать коррупцию как положительное явление, поскольку она является дисфункцией политических и социальных институтов.
4. В науке не сложилось единого подхода к определению коррупции. Однако же большинство ученых исходит из того, что под коррупцией следует понимать совершенное в корыстных целях использование представителем власти или управления своего служебного положения, а также предоставление таким лицам материальных или нематериальных благ иными лицами для совершения в их пользу определенных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения. Коррупция в России проникла во все сферы жизни общества, в том числе в сферы власти и управления. Она разрушает, прежде всего, государственный аппарат, но одновременно разъедает и нравственные устои гражданского общества.
5. В настоящее время большое внимание уделяется организации антикоррупционного просвещения молодежи, подчеркивается важность и необходимость такого просвещения. Через антикоррупционное просвещение реализуется одна из важнейших мер по профилактике коррупции - формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
6. В то же время в законодательстве не дается определения антикоррупционному просвещению, а в науке не утихают споры о том, что необходимо считать антикоррупционным просвещением. Автор придерживается мнения, что под антикоррупционным просвещением необходимо считать систему распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленную на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения,антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры.
7. Антикоррупционное просвещение молодежи, наряду с другими видами просвещения (антинаркотическим, антиалкогольным и т.д.) является одним из основных способов формирования высокой правовой культуры у молодежи. Однако, при осуществлении антикоррупционного просвещения молодых людей, необходимо остерегаться того, чтобы просветительское мероприятие переросло в процесс знакомства молодежи с навыками коррупционного поведения, положительными эффектами от совершения коррупционных деяний и т.д.
8. Антикоррупционное просвещение осуществляется с использованием специфических форм и методов. Особую важность имеют интерактивные формы антикоррупционного просвещения, поскольку они пробуждают интерес у объектов просвещения, побуждают к активной деятельности, что положительно сказывается на усвоении материала, формировании у молодежи навыков противодействия коррупции.
9. В настоящее время в Красноярском крае ведется активная деятельность по антикоррупционному просвещению молодежи. Одну из первых позиций в данном направлении занимается Сибирский федеральный университет. Антикоррупционный студенческий клуб СФУ совместно с органами власти, правоохранительными органами, общественными и образовательными организациями внедряют интерактивные формы антикоррупционного просвещения, такие как лекции-дискуссии, деловые игры, тренинги, мастер-классы и другие.
10. Антикоррупционным студенческим клубом СФУ совместно и Избирательной комиссией Красноярского края была разработана деловая игра «Время выбирать», одной из основных целей которой является просвещение молодежи в области противодействия коррупции в избирательном процессе, формированию у молодежи навыков распознавания и предупреждения коррупции, формированию у будущих и молодых избирателей антикоррупционного мировоззрения.
11. Кроме того, сотрудниками Центра противодействия коррупции и правовых экспертиз СФУ разработан Антикоррупционный методический просветительский комплекс «Основы антикоррупционного просвещения в сфере образования». Комплекс направлен на создание системы систематического антикоррупционного просвещения работников системы образования и, в первую очередь, получателей образовательных услуг, основную массу которых составляет молодежь. Комплекс предполагает проведение просветительского мероприятия в форме лекции-дискуссии, на которой молодые люди, совместно с лицом, проводящим такое мероприятие, обсуждают проблемные вопросы коррупции, решают задания, связанные с идентификацией коррупции, рассматривают основные коррупционные стереотипы, такие как «шоколадка - не взятка», «подарок - не взятка» и др.
Для противодействия коррупции, для снижения ее уровня в России должна быть создана система антикоррупционного просвещения населения. Особую важность составляет антикоррупционное просвещение молодого поколения. Во многом это связано с тем, что молодые люди являются будущим нашей страны, по прошествии времени современная молодежь будет определять вектор развития государства.
Для эффективного антикоррупционного просвещения молодежи следует с особым вниманием подходить к выбору как форм антикоррупционного просвещения, так и материала, выдаваемого молодым людям. Материал должен быть достоверным, доступным как для совершеннолетних, так и для несовершеннолетних молодых людей. Формы антикоррупционного просвещения, при этом, должны быть выбраны те, которые вовлекают гражданина в активную деятельность, заставляют его анализировать, оценивать полученную информацию, формировать свое мнение по поводу коррупции. Все это должно быть направлено на достижение главной цели - формирования у молодежи нетерпимого отношения к коррупции, отказа в будущем от совершения коррупционных деяний.
Для достижения целей антикоррупционного просвещения молодежи, на наш взгляд, большую роль играет деятельность образовательных организаций всех уровней образования. Педагогические работники, осуществляющие антикоррупционное просвещение своих учеников, должны обладать компетенциями в данной области, творчески подходить к проведению просветительского мероприятия.
Также следует увеличить роль общественных организаций и движений в антикоррупционном просвещении молодежи. Как показывает зарубежный опыт, общественные организации зачастую является эффективным инструментом в антикоррупционном просвещении. Необходимо наладить их взаимодействие с правоохранительными органами. Такое взаимодействие помогло бы ознакомить молодежь с деятельностью правоохранительных органов по противодействию коррупции. Зачастую, при обнаружении коррупционного деяния, не только молодежь, но и взрослые поколения недостаточно осведомлены о том, какие действия необходимо предпринимать в данном случае, в какие органы обращаться. Необходимо сообщать гражданам об опасности коррупции для общества и государства как, например, сообщают об опасности терроризма, так как коррупция наносит невосполнимый вред авторитету власти и нормальному функционированию государственных органов. Молодые люди, в силу молодого возраста, юношеского энтузиазма, смогли бы стать эффективным инструментом предупреждения коррупции.
Подобные работы
- Антикоррупционное воспитание несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка программы факультативного курса «Правовая грамотность» для студентов колледжа
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2020



