ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические положения системы менеджмента качества 6
1.1 Концепция системы менеджмента качества 6
1.2 Основные принципы, составляющие и требования системы
менеджмента качества 8
1.3 Процессный подход 10
2 Характеристика предприятия ОАО «ТЭМЗ» 14
2.1 Историческая справка 14
2.2 Деятельность предприятия 16
2.3 Организационная структура управления предприятия 17
3 Система менеджмента качества ОАО «ТЭМЗ» 19
3.1 Характеристика системы менеджмента качества ОАО «ТЭМЗ» 19
3.2 Процессный подход ОАО «ТЭМЗ» 23
4 Нормативная документация предприятия 29
4.1 Управление документацией системы менеджмента качества 29
4.2 Документированная информация 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ А Организационная структура
управления ОАО «ТЭМЗ» 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Структура документации системы качества ОАО «ТЭМЗ» 40
ПРИЛОЖЕНИЕ В Политика в области качества ОАО «ТЭМЗ» 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Г СТО-СМК-00165600-007-2019
На сегодняшний день на мировом рынке качество продукции и услуг стало главной причиной конкурентной борьбы на мировом рынке, знаком процветания отдельных предприятий, регионов и стран.
Страны, уровень промышленной развитости которых достаточно высок, а также которые обеспечивают конкурентоспособность производимой продукции или услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках, располагаются на лидирующих позициях по уровням стабильности развития и благосостояния [1].
Все большее количество менеджеров, независимо от уровня их управления, делают выводы о том, что именно в уровне качества заключается обеспечение экономической устойчивости организаций и достижение должной конкурентоспособности на рынке продукции и услуг. При этом в данном контексте понятие качества охватывает каждый аспект, начиная от деятельности самой организации, и заканчивая уровнем качества жизни населения в целом.
Обеспечение результативности деятельности организаций априори не представляется возможным без предоставления необходимого уровня качества продукции или услугам. Из данных утверждений возникает вопрос обеспечения должного уровня качества, и стандарты ISO серии 9000 призваны решить данный вопрос, заключая в себе общепризнанные требования к менеджменту предприятия.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что, не зависимо от рода деятельности предприятий, внедрение и поддержка системы менеджмента качества в общую систему управления организацией позволит обеспечить необходимый уровень развития, а также достичь следующих преимуществ для организации:
- ориентация предприятия на требования, предъявляемые потребителями;
- системный подход к деятельности организации, который включает в себя разработку целей организации, управление ее процессами, анализ и принятие решений, постоянное и непрерывное совершенствование функционирующей системы управления предприятия;
- проведение необходимых мероприятий, исходя из данных, полученных на основе проводимых аудитов и анализа результатов деятельности организации с целью постоянного совершенствования всех процессов предприятия;
- повышение уровня удовлетворенности всех сторон, заинтересованных в деятельности организации, а также минимизация потерь посредством преждевременного устранения всех возможных несоответствий;
- распределение полномочий сотрудников и систематизация всех процессов деятельности предприятия.
Объектом для исследования в данной работе является ОАО «Томский электромеханический завод им. В. В. Вахрушева».
Предметом для исследования является система менеджмента качества ОАО «Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева».
Целью бакалаврской работы является развитие системы менеджмента качества на промышленном предприятии.
В соответствии с установленной целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать документацию системы менеджмента качества ОАО «ТЭМЗ».
2. Разработать стандарт промышленного предприятия.
3. Разработать проект Политики в области качества.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавра были выполнены все изначально поставленные задачи. В результате проведенного анализа внутренней документации системы менеджмента качества ОАО «ТЭМЗ» были разработаны проект Политики в области качества, которая впоследствии была рассмотрена, согласована и утверждена подписью Генерального директора, а так же стандарт организации о должностных инструкциях.
Согласно поставленной цели для развития системы менеджмента качества на промышленном предприятии, были выполнены следующие установленные задачи:
- проанализирована документация системы менеджмента качества ОАО «ТЭМЗ»;
- разработан стандарт промышленного предприятия;
- разработан проект Политики в области качества.
Стоит отметить, что прежде всего, для эффективного функционирования деятельности предприятия с внедренной системой менеджмента качества, на предприятии должна своевременно проводиться актуализация документации. Высшим руководством должен проводиться систематический анализ документации по системе менеджмента качества, учитывая, цели, политику и стратегии в области качества предприятия.
При проведении анализа системы менеджмента качества ОАО «ТЭМЗ» были предложены следующие рекомендации:
- проводить осведомленность всех сотрудников предприятия о наличии Руководства по качеству и Политики, а так же должностных инструкций. Каждый сотрудник должен поставить подпись, подтверждающую его ознакомление;
- ввести Руководство по качеству и Политику в области качества в каждом отделе;
- назначить ответственных лиц за ведение и актуализацию документов
СМК;
- доработать документированные процедуры СМК.
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что совершенствование, актуализирование, а так же развитие системы менеджмента качества промышленных предприятий - это маршрут, следуя, которому актуальность будет только увеличиваться в 21 веке [26].
1. Система менеджмента качества: теория и методология [Электронный ресурс]. - URL:http://www.tstu.ru/book/elib/pdf72010/kolmykova-a.pdf(дата обращения 15.05.2019).
2. О концепции системы менеджмента предприятия на основе международных стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.klubok.net/article 1946.html(дата обращения 09.05.2019).
3. Система менеджмента качества (СМК): понятие, принципы, цели [Электронный ресурс]. - URL:https://promdevelop.ru/sistema-menedzhmenta-kachestva-smk-ponyatie-printsipy-tseli/(дата обращения 15.05.2019).
4. Основы менеджмента [Электронный ресурс]. - URL: http://bmanager.ru/(дата обращения 15.05.2019).
5. «Руководство по качеству ОАО Томский электромеханический завод им. В. В. Вахрушева» - Томск.: ОАО «ТЭМЗ», 2019. - 14 с.
6. Глоссарий. Система менеджмента качества (СМК) [Электронный
ресурс]. - URL:
https://www.businessstudio.ru/articles/article/glossariy sistema menedzhmenta kachestva smk/(дата обращения 15.05.2019).
7. Процессный подход к управлению качеством [Электронный ресурс].
- URL:
https://studme.org/1417062221288/menedzhment/protsessnyy podhod upravleniyu kachestvom ili chto daet primenenie protsessnogo podhoda (дата
обращения 15.05.2019).
8. Процессный подход [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kpms.ru/General info/Process approach.htm(дата обращения 15.05.2019).
9. Официальный сайт Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева [Электронный ресурс]. - URL:http://www.temz.tomsk.ru/(дата обращения 10.05.2019).
10. Организация ОАО «Томский электромеханический завод им. Вахрушева» [Электронный ресурс]. - URL:https://www.list- org.com/company/7018
(дата обращения 10.05.2019).
11. Томский электромеханический завод им. Вахрушева (ТЭМЗ) [Электронный ресурс]. - URL:http://www.wikiprom.ru/527zavod.html(дата обращения 08.05.2019).
12. Организационная структура. Смысл и цели организационной
структуры [Электронный ресурс]. - URL:
http ://www. stplan.ru/articles/theory/organizacionnaja-struktura.htm (дата
обращения 08.05.2019).
13. ОАО "Томский электромеханический завод им. В. В. Вахрушева",
Томск [Электронный ресурс]. - URL:
http ://www. sibindustry.ru/firm.asp?prm=7592&moid= (дата обращения
16.05.2019).
14. Стандарт организации. «Положение о подразделениях». - Томск.: ОАО «ТЭМЗ», 2019. - 14 с.
15. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2008. - 25 с.
16. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2015. - 32 с.
17. Стандарт организации. «Должностные инструкции» ». - Томск.: ОАО «ТЭМЗ», 2019. - 14 с.
18. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Стандартинформ, 2015. - 48 с.
19. Системы, методы и инструменты менеджмента качества
[Электронный ресурс]. - URL: http://e-
books.ksavm.senet.ru/Books/physics/systems methods kane.pdf (дата
обращения 17.05.2019).
20. Процессный подход из ISO 9001 [Электронный ресурс]. - URL: https://1cert.ru/stati/protsessnyy-podkhod-iz-iso-9001-odna-statya-i-vy-vse-poymete(дата обращения 17.05.2019).
21. Стандарт организации. «Управление документацией системы менеджмента качества» ». - Томск.: ОАО «ТЭМЗ», 2019. - 14 с.
22. Иерархическая структура документации системы менеджмента качества [Электронный ресурс]. - URL:https://1 cert.ru/stati/ierarkhicheskaya-struktura-dokumentatsii-sistemy-menedzhmenta-kachestva(дата обращения 20.05.2019).
23. ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения. - М.: Стандартинформ, 2016. - 21 с.
24. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества. - М.: Стандартинформ, 2007. - 11 с.
25. этап. Разработка политики и целей в области качества
[Электронный ресурс]. - URL:
https:// studme .org/1973080110913/menedzhment/razrabotka politiki tseley oblasti kachestva(дата обращения 20.05.2019).
26. Развитие системы менеджмента качества на промышленном
предприятии [Электронный ресурс]. - URL:
http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2010/04/40.pdf(дата обращения 02.06.2019).