Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ гендерной идентичности в психологической науки 8
1.1 Понятия «пол», «гендер», «гендерная идентичность», «гендерные различия и
стереотипы» 8
1.2 Теории гендерной идентичности 14
1.3 Гендерная идентичность в контексте социализации подростка 17
1.4 Конфликт как социально - психологический феномен 19
1.5 Теории поведения личности в конфликте 23
1.6 Специфика конфликта в подростковом возрасте 29
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи гендерной идентичности и особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте 39
2.1 Характеристика исследуемой группы 39
2.2 Методы исследования 39
2.3 Результаты исследования 41
Заключение 45
Список используемых источников и литературы 50
Приложение 1 54
Приложение 2 56
Приложение 3 59
Приложение 4 60
Приложение 5 63
Приложение 6 68
Приложение 7 71
Приложение 8 74
Приложение 9 78
Приложение 10 81
Приложение 11 83
Приложение 12 85
Приложение 13 88
Приложение 14
Гендерная идентификация подростков формируется в сегодняшних условиях, где нормы и стандарты жизни быстро изменяются. Сложность изучения особенностей маскулинности/фемининности подростков, как, но, и прочих элементов гендерной идентичности индивидуума, связана с тем, что имевшиеся ранее общепринятые половые образцы в сегодняшних условиях во многом поменялись и продолжают меняться. Это создает большие сложности для подростка, пытающегося внедрить в индивидуума разные социальные роли, образцы поведения и черты.
В последнее время издаётся все больше работ, которые посвящены изучению гендерных особенностей индивидуума подростков. Известно, что модели и приоритеты гендерной социализации мальчиков и девочек различаются, а в традиционных культурах даже полярны. В результате гендерной социализации мальчики и девочки овладевают определенными качествами, которые формируют разные типы гендерной идентичности
Исходя из того, что поменялись половые представления в сегодняшних условиях важно исследовать воздействие особенностей гендерной идентичности на разные основы жизни человека.
Подростковый возраст - значимый этап в социализации индивида. Изменение типов гендерной идентичности, с точки зрения сегодняшней психологии, коснулось широкого социально-психологического поля межличностных взаимных отношений. Очень занимательно в межличностных отношениях исследование выбора стратегий поведения в конфликтные роли, образцы поведения и черты.
Конфликт как социально-психологический феномен представляет собой закономерной и естественной характеристикой общественных отношений.
Социальное благосостояние общества на разных уровнях его предприятия оказывает воздействие на проявление конфликтности во взаимоотношениях всевозможных его членов и, в частности, подростков, которые осуществляют определение способов «взрослого поведения».
Конфликтные ситуации подросткового периода и их разрешение или не разрешение оказывают значительное влияние на развитие индивидуума и ее социализацию.
Цель дипломной работы - изучить взаимосвязь типов гендерной идентичности с особенностями конфликтного поведения в подростковом возрасте.
Задачи:
1. Рассмотреть существующие в психологической науке представления о гендере, гендерной социализации, гендерной идентичности, типах и компонентах гендерной идентичности.
2. Рассмотреть разные методы к проблеме конфликта и способы его разрешения в психологии.
3. Подобрать совокупность диагностических процедур, которые направлены на исследование особенностей конфликтного поведения и типов гендерной идентичности у подростков.
4. Определить, исследовать и описать взаимную связь типов гендерной идентичности с особенностями конфликтного поведения подростков.
Объект исследования - гендерная идентичность подростков.
Предмет - взаимосвязь типов гендерной идентичности подростков с особенностями конфликтного поведения.
Гипотеза - типы гендерной идентичности личности подростка взаимосвязаны с особенностями конфликтного поведения, включающие стратегии поведения в конфликтных ситуациях и устойчивость к конфликтам.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1. Гендерный подход в психологии (Т.В. Бендас, С. Бем, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон, В.А., Е.Р. Ярская-Смирнова и др.), рассматривающий гендерную идентичность личности как продукт социального конструирования;
2. Теоретические представления об объективной природе подростковой конфликтности, высказанные Л.С. Выготским, И.С. Коном, Г.С. Салливеном, А. Фрейд, С. Холлом и др.;
3. Представления о конструктивном потенциале межличностных конфликтов, на наличие которого указывают В.И. Андреев, Г.М. Гиляров, Н.В. Гришина, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, К. Томаса и др.;
Методы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Психодиагностические методы:
- полоролевой опросник С. Бем;
- методика определения стратегий поведения в конфликтной ситуации К. Томаса;
- методика на устойчивость к конфликтам.
-методика определения предрасположенности к конфликтам А.В. Киселева
- методика по выявлению уровня внутриличностной конфликтности А.И.Шипилов
3. Статистические методы:
- метод описательной статистики;
- корреляционный анализ (коэффициент корреляции рангов r Спирмена).
Эмпирическая база: исследование проводилось в Средней Общеобразовательной школе. В исследовании принимало участие 50 человек в возрасте от 14 до 16 лет.
Достоверность результатов исследования обеспечивается применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждением гипотезы конкретными теоретическими и практическими результатами; математической обработкой результатов исследовательской деятельности; использованием методов описательной статистики; подтверждением достоверности взаимосвязи с помощью коэффициента корреляции рангов Спирмена.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Выявлены психологические особенности формирования гендерной идентичности в подростковом возрасте.
2. Впервые выявлена взаимосвязь гендерной идентичности с такими социально-психологическими индикаторами как устойчивость к конфликтам и стратегиями поведения в конфликтных ситуациях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы дипломной работы могут быть использованы для планирования тенденций гендерной идентификации и формирования гендерных отношений подростков. Итоги выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе практических психологов, учителей и социальных педагогов для профилактики подростковых конфликтов.
Происходящие изменения в социальном положении мужчин и женщин, в современном обществе, подорвали многие стереотипы маскулинности/фемининности, изменяются представления о мужских и женских образах, побуждая рассматривать эти различия не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.
Гендерная идентичность - многоаспектный феномен, который проявляется во многих сферах жизнедеятельности и социализации (в конфликтном поведении, профессиональных предпочтениях, ценностных установках и ориентациях).
Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о том, что существуют гендерные различия в особенностях поведения людей.
Одной из сфер, где ярко проявляются особенности поведения людей, выступает сфера межличностных отношений, в том числе конфликтные отношения между людьми.
Проблема конфликта, как и прежде, является одной из важнейших социальных проблем
Важнейшими параметрами конфликтного поведения является устойчивость и стратегии поведения.
В рамках данной выпускной квалификационной работы было проведено исследование, направленное на выявление взаимосвязи типа гендерной идентичности и особенностей конфликтного поведения в подростковом возрасте.
В результате чего были сделаны следующие выводы:
1. Анализ литературы показал, что становление гендерной идентичности подростка происходит в условиях социализации (Т.В. Бендас, Ш. Берн, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клёцина, И.С. Кон). Основные социализирующие факторы (агенты): семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам.
2. Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности. [57]
Анализ литературы показал, что в настоящее время произошли изменения в парадигме исследования конфликтов:
Конфликт должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни.
Современное понимание конфликтов предполагает, что конфликт — это необязательно плохо. Нельзя приписывать конфликтам только отрицательные функции, т.к. часто в процессе конфликта можно найти новое, интересное решение проблемы.
3. В результате проведенной диагностики было доказано, что в подростковом возрасте преобладает андрогинный тип гендерной идентичности (72%). Из них девочек с андрогинным типом - 47%, а мальчиков - 53%
18% подростков относится к фемининному типу гендерной идентичности. Из них девочек с фемининным типом - 67%, мальчиков - 33%.
10% подростков с маскулинным типом гендерной идентичности. Из них девочек с маскулинным типом - 60%, мальчиков - 40%.
Подростков с неопределенным типом гендерной идентичности выявлено не было.
В подростковом возрасте для мальчиков наиболее характерным стилем поведения в конфликтной ситуации, является соперничество (44%), а для девочек избегание (31%) и сотрудничество (27%).
Для мальчиков и девочек, в подростковом возрасте характерен средний уровень конфликтоустойчивости (62%), так же, как и характерен средний уровень предрасположенности к конфликту (62%) и средний уровень внутриличностной конфликтности (62%)
4. По результатам эмпирического исследования были выявлены качественные тенденции взаимосвязи типа гендерной идентичности и выбора стратегий поведения в конфликтной ситуации.
У подростков с андрогинным типом гендерной идентичности не выявлено наиболее предпочитаемых стратегий поведения в конфликте. Они склонны к выбору всех стратегий поведения в конфликтных ситуациях, кроме уступчивости.
Среди всех трех типов гендерной идентичности, андрогинный тип более других склонен к сотрудничеству.
Подростки с фемининным типом гендерной идентичности выбирают такие стратегии поведения в конфликте, как избегание и уступчивость. Меньше всего они склонны к сопротивлению.
Подростки с маскулинным типом гендерной идентичности выбирают сопротивление.
Было установлено, что андрогинный тип гендерной идентичности взаимосвязан с высоким и средним уровнем конфликтоустойчивости. (т.е. способности человека оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми).
Подростки с фемининным типом гендерной идентичности отличаются средним уровнем конфликтоустойчивости.
У подростков с маскулинным типом гендерной идентичности преобладает выраженная конфликтность.
По результатам эмпирического исследования были выявлена взаимосвязь типа гендерной идентичности и уровня предрасположенности к конфликту.
Подростки с андрогинным типом гендерной идентичности не выявлено наиболее предпочитаемых уровней предрасположенности к конфликту. Они склонны к выбору всех уровне поведения в конфликтных ситуациях.
Подростки с фемининным типом гендерной идентичности преобладаю с уровнем предрасположенности к конфликту среднего характера. Меньше всего они склонны к ниже среднему уровню.
Подростки с маскулинным типом гендерной идентичности выбирают уровень ниже среднего.
У подростков с маскулинным типом гендерной идентичности преобладает предрасположенностью ниже среднего уровня.
Результаты эмпирического исследования выявило качественные тенденции взаимосвязи типа гендерной идентичности и уровня внутриличностной конфликтности (А.И.Шипилов)
Подростки с андрогинным типом гендерной идентичности не выявлено наиболее предпочитаемых уровней внутриличностной конфликтности. Они склонны к выбору всех уровне поведения в конфликтных ситуациях.
Подростки с фемининным типом гендерной идентичности преобладаю с уровнем внутриличностной конфликтности с высокого характера. Меньше всего они склонны к ниже среднему уровню.
Подростки с маскулинным типом гендерной идентичности выбирают высокий и средний уровень внутриличностной конфликтности
По результатам математической обработки данных можно сделать следующие выводы:
В ходе корреляционного анализа выявлены прямые связи - зависимости между типом гендерной идентичности и стратегией поведения в конфликтной ситуации.
Существует прямая корреляционная связь между следующими показателями:
Фемининный тип гендерной идентичности подростков коррелирует со стратегией избегания (p<0,01).
Маскулинный тип гендерной идентичности подростков коррелирует со стратегией сопротивления (p<0,05).
Между андрогинным типом гендерной идентичности и стратегиями поведения в конфликтной ситуации не выявлено ни одной значимой связи.
Также, в ходе корреляционного анализа выявлены прямые связи - зависимости между типом гендерной идентичности и уровнем конфликтоустойчивости.
Существует прямая корреляционная связь между следующими показателями:
Андрогинный тип коррелирует со средним уровнем конфликтоустойчивости (p<0,05).
Фемининный тип коррелирует со средним уровнем конфликтоустойчивости (p<0,01).
Маскулинный тип гендерной идентичности коррелирует с уровнем выраженной конфликтности (p<0,01).
Также, в ходе корреляционного анализа выявлены прямые связи - зависимости между типом гендерной идентичности и уровнем предрасположенности к кофликту.
Существует прямая корреляционная связь между следующими показателями:
Феменинным тип коррелирует со уровнем выше среднего предрасположенности к конфликту (p<0,05).
Маскулинный тип коррелирует со уровнем выше среднего предрасположенности к конфликту (p<0,05).
Феменинным тип коррелирует со уровнем ниже среднего предрасположенности к конфликту (p<0,05).
В ходе корреляционного анализа выявлены прямые связи - зависимости между типом гендерной идентичности и уровня внутриличностной конфликтности.
Существует прямая корреляционная связь между следующими показателями:
Феменинным тип коррелирует с высоким и низким уровнем внутриличностной конфликтности (p<0,05).
Маскулинный тип коррелирует высоким и средним уровнем внутриличностной конфликтности (p<0,05).
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза о взаимосвязи типов гендерной идентичности и особенностей конфликтного поведения подтвердилась только частично.
1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. - 1991. № 4. С. 74-81.
2. Альманах социальных исследований / Под ред. Ильина В.И. - Сыктывкар, 1998. - 250с.
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. - М. - Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 208с.
4. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М: ЮНИТИ, 2002. - 551с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие - СПб.: Питер, 2007. - 431с.
6. Борн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения - Спб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2007. - 318с.
7. Боровиков, В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. - Спб. : Питер, 2001 - 656с.
8. Введение в гендерные исследования. Ч. 1. Учебное пособие / Под ред. Жеребкиной, И.А. - Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. - 708с.
9. Ветискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2005 - 490с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр. соч. Т.4.М., 1984. - 380с.
11. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. - 445с.
12. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. Спб: Речь, 2006.-416с.
13. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2004 - 464с.
14. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2001. - 320с.
15. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. - М.: РАН, 1993. - 207с.
16. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте// Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 25 - 38.
17. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Российское
педагогическое агентство, 1995. - 184с.
18. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006. - 544с.
19. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2004. - 408с.
20. Клецина, И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. - 2003. № 1. С. 61-79.
21. Ключников С. Ю. Семейные конфликты: Практика решения. - Спб.: Питер, 2002. - 155с.
22. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 176с.
23. Кон, И.С. Социологическая психология. - М. - Московский психолого-социальный институт - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 560с.
24. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989 - 255с.
25. Кон И. С. Сексология: Учебное пособие / И. С. Кон. - М.: Академия, 2004. - 382с.
26. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988. - 270с.
27. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. - 1997. № 3. С. 69-78.
28. Конфликты: сущность и преодоление / Сост. Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: МГИУУ, 1990. - 160с.
29. Конфликтология: Учебник для вузов / Под ред. О. В. Аллахвердовой, В. И. Викторова. - СПб.: Лань, 2000. - 442с.
30. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.П. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431с.
31. Кукушин В. С. Психология делового общения: Учебное пособие. - М.: МарТ, 2003. - 364с.
32. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. Учебное пособие для вузов - М.: Сфера, 2001. - 364с.
33. Лазарев, А. Д. ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ / , ; ГУ КузГТУ. - Кемерово, 2007. - 167 с.
34. Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996. - 79с.
35. Любимова Г. Ю. Психология конфликта. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 159с.
36. Мадди С. Р. Теории личности: сравнительный анализ. - СПб.: Речь, 2002. - 538с.
37. Майерс, Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999 - 688с.
38. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия. - М.: ННБФ «Онтопсихология», 2001. - 256 с.
39. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 240с.
40. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. - 10 изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006 - 608с.
42. Наконечная, О.В., Шевчук Г.А., Шевчук А.С. Психологические детерминанты
конфликтности подростков. [Электронный ресурс].— URL:
http://www.kazreferat.info/read/psihologicheskie-determinanty-konfliktnosti-podrostkov- Njc0MDQ=.
43. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 243с.
44. Огородник, С. И. Особенности конфликтного поведения современных подростков / С . И. Огородник, Л. В. Лященко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 16-18.
45. Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 237с.
46. Основы конфликтологии: Учебное пособие/ Под. ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юристъ, 1997. - 200с.
47. Практикум по гендерной психологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. С. Клециной. - Спб.: Питер, 2003. - 478с.
48. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ. / Под общ. ред. А.А.Реана. - СПб.: Питер, 2000. - 312с.
49. Радина Н.К., Терешенкова Е.Ю. Возрастные и социокультурные аспекты гендерной социализации подростков. // Вопросы психологии. - 2006. № 5. С. 49-59.
50. Ронзин, Д.В. Трудности подросткового возраста: психологический аспект. - Л.: Знание, 1989. - 20с.
51. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. В 2-х Т. - Т. 1. - М.: "Большая Российская энциклопедия", 1993. - 608с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 720с.
53. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.: Просвещение, 1991. - 246с.
54. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО «Речь», 2001. — 350с.
55. Скотт Д. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. - Спб.: ВИС, 1994. - 429с.
56. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток - Запад»: Женские Инновационные проекты. М.: Информация - 21 век, 2002. 256с.
57. Смышляева Л. Г. Психология межличностного конфликта: основы практической конфликтологии: Учебное пособие/Л. Г. Смышляева; ТГПУ.-Томск: Издательство ТГПУ, 2001. - 62с.
58. Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учеб. пособие / Под ред. А.Б.Белинской. - М.: Прометей, 2000. - 212 с.
59. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия, 1997. - 320с.
60. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. Учебное пособие для студентов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 171с.
61. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Конфликты в обществе: от противостояния к согласию. - Казань, 1996. - 162с.
62. Уткин Э. А. Конфликтология: Теория и практика. - М.: ЭКМОС, 1998. 263с.
63. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: Структурно-содержательные
характеристики процесса развития личности: Избранные труды/Д. И. Фельдштейн. -2-е изд.-М.:МПСИ,2004 - 670с.
64. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов - М.: Издательский центр «Академия», 2004 - 192с.
65. Хухлаева, О.В. Психология подростка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 - 160с.
66. Цукерман Г.А. Десяти - двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии. // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. С. 17 - 31
67. Шнайдер Ю.Г. В сборнике: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 370-378.
68. Шуман, С.Г. Школьный конфликт глазами психолога. // Педагогика. - 2001. № 9 С. 46-51.
69. Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка. // Вопросы психологии. - 1999. № 6. С.