РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ABC-XYZ анализ 7
2 Модификация ABC-XYZ анализа для случайно цензурированных данных 12
2.1 Понятие цензурированной выборки 12
2.2 Оценка функции выживания Каплана-Мейера 14
2.3 Модификация ABC-XYZ анализа для случайно цензурированных
данных 18
2.4 Анализ товарного ассортимента производственного предприятия
г. Томска 22
2.5 Формула Уилсона 25
3 Разработка программной надстройки для ABC-XYZ анализа для случайно
цензурированных данных в среде MS Excel 31
3.1 Описание надстройки 31
3.2 Результаты разработки 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ЛИТЕРАТУРА 46
ПРИЛОЖЕНИЕ A Программная реализация 51
В современной бизнес-среде буквально каждое предприятие использует ABC-XYZ анализ для анализа товарного ассортимента в зависимости от его прибыльности и стабильности спроса. Данный методоснован на данных об осуществленных продажах за некоторый период, например, ежедневных, еженедельных или ежемесячных продажах в течение года или нескольких лет.
Использование совмещенного АВС и XYZ-анализа имеет ряд существенных преимуществ, к которым можно отнести следующие:
- повышение эффективности системы управления товарными
ресурсами;
- повышение доли высокоприбыльных товаров без нарушения принципов ассортиментной политики;
- выявление ключевых товаров и причин, влияющих на количество товаров, хранящихся на складе, на оборачиваемость складских запасов и их неоптимальное управление;
- перераспределение усилий персонала в зависимости от квалификации и имеющегося опыта.
ABC- и XYZ-анализ является современным инструментом маркетинга, совместное применение которых с иными методами анализа помогает решать вопросы ассортиментной и ценовой политики, выбора рыночных сегментов и каналов сбыта, оптимального управления запасами, роста эффективности использования инструментов маркетинговых коммуникаций.
При этом очевидно, что данные, полученные после проведения ABC- и XYZ-анализа, не анализируют и не отображают реального спроса на товар, т.к. не учитывают ситуации дефицита, когда все имеющиеся в наличии позиции были проданы и некоторые покупатели просто не смогли приобрести данный товар по причине его отсутствия.
В этом случае аналитики фактически работают с цензурированными справа данными, которые требуют специального подхода при их статистической обработке, простые алгоритмы при этом приводят к серьезным неточностям, а значит, к прямым убыткам.
В данной работе подробно рассматриваются процедура разработки программной надстройки для автоматизации и модификация широко употребимых в логистике и маркетинге методик ABC-XYZ анализа на случай наличия цензурирования в исходных данных. При оценивании среднего уровня продаж и среднеквадратического отклонения применялся метод подстановки, в качестве оценки функции распределения использовалась непараметрическая оценка Каплана-Мейера.
На примере показано, что учет цензурирования приводит к существенной разнице в итогах группировки и, следовательно, к потерям прибыли. Новые методы следует рассматривать как более точные, т.к. используемая в расчетах среднего уровня продаж и среднеквадратического отклонения оценка Каплана-Мейера позволяет получить меньшие отклонения от истинных значений параметров.
Модифицированный метод апробировался на реальных данных о продажах томского производственного предприятия.
В работе рассматривалась модификация ABC-XYZ-анализа товарного ассортимента предприятия на случай наличия дефицита товаров (фактически, случайного цензурирования спроса справа), что повышает степень точности итогов группировки товаров за счёт более качественного оценивания.
На реальных данных о продажах томского производственного предприятия показано, что модифицированный метод дает другие результаты группирования, которые нужно рассматривать как более адекватные, т.к. при модификации учитывалась природа реальных данных, что приводит к более точным результатам. При этом модифицированный метод АВС-XYZ анализа позволил показать, что дефицит привел к существенным потерям в выручке, изменениям статуса товаров в АВС-XYZ классификации, а значит, к пересмотру маркетинговой, производственной и закупочной политики в отношении каждого наименования.
Средствами MS Excel разработана программная надстройка, позволяющая осуществлять перегруппировку товаров с учётом дефицита.
В связи с широкой распространенностьюМЗ Excel, а также конвертируемостью данных и высокой адаптивностью к этой программе существующих ИС предприятий, данная программная надстройка может быть легко встроена в работу и применима даже на предприятиях малого бизнеса.
1. Охрименко А.С. ABC-XYZ анализ ассортимента предприятия / Ж.Н.
Зенкова, А.С. Охрименко // Труды Томского государственного
университета. Серия физико-математическая. - 2018. - Т. 302. - С. 99- ЮЗ.
2. Скрипник В.М. Анализ надежности технических систем по цензурированным выборкам / В.М. Скрипник, А.Е. Назин, Ю.Г. Приходько, Ю.Н. Благовещенский. - М.: Радио и связь. - 1988. - 184 с.
3. Тихов М.С., Бородина Т.С. Эконометрические модели с
цензурированными данными / М.С. Тихов, Т.С. Бородина // Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский
госуниверситет, 2012. - 50 с.
4. Зенкова Ж.Н., Гаман М.И. Модификация методов АВС-, XYZ-анализа на случай цензурированных данных / Ж.Н. Зенкова, М.И. Гаман // Материалы VII Международной конференции «Логистические системы в глобальной экономике». Красноярск,16-17 марта 2017 г. - Красноярск, 2017. - С. 150-153.
5. Боровиков В.П. STATISTICA - Статистический анализ и обработка данных в среде Windows / В.П. Боровиков, И.П. Боровиков - М.: Филин, 1997. - 608 с.
6. Боровков А.А. Математическая статистика: Учебник / А.А. Боровков. - СПб.: Лань, 2010. - 704 с.
7. Ивченко Г.И., Медведев Ю.И. Математическая статистика. Учебное пособие для ВУЗов / Г.И. Ивченко, Ю.И. Медведев - М.: Высшая школа, 1984. - 248 с.
8. Елисеева И.И. Статистика: учеб./ И.И. Елисеева - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 448 с.
9. Зенкова Ж.Н., Краковецкая И.В. Моделирование по неполным данным в
логистике и маркетинге / Ж.Н. Зенкова, И.В. Краковецкая //
Логистические системы в глобальной экономике: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 14-15 марта 2013 г.: в 2 ч. Ч. 1. Научно-исследовательский сектор Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2013. - 332 с.
10. Дмитриев Ю.Г., Зенкова Ж.Н. Об оценивании симметричной функции распределения по полным наработкам цензурированной выборки / Ю.Г. Дмитриев, Ж.Н. Зенкова // Обозрение прикладной и промышленной математики. - 2005. - С. 349-350.
11. Прохорова Ю.В. Вероятность и математическая статистика:
Энциклопедия / Ю.В. Прохорова. - М.: Большая российская
энциклопедия, 2003. - 912 с.
12. Гальперин В.И. Микроэкономика / В.И. Гальперин, С.М. Игнатьев, В. И. Моргунов. - М.: Омега-Л, Экономикус, 1990. - 349 с.
13. Гелюта И. Ф. Ценообразование в системе маркетинга зау.е.ежных компаний- Мировая экономика [Электронный ресурс]: дис. канд. экон. наук / И.Ф. Гелюта. - М., 2002. - 211 с. Электрон.версия печат.публ. Доступ из «Электронная библиотека: Диссертации».
14. Зенкова Ж.Н., Макеева О.Б. Применение методов обработки
цензурированных данных при анализе оборачиваемости / Ж.Н. Зенкова, О.Б. Макеева // Вестник науки Казахского агротехнического
университета им. С.Сейфуллина. - Астана, 2014. - №3 (82). - С. 21-30.
15. Кобзарь А. И. Прикладная математическая статистика/ А.И. Кобзарь. - М.: Физматлит, 2006. - 238 с.
..38