Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль пропагандистских кампаний в управляемой политической коммуникации

Работа №186770

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

политология

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ 10
1.1 Политическая коммуникация и управление сознанием 10
1.2 Политическая пропаганда: определение понятия и технологии 21
2 ПРОПАГАНДИСТСКАЯ КАМПАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЦЕЛЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ 31
2.1 Пропагандистская/информационная кампания как серия коммуникативных событий 31
2.2 Особенности организации и реализации пропагандистской кампании 40
3 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ ПО ВНЕСЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ РФ 47
3.1 Описание эмпирического исследования 47
3.2 Качественный анализ политических видеороликов о поправках в структуре пропагандистской кампании 51
3.3 Характеристики пропагандистской кампании по внесению изменений в Конституцию РФ на примере РИА-Новости 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78


Актуальность темы исследования. Политическая коммуникация составляет широкий спектр коммуникативных взаимодействий, создание и поддержание имиджа политического субъекта, актуализацию определенных политических конфликтов как внутри государства, так и на международном уровне, необходимость легитимации политических решений и институтов и прочее. Зачастую явление политической коммуникации представляет собой проведение информационных кампаний. Подобного рода кампании необходимы для управления политическими процессами, которые зачастую ограничены в политическом времени: электоральный цикл, в течение которого кандидаты разворачивают свои кампании в медиа, актуализация политического конфликта и т. д. требуют организованной коммуникации, имеющей определенную цель и механизмы. Так, политическая коммуникация заключается в движении определенной политической информации, которая направлена на реализацию коммуникативных целей. Например, конфликт Украины и России по поводу военных действий на Донбассе сопровождался активной пропагандистской кампанией, которая, однако, сегодня скорее имеет характер информационной войны. Присоединение Крыма к России, продвижение инициативы Президента по принятию поправок к Конституции в 2021 году тоже имели характер информационно-пропагандистской кампании.
Информационные кампании - это разновидность политической кампании в информационной среде, которые имеют конкретное политическое пространство и время, и направленны на реализацию определенных целей. Содержание кампании может раскрываться в понятиях политического управления, применяющего технологии пропаганды. Как правило, развитие средств массовой коммуникации определяет развитие инструментов, используемых и в информационных кампаниях. Так, политическая пропаганда реализуется посредством информационных кампаний, когда цели кампании определяют ее особенности и технологии. В современной политике пропагандистские кампании сопровождают все значимые политические события, которые требуют определенного поведения масс. В 2014 году во многом пропаганда способствовала легитимации присоединения Крыма. Пропагандистская кампания, посвященная внесению изменений в Конституцию РФ в 2020 году, высоко оценивается исследователями, как пример успешной политической коммуникации, поскольку коммуникативные цели кампании были достигнуты, и легитимированы были сами поправки, как с точки зрения содержания, так и с позиции голосования, о чем можно судить по результатам голосования. Поэтому обосновано предположение о том, что информационные кампании и далее будут играть весомую роль в управляемой политической коммуникации, так как они сопровождают значимые политические события, решения.
Степень научной разработанности темы. Выявление роли пропагандистской кампании в управляемой политической коммуникации относится сегодня к дискуссионным научным полям. Всю имеющуюся литературу, посвященную данной проблеме, условно можно разделить на несколько групп.
Теории коммуникации. Классическая теоретическая модель политической коммуникации создана представителем Чикагской школы Г. Лассуэллом. Эта модель востребована во множестве работ, посвященных как теориям коммуникации, так и концепциям политической коммуникации. Также вклад внесли другие американские исследователи П. Лазерсфельд, Ф. Баль и др. Из числа отечественных авторов наиболее полно вопросами коммуникации, в том числе, политической, занимается Г. Почепцов. В своей работе «Теория коммуникации» автор описывает эволюцию теорий коммуникации, а также приводит различные модели социальной коммуникации. Кроме того, предметом исследований Г. Почепцова являются методика и методология коммуникативных исследований, в числе которых контент-анализ, дискурс, пропагандистский анализ и др. Вопросами коммуникологии и политической коммуникации также занимается Ф. И. Шарков, в работах которого встречаются попытки описать особенности коммуникации в информационном обществе. Н. Ф. Пономарев написал монографию, посвященную стратегиям коммуникации в обществе постмодерна. Так, Н. Ф. Пономарев рассматривает коммуникацию постмодерна через конкуренцию публичных дискурсов. Основные вопросы и теоретические аспекты политических коммуникаций описаны в академических работах А. И. Соловьева, которые, помимо теорий коммуникации, затрагивают в отдельности различные прикладные коммуникации, такие как пропаганда, «паблик рилейшнз», реклама и др. Особенности политической коммуникации в Интернете описаны у С. В. Володенкова. Теория политической коммуникации и основные концепции описаны в монографии М. Н. Грачева, где особенное внимание уделено сфере Интернета. И. А. Быков анализировал политическую коммуникацию в условиях сетевого информационного общества. В работе Л. Н. Тимофеевой определено предметное поле политической коммуникативистики. УМ. Г. Вершинина, помимо основных теоретических аспектов, при анализе коммуникации в Интернете внимание уделено феномену Интернет- демократии.
Политическая пропаганда. Исследователи политической пропаганды часто соотносятся и авторами работ по теории коммуникации. Связано это с тем, что интерес к изучению коммуникации особенно проявится в период Первой мировой войны, и новый виток пришелся на период Холодной войны. Эти референтные события сопровождались проникновением пропаганды в различные сферы общества, т.е. пропаганда стала одной из наиболее распространенных форм массовой коммуникации. В частности, Г. Лассуэлл определил политическую пропаганду как контроль над общественным мнением с помощью политических символов. Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис, выделили специфику современной пропаганды как влияния. Пропаганда вызывает интерес исследователей из различных отраслей научного знания, что объясняет многообразие подходов. Так, описанные ранее авторы подходили к пропаганде через коммуникативный подход, то есть делали акцент на распространении сообщений. Помимо этого, в работе Л. Войтасика приводится не только теоретическое осмысление психологических особенностей пропаганды, но и демонстрация того, как пропаганда воздействует на индивидуальное и массовое сознание, например, показывается влияние цвета на восприятие сообщений. Несмотря на то, что работа «Психология политической пропаганды» была написана в 1981 году, она не утратила актуальности. Другой ракурс, под которым исследователи подходят к политической пропаганде, лингвистический. Политическая пропаганда, в том числе, представляет собой текст, который и выступает инструментом пропаганды. Лингвистический подход встречается у Г. Почепцова, а отдельные работы о языке пропаганды и информационной войны принадлежат А. Д. Васильеву и Ф. Е. Подсохину. Данный подход обращает внимание непосредственно на текст и содержание, на то, какие средства языковой выразительности используются в пропаганде, как осуществляется семантическое манипулирование. Классические и современные работы, посвященные политической пропаганде, обобщены и агрегированы в работах А. И. Соловьева.
Информационная война. Исследованием применения пропаганды в мировой политике в контексте информационной войны занимается И. Панарин. В работах данного автора информационная война есть важнейший аспект и необходимой аспект информационного противоборства, и подчеркивается тезис о необходимости для РФ развивать технологии информационной войны для защиты национальных интересов государства. Упомянутые исследователи А. Васильев и Ф. Подсохин анализировали информационную войну в лингвистическом аспекте. Например, одним из направлений работ заключается выявление последствий информационной войны на общество и язык. Г. Г. Почепцов посвятил полноценную работу информационной войне с различных аспектов, в первую очередь, с коммуникативного. В работе описаны модели информационной войны, основные понятия и инструменты, а также привлечен эмпирический материал про перестройку и постсоветский период в России.
Информационная кампания. В данной работе понятия информационной и пропагандистской кампании могут приниматься как тождественные. Вопросами организации информационных кампаний как политических занимается В. Володенков. Автор всесторонне подходит к теоретическому осмыслению понятия политической кампании, и данные выводы применимы к анализу информационной/пропагандистской кампании. Большое внимание работ В. Володенкова также уделено применению политических технологий в Интернете. Коммуникативные особенности пропагандистских кампаний, а также феномена политической коммуникации и пропаганды описаны в работе Д. Дж. Лиллекера о политических коммуникациях.
Литература о методе контент-анализа. Качественно-количественный контент-анализ является одним из наиболее распространенных методов исследования политической коммуникации, так как позволяет более объективно подходить к рассмотрению коммуникативных сообщений, а также получить количественный характеристики текстов. Объективность метода обеспечивается наличием методических требований, предъявляемых к исследователю. Описание метода, описание различных подходов, а также методические рекомендации в применении контент-анализа описано в работе «Теория коммуникации» Г. Почепцова. Комплексное описание метода встречается в работе Е. В. Везетиу и Е. В. Вовк о качественно¬количественном контент-анализе. Психолингвистический аспект метода рассмотрен у М. Р. Арпентьевой.
Эмпирическая база исследования составляет материалы российского Интернет-СМИ РИА Новости, в которых содержались комментарии российских политиков и экспертов по вопросам изменений в Конституцию РФ.
Объект исследования - управляемая политическая коммуникация.
Предмет исследования - кампания по внесению изменений в Конституцию РФ как эффективная пропагандистская кампания.
Цель работы - выявить роль пропагандистских кампаний как формы управляемой политической коммуникации.
Задачи:
1. Определить политическую коммуникацию в контексте управления сознанием
2. Дать понятие политической пропаганды и выявить ее основные технологии
3. Показать особенности информационной кампании как череды коммуникативных событий
4. Продемонстрировать специфику в организации пропагандистской кампании
5. Выделить психологические приемы пропаганды в видеороликах, посвященных изменениям в Конституцию РФ
6. Выявить технологии семантического манипулирования в материалах российских СМИ на примере РИА Новости.
Гипотеза исследования. Пропагандистская кампания сегодня является эффективной формой управляемой политической коммуникации, что определяет широкое использование самих кампаний при организации важных политических событий. Так, именно пропагандистская кампания, направленная на легитимацию пакета изменений в Конституции РФ, определила успех голосования.
Теоретические основания исследования. Данная работа опирается на теоретические положения политического конструктивизма. Выбор парадигмы обусловлен тем, что объектом исследования является политическая коммуникация, одним из основных «конструкторов» которой является медиа. Автор исходит из тезиса о том, что политическая коммуникация порождает определенную политическую реальность, в которой происходит обмен и движении информации, символов, текстов и дискурсов. Так, информационная кампания по внесению изменений в Конституцию РФ активно апеллировала к определенным символам и мифам, определяющим эту, своего рода, новую политическую реальность, сформированную символической властью в ее интерпретациях и формулировках знаний о ней.
Подход и методы. Научным подходом в исследовании является коммуникативный, то есть информационная кампания, которой сопровождался процесс внесения изменений в Конституцию РФ, понимается как управляемая политическая коммуникация. В работе были использованы следующие методы:
• Общенаучные методы (анализ, синтез, дедукция, индукция, интерпретация фактов), с помощью которых проводилось осмысление теоретико-методологического материала, построение и проверка гипотез, а также описание политических видеороликов о поправках в Конституцию 2020 года.
• Качественно-количественный контент-анализ, направленный на выявление основных тематик пропагандистской кампании, дальнейшего качественного анализа на предмет использования технологий пропаганды.
Структура. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Феномен коммуникации заключается в движении определенной информации, символов, мифов, образов от адресата к получателю. Отличием коммуникации от социального общения является наличие коммуникативной цели. Так, политическая коммуникация всегда направлена на реализацию определенной политической цели, и характерной чертой политической коммуникации является ее принадлежность массовой коммуникации. То есть политические сообщения направлены на массового реципиента в целях корректировки его поведения, внедрения тех или иных ценностей в сознание индивида и группы. Таким образом, мы не относим к феномену политической коммуникации вопросы «кабинетной» политики, когда речь идет о принятии политических решений.
Отсюда можно сделать вывод, что политическая коммуникация как массовая коммуникация имеет целью управление сознанием: политическая пропаганда направлена на внедрение определенных установок в сознание индивида под видом информирования, политический PR направлен на создание благоприятного образа объекта в глазах общественности, политическая реклама также стремится воздействовать на определенные стимулы масс в целях коммуниканта. Так, политическая коммуникация в данной работе определяется в контексте управления сознанием, что говорит о прикладном характере данного понятия.
Политическая пропаганда как прикладная политическая коммуникация стремится оказать воздействие на индивида или массы скрыто, и маркерами для определения политической пропаганды были выделены риторика, миф и символы. Так, политическая пропаганда имеет определенные семантические и лингвистические особенности, чаще всего посредством пропагандисткой риторики получателю сообщений заранее закладывается оценка. Задача пропагандистского текста - заставить реципиента думать, что эту оценку он принял самостоятельно. При этом индивид наиболее восприимчив к определенным символам, которые вызывают наиболее сильные аффективные реакции, и мифам, которые встраиваются в картину мира человека или являются ее частью. Так, в пропагандистской кампании 2020 года по вопросу принятия изменений в Конституцию РФ использовались темы суверенитета России, сохранения памяти героев Великой Отечественной войны, и эти ценности имеют высокое эмоциональное значение для россиян ввиду истории, в которой страна много раз была под угрозой захвата. Также в кампании широко использовались посыл о необходимости демократического развития. Так, помимо информационных материалов о содержании поправок в публичных высказываниях политиков, приводились суждения, направленные на то, что получатель информации соотносил поправки с ценностями, которые озвучивались в кампании.
Широкое использование пропаганды привело к выделению устойчивых инструментов, посредством которых реализуется политическая коммуникация. Так, были выделены технологии пропаганды, которые заключаются, с одной стороны, в практике распространения определенной информация, например, преобладание в медиареальности определенной точки зрения и дискредитация невыгодной - «спираль молчания» (или другие наименования подобного инструмента). С другой, технологии, которые относятся непосредственно к содержанию сообщений, то есть технологии семантического манипулирования. Инструментарий пропаганды крайне обширен, и активно развивается и усложняется с развитием технологий медиакоммуникаций.
Пропаганда как феномен имеет оформление в виде кампаний. Это связано с тем, что пропаганда не существует ради пропаганды, она направлена на достижение заданной цели. Это не означает, что в определенные периоды в обществе наблюдается полное отсутствие пропаганды. Так, какие-либо общественно-политические события порождают потребность в коммуникации с массами, что определяет необходимость проведения информационных кампаний, которые в данной работе отождествлялись с пропагандистскими кампаниями. Информационные кампании относятся к феномену политического управления, и представляют собой череду коммуникативных событий. Содержание же кампании определяется целями, так, кампании могут иметь цель легитимации объекта, такого как пакет поправок в Конституцию РФ или процедуры голосования. И, наоборот, ставится цель дискредитации какого-либо объекта, и им может быть отдельный политик, идея, национальное государство и т. д.
Примером эффективной пропагандистской кампании служит кампания по внесению изменений в Конституцию РФ 2020 года. Вывод об эффективности можно сделать по результатам голосования, то есть по факту принятия поправок как цели информационной кампании. Нами же был определен пропагандистский характер кампании ввиду широкого использования технологий, а также по обозначенным маркерам. Так, в публичных высказываниях в РИА-Новости преобладающая риторика авторов была положительная, наиболее часто подчеркивалась важность изменений для стабильности и устойчивости государства, сохранения суверенитета и традиций, памяти героев ВОВ, детей и прочего. Публичные высказывания обладают свойством репрезентативности, так как, с одной стороны, касаются важнейших коммуникативных событий кампании, с другой, сами порождают такие события. Например, в кампании вопрос «обнуления» президентских сроков впервые прозвучал в интервью В. Суркова, что вызвало дальнейшие обсуждения, и в итоге вошли в пакет по предложению В. Терешковой. Далее подобная поправка употреблялась исключительно с позиции одобрения.
Таким образом, цель и задачи выпускной квалификационной работы можно считать достигнутыми: была выявлена роль пропагандистских кампаний в управляемой политической коммуникации. А именно: определена политическая коммуникация в аспекте управления сознанием; дано понятие политической пропаганды и выявлены ее основные технологии; показаны особенности информационной кампании как череды коммуникативных событий; продемонстрированы особенности организации пропагандистской кампании; выделены психологические приемы пропаганды в видеороликах, посвященных изменениям в Конституцию РФ; выявлены технологии семантического манипулирования в материалах российских СМИ на примере РИА Новости.
Рекомендации по применению полученных материалов. Методические и методологические наработки могут быть использованы для анализа других пропагандистских кампаний, в том числе для кампании, которая была развернута по вопросу изменений в Конституцию РФ представителями оппозиционного лагеря в 2020 году. Описание технологий пропаганды могут послужить основой для анализа конкретных сообщений на предмет пропаганды, а также для сравнения пропагандистских сообщений различных акторов или транслируемых через разные каналы коммуникации.



1. Конституция Российской Федерации (с гимном России). - М.: Проспект, 2021. - 64 с.
2. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения / Э. Аронсон, Э. Пратканис. - СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 384 с.
3. Арпентьева М. Р. Контент-анализ: психолингвистический анализ текстов. // Математические методы и модели в управлении, экономике и социологии. - 2015. - С. 13-26.
4. Бергер А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию / А. Бергер. 2-е изд. Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 288 с.
5. Бредихин А. Л. Пропаганда как средство осуществления идеологической функции государства / А. Л. Бредихин, А. А. Удальцов // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России. 2020. №3 (87). С. 10-14.
6. Бронников И. А. Политическая коммуникация и современность. // Юридические исследования. - 2013. - № 4. - С. 66 - 88.
7. Быков И. А. Сетевая политическая коммуникация: Теория, практика и методы исследования: монография / Быков И. А. - СПб: ФБГОУ ВПО «СПГУТД», 2013. - 200 с.
8. Васильев А. Д. Информационная война: лингвистический аспект / А. Д. Васильев, Ф. Е. Подсохин // Политическая лингвистика. - 2016. - №2 (56).
С. 10-16.
9. Васильев А. Д. От прецедента к стереотипу: три этапа информационной кампании / А. Д. Васильев, Ф. Е. Подсохин // Политическая лингвистика. - 2016. - №6 (60). С. 32-37.
10. Везетиу Е. В. Контент-анализ как метод качественно-количественного анализа содержания документов / Е. В. Везетиу, Е. В. Вовк // МедиаУектор. - 2022. - № 3. - С. 9-12.
11. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // «Актуальные проблемы теории коммуникации». Сборник научных трудов. - СПб. - Изд-во СПбГПУ, 2004. - с. 98-107.
12. Войтасик Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. Перевод с польского В. Н. Поруса. - М.: «Прогресс», - 1981. - 281 с.
13. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления / С.В. Володенков. - М.: Издательство Московского университета; Проспект, - 2015. - 272 с.
14. Володенков С. В. Потенциал и особенности технологий интернет - пропаганды в современном политическом управлении. // Информационные войны. - 2017. - №2 (42). - С. 2-6.
15. Володенков С. В. Управление современными политическими кампаниями / С. В. Володенков. - М.: Издательство Московского университета, - 2012. - 312 с...40



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ