Деятельность МБУ СО ЕСРЦН «Росток» по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних
|
Введение 3
1 Несовершеннолетний правонарушитель как объект профилактического воздействия 5
1.1 Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей 5
1.2 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в
социально-реабилитационных центрах и специфика их социально - правового статуса 16
1.3 Причинный комплекс правонарушений несовершеннолетних 23
2 Сущность вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних 28
2.1 Нормативно - правовое регулирование профилактики правонарушений
несовершеннолетних 28
2.2 Основные формы и методы вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних 35
2.3 Технологии вторичной профилактики правонарушений
несовершеннолетних 44
3 Деятельность МБУ СО ГСРЦН «Росток» по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних 49
3.1 Опыт реализации мероприятий вторичной профилактики в МБУ СО ГСРЦН «Росток» 49
3.2 Проблемы деятельности и рекомендации по совершенствованию мер вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБУ СО ГСРЦН «Росток» 55
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А Программа тренинга « Моя роль в семье» 70
1 Несовершеннолетний правонарушитель как объект профилактического воздействия 5
1.1 Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей 5
1.2 Характеристика несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в
социально-реабилитационных центрах и специфика их социально - правового статуса 16
1.3 Причинный комплекс правонарушений несовершеннолетних 23
2 Сущность вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних 28
2.1 Нормативно - правовое регулирование профилактики правонарушений
несовершеннолетних 28
2.2 Основные формы и методы вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних 35
2.3 Технологии вторичной профилактики правонарушений
несовершеннолетних 44
3 Деятельность МБУ СО ГСРЦН «Росток» по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних 49
3.1 Опыт реализации мероприятий вторичной профилактики в МБУ СО ГСРЦН «Росток» 49
3.2 Проблемы деятельности и рекомендации по совершенствованию мер вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБУ СО ГСРЦН «Росток» 55
Заключение 61
Список использованных источников 63
Приложение А Программа тренинга « Моя роль в семье» 70
В современном обществе молодое поколение занимает особое положение, поскольку именно в то время, когда человек молод, полон энергии и сил перед ним открываются новые возможности, он легко преодолевает трудности, быстрее добивается поставленных целей. В молодежи сконцентрирована сила и мощь, которая способствует динамичному развитию общества, продвижению страны вперед. В этой связи такие асоциальные явления, как правонарушения среди несовершеннолетних, вызывают особенную обеспокоенность, и разработка мер по предупреждению является важной задачей, стоящей перед обществом.
Актуальность поиска новых методов, форм, технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних обусловлена высоким уровнем девиантных поведенческих проявлений в подростковой среде. По мнению И.Ю. Блясовой, несмотря на пристальное внимание со стороны ученых к предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, данная проблема продолжает сохранять актуальность, поскольку уровень делинквентности среди детей и подростков продолжает оставаться достаточно высоким [1,с. 122]. Итак, увеличение числа подростков с противоправным поведением влечёт за собой необходимость организации всестороннего профилактического воздействия в отношении несовершеннолетних, и обеспечения индивидуального подхода к конкретному подростку.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» участниками преступлений в 2016 году стали 48,6 тыс. подростков. Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 53,7 тыс. преступлений [2]. По данным, приведенным ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, за период январь ноябрь 2017 года несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 1245 преступлений [3].Исходя из данных портала правовой статистики Генеральной
прокуратуры РФ за период январь-февраль 2018 года участниками преступлений стали 6,1 тыс. подростков, в том числе 199 из которых проживают на территории Красноярского края. Несовершеннолетними и при их соучастии за рассматриваемый период было совершено 6,2 тыс. преступлений, 201 из которых зарегистрировано в нашем субъекте. К тому же за январь- февраль 2018 года показатель прироста значительно увеличился по сравнению с предыдущим годом и составляет 6,5 %. Стоит также отметить, что приведенные данные относительно нашего региона являются достаточно высокими по регионам РФ в целом [4]. Несомненно, вышеуказанная статистическая информация отражает негативные общественные тенденции и свидетельствует о наличии определенных проблем в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, в настоящее время перед государственными органами и общественными организациями стоит непростая задача по совершенствованию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, подготовке высококвалифицированных специалистов, которые смогут внедрить и апробировать новые научные методы работы с данной социальной группой, увеличить эффективность мероприятий индивидуальной программы профилактики. Одна из главных задач работы в данной области - первоочередная ориентация на потребности, проблемы несовершеннолетнего и его семьи. Деятельность специалиста должна быть направлена на поиск и устранение причин семейного неблагополучия, реабилитацию и адаптацию подростка в обществе, работу с его окружением, коррекцию психоэмоционального состояния, организацию эффективного взаимодействия с учреждениями системы профилактики, привлечение некоммерческих общественных организаций.
Объектом данной работы выступает несовершеннолетний правонарушитель.
Предмет - вторичная профилактика правонарушений несовершеннолетних
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности личности несовершеннолетних как один из основополагающих факторов правонарушений;
- проанализировать специфику социально-правового статуса несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях социально - реабилитационного центра;
- рассмотреть причинный комплекс совершения правонарушений несовершеннолетними;
- определить нормативную базу и субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- изучить практическую деятельность специалистов МБУ СО ГСРЦН «Росток» в рамках реализации мер по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних
- выявить проблемы и предложить рекомендации по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних в МБУ СО ГСРЦН «Росток»
Методы: сбор и анализ литературы по теме и нормативно -правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, наблюдение; интервьюирование специалистов МБУ СО ГСРЦН «Росток».
Актуальность поиска новых методов, форм, технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних обусловлена высоким уровнем девиантных поведенческих проявлений в подростковой среде. По мнению И.Ю. Блясовой, несмотря на пристальное внимание со стороны ученых к предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, данная проблема продолжает сохранять актуальность, поскольку уровень делинквентности среди детей и подростков продолжает оставаться достаточно высоким [1,с. 122]. Итак, увеличение числа подростков с противоправным поведением влечёт за собой необходимость организации всестороннего профилактического воздействия в отношении несовершеннолетних, и обеспечения индивидуального подхода к конкретному подростку.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 22.03.2017 № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» участниками преступлений в 2016 году стали 48,6 тыс. подростков. Несовершеннолетними и при их соучастии совершено 53,7 тыс. преступлений [2]. По данным, приведенным ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, за период январь ноябрь 2017 года несовершеннолетними или при их соучастии было совершено 1245 преступлений [3].Исходя из данных портала правовой статистики Генеральной
прокуратуры РФ за период январь-февраль 2018 года участниками преступлений стали 6,1 тыс. подростков, в том числе 199 из которых проживают на территории Красноярского края. Несовершеннолетними и при их соучастии за рассматриваемый период было совершено 6,2 тыс. преступлений, 201 из которых зарегистрировано в нашем субъекте. К тому же за январь- февраль 2018 года показатель прироста значительно увеличился по сравнению с предыдущим годом и составляет 6,5 %. Стоит также отметить, что приведенные данные относительно нашего региона являются достаточно высокими по регионам РФ в целом [4]. Несомненно, вышеуказанная статистическая информация отражает негативные общественные тенденции и свидетельствует о наличии определенных проблем в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, в настоящее время перед государственными органами и общественными организациями стоит непростая задача по совершенствованию системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, подготовке высококвалифицированных специалистов, которые смогут внедрить и апробировать новые научные методы работы с данной социальной группой, увеличить эффективность мероприятий индивидуальной программы профилактики. Одна из главных задач работы в данной области - первоочередная ориентация на потребности, проблемы несовершеннолетнего и его семьи. Деятельность специалиста должна быть направлена на поиск и устранение причин семейного неблагополучия, реабилитацию и адаптацию подростка в обществе, работу с его окружением, коррекцию психоэмоционального состояния, организацию эффективного взаимодействия с учреждениями системы профилактики, привлечение некоммерческих общественных организаций.
Объектом данной работы выступает несовершеннолетний правонарушитель.
Предмет - вторичная профилактика правонарушений несовершеннолетних
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности личности несовершеннолетних как один из основополагающих факторов правонарушений;
- проанализировать специфику социально-правового статуса несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в условиях социально - реабилитационного центра;
- рассмотреть причинный комплекс совершения правонарушений несовершеннолетними;
- определить нормативную базу и субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних.
- изучить практическую деятельность специалистов МБУ СО ГСРЦН «Росток» в рамках реализации мер по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних
- выявить проблемы и предложить рекомендации по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних в МБУ СО ГСРЦН «Росток»
Методы: сбор и анализ литературы по теме и нормативно -правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, наблюдение; интервьюирование специалистов МБУ СО ГСРЦН «Росток».
Правонарушения как одна из социальных реалий выступает в качестве негативного явления, нарушающего развитие общественного организма. Серьезную проблему представляет собой распространение данного явления в среде подрастающего поколения, поскольку подростки являются основным резервом для развития общества и страны в целом. В связи с этим профилактика данного негативного явления требует решительных и целенаправленных мер, развития и совершенствования форм и методов.
В первой главе данной работы были проанализированы основные характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя. Так, можно отметить, что для него характерны следующие черты: правовой нигилизм, эгоцентричность, неуважение к правам других людей. Также немаловажными чертами личности данной категории лиц являются: безответственное отношение к образовательному процессу, конфликтность в общении со сверстниками, преподавателями, а также отсутствие эмоциональной связи с членами семьи. На основании рассмотрения основных причин, детерминирующих совершение правонарушений несовершеннолетними, был сделан вывод о том, что данные причины в основном являются следствие непосредственного влияния среды социализации подростка. Следует отметить, что коренной причиной изучаемого явления выступает семейное неблагополучие, в результате чего несовершеннолетний остаётся без контроля со стороны взрослых, он лишён их поддержки и понимания, материального содержания.
Вторая глава была посвящена изучению основных методов, форм и технологий вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рассмотренные детерминанты нацелены на коррекцию девиантных проявлений поведения несовершеннолетнего посредством развития положительных социально-нравственных установок личности. В свою очередь, необходимым аспектом профилактики также является работа по обеспечению нормализации среды социализации подростка, восстановлению необходимых социальных связей с семьей и образовательным учреждением. Также необходимо отметить, что изложенные в данной работе технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних методологически разнообразны и нацелены на всесторонний и комплексный подход в профилактической работе с несовершеннолетним.
В третьей главе был рассмотрен опыт деятельности МБУ СО ГСРЦН «Росток» по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних. На основе исследованной информации были выявлены определенные проблемные аспекты деятельности учреждения и разработаны рекомендации по совершенствованию профилактической работы. Перед специалистами центра стоит непростая задача в улучшении реабилитационного и профилактического процесса работы с воспитанниками, поступающими в учреждение, принятия дополнительных мер по организации системной и слаженной работы по решению проблем конкретного несовершеннолетнего.
В первой главе данной работы были проанализированы основные характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя. Так, можно отметить, что для него характерны следующие черты: правовой нигилизм, эгоцентричность, неуважение к правам других людей. Также немаловажными чертами личности данной категории лиц являются: безответственное отношение к образовательному процессу, конфликтность в общении со сверстниками, преподавателями, а также отсутствие эмоциональной связи с членами семьи. На основании рассмотрения основных причин, детерминирующих совершение правонарушений несовершеннолетними, был сделан вывод о том, что данные причины в основном являются следствие непосредственного влияния среды социализации подростка. Следует отметить, что коренной причиной изучаемого явления выступает семейное неблагополучие, в результате чего несовершеннолетний остаётся без контроля со стороны взрослых, он лишён их поддержки и понимания, материального содержания.
Вторая глава была посвящена изучению основных методов, форм и технологий вторичной профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рассмотренные детерминанты нацелены на коррекцию девиантных проявлений поведения несовершеннолетнего посредством развития положительных социально-нравственных установок личности. В свою очередь, необходимым аспектом профилактики также является работа по обеспечению нормализации среды социализации подростка, восстановлению необходимых социальных связей с семьей и образовательным учреждением. Также необходимо отметить, что изложенные в данной работе технологии профилактики правонарушений несовершеннолетних методологически разнообразны и нацелены на всесторонний и комплексный подход в профилактической работе с несовершеннолетним.
В третьей главе был рассмотрен опыт деятельности МБУ СО ГСРЦН «Росток» по вторичной профилактике правонарушений несовершеннолетних. На основе исследованной информации были выявлены определенные проблемные аспекты деятельности учреждения и разработаны рекомендации по совершенствованию профилактической работы. Перед специалистами центра стоит непростая задача в улучшении реабилитационного и профилактического процесса работы с воспитанниками, поступающими в учреждение, принятия дополнительных мер по организации системной и слаженной работы по решению проблем конкретного несовершеннолетнего.



