Введение 3
Глава 1. Участие Германии в решении экологических и энергетических проблем на международном уровне 12
1.1 Деятельность международных организаций в вопросах решения экологических проблем и участие в них Германии 12
1.2 Участие Германии в экологической политике Европейского Союза 22
Глава 2. «Зелёная» политика в Германии 29
2.1 Политика правительства и политических партий ФРГ по решению экологических и энергетических проблем 29
2.2 Отражение экологической проблематики в программах политических партий 44
2.1.1 ХДС/ХСС 44
2.1.2 СДПГ 46
2.1.3 СвДП 47
2.1.4 «Левые» 49
2.1.5 «Альтернатива для Германии» 50
2.1.6 Союз 90/ «Зелёные» 52
2.3 Деятельность «зелёных» организаций Германии 55
Заключение 64
Список использованных источников и литературы
Экологическая повестка, направленная на снижение и искоренение последствий деятельности человека, всё чаще встречается в официальных документах различных государств. Издаются законодательные акты и правовые документы, которые позволяют регулировать «зелёные» проблемы. Последствия технологической деятельности человека особенно стали заметны в последние 20 лет. Г оворя о важности экологической проблемы, стоит отметить её актуальность на сегодняшний день. Все изменения, происходящие на планете, отражаются на нашей жизни в большей или меньшей степени. Статистика не является утешительной, ведь причины глобального потепления связаны напрямую с техногенной деятельностью человека, пагубно влияющей на биологическое и природное разнообразие на планете.
Рассмотрение вопросов, связанных с современными процессами глобального потепления, является достаточно затруднительным. Связано это с тем, что не все государства стремятся проводить грамотную экологическую политику, поэтому найти статистические данные на конкретные государства иногда не представляется возможным. Тем не менее, отношение в мировом сообществе к проблеме глобального потепления и экологическим проблемам в целом изменилось в лучшую сторону. С момента возникновения проблем, большая часть населения скептически относилось к ним, но с появлением реальных случаев проявления климатических изменений, многие государства были обязаны перестать игнорировать катастрофу. Теперь жители планеты могут наблюдать изменения климата каждый день - аномальные температуры, не свойственные для определённых сезонов, сильные ветра и многое другое. Без дальнейших действий, направленных на сохранение планеты, любые идеи станут бессмысленны, так как спасать станет нечего. Именно поэтому данная работа обладает высокой актуальностью.
Понятие «зелёная политика» появилось в период 1960-1970-х гг., когда эко¬активисты только начинали привлекать внимание общественности в разных странах к насущным климатическим проблемам. Первой «зелёной» партией стала австралийская «Australia’s United Tasmania Group» , которая в своих тезисах выдвинула данное понятие, прочно закрепившееся среди специалистов, изучающих экологию в современном мире. «Зелёная» политика включает в себя не только аспекты, связанные непосредственно с климатом, но и идеи развития демократии, социального взаимодействия и прочие.
Данная работа направлена на изучение деятельности международного сообщества и организаций, а также, в частности, Германии в области экологии и зелёной энергетики. ФРГ является одним из лидеров в борьбе с климатическими изменениями и внедрением в свою внутреннюю и внешнюю политику различных инструментов, направленных на решение данных проблем. Однако, зелёная политика правительства ФРГ довольно противоречива. Всё из-за совокупности многих факторов, которые подвергли данную сферу новым испытаниям и вызовам. Недостаточная эффективность в ряде случаев и, одновременно с этим, борьба мнений среди населения и политических партий внутри Германии показывают наличие проблем. Чаще всего, они проявляются в использовании альтернативных источников энергии и мер по улучшению экологической обстановки. Насущной проблемой является неэффективная климатическая политика многих стран, именно поэтому стоит обратить внимание на роль и вклад ФРГ как одного из наиболее прогрессивных государств на международном и федеральном уровнях. Почему же стране действительно удаётся справляться с кризисными экологическими ситуациями?
Цель исследования - выявить эффективность действий Германии по преодолению экологических проблем внутри страны и на международном уровне.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выделить основные угрозы для экологии ФРГ и международного сообщества в целом;
2. Охарактеризовать зелёную политику Германии на международном уровне;
3. Оценить влияние Германии на экологическую политику Европейского союза;
4. Показать деятельность правительства ФРГ по решению экологических проблем внутри страны;
5. Рассмотреть влияние политических партий и экологических организаций на экологическую политику правительства ФРГ.
Объектом исследования является экологическая политика. Предмет исследования - экологическая политика Германии.
Хронологические рамки исследования обозначаются 1990 - 2022 гг. Выбор именно такой периодизации связан с объединением Германии и началом проведения единой политики во всех сферах жизни государства. Также в 1990-х гг. произошла активизация «зелёных» объединений в Германии, что непосредственно относится к теме исследования.
В данной работе будет проведён анализ становления и эффективности текущей зелёной политики внутри Германии, а также то, как страна участвует в международной экологической деятельности.
При написании работы основной акцент был сделан на анализе источников. Источниками служили официальные сайты ООН и Европейского Союза, а также ежегодные отчёты отдельных государств по климатическим вопросам. Использование именно официальных сайтов позволило найти и проанализировать достаточное количество статистических данных, графиков, прогнозов и документов.
Благодаря анализу официальных документов (Парижское соглашение , Киотский протокол ; Рамочная конвенции по климату ООН ) стало возможным совместить полученные данные с документами отдельных государств и выявить степень эффективности их работы по вопросам климата. Источники Всемирной Метеорологической Организации (Отчёты о глобальном климате за разные годы) были использованы для проведения анализа показателей вредных выбросов в атмосферу, воду, почву и изменений температурного режима в разных регионах мира . Все источники в полной мере освещают выбранную проблему и способствовали её раскрытию в тексте. Без анализа официальных международных документов трудно представить качественное исследование, основанное на количественных и качественных показателях.
К первой группе источников также относятся документы Европейского союза (например, Общие реализации продукции в Европейском союзе , климатические планы к 20207 и 20508 годам и др.) С их помощью стало возможным проанализировать международные основополагающие климатические договоры и их взаимосвязь с документами, выпущенными в ФРГ. Документы Европейского союза показали спектр работ, проводимый внутри интеграционного объединения - документы о климатической нейтральности, европейской зелёной сделке, программы о климатических изменениях и другие.
Вторая группа источников включает в себя документы, связанные с экологической политикой Германии. Например, Директива от 7 июня 1990 г. о свободе доступа к информации об окружающей среде , программы заседаний Бундестага по климатическим вопросам , Программа контроля за эмиссионными выбросами и др.
Данные, полученные из архива сайта Бундестага, позволили узнать позиции представителей политических партий непосредственно во время заседаний. В исследовании использовались документы Бундестага 2009 года, выпущенные перед выборами . Они являются необходимой частью для исследования, так как содержат в себе конкретные положения будущих действий на определённый момент.
Интервью с министром по охране окружающей среды, охране природы и ядерной безопасности Норбертом Рёттгеном в 2011 году содержало провокационные вопросы, на которые политик из партии ХДС должен был найти ответы с точки зрения человека, ответственного в то время за экологическую политику . Всеобщие сомнения в Германии по поводу безопасности работы АЭС в мире должны были быть разрушены комментариями политика. Как следствие этого интервью, с 2011 года позиция правительства относительно АЭС по-настоящему является прогрессивной, так как на момент 2022 года действующих осталось всего 3 из 19.
В эту группу входят также и комментарии немецких политических деятелей, например, Фридриха Мерца и Маркуса Зедера , политиков из партии ХДС, которые позволили убедиться в политике правительства, касательно АЭС. Споры, продолжающиеся со времён аварии на Фукусиме в 2011 году, приводят к осознанию необходимости подождать с полным закрытием станций, так как зелёные источники энергии не могут обеспечить все производственные мощности.
Одной из важнейших составляющих стала третья группа источников - программы политических партий и заявления экологических организаций. Программы политических партий за разные годы позволили выделить сходства и различия, понять, почему из программы исчез тот или иной пункт. Такими источниками стали программы партий ХДС/ХСС , СДПГ , СвДП , «Левые» , «Альтернатива для Германии» ,
Союз90/»Зелёные» . Программы партийных коалиций, которые свойственны ФРГ, также были рассмотрены - в них можно было найти результаты работы правительства в разные годы и оценить вклад партий в конкретное действие .
В качестве источников с сайтов экологических организаций использовались заявления, конкретные мероприятия, а также принципиальные положения. Стоит отметить важность такой международной экологической организации как WWF (Фонд защиты дикой природы). С её помощью многие территории Германии стали постепенно восстанавливаться и был изменён их статус с «вымирающих» на «восстановленные». Ежегодные отчёты организаций служили для сбора статистических данных и анализу проводимых ими мероприятий .
В том числе, была проанализирована деятельность пяти наиболее крупных экологических организаций, основанных в Германии и работающих на её территории. В качестве примера следует привести NABU (Союз охраны природы Германии) как наиболее обширную по количеству участников и действий. Организация, одна из старейших в своей направленности, более чем за 100 лет работы смогла реализовать свыше 300 проектов по защите и охране окружающей среды.
Литература использовалась для систематизации знаний и использованию их вместе со статистическими данными из источников. Статьи В.Н. Гиряевой об экологии Германии содержат обзорный анализ основных источников власти и их влияние на климатическую политику в 2000-е гг. По мнению автора, экологическая политика Германии устраивает большую часть населения, однако наблюдается с начала XXI века склонность немцев к проживанию в сельской местности или мелких городах, нежели в крупных. Это объясняется небольшой территорией государства (ограниченность ресурсов и природных благ), а также более высоким качеством воздуха, воды и почвы. В статье приводится вывод о том, что люди, проживающие не в крупных немецких городах, более заинтересованы в климатической политике и уровень счастья по опросам намного выше, чем у населения в густонаселённых районах.
Такие исследователи как Г.В. Груза , Ю.А. Израэль , В.П. Максаковский в своих работах анализировали тенденции по климату в мире, где находятся разделы о состоянии экологии в Германии за разные годы. Данные позволили соотнести правительственные решения ФРГ из источников с проблемными показателями из работ учёных. Например, в большом исследовании В.П. Максаковского была представлена полная характеристика экологических тенденций в Западной Европе с конца XX века. В XX веке правительство ФРГ приняло решение о приостановке работы промышленных предприятий в Рурской области, так как допустимый уровень загрязнений к 1960 г. стал рекордным. С того момента потребность в более дешёвой продаже чёрной металлургии на мировой рынок стала возрастать, однако добывать в области стало дороже, чем импортировать у других государств. Исходя из этого, многие предприятия в Рурской области были закрыты. Тем не менее, с момента окончания активной эксплуатации района, правительство начало структурные преобразования по новых экологическим стандартам.
Ряд исследователей писали о роли Германии в Европейском союзе, в Совете ЕС. А.В.Котов и М. Берглунд собрали базу итогов, касающихся итогов председательства Германии в Совете ЕС, а также описали, как функционирует важное природоохранное законодательство Европейской Комиссии. Исследователи пишут, что председательство Германии в Совете ЕС заключалось, прежде всего, в дальнейшем укреплении и сосредоточении внимания по всем вопросам среди членов ЕС. Германия считала, что страны-участницы недостаточно активно ведут совместную политику и не показывают эффективных результатов. Поэтому, был сделан вывод о необходимости введения экологических европейских стандартов для того, чтобы более безопасно, без серьёзных проблем, перейти на экологически чистое производство крупных производителей. Именно этот вопрос стал ключевым, так как недовольство корпораций вызывает вопросы о возможной применимости зелёных источников энергии и техник производства в их работе. Как итог, было достигнуто согласие по использованию энергии водорода и специальных «чистых» аккумуляторов. Германия также внесла свой вклад в формирование природоохранного законодательства Европейской Комиссии. Ещё с 1970 -х гг. Германия предложила принцип предосторожности, который означает, что необходимо заранее просчитывать и предугадывать возможные риски, связанные с экологией и климатом. Данный принцип был реализован на уровне ЕК в 2000 году, что говорит о прямом вкладе ФРГ в деятельность европейских государств.
А.В. Докучаев и В.Ю. Щербаков внесли большой вклад в изучение гражданских инициатив в ФРГ. С помощью их работ стало возможным получение взгляда со стороны на данное явление и его прямую взаимосвязь с политической жизнью Германии. Авторы охарактеризовали путь становления гражданских инициатив, ввели определение и показали трансформацию до настоящего времени. По их мнению, гражданские инициативы переросли из изъявления права на принадлежность к принятию определённых важных решений в материальное проявление - создание политической партии «зелёных». Это, исходя из исследования, стало возможно благодаря развитому гражданскому сознанию населения и пониманию масштабности климатических проблем не только в ФРГ, но и на всей планете.
Е.Н. Плотникова и В. Игнатенко исследовал экологическую политику в контексте устойчивого развития: Германия - развитое государство с многогранной политикой, которую необходимо постоянно развивать . Был сделан вывод о том, что многие сферы в жизни государства накладываются и пересекаются друг с другом, образуя особую среду для дальнейшего развития. Наравне с положительной оценкой зелёной деятельности, учёные пишут и о негативных аспектах. Касаются они транспортной и производственных систем, по которым Германии на самом деле ещё тяжело соблюдать климатическую нейтральность. С помощью интеграции в Европейском союзе ФРГ удаётся аккумулировать силы и направлять их на создание совместных проектов, которые помогут не только развитым, но и развивающимся государствам более быстрыми темпами приблизиться к новым экологическим нормам и требованиям.
Ряд зарубежных авторов, таких как Д. Волл , Д. Месснер , Л. Догару исследовали изменения в зелёной политике ЕС и Германии, в частности. Общая мысль авторов заключалась в том, что начиная с 50-х гг. XX века мир существенно продвинулся в изучении климатических проблем и роль Германии в данном вопросе является одной из ключевых. Л. Догару писала о важности экологической защиты для устойчивого развития. Приводилась характеристика последних совершённых мер на состояние 2013 года, однако они не являлись утешительными на тот момент . Климатические показатели Германии всё также находились на низком уровне, несмотря на принятые Европейской Комиссией планы устойчивого развития к 2020 году. Д.Волл и Д.Месснер приводили доказательства в пользу того, что, несмотря на наличие структурных проблем в Германии и странах мира, государства уже добились существенных успехов в работе с сознанием населения. При недостаточной заинтересованности общества в решении таких глобальных проблем, мало какие инициативы государств и правительств будут функционировать, как отлаженный механизм.
В работе использовались преимущественно следующие методы: анализ источников, метод case-studies, синтез. Анализ источников позволил изучить основные международные соглашения, договоры и прочие правовые документы. Без данного метода исследования было бы невозможно составить полноценную экологическую картину в Германии и мире. Метод case-studies был выбран для того, чтобы показать место и значение конкретного государства в контексте решения глобальных проблем человечества, которой и является экология. Исходя из этого, метод синтеза позволил провести глубокий анализ, так как были обобщены разрозненные материалы международных соглашений, внутренних документов ФРГ, программ политических партий и экологических всемирных и немецких организаций.
Проанализировав большое количество полученной информации и сведя её к единой цели, были выявлены существенные детали, характеризующие экологическую политику в мире и в Германии.
Во-первых, основными угрозами для экологии ФРГ и международного сообщества стоит признать повышение температуры планеты на 1,5 градуса, серьёзное истощение и постепенное исчезновение ценных природных ресурсов, биологического разнообразия планеты, а также возникновение трудностей в сельском хозяйстве и в экономике в целом.
Во-вторых, на международном уровне Германия играет важную роль. Являясь одним из лидеров в проведении экологической политики не только в Европейском союзе, но и в мире, ФРГ соблюдает международные соглашения по вопросам климата и стремится к более высокому уровню их реализации менее развитыми странами. Германия часто становится местом для проведения климатических конференций, саммитов и других встреч международного уровня, происходит это по причине развитой политики.
В-третьих, участие Германии на уровне ЕС заключается, прежде всего, во влиянии на остальные государства и проведении более прогрессивной зелёной линии. Стоит отметить, что интересы отдельных экологических организаций сильно влияют как на немецкую политику внутри страны, так и за её пределами. Участие Германии в климатической политике ЕС способствует передаче опыта менее развитым в этой сфере государствам, что позволяет повышать общие «зелёные» показатели на региональном уровне. На международной арене ФРГ призывает другие государства не отставать и не откладывать решение глобальных вопросов. Несмотря на все успехи Германии, при отсутствии международной поддержки большей частью стран, говорить о значительном улучшении, а тем более, о победе, пока не представляется возможным.
Четвёртая задача заключалась в проведении анализа деятельности правительства ФРГ по решению экологических проблем внутри страны. Немецкое общество крайне заинтересовано в сохранении природы, исходя из богатого разнообразия государства. Правительство ФРГ, начиная с 1990 года, приняло огромный ряд прогрессивных реформ, которые не могли не повлиять на восприятие обществом новой современной жизни. Вместе с положительным влиянием на мнение населения в вопросах экологии и внедрением климатических программ, законов, льгот и пр., следует обозначить негативный момент. По большей части, он заключается в том, что государство откладывает закрытие АЭС на 2024 год, но, по прогнозам исследователей, решение по ним может занять неопределённый срок. Впрочем, такое колебание обусловлено, прежде всего, неспособностью альтернативных источников энергии полностью либо наполовину обеспечить крупные промышленные предприятия, вопрос о вреде которых является одним из важнейших. До тех пор, пока зелёные источники полностью не смогут обеспечить производственные мощности, международные организации, политические партии и население будут недовольны политикой, проводимой правительством. Тем не менее, позитивных и прогрессивных элементов в экологической политике гораздо больше, что говорит о практически полном повороте Германии в сторону безопасного будущего для своей страны.
Наконец, пятая задача заключалась в рассмотрении роли политических партий и экологических организаций в деятельности правительства Германии. Политические партии ФРГ и экологические организации оказывают колоссальное влияние на внутренние дела. Экологические организации могут добиваться изменений в законах: принятии новых, изменении старых. Политические партии же стремятся поддерживать баланс в стране, при этом соблюдать свои программные интересы, объединяясь в коалиции для более эффективных решений и идей.
В общем и целом, политика правительства ФРГ в отношении экологии с 1990 -х гг. набирала только позитивные обороты. Возросшая роль Германии после её объединения положила начало позиционированию государства как одного из ведущих во многих сферах международной жизни. Политическое влияние Германии на другие страны и различные проекты продолжает расти. Грамотная политика, которая учитывает постоянные изменения рынка и экономики, предпринимает меры для сокращения возможных рисков, связанных с переходом на зелёные источники энергии. Наличие технологий, позволяющих реализовать этот переход, всё же не может удовлетворить запросы крупных компаний. Экологические организации не раз обвиняли правительство и отдельных политических лиц в том, что в погоне за прибылью они забывают о будущем страны и всего мира. Тем не менее, экономическая статистика и решения в ФРГ показывают совсем обратную ситуацию.
Реализация коренных, структурных преобразований во многих сферах жизни общества требует огромных финансовых затрат, позволить которые на данный момент не может даже Германия, обладающая значительным профицитом бюджета. Главная мысль правительства при внедрении новых климатических инициатив на государственном уровне - надёжность и безопасность, важность введения изменений постепенно для качественного функционирования всей системы. Что же касается международного сотрудничества по глобальной проблеме климата, то ФРГ придерживается таких же стандартов, так как без качественных изменений невозможно построить безопасную среду на планете.
Цель исследования предполагала выявление эффективности действий Германии по преодолению экологических проблем внутри страны и на международном уровне. Исходя из поставленных задач, можно сказать, что цель исследования достигнута. Экологическая политика Германии действительно обладает высокой эффективностью, так как проводится постоянная работа по её улучшению и дальнейшему региональному и мировому продвижению.
1. Климатическая нейтральность к 2050 г.//Европейская комиссия, 2019.-URL: http://publications.europa.eu/resource/cellar/92f6d5bc-76bc-11e9-9f05- 01аа75ей71а1.0005.03/ООС_1(дата обращения: 01.10.2022)
2. Волна тепла в Европе устанавливает новые рекорды температуры // Всемирная
метеорологическая организация 2019. - URL:
Ьй^://риЫ1с^шо.т1/ги/шей1а/новости/волна-тепла-в-европе-устанавливает-новые- рекорды-температуры (дата обращения: 26.09.2022)
3. Директива 90/313/ЕЭС от 7 июня 1990 г. о свободе доступа к информации об
окружающей среде. (Перевод П.А. Калиниченко) - URL: https://eulaw.edu.ru/spisok- dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/direktiva-90-313-ees-ot-7-iyunya-1990-g-o- svobode-dostupa-k-informatsii-ob-okruzhayushhej-srede-perevod-p-a-kalinichenko/ (дата
обращения 04.11.2022).
4. Доклад о разрыве в уровнях выбросов за 2022 год. //Организация Объединенных
Наций, 2022. -
URL:https://wedocs.unep.org/bitstream/handle/20.500.11822/40932/EGR2022 ESRU.pdf?s equence=12(дата обращения: 29.04.2023)
5. Климатическая нейтральность к 2050 г // Publications Office of the European Union,
2019. - URL: http://publications.europa.eu/resource/cellar/92f6d5bc-76bc-11e9-9f05-
01aa75ed71a1.0005.03/DOC 1 (дата обращения: 06.05.2023)
6. Киотский протокол, Приложение В.// UnitedNations Конвенции и соглашения, 1997 г.
URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/kyoto.shtml (дата
обращения: 17.09.2022)
7. Общие условия реализации продукции в Европейском союзе // Center for testing and European certification, 2008. - URL: https://www.ctec.lv/userfiles/files/reshenie-768-2008- es.pdf (дата обращения 10.11.2022).
8. Опасные явления, связанные с водой, являются наиболее распространёнными видами стихийных бедствий на протяжении последних 50 лет // Всемирная метеорологическая организация, 2021. - URL: https://public.wшo.int/ru/шedia/пресс- релизы/опасные-явления-связанные-с-водой-являются-наиболее-распространенными- видами (дата обращения: 26.09.2022)
9. От ливней до жары // Deutschland.de, 2022. -URL:
https://www.deutschland.de/ru/topic/okruzhayuschaya-sreda/germaniya-izmenenie-klimata- vsemirnyy-sovet-po-zaschite-klimata-ipcc (дата обращения: 03.10.2022)
10. Парижское соглашение 2015 // United Nations Climate Change, 2015. - URL:
https://unfccc.int/sites/default/files/russian paris agreement.pdf (дата обращения
04.11.2022).
11. Рамочная директива о воде, морских стратегиях, шуме в окружающей среде2020г. // WECOOP // Политика и нормативные документы ЕС, 2022. -URL: https://wecoop.eu/ru/regional-knowledge-centre/eu-policies-regulations/ (дата обращения 03.03.2023)
12. Рамочная конвенция Организации Объединённых Наций об изменении климата //
United Nations, 1992. - URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/climate framework conv.shtml (дата обращения: 02.12.2022)
13. Рамочная Конвенция об изменении климата//Организация Объединенных Наций , 2013. -URL: https://unfccc.int/resource/docs/2013/cop19/rus/l15r.pdf(дата обращения: 26.09.2022)
14. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1972 г. // United
Nations, 1992. - URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/riodecl.shtml (датаобращения:
01.10.2022)
15. Экологическая политика ЕСв 2022 г. //WECOOP //Политика и нормативные
документы ЕС, 2022. - URL: https://wecoop.eu/wp-
content/uploads/2020/04/8EAP ru.pdf(дата обращения: 01.10.2022)
..112