Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)

Работа №187245

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы95
Год сдачи2024
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Особенности проведения политики в отношении коренных малочисленных
народов государственных акторов в советский и постсоветский периоды 9
1.1 Советский период 9
1.2 Постсоветский период 15
2 Роль федеральной власти и общественных институтов в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов в современный период 24
2.1 Роль законодательства в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов 24
2.2 Роль общественных объединений и федеральных проектов в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов 34
3 Роль государственных и общественных организаций в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов на примерах регионов Сибирского федерального округа 44
3.1 Республика Алтай 44
3.2 Республика Тыва 48
3.3 Республика Хакасия 49
3.4 Алтайский край 51
3.5 Красноярский край 53
3.6 Иркутская область 58
3.7 Кемеровская область 62
3.8 Томская область 64
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
Приложение А Итоги интервью с представителями Департамента внутренней политики Администрации Томской области Е.В. Тимофеевым и Н.И. Фоменко 83


Актуальность темы. Российская Федерация относится к числу тех регионов мира, которые можно назвать многонациональными. Это означает, что страна уже давно практикует политику по отношению к нациям, населяющим ее территорию, а они оказывают политическое влияние на процессы, происходящие в стране.
В контексте непрекращающихся дискуссий об эффективности работы государственных и общественных институтов в отношении социально-экономического развития коренных малочисленных народов в значительной степени возросла необходимость в исследовании их источников, которые могут порождаться системными особенностями и спецификой.
Например, с давних времен идет борьба жителей, ведущих традиционный образ жизни, с заводами, которые продолжают свою активную добывающую деятельность. Большинство из таких предприятий ведет свою деятельность незаконно, но несмотря на активные протесты со стороны народов, местные власти не всегда спешат предпринимать действия. У коренных малочисленных народов отсутствуют права контролирования всякой деятельности на своих землях и это пробел в законодательстве, который мешает эффективности принимаемых решений в отношении народов . В качестве примера ситуация в Республике Хакасия с золотодобывающим заводом, где страдает народ шорцы.
На форуме ООН данная проблема был поднята следующими словами: «Правительства по всему миру используют различные рычаги, чтобы подавить протесты представителей коренных народов. В докладе говорится, например, о том, что в Индии и Российской Федерации власти прибегают к финансовым мерам, чтобы помешать деятельности общественных организаций, которые защищают права коренных народов» . А на выступлении 5 мая 2022 года на 15-й сессии Экспертного механизма по правам коренных народов были раскритикованы действия России по отношению к коренным малочисленным народам во время пандемии, которая только усугубила существующее деление между коренными и некоренными народами: помимо того, что был ограничен доступ к медицинским учреждениям из-за отсутствия коммуникаций, были также установлены ограничения на охоту и рыболовство .
Поэтому очень важно рассмотреть взаимодействие местных властей и общественных институтов с коренными малочисленными народами. Выявить минусы и плюсы, методы усовершенствования, а также оценить обоснованность и релевантность критики соответствующих институтов.
Также популярность темы, связанная с социально-экономическим развитием местных коренных малочисленных народов, возросла с переменой во внешней политики Российской Федерации, в частности с изменения направления Запад-Восток на Юг-Север. Благодаря чему развитие проживающих на Севере коренных малочисленных жителей приобрело дискуссионный характер. В частности, это также связано с огромным вкладом коренных малочисленных народов в культурную составляющую страны как носителей уникальной культуры, сформированной многовековой борьбой с внешними условиями и адаптацией к окружающей среде . Помимо упомянутого, насущные экологические проблемы, ставшие причиной исчезновения таких народов, также стали одной из важных проблем социально-экономического развития.
С 2007 года, с публикации Декларации ООН о правах коренных народов, наблюдаются изменения в отношениях к коренным малочисленным народам. Начинает работу Постоянный форум коренных народов мира; в конституции РФ большое значение обращено на статьи о коренных-малочисленных народах, опубликованные в соответствии с общепризнанными нормами международного права; на форумах ООН обсуждаются насущные проблемы, препятствующие социально-экономическому развитию этнических групп всего мира. В 2009 году в РФ была опубликована Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока при сохранении их традиционного образа жизни.
Историография. Важно упомянуть исследователей в юридической сфере. В.Я. Кряжков в своей работе «Коренные малочисленные народы Севера в российском праве» рассмотрел инородческое право в Российской империи, советско-государственную правовую политику в отношении северных народов и международные правовые нормы. Благодаря этому автор выявил пробелы в правовой системе Российской Федерации в отношении коренных малочисленных народов и дал рекомендации по улучшению .
Тодышев М.А. в своем труде «Перспективы совершенствования законодательства Российской Федерации о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» выделил основные моменты в законодательстве РФ по отношению к коренным малочисленным народам, на которые стоит обратить внимание и в которые можно внести поправки.
Стоит также отметить ученых, чьи работы направлены на изучение национальной политики. Среди них выделяются Ю.П. Шабаев и А.П. Садохин с работой «Локальные проблемы реализации национальной политики Российской Федерации» , в которой ученые обратили внимание на то, как местные власти и организации способны влиять на социальное положение локальных этнических групп и их культурное выживание. Ученые Н. Жидкова и Н. Тулаева рассмотрели роль общественных институтов в формировании культурной политики России .
Обобщая, можно сказать, что ученые-юристы в основном рассматривали законодательство как один из факторов влияния на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов, в то время как ученые-политологи концентрировались больше на проблеме взаимодействий государственных и негосударственных акторов в решении проблем коренных малочисленных народов. Данная работа носит более исследовательский характер и объединяет правовые, социальные и экономические аспекты государственных и общественных институтов.
Объект исследования: деятельность государственных и общественных институтов в отношении коренных малочисленных народов Севера.
Предмет исследования: влияние деятельности государственных и общественных институтов на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов регионов СФО.
Цель исследования: выявить роль государственных и общественных институтов в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов регионов СФО.
Задачи:
1. Изучить деятельность государственных институтов и социально-экономическое положение коренных малочисленных народов в советский и постсоветский периоды для выявления основных совершенств и недостатков.
2. Рассмотреть деятельность государственных институтов в современное время и провести сравнительный анализ с деятельностью в советский и постсоветский периоды для выявления основных изменений, а также рассмотреть их влияние на социально-экономическое положение коренных малочисленных народов.
3. Раскрыть роль государственных и общественных институтов в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов на примере регионов Сибирского федерального округа, а также выявить основные проблемы и возможности по их усовершенствованию.
Территориальными рамками исследования были выбраны границы Сибирского федерального округа, регионы в которых проживают представители из числа коренных малочисленных народов (Алтайский край, Республика Алтай, Красноярский край, Томская область, Республика Хакасия, Республика Тыва, Кемеровская область - Кузбасс и Иркутская область). Сибирь - это регион Российской Федерации, освоение которого началось во второй половине XVI века. Это был первый российский опыт общения с аборигенным населением при освоении новых территорий и первые попытки мирного сожительства. В регионе в настоящий момент проживают лица из разных коренных малочисленных народов. В одном субъекте может проживать сразу же семь народностей. Именно поэтому субъекты СФО являются с научной точки зрения интересными для данного исследования.
В качестве хронологических рамок исследования был взят советский и постсоветский периоды с начала XX в. (1917) и до начала XXI в. и современный период с начала XXI в. и до настоящего времени (12 апреля 2023г.). Выбор первой даты связан непосредственно с первых шагов формирования статуса малочисленных народов: провозглашение политики на создание многонационального государства и принятие права каждого народа в составе СССР на самоопределение. Выбор второй даты обусловлен принятием последних изменений в Федеральный закон, Лесной, Водный и Гражданский кодексы Российской Федерации .
Методология. В работе будут применяться сравнительный анализ для выявления основных изменений за определённые периоды в деятельности государственных и общественных организаций в отношении социально-экономического развития коренных малочисленных народов и метод интервью для выявления основных проблем, с которыми сталкиваются государственные организации в принятии решений по отношению к коренным малочисленным народам на локальном уровне, и достигших успехов (регионы СФО).
Источники. В процессе написания исследовательской работы был использован ряд следующих источников. Для анализа законодательства был использован «КонсультантПлюс» , а также для рассмотрения деятельности регионов СФО в отношении социально-экономического развития коренных малочисленных народов были использованы сайты региональных властей, например, Красноярского края . Помимо прочего, была также использована информация с сайта ФАДН об отчетах реализации государственных программ, например, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока за 2020-21 годы .
Для получения информации о локальных проблемах во взаимодействии лиц из числа коренных малочисленных народов с государственными и общественными институтами регионов использовались следующие сайты новостных агенств, например, ircity.ru (Иркутская область), newslab.ru (Красноярский край) и Пульс Хакасии (Республика Хакасия).
Структура работы состоит из введения, трех глав и заключения. Обусловлена на основе целей и задач.
Во введении раскрывается актуальность вопроса, выделяются основная проблема, историография, территориальные рамки, методология, выявляется объект и предмет, цели и задачи исследования.
В первой главе рассматривается деятельность государственных институтов и социально-экономическое положение коренных малочисленных народов в советский и постсоветский периоды. Во второй главе рассматривается деятельность государственных и общественных институтов в современное время, проводится сравнительный анализ с постсоветским периодом, выявляются основные недостатки и методы усовершенствования. Третья глава посвящена деятельности государственных и общественных институтов субъектов Сибирского федерального округа, рассматриваются локальные проблемы взаимодействия с коренными малыми народностями и возможности их решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В начале написания данной работы была поставлена цель выявления роли государственных и общественных институтов в социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов.
По мере написания работы были изучены деятельность государственных институтов и социально-экономическое положение коренных малочисленных народов в советский и постсоветский периоды для выявления основных совершенств и недостатков. Из основных совершенств стоит выделить создание новых отраслей для социально-экономического развития коренных малочисленных народов, верховенство культуры в выборе пути социально-экономического развития в первые годы становления советского правительства, издание первых законов, закрепляющих права коренных малочисленных народов и переход на партнерские отношения. Стоит отметить работу Госкомсевера, задача которого было разработка программ социально-экономического развития коренных малочисленных народов с учетом их культурных особенностей. Из недостатков советской и постсоветской политики стоит выделить переход из «верховенства культуры» в «полную опеку»; искусственное администрирование, что влилось в объединение одних наций с другими с вспыхиванием межэтнических конфликтов как последствий такой политики; интенсивное промышленное освоение территорий, что приводило к массовым переселениям коренных малочисленных народов в большие города; реализация нового курса на ускоренное развитие. В постсоветский период в период экономического кризиса коренные малочисленные народы лишились поддержки государства, потеряли пастбища и угодия; финансирование Госкомсевером социально-экономического развития коренных малочисленных народов не доходило до них; проведение политики ассимиляции; постоянное реформирование Госкомсевера из-за чего государственные программы не реализовывались. Все это привело к частичному или полному исчезновению наций из числа коренных малочисленных народов.
Во второй главе была рассмотрена деятельность государственных и общественных институтов в современное время и проведен сравнительный анализ с деятельностью государственных институтов в советский и постсоветский периоды для выявления основных изменений в их деятельности и было рассмотрено ее влияние на социально-экономическое положение коренных малочисленных народов. Из основных изменений стоит выделить появление большего законодательства на федеральном уровне и закрепление прав коренных малочисленных народов на пользование земельными, лесными
и водными ресурсами; появление пункта о компенсации нанесенного ущерба традиционной среде обитания коренных малочисленных народов при промышленной деятельности промышленными компаниями; наличие законопроектов позволяющих лицам из числа коренных малочисленных народов пользоваться льготами при пользовании земельными, водными и лесными ресурсами; модернизация инфраструктуры и поиски новых возможностей для повышения конкурентоспособности традиционных форм производства; активное участие государства, региональных ассоциаций и корпораций в реализации проектов социально-экономического развития коренных малочисленных народов; появление возможности обучения на языках коренных малочисленных народов. Большинство таких изменений имели место быть благодаря силам всероссийской Ассоциации коренных малочисленных народов. Они боролись за регулирование рыболовства для обеспечения ведения традиционного образа жизни, за возможность получения дошкольного и школьного образования детям семей из числа коренных малочисленных народов, проживающих в местах ведения традиционной деятельности, а также единообразие терминологии и многое другое. Только благодаря совместной работе ассоциаций и государства получилось добиться таких больших изменений в лучшую сторону для обеспечения благополучной жизни людям из числа коренных малочисленных народов.
Однако, в современное время политика в отношении коренных малочисленных народов тоже была не без недостатков. В основном она была связана со сложностью реализации законодательства, например общины обязаны были переоформить договора на права аренды и законодательно становились некоммерческими организациями - это означает, что общины на ровне с компаниями конкурируют за получение того или иного угодья в пользование; проведение этнологических и экологических экспертиз, как и компенсирование нанесенного вреда промышленными компаниями не носит обязательный характер на федеральном уровне.
Но даже несмотря на некоторые сложности в реализации программ социально-экономического развития коренных малочисленных народов, как на федеральном, так и региональном уровне было проделано не мало работы. На данный момент действуют и реализуются ряд программ: Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Стратегия государственное национальной политики Российской Федерации, реализующиеся не только на федеральном уровне, но и региональном. В субъектах СФО коренные малочисленные народы встречают поддержку со стороны государственных и общественных институтов в лице региональной власти и ассоциаций, а также промышленных компаний. Если несколько лет назад обучение 70
поощрялось на русском языке, то сейчас даже существуют гранты и стипендии на хорошие познания в языках коренных малочисленных народов. Продолжают выпускаться книги и учебники на языках народов и начинают развиваться образовательные программы.
Отдельно полученные результаты по социально-экономическому развитию и населению в регионах СФО показали следующие результаты: проведение мероприятий в поддержку коренных малочисленных народов государственными и общественными институтами сыграло большую роль на социально-экономическое развитие, в частности в 6 из 8 регионов коренные малочисленные народы имели развитие. Но как показали данные, имея социально-экономический рост иногда получается убыль населения. Это объясняется несколькими факторами: во-первых, наличие промышленных компаний, загрязняющих водоемы, воздух и земли, являющиеся основным условием традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов; во-вторых, социально¬
экономический рост связан с ростом образования и, соответственно, с миграцией лиц из числа коренных малочисленных народов в другие регионы; в-третьих, согласно Генетическому подходу в региональной политике есть возможная несовместимость социальных и экономических данных на сайте Росстата с традиционной деятельностью коренных малочисленных народов. Для разработки прогноза необходимо изучить историческое прошлое и выработать такие критерии, которые бы подходили под привычную деятельность при сохранении уникальной культуры с учетом глобализации и всех изменений как в стране, так и в мире, что должно выполняться с привлечением специалистов в данных областях.


1. Андреянова Н.Н. Понятие инородцев и их классификация в дореволюционной юридической литературе и законодательстве Российской империи XIX века // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. - 2009. - №2. С.110-114.
2. Ахатова М.А. Развитию коренных малочисленных народов Севера мешает несовершенство законодательства / М.А. Ахатова // Вопросы взаимоотношений коренных малочисленных народов с промышленными компаниями (опыт, практика сотрудничества, документы). Издание Совета Федерации, 2009. - С.31-36.
3. Богомолов О.Т. Экономическая глобализация: критический анализ (к выходу книги лауреата Нобелевской премии, профессора Джозефа стиглица Joseph E. Stiglitz, gtobalization and its Discontents, 2002) // Проблемы прогнозирования. - 2003. - №4. С.22-33.
4. Гарипов Р.Ш. Понятие «коренной народ» и их статус в международном и внутригосударственном праве // Международное право и международные организации. - 2013. - №3. - С.408-420.
5. Головнев А.В. Коренные малочисленные народности: ракурсы и стадии / А.В. Головнев, Т.С. Киссер // Этнография. - 2022. - №3 (17). - С.6-32.
6. Доржеева В.В. Правовой статус общин коренных малочисленных народов в сфере природопользования / В.В. Доржеева, О.Ю. Слепцова // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. - 2023. - №1 (31). - С.5-17.
7. Жидкова Н.Г. Культурная политика в российских регионах: коренные народы, государство и корпорации / Н.Г. Жидкова, С.А. Тулаева // ЖИСП. - 2020. - №3. - С.429¬444.
8. Калинин Н.И. Земельные права коренных малочисленных народов // Имущественные отношения в РФ. - 2011. - №2. - С.70-75.
9. Карлов В.В. Обычное право народов Сибири (буряты, якуты, эвенки, алтайцы, шорцы) : [Сборник] / В.В. Карлов, Ю.И. Семенов. - Рос. акад. наук, Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Москва, 1997. - 396 с.
10. Кедров М.С. Всероссийская конференция военных организаций РСДРП (б), в кн.: Великая Октябрьская социалистическая революция. Сб. воспоминаний участников революции в Петрограде и Москве, М. - 1957. - С.71-82.
11. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе (история и современность) / А.Ю Коркмазов // Ставрополь: Издательство Ставропольского университета, 1994. - 188 с.
12. Кривошапкин А.В. Добывающие промышленные компании и народы Севера / А.В. Кривошапкин // Вопросы взаимоотношений коренных малочисленных народов с промышленными компаниями (опыт, практика сотрудничества, документы). Издание Совета Федерации, 2009. - С. 15-26.
13. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы в российском праве / В.А. Кряжков. - Москва : Норма, 2010. - 560 с.
14. Мыслякова Ю.Г. Генетический подход в исследованиях устойчивого экономического развития регионов // Журнал экономической теории. - 2020. - №4. - С. 837-848.
15. Обедков А. П. Проблемы сбережения и устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера России // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2017. - №12-3. - С.955-963.
..106


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ