Введение 3
1 Роль транспортной логистики в деятельности производственного предприятия 5
1.1 Сущность транспорта и его роль в логистической системе 5
1.2 Выбор транспортно-логистического посредника 13
1.3 Показатели транспортно-логистической деятельности 18
1.4 Общая характеристика грузоперевозок России 22
2 Влияние транспортно-логистической системы на себестоимость продукции 30
2.1 Транспортно-логистические затраты в структуре себестоимости продукции 30
2.2 Методы оптимизации транспортно-логистических процессов и их влияние на снижение себестоимости продукции 35
3 Оптимизация транспортно-логистической системы производственной компании 43
3.1 Общая характеристика компании-производителя «ОЙЛТИМ» 43
3.2 Анализ транспортно-логистической системы «ОЙЛТИМ» 47
3.3 Оптимизация транспортно-логистической системы «ОЙЛТИМ» с помощью решения
задачи маршрутизации 53
3.4 Создание и оценка экономической целесообразности дополнительной складской
площадки 60
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложение А Перечень номенклатуры производимой продукции «ОЙЛТИМ» 73
Транспортно-логистическая система является одной из ключевых составляющих производственных компаний, так как она организует одну из важнейших операций - перевозку грузов.
Логистика — неотъемлемая часть себестоимости любых товаров, поэтому рост цен на все виды доставки напрямую влияет на удорожание готовой продукции. Логистические работы приводят к возникновению определенных затрат, большая часть которых, как правило, приходится на транспортные. Так, логистические затраты оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, включая себестоимость продукции.
Теоретическая значимость определяется актуальностью постановки проблемы. Актуальность темы данной работы обоснована тем, что зачастую предприятия терпят существенные убытки из-за неверной организации транспортно-логистических процессов, что приводит к росту себестоимости продукции. Также имеют место внешние факторы, связанные с усложнившейся геополитической ситуацией в мире, негативным образом влияющие на показатели транспортно-логистической системы отдельных предприятий и в целом на рынок грузоперевозок. Грамотное составление и управление транспортно-логистической системой позволяет предприятию снизить соответствующие затраты, что приводит к снижению себестоимости, и, соответственно, к улучшению показателей финансовой деятельности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в применении построенных моделей на примере реальной производственной компании с учётом факторов, определяемых особенностями работы данной компании.
Целью данной работы является построение оптимальных транспортных моделей и снижение себестоимости продукции производственного предприятия.
В рамках исследования решаются следующие задачи:
1) выделить и изучить основные элементы транспортной логистики;
2) рассмотреть основные показатели транспортно-логистической деятельности;
3) провести анализ отечественного рынка грузоперевозок и его элементов;
4) изучить разновидности транспортно-логистических затрат и принципы их учета в структуре себестоимости продукции;
5) изучить основные методы оптимизации транспортно-логистических процессов;
6) провести анализ деятельности производственной компании ООО «Компания ОЙЛТИМ» и её транспортно-логистической системы;
7) построить оптимизационные модели грузоперевозок и определить их влияние на себестоимость продукции.
Объектом исследования являются механизмы влияния транспортно-логистических систем (ТЛС) производственных компаний на себестоимость продукции.
Предметом исследования является модель влияния транспортно-логистической система на себестоимость компании ООО «Компания ОЙЛТИМ».
Идея исследования состоит в том, что оптимизация транспортно-логистической системы производственного предприятия, способствующая сокращению соответствующих затрат, позволяет снизить себестоимость продукции.
Для решения поставленных задач применялись как общетеоретические методы исследования: анализ, обобщение, классификация; так и практические: расчеты, сравнение, сопоставление, методы оптимизации транспортных процессов, методы математического моделирования, статистический анализ.
Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, логистики, бухгалтерского учета, а также нормативно-правовые акты РФ, тематические аналитические материалы Росстата, публикации периодической печати, Интернет-ресурсы.
Первые две части работы представляют собой теоретическую основу исследования. В первой части определяются сущность и ключевые элементы транспортной логистики, подробнее рассматриваются её основные задачи. Также проводится статистический анализ отечественного рынка грузоперевозок. Во второй части рассматривается связь транспортно-логистической системы производственного предприятия с себестоимостью продукции, и по большей части она посвящена изучению методов оптимизации транспортной системы, после рассмотрения которых в заключительной части мы переходим к построению оптимизационных моделей для выбранной нами производственной компании ООО «Компания ОЙЛТИМ» с помощью компьютерного моделирования.
В заключении представлены общие выводы по теме данной выпускной квалификационной работы.
Транспортно-логистическая система является одной из ключевых составляющих производственных компаний. Значительную часть логистических затрат предприятия составляют транспортные. Оптимизация транспортных расходов позволяет снизить себестоимость продукции.
Основными результаты работы:
- выделены и изучены основные элементы транспортной логистики;
- проведен анализ основных показателей транспортно-логистической деятельности;
- проведен анализ отечественного рынка грузоперевозок и его элементов;
- изучены разновидности транспортно-логистических затрат и их учет в структуре себестоимости продукции;
- изучены методы оптимизации транспортно-логистических процессов;
- проведен анализ деятельности реальной производственной компании и её транспортно-логистической системы;
- построены оптимизационные модели перевозок с помощью компьютерного моделирования, позволившие снизить себестоимость продукции;
- проведен анализ построенных оптимизационных моделей.
Транспортная логистика решает множество задач, среди которых формирование транспортных систем и цепей, обеспечение гарантии транспортно-складского процесса, определение оптимального маршрута доставки груза, выбор вида и типа транспортного средства и другие. Так, транспортно-логистическая система является значительной составляющей производящих организаций.
Существуют различные виды перевозок: унимодальная, интермодальная, сегментированная, комбинированная, мультимодальная, смешанная; а также несколько способов организации перевозки: когда она сама организует транспортировку или же когда в договор включаются логистические посредники. Транспортно-логистическими посредниками являются транспортные компании: экспедиторы, перевозчики и экспедиторы-перевозчики.
В настоящее время в логистике выделяют множество показателей и методов оценки логистической деятельности. Определение эффективности логистической деятельности российских предприятий является одной из ключевых задач для формирования логистических стратегий. Одним из ключевых показателей эффективности являются логистические затраты, они занимают значительную долю в структуре себестоимости продукции.
Зачастую предприятия терпят существенные убытки из-за неверной организации логистических процессов. Это связано с тем, что от качества организации и эффективности планирования грузоперевозок, которые способствуют изменению транспортных затрат, зависит и эффективность деятельности предприятия. Для решения этой проблемы требуется оптимизировать логистическую систему предприятия, рационализируя систему грузоперевозок.
Оптимизация логистических затрат отдельных звеньев предприятия должна проводиться при условии, что она будет способствовать повышению эффективности логистического управления предприятием в целом при соблюдении условия достижения максимально высокого уровня от отдачи соответствующих ресурсов. В качестве транспортных задач по оптимизации можно выделить задачи на соответствие пунктов отправки и назначения, оптимальную загрузку оборудования, распределение объемов выпуска продукции между производственными пунктами и другие.
Для анализа была взята сервисно-производственная группа компаний «ОЙЛТИМ», объекты которой расположены по всей России: в республике Башкортостан, городе Томск, Ямало-Ненецком автономном округе. Компания является заказчиком услуг транспортно-логистических компаний, также она оказывает услуги перевозчика внутри регионов присутствия, осуществляя доставку грузов своим транспортом, и занимается оптовой продажей оборудования и услуг в нефтяной отрасли.
В компании логистические затраты составляют 17% от себестоимости продукции. При этом данное значение близко к тому, что было выявлено ранее: согласно научным исследованиям, логистические расходов составляют около 10-30% себестоимости продукции. Практически половину логистических затрат составляют затраты на транспортировку.
Была решена задача оптимизации ТЛС «ОЙЛТИМ» в условиях одной из четырех мобилизаций оборудования, проведенных в 2023 году. В работе решена оптимизационная задача маршрутизации, которая сводится к решению задачи линейного программирования распределительного типа с учетом данных о техническом состоянии дорожных сегментов сети и характеристиках имеющихся в наличии транспортных средств. Эффективность модели проверена на реальных данных. Компьютерное моделирование показывает хорошее соответствие расчетных и реальных данных.
Сравнив полученные результаты с исходными данными, выявили, что из-за снижения транспортных затрат в три раза, значение себестоимости продукции уменьшилось на 2,6%.
Также была построена модель ТЛС, связанная с созданием дополнительной складской площадки на берегу реки Таз вблизи основных заказчиков-потребителей оборудования и услуг компании.
Полученные при моделировании результаты показывают, что модификация транспортно-логистической системы компании может приводить к значительному снижению общей себестоимости продукции производственной компании. Введение новых объектов инфраструктуры, таких как перевалочные склады, перераспределение грузов по автомобилям автопарка, могут способствовать снижению затрат на переработку грузов, что, в свою очередь, приведет к еще большему снижению себестоимости продукции фирмы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 26.01.1996 г. №14-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9027/(дата обращения: 10.03.2024).
2. Грузооборот по видам транспорта по Российской Федерации - Федеральная
служба государственной статистики [Электронный ресурс] // - Официальный сайт - Предпринимательство - Транспорт - Москва. - 1999-2023. - URL:
https://rosstat.gov.ru/statistics/transport(дата обращения 03.05.2024).
3. Методические рекомендации по оценке пропускной способности и уровней загрузки автомобильных дорог методом компьютерного моделирования транспортных потоков
- Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) [Электронный ресурс] // - Официальный сайт
- Москва. - 2019. - URL:https://rosavtodor.gov.ru/(дата обращения 10.03.2024).
4. Постановление Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 58053/(дата обращения: 12.04.2024).
5. Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 62667/(дата обращения: 12.04.2024).
6. Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н (ред. от 06.04.2015) «Об
утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1790) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 12508/(дата обращения: 22.04.2024).
7. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 318094/(дата обращения 03.05.2024).
8. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 N 2101-р (ред. от 09.12.2022) «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. - URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 308743/(дата обращения 03.05.2024).
9. Алексеева С.С. Влияние транспортной логистики на конкурентоспособность продукции агропромышленного комплекса / С.С. Алексеева, Е.А. Журавлева // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П. А. Костычева. - 2018.
- № 4 (32). - С. 101-103.
10. Аминева С.А. Влияние методик калькулирования на формирование себестоимости готовой продукции // Молодой ученый . - 2017. - №13. С.33-37
11. Аминова М.Т. Понятие и структура управления транспортной логистикой. - 2018.
- №7(23). - С. 478-483. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35447587(дата обращения: 14.04.2024).
12. Анализ рынка экспедирования грузов в России // BusinesStat - обзоры рынков [Электронный ресурс]. - URL:https://businesstat.ru/news/freight forwarding/(дата обращения 20.04.2024).
13. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учебник. - Москва: Проспект. - 2023. - 432 с.
14. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета. 6-е изд. - М.: Проспект.
- 2021. - 256 c.
15. Багинова В.В. Логистика. Монография. / В.В. Багинова, Л.С. Федоров, Д.В. Кузьмин, Е.А. Сысоева. - М.: ПРОМЕТЕЙ. - 2020. - 292 с.
16. Бородулина С.А., Соколов В.К. Классификация затрат при построении
логистических цепей доставки [Электронный ресурс] // Логистика и управление цепями поставок: сетевой журнал. - 2015. - №2 (67). - URL: http://lscm.ru/index.php/ru/po-
godam/item/1194(дата обращения: 16.04.2024).
17. Венде Ф.Д., Швандар Д.В. Логистика: теория и практика. - Москва: КНОРУС. - 2023. - 242 с.
18. Витвицкий Е.Е. Сравнение результатов применения методов решения задачи оптимизации планирования перевозок грузов помашинными отправками в городах / Е. Е. Витвицкий, Р. Е. Шипицына // Автомобилестроение: проектирование, конструирование, расчет и технологии ремонта и производства: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Ижевск, 29-30 апреля 2021 года. - Ижевск: Издательство УИР ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, 2021. - С. 64-70. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47069941(дата обращения: 21.04.2024).
19. Галяутдинов Р.Р. Задача коммивояжера — метод ветвей и границ // Сайт преподавателя экономики. [2023]. URL:https://galyautdinov.ru/post/zadacha-kommivoyazhera(дата обращения: 20.03.2024).
20. Гарбузова А.И. Проблемы взаимодействия различных видов транспорта при организации перевозок // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №5-2.
21. Григорьев М.Н. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для вузов
/ М. Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - Москва : Издательство Юрайт. - 2023. - 507 с. [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт - URL:
https://urait.ru/bcode/510711(дата обращения: 21.04.2024).
22. Гриневич Я.А. Оценки эффективности смешанных перевозок при организации работы транспортного узла / Я.А. Гриневич, О.С. Хлусова, И.Г. Рзун // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26 (4). - С. 80-85.
23. Дуболазов, В.А. Использование концепции KPI в дисциплинах по логистике / В.А. Дуболазов, З.Л. Симакова // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : Сборник трудов всероссийской научно-практической конференции. - 2022. - №2. - С. 49-54.https://elibrary.ru/item.asp?id=49722041(дата обращения: 01.05.2024).
24. Залукаева Н.Ю. Транспортно-экспедиционная деятельность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Ю. Залукаева, В.А. Гавриков, А.А. Гуськов. - Тамбов : Издательский центр ФГБОУ ВО «ТГТУ». - 2023. - URL:https://www.tstu.ru/
25. Захарова А.А., Еремина И.В. Повышение эффективности процесса транспортной логистики на предприятия // Экономика и социум. - 2019. - №11(66)).
26. Клочкова А.В. Логистическое бюджетирование / А.В. Клочкова, Д.К. Шпакович, Е.И. Алексашкина, Е.А. Манович // Научный журнал НИУ ИТМО. - 2019. - №2. - С. 15-35. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38527431(дата обращения: 21.04.2024).
27. Ковалева И.П. Экономическая сущность и классификация затрат в управленческом учете: теоретические аспекты / И.П. Ковалева, М.С. Стрижак, И.Н. Воблая // Управленческий учет. - 2022. - №12. - С. 469-479.
28. Крылатков П.П Управление цепью поставок (SCM) : учеб. пособие / П.П. Крылатков, М.А. Прилуцкая. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 140 с.
29. Лапковская П.И. Развитие логистических систем в промышленности строительных материалов Республики Беларусь / П.И. Лапковская. - Минск : БНТУ, 2020. - 222 с.
30. Лапковская, П.И. Оценка качества логистического сервиса предприятий промышленности строительных материалов / П.И. Лапковская // Логистические системы в глобальной экономике. - 2020. - № 9. - С. 134-138. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41464198(дата обращения: 21.04.2024).
31. Лебедев Е.А., Миротин Л.Б. Основы логистики транспортного производства и его цифровой трансформации: учебное пособие. - М.: Инфа-Инженерия. - 2019. - 212 с.
32. Левкин Г.Г. Основы логистики: конспект лекций / Г.Г. Левкин,. Н.Б. Куршакова, К.О. Дзюбина. - М.: Берлин: Директ-Медиа. - 2016. -248 с.
33. Лукинский В.С. Транспортировка в логистике: учеб. пособие / В.С. Лукинский [и др.]. - СПБ.: СПбГИЭУ - 2013. - 139 с.
34. Лукьянов В.Д. Основы ценообразования: понятие, виды и роль цены в предпринимательской деятельности / В.Д. Лукьянов, Р.Р. Версоцкий // Экономика и управление народным хозяйством. - 2019. - № 7(9). - С. 136-143.
35. Мухина И.И. Выбор логистических посредников при формировании транспортно-логистического комплекса. - Москва: Российский университет транспорта. - 2021. - С. 528-534. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48361966(дата обращения: 21.04.2024).
36. Неруш Ю.М. Транспортная логистика : учебник для вузов / Ю.М. Неруш, С.В. Саркисов. - Москва : Издательство Юрайт. - 2023. - 351 с. [Электронный ресурс] // Образовательная платформа Юрайт - URL:https://urait.ru/bcode/511197(дата обращения: 14.04.2024).
37. Низяева Ю.Д. Анализ рынка грузовых перевозок / Ю.Д. Низяева, Н.А. Слободчиков // Системный анализ и логистика: журнал.: выпуск №2(36). - СПб.: ГУАП, 2023.
109. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека https://www.elibrary.ru/item.asp?id=53731492(дата обращения: 14.04.2024).
38. Обзор отрасли грузоперевозок в России 2020 год. EY в России [Электронный ресурс]. - URL:https://www.ey.com/ru ru/automotive-transportation/russia-transportation-services-2020(дата обращения 20.04.2024).
39. ОЙЛТИМ // [Томск], 2024. - URL:https://www.oilteam.ru/(дата обращения: 08.04.2024).
40. Попова Т.А. Пути сокращения транспортных затрат компании / Т.А. Попова, О.Г.
Коробская // Сборник научных работ серии «Экономика». - 2019. - № 14. - С. 143-153. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека -
https://elibrary.ru/item.asp?id=42328309(дата обращения: 14.04.2024).
41. Тропынина Н.Е. Анализ рынка грузоперевозок в России / Н.Е. Тропынина, О.М. Куликова, В.К. Аксенова // Журнал прикладных исследований. - 2023. - №3 - С. 115-123.
42. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учеб. для студентов вузов / К. Друри. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2017. - 735 с.
43. Харрасов А.А. Анализ российского рынка железнодорожных грузоперевозок / Актуальные вопросы отраслевых рынков и международной коммерции. - Москва.: МГИМО. - №1-2(4). - 2021. - [Электронный ресурс] // Электронный научный студенческий журнал. - URL: https://tiec.mgimo.ru/2021/2021-04/russian-rail-freight-market-analysis(дата обращения 20.04.2024).
44. Хусаинов Ф.И. Рынок железнодорожных грузовых перевозок в первом полугодии 2023 года / Ф.И. Хусаинов // Экономика железных дорог : журнал для руководителей и финансово-экономических работников. - 2023. - № 9. - С.62-81. [Электронный ресурс] // Публикации ВШЭ -https://publications.hse.ru/articles/860997627(дата обращения: 14.04.2024).
45. Шипицына Р.Е. Современная практика применения транспортной задачи линейного программирования при планировании перевозок грузов / Р.Е. Шипицына // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, приуроченной к проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. - Омск: СибАДИ, 2022. - С. 240-244. [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека -https://elibrary.ru/item.asp?id=50225642(дата обращения: 14.04.2024).
46. Шнурова Л.К., Жидкова М.А. Логистические затраты: особенности оценки и планирования // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2019. - С. 358-361.
47. Шоназарова Н.Б., Кенжаева Б.О. Сущность логистических затрат и пути их оптимизации //Проблемы науки. - 2020. - №. 5 (53). - С. 32-33.
48. Эдельштейн Ю.М. Учебник, логистика [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kgau.ru/distance/fub 03/eldeshtein/logistika/index.html(дата обращения: 16.04.2024).
49. Яковлева А.А. Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции // Academy. - 2018. № 12 (39). С. 53-55.
50. Dmitry Ivanov D. Supply Chain Simulation and Optimization with anyLogistix //Berlin
School of Economics and Law. - 2021. - 210 с. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.anylogistix.ru/resources/books/alx-textbook/(дата обращения 20.04.2024).
51. Global Ranking 2023 - Logistics Performance Index (LPI) // The World Bank [Электронный ресурс]. - URL:https://lpi.worldbank.org/international/global(дата обращения 11.03.2024).