Работа сделана на примере г. Москва.
Проведен анализ данных за 2022-2024 годы
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ 6
1.1.Факторы территориального развития, социально-экономические ресурсы территории города Москвы 6
1.2.Стратегическое планирование как инструмент развития территории города Москвы 12
1.3.Критерии оценки качества городских пространств 17
ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ Г. МОСКВЫ 22
2.1. Анализ макроэкономических тенденций для территориального развития г. Москва 22
2.2. Приоритеты и основные направления социально-экономического развития г.Москвы 30
2.3. Внешняя среда управления качеством городских пространств г. Москва 35
ГЛАВА III. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Г. МОСКВЫ 40
3.1. Анализ итогов социально-экономического развития Москвы 40
2020-2025 гг. 40
3.2. Стратегия социально-экономического развития г. Москвы 45
3.3. Проекты и предложения по совершенствованию механизма устойчивого развития г. Москва 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
В современном мире, когда процессы глобализации, урбанизации и технологического прогресса развиваются с невероятной скоростью, города сталкиваются с беспрецедентными вызовами и возможностями. Конкуренция между городами за привлечение инвестиций, квалифицированной рабочей силы и туристов становится все более острой. В этой динамичной среде стратегическое планирование развития города приобретает ключевое значение для обеспечения его устойчивого роста, повышения качества жизни граждан и укрепления конкурентоспособности.
Актуальность исследования оценки эффективности реализации стратегического плана развития города обусловлена необходимостью определить, насколько успешно город продвигается к намеченным целям, выявить отклонения и принять корректирующие меры. Результаты оценки позволяют общественности получить информацию о том, как используются бюджетные средства, насколько эффективно реализуются запланированные мероприятия и какие результаты достигнуты.
Оценка эффективности реализации стратегического плана развития города позволяет выявить наиболее эффективные мероприятия и проекты, а также неэффективные или устаревшие, что дает возможность оптимизировать использование ресурсов, направляя их на приоритетные направления развития и отказываясь от неэффективных мероприятий. Инвесторы, как внутренние, так и внешние, заинтересованы вкладывать средства в города, имеющие четкие планы развития и демонстрирующие успешные результаты их реализации.
Таким образом, исследование оценки эффективности реализации стратегического плана развития города является актуальным и важным направлением исследований, имеющим практическую значимость для органов местного самоуправления, бизнеса и граждан.
Цель выпускной квалификационной работы – оценить эффективность реализации стратегического плана развития города Москва и предложить пути его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
определить факторы территориального развития, социально-экономические ресурсы территорий;
представить стратегическое планирование как инструмент развития территории и города;
выбрать критерии оценки качества городских пространств;
проанализировать макроэкономические тенденции для территориального развития города Москва;
определить приоритеты и основные направления социально-экономического развития г. Москва;
оценить влияние внешней среды управления качеством городских пространств г. Москва;
рассмотреть стратегию социально-экономического развития г. Москва;
предложить проект по совершенствованию механизма устойчивого развития г. Москва.
Объект исследования – город Москва.
Предмет исследования – эффективность реализации стратегического плана развития г. Москва.
Информационной базой исследования послужили стратегии социально-экономического развития г. Москвы на 2022-2024 гг., на 2025-2027 гг., Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы», проект «Московское долголетие», региональный проект «Содействие занятости», национальный проект «Демография», национальный проект «Семья».
Методы исследования: анализ и диагностика исследуемой системы. К ним относятся методы моделирования, логический анализ, причинный анализ, социально-экономическое функциональное проектирование, методы экспертных оценок, факторный анализ и другие.
Комплексный анализ механизмов и инструментов реализации стратегического плана развития г. Москвы, с акцентом на выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность его выполнения, в динамично меняющейся социально-экономической среде, позволяет создать модель реализации стратегического плана, учитывающую не только достижение целевых показателей, но и степень соответствия фактических результатов стратегическим приоритетам и ожиданиям населения.
Теоретическая значимость исследования заключается в развитии представлений об управлении стратегическим развитием крупных городов в условиях глобализации экономики. Результаты исследования раскрывают вклад в теорию стратегического планирования и управления.
Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности управления городом, улучшения качества жизни граждан и укрепления конкурентоспособности города в условиях глобальной конкуренции.
Стратегический план развития г. Москва на 2022-2024 гг. охватывает широкий спектр направлений, включая экономическое развитие, социальную сферу, инфраструктуру и экологию. Резюмируем основные результаты исследования и итоги.
За период реализации стратегического плана наблюдался устойчивый рост валового регионального продукта (ВРП), что свидетельствует об успешном развитии экономики города. Привлечение инвестиций в экономику города также продемонстрировало положительную динамику, что способствует созданию новых рабочих мест и развитию инновационных отраслей. Особое внимание уделялось поддержке малого и среднего бизнеса, что позволило создать благоприятные условия для развития предпринимательства.
В социальной сфере были достигнуты значительные успехи в области образования и здравоохранения. Уровень образования населения повысился, благодаря реализации образовательных программ и развитию инфраструктуры образовательных учреждений. В сфере здравоохранения были реализованы программы по повышению качества медицинских услуг и улучшению здоровья населения. Важным направлением работы было обеспечение социальной поддержки нуждающимся гражданам.
Развитие транспортной инфраструктуры стало одним из приоритетных направлений стратегического плана. Были построены новые станции метро, расширены сети общественного транспорта, реализованы проекты по строительству и реконструкции дорог. Жилищное строительство также осуществлялось активными темпами, что позволило обеспечить жильем большее количество граждан. Особое внимание уделялось благоустройству городских территорий, созданию комфортной и безопасной городской среды.
В области экологии были реализованы мероприятия по улучшению качества воздуха и воды, снижению уровня загрязнения окружающей среды. Были внедрены новые технологии в области обращения с отходами, реализованы проекты по озеленению городских территорий. Важным направлением работы было повышение экологической культуры населения.
Для оценки эффективности реализации стратегического плана необходимо провести анализ достигнутых результатов по ключевым показателям.
Рост ВРП, увеличение инвестиций, создание новых рабочих мест свидетельствуют об успешном развитии экономики города. Однако, необходимо учитывать влияние внешних факторов на экономическую ситуацию и принимать меры по обеспечению устойчивого экономического роста.
Повышение уровня образования, улучшение показателей здоровья населения свидетельствуют об эффективности мер, принятых в социальной сфере. Необходимо продолжать работу по повышению доступности и качества социальных услуг для всех категорий граждан.
Строительство новых объектов инфраструктуры, расширение транспортной сети, благоустройство территорий свидетельствуют об успешной реализации инфраструктурных проектов. Необходимо продолжать работу по развитию городской инфраструктуры с учетом потребностей населения.
Улучшение качества воздуха и воды, снижение уровня загрязнения окружающей среды свидетельствуют об эффективности мер, принятых в области экологии. Необходимо продолжать работу по охране окружающей среды и улучшению экологической ситуации в городе.
В целом, реализация стратегического плана развития г. Москва на 2022-2024 гг. может быть оценена как успешная. Достигнуты значительные результаты в экономическом развитии, социальной сфере, инфраструктуре и экологии. Однако, необходимо учитывать наличие проблемных зон и принимать меры по их устранению.
На основе проведенного анализа можно сформулировать следующие рекомендации:
1) Разработать более эффективную систему мониторинга и оценки эффективности реализации стратегического плана, позволяющую оперативно выявлять проблемные зоны и принимать меры по их устранению.
2) Усилить координацию между различными ведомствами и организациями, участвующими в реализации стратегического плана, для обеспечения согласованности действий и повышения эффективности работы.
3) Привлекать население к участию в реализации стратегического плана, путем проведения общественных слушаний, опросов и других мероприятий.
4) Разрабатывать новые подходы и методы реализации стратегического плана, с учетом современных тенденций и лучших мировых практик.
5) Снижать влияние внешних факторов на реализацию стратегического плана и принимать меры по адаптации к изменяющимся условиям.
Таким образом, оценка эффективности реализации стратегического плана развития г. Москва на 2022-2024 гг. позволяет сделать вывод о необходимости продолжения работы по реализации стратегических целей и задач, а также о необходимости внесения корректировок в дальнейшую деятельность с учетом выявленных проблемных зон и рекомендаций. Дальнейшая реализация стратегического плана должна быть направлена на обеспечение устойчивого развития города, повышение качества жизни населения и создание комфортной и безопасной городской среды.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (в ред. от 14.03.2022 № 60-ФЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (в ред. от 31.07.2020 № 264-ФЗ). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
4. Банк России. Денежно-кредитная политика, режим доступа: https://cbr.ru/statistics/ddkp/mo_br/
5. Белкина Е.Н. Стратегическое планирование социальноэкономического развития региона и его муниципалитетов / Е.Н.Белкина, В.С.Сибиркина, Д.А.Гончарова, Д.Е.Саранцева, Г.А.Глазков // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 7 (132). – С. 456–460.
6. Болтунов С. А. Развитие регионов и муниципальных образований в поиске методов разработки стратегии развития региона / С. А. Болтунов, Ю. Н. Лапыгин // Муниципальная академия. – 2021. – № 2. – С. 115–121.
7. Внешняя торговля России 2024 г.: завершение фазы переориентации // Мониторинг экономической ситуации в России, режим доступа: file:///C:/Users/%D0%97%D0%BE%D1%8F/Downloads/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v- 2024-god-zavershenie-fazy-pereorientatsii-.pdf
8. Войтоловский Ф.Г. Стратегическое планирование в государственном управлении: опыт, возможности и перспективы / Ф.Г.Войтоловский, Д.Б.Кувалин, Е.Б. Ленчук // Проблемы прогнозирования. – 2025. – №6. – С.46–55.
9. Галиева И. С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных Российских условиях / И. С. Галиева // Социология. – 2025. – №3. – С. 50–54.
10. Давыдов Д. А. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в Российской Федерации / Д. А. Давыдов // Молодой ученый. – 2022. – № 2 (397). – С. 96–97.
11. Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы. Государственная программа города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы», режим доступа: https://www.mos.ru/dszn/function/gosprogramma/?ysclid=m9zk09ttvu843982085
12. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, режим доступа: https://www.mos.ru/depr/documents/sotcialno-ekonomicheskoe-razvitie/view/159205220/?ysclid=m9ykct669r347479881
13. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов, режим доступа: https://www.mos.ru/upload/documents/files/8626a0b553a13b3a152a73437cd3756c/PrognozSERMoskvi2025-2027.pdf
14. Доменко Ю.Ю. Социально-экономическое развитие региона на основе эффективного стратегического планирования / Ю. Ю. Доменко, И.С. Упоров, Н. Н. Малькова // Инновации. Наука. Образование. – 2025. – № 23. – С. 2265–2269.
15. Жестянников С. Г. Современные подходы к муниципальному управлению: актуальные практики для социально-экономического развития территории / С. Г. Жестянников // Муниципальная академия. – 2024. – № 2. – С. 136–143.
16. Зубаревич Н. В. Возможности и ограничения количественной оценки факторов экономического развития российских регионов / Н.В. Зубаревич // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2025. – №2. – С.158–167.
17. Портал Открытый бюджет города Москвы, режим доступа: https://int-budget.mos.ru/news/13603
18. Индикаторы цифровой экономики: 2025 : статистический сборник / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : НИУ ВШЭ, 2025.
19. Карпов В.В. Развитие подходов к стратегическому планированию устойчивого социально-экономического развития Омской области / В.В. Карпов, Р.Чупин // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2025. – № 4 (36). – С. 27–33.
20. Козырь Н.С. Стратегия пространственного развития России: белые пятна в специализациях регионов / Н.С. Козырь // Вестник университета. – 2022. – № 1. – С. 43–49.
21. Национальный проект «Демография», режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/demografiya/?ysclid=m9zk4xgiwm868661923
22. Национальный проект «Семья», режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/new-projects/semya/?ysclid=m9zk6gz982525927159
23. Новоселов А.С. Проблемы оценки показателей стратегического планирования социально-экономического развития региона / А. С. Новоселов, А. В. Фалеев // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2024. – № 1 (61). – С.14–26.
24. Оруч Т.А. Региональные аспекты планирования в системе государственного стратегического управления / Т.А. Оруч // Экономика и управление. – 2022. – Т. 13. – № 2. – С. 80–91.
25. Перминова Е.А. Стимулирование инновационного развития регионов Российской Федерации в рамках стратегических инвестиционных проектов / Е.А. Перминова // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2022. – Т. 16. – № 1. – С. 57–67.
26. Проект «Московское долголетие», режим доступа: https://www.mos.ru/city/projects/dolgoletie/?ysclid=m9zk1zt3c3185713640
27. Региональный проект «Содействие занятости», режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/demografiya/sodeystvie_zanyatosti/?ysclid=m9zk38fmz0915040422
28. Рисин И. Е. Методический подход к оценке качества региональной стратегии / И. Е. Рисин // Регион: системы, экономика, управление. – 2023. – № 4. – С. 68–73.
29. Росстат, режим доступа: http://www.gks.ru
30. Тебекин А.В. Проблемы стратегического планирования при определении процессов социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / А.В. Тебекин // Теоретическая экономика. – 2022. – №3. – С.36–51.
31. Терентьева К.Д. Формирование системы показателей качества жизни для оценки уровня устойчивого развития региона / К.Д.Терентьева, А.Г. Шейкин // Общество: политика, экономика, право. – 2022. – № 4. – С. 65–70.
32. Токарева П.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона: проблемы и перспективы развития / П. В. Токарева, Ю. Ю. Доменко // Московский экономический журнал. – 2023. – № 12. – С. 12–14.
33. Открытый бюджет города Москвы, режим доступа: https://int-budget.mos.ru/news/13603