Введение 3
1 Нормативные и методологические предпосылки совершенствования нормирования параметров городского пассажирского транспорта общего
пользования 5
1.1 Анализ нормативно-правовой базы в области нормирования
параметров городского пассажирского транспорта общего пользования 5
1.2 Анализ существующих работ по оценке показателей
функционирования городского пассажирского транспорта 13
2 Формирование номенклатуры показателей качества перевозок
пассажиров 23
2.1 Формирование перечня показателей оценки качества
транспортных услуг городского пассажирского транспорта на основе экспертных мнений 24
2.2 Формирование показателей качества транспортного
обслуживания по результатам анкетирования 34
3 Представление методики оценки качества транспортного обслуживания
и разработка мероприятий по его улучшению 51
3.1 Методика оценки качества транспортного обслуживания 51
3.2 Анализ основных показателей качества маршрутной сети г.
Красноярска, наиболее значимых для пассажиров 58
3.3 Мероприятия по повышению качества транспортного
обслуживания 68
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложение
Городской общественный транспорт является наиболее социальнозначимой составляющей городского транспортного комплекса. Исходя из этого,
повышение качества транспортного обслуживания населения городским
пассажирским общественным транспортом является важным социально и
экономически значимым вопросом.
Качество транспортного обслуживания пассажиров – совокупность
свойств перевозочного процесса и системы перевозок пассажиров,
обусловливающих соответствие их нормативным требованиям.
Показатели качества – объективный измеритель степени проявления
свойства. В зависимости от степени проявления свойства показатель принимает
то или иное значение.
Норматив показателя качества – значение показателя, соответствующее
границе различных оценок качества. Различают нормативы предельные и
шкальные. Предельные нормативы различают объект на два типа – годен, не
годен. Шкальные нормативы показателей качества устанавливают значения
показателей, соответствующие различным оценкам.
Актуальность темы. Проблема качества перевозок пассажиров
автомобильным транспортом изучалась и нашла конкретное отражение в трудах
многих отечественных и зарубежных ученых. В результате разработаны основы
комплексного управления качеством услуг и системы качества транспортных
организаций, механизмы и процессы управления качеством перевозок
пассажиров. В целом сформировались общеметодические подходы к
управлению качеством транспортного обслуживания пассажиров. Однако, в
настоящее время нет четких и однозначных рекомендаций по установлению
номенклатуры и нормативных значений показателей, определяющих качество
транспортного обслуживания населения городским пассажирским транспортом.
Общей чертой работ, отражающих нормирование качества ГПТ, является то, что
представленный в них перечень показателей качества и определение его4
нормативных значений формируются только с учетом «мнений специалистов»,
на основе предшествующего опыта, и отсутствует привязка к фактическим
показателям качества. Поэтому нормирования показателей качества и
функционирования ГПТ требует усовершенствования.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является
территория города Красноярска и действующая на ней автобусная транспортная
система ГПТ общего пользования. Предметом исследования является изучение
нормативной литературы, трудов научно-исследовательских и проектных
институтов, публикаций ведущих ученых и специалистов.
Цель и задачи работы. Целью работы является совершенствование
нормирования параметров качества городского пассажирского транспорта
общего пользования. Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
1 Исследовать существующие стандарты и методики оценки качества
транспортного обслуживания населения.
2 Разработать перечень показателей качества и оценить влияние
отдельного показателя с учетом их значимости для пассажиров.
3 Определить фактические значения выделенных показателей качества
обслуживания населения г Красноярска ГПТ общего пользования.
4 На основе оценочного мнения пассажиров и фактических значений
параметров качества провести агрегирование выделенных показателей в
интегральную систему оценки качества.
5 Разработать рекомендации по предложенной методике.
Анализ российской и зарубежной нормативно-правовой базы и научных
работ на тему оценки и нормирования параметров качества транспортного
обслуживания городским пассажирским транспортом общего пользования
показал, что можно выделить общую для всех работ и документов номенклатуру
показателей качества:
- доступность,
- надежность;
- регулярность;
- экономичность;
- безопасность.
Существует проблема нормирования качества ГПТ общего пользования и
определяется тем, что известные методики оценки качества содержат перечень
показателей качества, сформированный на основе теоретического опыта. Способ
определения значений всех представленных показателей достаточно сложен в
применении и в некоторых случаях не объективен. Значимость отдельного
показателя для пассажира не учитывается.
Определена номенклатура показателей качества для его комплексной
оценки, основанная на мнении экспертов (авторы научных работ) и мнении
пассажиров. Для определения значимости параметров качества для пассажиров
проведено анкетирование, его результаты показали, что для пассажиров важны
следующие показатели: показатели регулярности, доступности и
беспересадочность сообщения. Анкетирование пассажиров показало, что одной
из наиболее актуальных задач общественного транспорта г. Красноярска
является повышение скорости и регулярности движения по маршрутам. Об этом
свидетельствуют результаты опроса пассажиров: около 39% пассажиров
ожидает транспорт более 10 минут, что противоречит параметрам маршрутной
сети. Важность задачи повышения скорости сообщения обусловливается тем,
72что время поездки 25% пассажиров превышает 40 минут. 55% пассажиров
проводят в транспортном средстве более 30 минут на поездку.
В работе предлагается методика оценки качества транспортного
обслуживания с учетом значимости параметров для пассажиров, основанная на
расчете коэффициентов, определяющих степень соответствия параметра
качества нормативному значению.
Предлагается провести ряд мероприятий по улучшению качества
транспортного обслуживания: повышение регулярности, увеличение скорости
сообщения, совершенствование информационного обеспечения и оборудование
остановочных пунктов.
Ефремов, И. С. Теория городских пассажирских перевозок: Учеб.
пособие для вузов / Ефремов И. С, Кобозев В. М., Юдин В. А. - М.: Высш. школа,
1980. - 535 с.
2 Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Эксплуатация автомобильного транспорта» /
Л. Л. Афанасьев, А. И. Воркут, А. Б. Дьяков, Л. Б. Миротин, Н. Б. Островский;
под ред. Н. Б. Островского – М.: Транспорт. – 1986. – 220 с.
3 Гудков В. А., Миротин Л. Б., Вельможин А. В., Ширяев С. А.
Пассажирские автомобильные перевозки: учебник для вузов / Под ред. В. А.
Гудкова. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004. – 448 с.: ил.
4 Большаков А. М. Повышение уровня обслуживания пассажиров
автобусами на основе комплексной системы управления качеством: дис. канд.
экон. наук. – М., 1981. –174 с.
5 Сидоров Е. А. Экономическая и социальная эффективность
использования автобусов большой вместимости при организации транспортного
обслуживания населения в городах: дис. ... канд. экон. н. – М., 1989. – 214 с.
6 Варелопуло Г.А. Организация движения и перевозок на городском
пассажирском транспорте [Текст] / Г. А. Варелопуло. – М.: Транспорт, 1990. –
208 с.
7 Спирин, И.В. Научные основы комплексной реструктуризации
городского автобусного парка: [Текст] : автореф. дис. д-ра техн. наук:
специальность: 05.22.10 / И.В. Спирин. – М., 2007. – 38 с.
8 Артемьев С. П. О рентабельности городского общественного
пассажирского транспорта // Пробл. качества работы и эффективности автомоб.
трансп.: Сб. науч. тр. / МАДИ. — М., 1985. — С. 4–7.
9 Шабанов А. В. Региональные логистические системы общественного
транспорта: методология формирования и механизм управления. – Ростов н/Д:
Изд-во СКНЦ ВЩ, 2001. – 205 с.
7410 Harrington E. C. The desirability function. Industrial Quality Control. 1965.
Vol. 21 (10). Р. 494–498.
11 Мун Э. Е., Рубец А. Д. Оптимизация перевозок пассажиров
маршрутными такси. – М., Транспорт, 1986.
12 Фаттахова, А.Ф. Комплексная методика совершенствования
транспортного обслуживания садоводческих маршрутов [Текст]: дис. канд. техн.
наук: 05.22.10 / А.Ф. Фаттахова; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение
высш. проф. Образования «Оренбург. гос. ун-т». – Оренбург , 2012. – 148 с.
13 Якунина, Н.В. Методология повышения качества перевозок пассажиров
общественным автомобильным транспортом: монография / Н.В. Якунина, Н.Н.
Якунин. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013 – 289 с.
14 Пронина Е.В. Совершенствование процесса функционирования
логистической системы управления пассажирскими перевозками: дис. канд.
экон. наук. – Саратов, 2015. – 191 с.
15 Бауэрсокс Д.Д., Клосс Д.Д. Логистика: интегрированная цепь поставок
/ Перевод с англ. М: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2001.
16 Фролов К.В. Формирование показателей и нормативов качества
городских автомобильных перевозок: дисс. канд. экон. наук. М., 2005. С. 156.
17 Хафизова А.В. Обеспечение конкурентоспособности услуг по перевозке
пассажиров автобусами в городском сообщении: автореф. дисс. канд. экон. наук.
Уфа, 2010. С. 25.
18 Беликов И. В., Крысин Л. П. Социолингвистика: учебник для
бакалавриата и магистратуры / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — 2-е изд., перераб.
и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 337 с. — Серия : Авторский учебник
19 Муленко, О.В. Маркетинговые исследования пассажирских перевозок :
учебно-методическое пособие / О.В. Муленко ; Рост. гос. ун-т путей сообщения.
– Ростов н/Д, 2008. – 36 с. : ил. Библиогр.: 7 назв.
20 Parasuraman, A. A Conceptual Model of Service Quality and Its Implications
for Future Research / A. Parasuraman, Valarie A. Zeithaml, Leonard L. Berry // Journal
of Marketing. – 1985. – Vol. 49 (4). – P. 41–50.
7521 Zeithaml, Valarie A. Delivering quality service: balancing customer
perceptions and expectations / Valarie A. Zeithaml, A. Parasuraman, Leonard L. Berry
— The Free Press, 1986
22 Avkiran N.K. Developing an instrument to measure customer service quality
in branch banking // International Journal of Bank Marketing. 1994. Vol. 12, №6. С.
10-18.
23 Яковлева Н.Ф. Я47 Социологическое исследование [Электронный
ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 250с.
24 Красноярскстат. Официальный сайт. [Электронный ресурс]:
http://www.krasstatgks.ru/
25 Гудков, В.А. Качество пассажирских перевозок: возможность
исследования методами социологии. / В.А. Гудков, М.М. Бочкарёва, Н.В.
Дулина// ВолгГТУ. – Волгоград, 2008.-163 с.
26 Якунин, Н.Н. Модель организации транспортного обслуживания
населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок /
Н.Н. Якунин, Н.В. Якунина, А.В. Спирин // Грузовое и пассажирское
автохозяйство, 2013. – № 3. – С. 63-66.
27 Якунин, Н.Н. Оптимизация структуры парка подвижного состава,
эксплуатируемого на городских маршрутах по технико-экономическим
показателям эксплуатационного цикла / Н.Н. Якунин, Д.А. Дрючин, А.В.
Артамкин // Автотранспортное предприятие, 2011. – № 8. – С. 50-54.
28 Результаты технико-экономической оценки структуры
производственной базы АТП / Д.А. Дрючин, Г.А. Шахалевич, Н.Н. Якунин //
Грузовое и пассажирское автохозяйство, 2012. – №1. – С.63-69.
29 Максимкин В.Н. Управление качеством перевозок пассажиров
автобусами в городском сообщении [Электронный ресурс]: Дис… канд.. экон.
наук: 08.00.05. – М: РГБ, 2003
30 Кравченко, Е. А. Стратегия повышения качества перевозок населения /
Е. А. Кравченко, Е. Е. Кравч