Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические основы развития малого бизнеса 6
1.1 Сущность и критерии малого бизнеса 6
1.2 Значение и роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики 10
2 Теоретические основы исчисления и уплаты налогов в специальных налоговых режимах 14
2.1 Роль специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ 14
2.2 Характеристика специальных налоговых режимов 16
2.1.1 Единый налог на вмененный доход для определенных видов 16
2.1.2 Патентная система налогообложения 21
2.1.3 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 25
2.3 Состав упрощенной системы налогообложения 28
3 Специфика применения специальных налоговых режимов в Томской области 35
3.1 Основы оценки эффективности систем налогообложения 35
3.2 Оценка эффективности применения специальных налоговых режимов в Томской
области 43
3.3 Пути повышения эффективности налогообложения малого бизнеса 47
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53
Приложение А 59
Приложение Б 60
Приложение В 61
Создание комфортных условий для деятельности малого бизнеса - важная миссия для государства, так как малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста. Экономический рост является важной целью для государства, потому что считается, что более высокие темпы экономического роста, снижают уровень безработицы и повышают социальное благосостояние общества. Поэтому государству так важно развивать его.
Налоговая политика государства должна выступать стимулирующим фактором развития малого бизнеса. Суть этой налоговой политики заключается в уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставок в зависимости от размера предприятия является одним из методов налогообложения.
Актуальность темы исследования состоит в необходимости совершенствования налогообложения малого бизнеса, так как положение малого бизнеса во многом зависит от позиции государства по отношению к предоставлению необходимой финансовой поддержки представителям этого сектора экономики. И в руках государства есть серьезный инструмент регулирования налоговой нагрузки на малый бизнес с помощью выделения для них специальных налоговых режимов.
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей налогообложения малого бизнеса в России и в Томской области, оценка эффективности применения специальных налоговых режимов в Томской области и выявление путей повышения эффективности применения специальных налоговых режимов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и сущность малого бизнеса;
- Раскрыть роль малого бизнеса в России и в Томской области;
- Рассмотреть системы налогообложения малого бизнеса;
- Оценить эффективность применения специальных налоговых режимов в Томской области;
- Разработать рекомендации для повышения эффективности налогообложения малого бизнеса.
Предмет исследования - специальные налоговые режимы, их влияние на развитие малого бизнеса и анализ фискальной функции, а так же проблемные ситуации при налогообложении малого бизнеса.
Проблемы налогообложения малого бизнеса в российской экономике мы рассматривали на работах Е.А. Ларичевой, А.С. Жураковского, А.И. Дунаевой. Статистику мы брали из таких источников, как Doing Business, Федеральный портал малого и среднего предпринимательства и Федеральная налоговая служба.
В работе мы рассмотрели теоретические основы малого бизнеса, рассмотрели его сущность и разобрались в критериях отнесения субъектов хозяйственной деятельности к субъектам малого бизнеса и выявили критерии в целях применения специальных налоговых режимов.
Затем мы разобрали такой важны вопрос, как значение малого бизнеса для экономики России и пришли к выводу, что малый бизнес - это неотъемлемая часть экономики страны. А также рассмотрели причины бурного развития малого бизнеса в современной экономике, такие как снижение издержек, образование и технологии.
Целью нашей работы также было изучение специальных налоговых режимов. Мы рассмотрели роль специальных налоговых режимов и разобрались почему они так важны для хозяйствующих субъектов и для государства. Для этого мы рассмотрели каждый специальный налоговый режим в отдельности и рассмотрели преимущества и недостатки его применения.
В третьей главе мы оценивали эффективность применения систем налогообложения. Мы заметили, что оценивать эффективность применения специальных налоговых режимов можно с нескольких сторон: как эффективность применения специальных налоговых режимов для хозяйствующего субъекта и как эффективность применения специальных налоговых режимов для государства. Оценка эффективности применения специальных налоговых режимов для хозяйствующего субъекта проводится с точки зрения выгодности применения конкретного специального режима для хозяйствующего субъекта. Для того, чтобы провести оценку эффективности применения специальных налоговых режимов для государства, нужно провести анализ фискальной и стимулирующей функций специальных налоговых режимов. Для начала мы провели анализ налоговых поступлений от налоговых режимов в консолидированный бюджет Российской Федерации, а затем уже провели оценку эффективности применения специальных налоговых режимов в Томской области.
Оценку фискальной функции налога при применении специального режима налогообложения мы провели по следующим показателям:
- по оценке динамики поступлений налоговых доходов в абсолютном значении;
- по оценке темпов роста удельного веса налогового дохода в структуре соответствующего бюджета;
- при оценке темпов роста удельного веса налогового дохода в структуре валового внутреннего продукта региона.
А оценку стимулирующей функции специальных налоговых режимов провели по таким показателям как:
- рост числа налогоплательщиков;
- рост налоговой базы;
- рост числа работников предприятия и ИП;
- сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение и реконструкцию;
- рост стоимости произведенной валовой продукции плательщиков специальных налоговых режимов.
Рассмотрев налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ от специальных налоговых режимов, мы пришли к тому, что поступления с каждым годом увеличиваются, а это говорит об эффективности данных налоговых режимов, и об увеличении не только оборотов и доходов малого и среднего бизнеса, но и количества субъектов некрупного предпринимательства.
Подводя же итог оценки значения специальных налоговых режимов в Томской области, мы сделали вывод о том, что по Томской области объем поступлений от специальных налоговых режимов растет незначительно. Но, тем не менее, такой рост положительно характеризует применение специальных налоговых режимов. Но темпы роста доходов от специальных налоговых режимов ниже темпов роста налоговых доходов бюджета. Значит, действующие специальные налоговые режимы не приводят к увеличению налоговых доходов бюджета и значит, специальные налоговые режимы не являются фискальным инструментом экономики.
И подводя итог нашей работы мы пришли к выводу, что неэффективность применения специальных налоговых режимов для государства вытекает из неэффективности применения специальных налоговых режимов для хозяйствующих субъектов и выявили проблемы с которыми сталкиваются хозяйствующие субъекты в процессе применения налоговых режимов. Оказалось, что проблем не так уж и мало, но в большинстве случаев это, во-первых, жесткие критерии применения специальных налоговых режимов, а во-вторых, освобождение от уплаты НДС.
И главной целью проделанной работы было разработать пути повышения эффективности применения специальных налоговых режимов. Цели мы достигли и предложили такие пути.
Во-первых, это совершенствование налогового законодательства с целью его упроще-ния, придания налоговым законам большей прозрачности;
Во-вторых, снижение жестких ограничений перехода на специальные режимы, чтобы больше субъектов малого бизнеса могли их использовать.
Проблему освобождения от уплаты НДС мы предложили решить следующим образом: разработать пониженную ставку для покупателей продукции, произведенной спецрежимщиками.
Таким образом, малый бизнес - это неотъемлемая часть экономики страны и хотелось бы надеяться, что в ближайшее время наша страна, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса. Тем более, что малый бизнес ведет к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы правильная налоговая политика государства и политика, направленная на расширение и развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14- ФЗ (ред. от 23.05.2016) // // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, вторая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.07.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации федер. закон от 12.05.1995 № 88-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
4. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 9.02.2013 №101 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
5. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства Российской Федерации от 4.04.2016 №265 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
6. О применении ККТ при утрате права на уплату ЕНВД в связи с превышением ограничения по средней численности работников: Письмо ФНС России от 15.01.2016 N ЕД- 4-2/328@// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
7. О применении специальных налоговых режимов малыми предприятиями: Письмо Минфина России от 09.12.2016 N 03-11-10/74095// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
9. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ //КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
10. Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год: Приказ Минэкономразвития России от 3.11.2016 № 698 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
11. Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения: Приказ ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599@// КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос. ун-та.
12. Агузарова Л.А. Основные направления налоговой политики Российской Федерации в краткосрочной перспективе//Современные проблемы науки и образования. -
2015. - № 1-1. - С. 810.
13. Агузарова Ф.С. Налогообложение малого бизнеса в Российской Федерации // В сб.: Глобальные вызовы современности и проблемы устойчивого развития Юга России // Материалы Международной научно-практической конференции. Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН, Институт экономики Уральского отделения РАН. - 2015. - С. 500-503.
14. Агузарова Ф.С. К вопросу развития консалтинговой деятельности в Российской Федерации / Ф.С. Агузарова, А.К. Дзарасова //Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-1. - С. 584-586.
15. Алагаева К.Ю. Анализ и реформирование системы налогообложения малого и среднего бизнеса в современной России // Академия экономики и бизнеса - 2014. - №3 - С. 33-39... 57