АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Музеи Томского государственного университета: общая характеристика 17
1.1 История создания музеев ТГУ 17
1.2 Структура и организация работы музеев ТГУ 26
1.3 Образовательные и культурно-просветительские программы музеев 31
2 Оценка эффективности реализуемых программ 40
2.1 Методики оценки 40
2.2 Анализ удовлетворенности участников 43
2.3 Результаты и достижения музеев ТГУ 58
3 Проблемы и перспективы развития программ 61
3.1 Выявленные проблемы в реализации программ 61
3.2 Рекомендации по оптимизации деятельности музеев и перспективы
расширения программ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 79
Актуальность. Растущее значение музеев как образовательных и культурных центров в современном обществе делает тему исследования актуальной.
Согласно ст. 3 ФЗ-54 «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» - «музей - это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом».
Музеи выполняют образовательно-воспитательную функцию, которую можно передать через образовательные и культурно-просветительские программы.
Согласно Словарю музейных терминов «образовательно-воспитательная функция музея - одна из основных социальных функций музея. Предполагает целенаправленную деятельность по удовлетворению культурных, познавательных и иных духовных потребностей общества. Направлена на формирование ценностных критериев и установок, социализацию личности. Реализуется на базе музейного собрания через различные формы экспозиционной, выставочной, научно-просветительной и культурно-образовательной деятельности музеев».
Образовательные и культурно-просветительские программы в музеях выполняют различные важные функции и имеют ключевые цели. Некоторые из которых перечислены ниже:
1. Передача знаний и сохранение культурного наследия - они способствуют популяризации истории, культуры, науки и искусства, помогают понять значимость культурных ценностей и сохранить их для будущих поколений.
2. Обучение и развитие критического мышления - такие программы стимулируют интерес к знаниям, развивают аналитические навыки, умение задавать вопросы и самостоятельно искать ответы.
3. Вовлечение аудитории - образовательные и культурно-просветительские программы делают посещение музея более интересным и насыщенным, привлекают разные возрастные и социальные группы, особенно молодежь и детей, примерно от 6-летнего возраста.
4. Формирование гражданской и культурной идентичности - они помогают формировать чувство принадлежности к своей истории, культуре и обществу, развивают патриотизм и толерантность.
5. Расширение возможностей для обучения вне школьной или университетской программы - музеи становятся центрами неформального образования, где люди могут получать новые знания и навыки в приятной и стимулирующей обстановке.
6. Поддержка научных и культурных инициатив - такие программы способствуют развитию научных исследований, популяризации науки и искусства, укрепляют связь между научным сообществом и обществом.
В целом, образовательные и культурно-просветительские программы делают музеи не просто хранилищами экспонатов, а активными центрами развития личности, культуры и науки, способствующими формированию информированного, культурно богатого и социально ответственного общества.
Актуальность исследования данных программ обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в условиях глобализации и стремительного развития технологий, образовательные программы музеев становятся важными инструментами для формирования образовательной среды. Они способствуют не только углублению знаний, но и развитию критического мышления у студентов и других групп населения. А сами музеи в такой среде становятся участниками образовательного процесса.
Во-вторых, с 2015 по 2025 годы произошло значительное изменение в подходах к музейному делу, включая внедрение новых форматов взаимодействия с посетителями, такие как - выставки, мастер-классы, лекции и образовательные программы, а также, внедрение новых технологий. Актуально изучить, как эти изменения отражаются на освещении образовательных потребностей и запросов современного общества.
В-третьих, на данный момент не совсем изучена работа с посетителями с помощью образовательных и культурно-просветительских программ в музеях Томского государственного университета (далее - ТГУ).
ТГУ - это не только образовательное учреждение, но и значимый культурный центр, чьи музеи пользуются широкой известностью и любовью у томичей и гостей города.
Музеи - самостоятельные подразделения внутри ТГУ. А музейный комплекс - единая структура, объединяющая музеи.
Университет занимает важное место в научной, культурной и образовательной сфере региона и страны в целом. А его музейный комплекс выполняет ключевые функции по сохранению и популяризации историко - культурного наследия, научных достижений и образовательных целей. Исследование предлагаемых музеями ТГУ программ позволяет определить их соответствие современным стандартам музейной деятельности, выявить возможности для повышения их привлекательности и образовательной ценности, а также обеспечить их адаптацию к потребностям различных целевых аудиторий.
Важно отметить, что развитие университетского образования и музейного дела всегда были тесно взаимосвязаны. Ведь благодаря сотрудникам университетов и открывали университетские музеи.
Таким образом, результаты исследования могут внести значительный вклад в развитие музейной практики и образовательных программ, предоставляя рекомендации по улучшению эффективности культурно - просветительских программ.
В последние 10 лет, в России начали более активно рассматривать работу университетских музеев.
Следует отметить, что во многих университетах России есть свои музеи и даже музейные центры. А.В. Смуров рассмотрел историю формирования вузовских и академических музеев России, а также обосновал их значимость в научном, образовательном и просветительском процессе, в сохранении, поддержании и развитии общего социокультурного пространства . Одними из самых лучших считаются: Музей землеведения МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва), Палеонтологический музей СПбГУ (Санкт-Петербург), Музейный центр РГГУ (Москва), Музей прикладного искусства при Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург) и Зоологический музей им. Э.А. Эверсманна КФУ (Казань). Музеи ТГУ могут встать в один ряд с перечисленными музеями, т.к. владеют богатой коллекцией и актуальными программами. Данные музеи выделяются на фоне остальных за счет своей долгой истории, богатых фондов, посещаемости, программ для работы с посетителями и отзывами.
Степень изученности темы.
В статье О.С. Сапанжа «Исследования социально -культурной деятельности в проблемном поле музеологии и музейной педагогики» дана информация по структуре уровней корпуса проблем музейного образования как социально-культурной деятельности. Благодаря этой работе есть возможность познакомиться со структурой уровней, которая представляет собой иерархию в виде последовательности научных дискурсов: музеология - теория музейной коммуникации - музейная педагогика - образовательная деятельность в музее.
О.В. Труевцева в своей работе «Университетский музей: главный вектор развития» рассматривает опыт деятельности музеев высших учебных заведений. И уделяет внимание определению места и роли университетского музея в подготовке будущих специалистов, сохранении и воспроизводстве культурного наследия, т.к. часто, в ВУЗовских музея могут работать во время обучения студенты, и не всегда кафедры музеологии.
В работе Д.А. Прокудиной «Университетский музей в современном обществе: возможности, проблемы и задачи» характеризуя нынешнее состояние университетских музеев и коллекций, подчеркивается, что у России имеется огромный ресурс музейных собраний, но многие из них закрыты для широкой публики. Кроме того, экспозиции таких музеев часто не соответствуют качественному уровню, который удовлетворил бы запросы и требования современного посетителя, что является проблемой для их развития. При этом, в статье отмечено, что это является проблемой для университетских музеев во всем мире.
Общую информацию по созданиям музеев ТГУ можно узнать благодаря работе Н.М. Дмитриенко и Э.И. Черняка «Музеи Императорского Томского университета: первые годы создания и деятельности». В работе нас знакомят с законодательными и организационными основами музейного строительства в ТГУ, дают характеристику работе первым руководителям и сотрудникам первых университетских музеев в сфере комплектования, обработке, хранении и экспонировании предметов.
Также, происходит изучение определенных музеев ТГУ. К ним относятся статья по Музею истории ТГУ, которую написали К.А. Кузоро и И.А. Голев «Создание и деятельность комнаты-музея В.В. Куйбышева в Томском государственном университете (1953-1970-е гг.)». В статье
рассмотрены создание комнаты-музея В.В. Куйбышева в ТГУ, комплектование фонда и содержание его первой экспозиции. Стоит отметить, что Валериан Владимирович Куйбышев - это революционер, а затем советский государственный и партийный деятель. У него был период жизни в Томске. И вот, в 1934 году ТГУ было присвоено его имя, потому что он ранее обучался на юридическом факультете тогда еще Императорского Томского университета. В статье проанализировали состав фонда музея - в фондах хранятся документы и предметы материальной культуры. Также провели анализ структуры первой экспозиции музея и подход к её разработке, и уделили внимание образовательной и воспитательной работе. Также, в работе К.А. Кузоро и М.М. Дунаевской «Роль музея истории Томского государственного университета в сохранении памяти об участии сотрудников и студентов в Великой Отечественной войне» проанализированы проведенные за период с 1965 г. по настоящее время мероприятия - это различные выставки и экскурсии, конференции, встречи с ветеранами, а также комплектование фонда коллекциями ветеранов -сотрудников университета и их научное изучение.
В работе И.С. Караченцева «Формирование палеонтологических коллекций Императорского Томского университета (1880-1916 гг.)» дана информация о формировании палеонтологических коллекций, о том, как их систематизируют и хранят, а также об их экспонировании и использовании в учебных и научно-исследовательских целях для студентов, сотрудников университетов и иных лиц, занимающихся научной деятельностью.
Работа В.М. Подобиной «Палеонтологический музей Томского государственного университета - его достижения за последние 20 лет работы» показывает развитие музея уже в этом веке. С учетом его участия в различных конференциях, что также продвигает музеи среди людей, соответственно привлекает новых посетителей, что в последствии приводит к разработке еще большего количества музейных программ для работы с посетителями.
В.Л. Свешникова рассказывает про историю Минералогического музея им. И.К. Баженова, фонды и отдельные музейные предметы в статье «К 130 - летию со дня открытия минералогического музея имени И. К. Баженова Томского государственного университета».
Ю.И. Ожередов в статье «К истории создания Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского Томского государственного университета: дата основания» показывает историю создания музея и формирования его первых фондов.
Одним из самых молодых музеев ТГУ является Музей юридического института. По знакомству с его историей есть статья О.И. Матющенко «Музей юридического института».
Для того, чтобы в практической части работы разработать рекомендации по улучшению работы музеев ТГУ были изучены работы по университетским музеям России. В работе Н.П. Парфентьевой «Основные направления деятельности университетского музея искусств и их научно - методическое обеспечение» представлен анализ деятельности музейного комплекса Южно-Уральского государственного университета, подробно расписаны направления музея, есть информация по созданию коллекций, также, там указано, что «...специфика музея определяет всю его организационную работу.», т.е. его специфика зависит от образовательной программы курса культурологи. Данная специфика интересна с той точки зрения, что можно представить музеи ТГУ конкретно по факультетам. Например, специфику работы Музея истории ТГУ можно было бы представить с программой исторического факультета.
В актуальности указано, что музеи и музейные программы помогают воспитывать чувство патриотизма и культурной идентичности. По этому направлению есть интересная статья С.Д. Ворошина «Роль университетского музея в формировании культурной идентичности студенчества». В статье Семён Дмитриевич раскрыл понятие «культурной идентичности студентов», а также раскрыл роль вузовского музея в ее формировании. «Культурной идентичностью является тождественность индивида социальной группе во всех типичных для нее общественных измерениях».
Н.Г. Самарина рассматривает историю создания и развития музеев ВУЗов как составную часть системы образования и культуры в своей статье «Формы деятельности вузовских музеев». В статье приведены типы, функции и задачи таких музеев, а также, способы структурирования материала экспозиций и современные формы деятельности, которые влияют на работу с посетителями.
По теме ВКР, также есть статьи, непосредственно связанные с программами. К ним относятся:
В статье Е.А. Поляковой «Развитие музея как образовательной формы культуры» рассматривается становление музея как культурной формы, начавшее в эпоху Античности, завершилось в XIX в.
О.В. Смирнова «Культурно-образовательные музейные программы для школьников». В статье рассматриваются программы для школьников как эффективный инструмент формирования культурной грамотности и образовательной мотивации у детей» делается вывод о необходимости интеграции музеев в образовательный процесс и рекомендациях по разработке программ, способствующих всестороннему развитию учащихся.
В статье А.О. Ефремовой и Г.В. Олениной «Классификация культурно - образовательных программ в музеях: региональный аспект»
проанализировали опыт российских музеев в области культурно - образовательной деятельности, описана классификация программ, выявлены особенности каждой группы программ, внимание уделено региональному аспекту.
В статье Е.П. Комаровской и В.М. Ахунова «Культурно - образовательная деятельность музеев и музейная педагогика» исследуют культурно-образовательную деятельность музеев и роль музейной педагогики в образовательном процессе. Авторы делают акцент на значимости музеев как центров культурного обмена, также рассматривается взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
В работе В.В. Мотиной «Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика» рассматриваются основные аспекты деятельности музеев и их влияние на музейную педагогику. В статье изучаются эффективные методы и практики музейного обучения, направленные на активное вовлечение посетителей в процесс познания и осмысления культурных ценностей. Особое внимание уделяется интеграции музейных ресурсов в учебный процесс на основе музейного контента. Заключительные выводы подчёркивают необходимость дальнейшего профессионального развития музейных работников и внедрения инновационных подходов в музейную педагогическую практику.
В статье Т.Б. Лисицыной и А.А. Коржановой «Значение музеев в культурной жизни современного человека» рассматривается значение музеев в культурной жизни современного человека. Авторы пришли к выводу, что музеи играют большую роль в становлении молодого поколения, так и людей любого возраста.
Отдельно по просветительской деятельности есть статья А.Н. Голубевой «Научно-просветительская деятельность музеев России и профессиональное образование», где рассматривается влияние просветительской деятельности музеев на профессиональное образование. Особое внимание уделяется деятельности сотрудников Эрмитажа.
Также, следует отметить работу Рычковой Е.А. «Показатели эффективности и критерии оценки современных музеев» в которой дана информация по критериям оценки музеев начиная с 2000 -х годов до настоящего времени, а также о внедрении в работу музеев для отчетности различных показателей эффективности.
Цель: разработать рекомендации по улучшению и расширению образовательных и культурно-просветительских программ музеев ТГУ.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Провести общую характеристику музеев Томского государственного университета, включая историю их создания, структуру и организацию работы.
• Проанализировать образовательные и культурно¬
просветительские программы, реализуемые музеями ТГУ.
• Исследовать методики оценки эффективности реализуемых программ, а также проанализировать уровень удовлетворённости участников данных мероприятий.
• Оценить результаты и достижения музеев ТГУ по итогам реализации образовательных программ, выявив ключевые успехи и недостатки.
• Выявить проблемы, с которыми сталкиваются музеи при реализации программ, и разработать рекомендации для их оптимизации.
• Исследовать перспективы расширения и модернизации образовательных и культурно-просветительских программ музеев ТГУ, учитывая современные тенденции и потребности аудитории.
Объектом исследования являются музеи Томского государственного университета.
Предметом исследования являются образовательные и культурно-просветительские программы музеев ТГУ.
Хронологические рамки исследования - 2015-2025 гг.
Данные хронологические рамки способствуют более полному и глубокому пониманию темы исследования, т.к. в этот период произошли большие изменения в работе музеев, связанные с внедрением новых технологий и методов взаимодействия с посетителями, также, за этот период было развито много образовательных и культурных программ для музеев. А также, с 2015 года на базе ТГУ работает ЭПЦ.
Территориальные рамки исследования - Россия, г. Томск.
Методы исследования:
1. «Дескриптивный метод - это описательное исследование, которое можно представить в качестве изложения характеристики определенного явления. В работе был использован для описания программ, реализуемых музеями». В работе применен при рассмотрении истории развития и работы музеев ТГУ и их программ;
2. «Сравнительный метод - это сопоставление объектов для выявления их сходств и различий». В работе был использован для сравнения программ разных музеев для выявления сильных и слабых сторон;
3. «Типологический метод - направлен на классификацию и систематизацию объектов, явлений или процессов через выделение типичных черт и признаков». В работе использован для классифицирования программ по различным критериям (конкретно: целевая аудитория, форма реализации);
4. «Принцип историзма - рассмотрение любого явления, процесса или объекта в его развитии, в связи с конкретными историческими условиями его возникновения и существования ». В работе использован для исследования истории создания музеев, их эволюции и развития программ.
Источниковая база исследования. При написании ВКР использованы такие типы источников, как письменные и интернет источники. Виды письменных источников: статистика, периодика, нормативные акты, делопроизводственные материалы.
В качестве статистических данных были взяты отчеты по проведению мероприятий в Музеях ТГУ, в которых есть информация по количеству посещений того или иного мероприятия.
В периодике были рассмотрены работы по истории и деятельности Музеев ТГУ за период с 2015 по 2025 годы, что соответствует хронологическим рамкам исследования. Также, рассмотрены работы по университетским музеям России с 2015 по 2025 годы.
Для написания работы был рассмотрен Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 декабря 2020 года №489- ФЗ «О молодёжной политике в Российской Федерации» для проведения опроса.
В качестве делопроизводственных материалов выступили организационная документация по Музею истории ТГУ и отчетная документация других музеев ТГУ, а также отчеты Экскурсионно - просветительского центра ТГУ, благодаря которым были просмотрены различные отчеты по проведению мероприятий на базе музеев и количество посетителей.
Задействованы следующие интернет-ресурсы:
1. Официальный сайт Томского государственного университета - предоставляет информацию о музеях, их истории и деятельности;
2. Официальный сайт Экскурсионно-просветительского центра ТГУ - предоставляет информацию по всем музеям ТГУ, количестве посетителей, стоимости и работе музеев, а также дает информацию о заказе экскурсии;
3. Сайты и социальные сети музеев, включающие информацию об их образовательной и научно-просветительской деятельности;
4. Научные публикации в электронных библиотеках, связанные с историей музеев ТГУ и программами.
Новизна исследования в том, что в отличие от ранее проведённых исследований, данная работа акцентирует внимание на анализе конкретных программ, их разработки и реализации, а также на влиянии новых технологий на взаимодействие музеев с аудиторией. Кроме того, берётся во внимание контекст культурной политики России, что позволяет выявить адаптацию музеев к современным вызовам.
Научная значимость данного исследования заключаются в расширении знаний о роли музеев в образовательном процессе и культурной жизни университетов. Результаты работы имеют потенциал для использования в других образовательных и культурных учреждениях, что подчёркивает вклад исследования в дальнейшем развитие музейной науки.
Практическая значимость исследования заключается в выработке рекомендаций по оптимизации и улучшению образовательных и культурно - просветительских программ. Полученные результаты могут быть использованы сотрудниками музеев и образовательных учреждений для разработки новых программ, ориентированных на нужды аудитории.
Структура работы включает в себе введение, три главы, заключение, приложения, список использованных источников и литературы
Реализация образовательных и культурно-просветительских программ в музеях является важным компонентом их деятельности. Особенно это важно для университетских музеев, где основной аудиторией являются школьники и студенты, которые должны быть заинтересованы в науке и культуре, а если они не заинтересованы - музей может в этом помочь.
В данной работе проводилось исследование образовательных и культурно-просветительских мероприятий в музеях ТГУ.
Подводя итог по программам можно сказать, что за рассматриваемый по хронологическим рамкам период в музеях ТГУ выросла посещаемость и стали разнообразнее программы. С каждым годом, все больше людей узнает о музеях ТГУ и посещают их. Также, каждый год добавляются новые праздники, акции и мероприятия, в которых музеи принимают активное участие. Участвуя в мероприятиях музеи показывают посетителям свои коллекции, проводят экскурсии и реализуют различные программы.
Музеи стараются разрабатывать программы для разных категорий граждан, но не всегда получается угодить желаниям посетителей.
В работе было знакомство с историей создания музеев ТГУ, знакомство с реализуемыми программами. Также, в работе уделялось внимание структуре и организации работы музеев ТГУ. Важно отметить, что за музеи ТГУ и проведение экскурсий отвечает Экскурсионно-просветительский центр ТГУ (ЭПЦ ТГУ). В работе были проанализированы отчеты ЭПЦ, которые помогли понять основную аудиторию музеев и наиболее популярные музеи.
Также, был проведен опрос с целью выявления реакции и отзывов посетителей на работу и программы музеев. Потому что для успешной работы музеев, а в данном случае для успешной реализации программ следует изучать мнения посетителей, чтобы выявлять потребности и разрабатывать новые предложения для них. Плюс, благодаря опросу можно провести анализ демографических характеристик, потому что это помогает более детально проанализировать какие группы населения посещают музеи, откуда они и как различные факторы (например, возраст, уровень образования, национальность) влияют на их интерес к реализуемым программам.
Далее, были рассмотрены отзывы по музеям на платформах Яндекс. Карты и 2ГИС. Большинство отзывов - положительные. Посетители хорошо отзываются про музеи ТГУ и их программы.
Были рассмотрены критерии для оценки эффективности работы музеев ТГУ, чтобы в дальнейшем благодаря им и выше проведенному опросу и отзывам можно было составить рекомендации для улучшения работы музеев ТГУ.
Что касается рекомендаций - особое внимание уделено улучшению существующих программ и созданию новых и внедрению современных технологий. Внедрение современных технологий позволит сделать научные и культурно-просветительские программы еще интереснее и доступнее. И, важно рассмотреть возможность посещения музеев людьми с ограниченными возможностями. Сотрудничество с другими образовательными, культурными и научными организациями тоже может помочь в расширении аудитории и повышении качества реализуемых программ.
Поставленные цель и задачи выполнены.
Таким образом, реализация образовательных и культурно-просветительских программ в музеях ТГУ демонстрирует их важную роль в формировании образовательного пространства и культурной идентичности университета и региона. Продолжая развивать и модернизировать уже действующие программы музеи смогут еще более эффективнее выполнять свою миссию по просвещению и вовлечению общества в культурное наследие и науку.
1. Аналитическая справка по итогам анкетирования пользователей
услуг МБУК «Краеведческий музей» Дульдургинского района // Аналитическая справка. МБУК «Краеведческий музей» муниципального района «Дульдургинского района». Чита. 2020. URL:
https://mbukkm.chita.muzkult.ru (дата обращения 19.05.2025).
2. Андерсон Максвелл Показатели успешной работы музеев изобразительного искусства // АРТГИД, перевод Г. Морозова. 2016. URL: https://artguide.com/posts/988 (дата обращения 02.03.2025).
3. Арзамаскин Ю.Н. Принцип историзма в научном исследовании //
Армия и общество. 2011. №3 (27). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/printsip-istorizma-v-nauchnom-issledovanii (дата обращения: 16.05.2025).
4. В музеях ТГУ наступило лето // Официальный сайт
Экскурсионно-музейного комплекса ТГУ. URL:
https://museum.tsu.ru/?ysclid=mbc8igb1sh641319023 (дата обращения
30.05.2025).
5. Ворошин Семен Дмитриевич Роль университетского музея в формировании культурной идентичности студенчества // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. №1. С.110-116.
6. Голубева А.Н. Научно-просветительская деятельность музеев России и профессиональное образование // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №5. - С. 60-63.
7. Дескриптивный метод // Центр военно-политических исследований. МГИМО. URL: https://www.pravo.mgimo.ru/?q=node/3043 (дата обращения 16.05.2025).
8. Дмитриенко Н.М., Черняк Э.И. Музеи Императорского Томского университета: первые годы создания и деятельности // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - №397. - С. 81-84.
9. Ефремова А.О., Оленина Г.В. Классификация культурно-образовательных программ в музеях: региональный аспект // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №5. - С. 279-284.
10. Караченцев И.С. Формирование палеонтологических коллекций Императорского Томского университета (1880-1916 гг.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2024.
- №55. - С. 271-273.
11. Комаровская Е.П., Ахунов В.М. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - №1. - С. 69-71.
12. Комплекс музеев Национального исследовательского Томского государственного университета // Круглый стол «Статус университетского музея». Санкт-Петербург. 2023. С.2.
13. Кузоро К.А., Голев И.А. Создание и деятельность комнаты -музея В.В. Куйбышева в Томском государственном университете (1953-1970-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2024. - №55. - С. 271-272.
14. Кузоро К.А., Дунаевская М.М. Роль музея истории томского государственного университета в сохранении памяти об участии сотрудников и студентов в Великой отечественной войне // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2025.
- №57. - С. 233.
15. Лисицына Т.Б., Коржанова А.А. Значение музеев в культурной жизни современного человека // Интерактивная наука. - 2023. - №6. - С. 16-17.
..40