Введение
1 Теоретическая часть. Теоретические основы комплекса маркетинга для
торговых предприятий 8
1.1 Сущность и содержание комплекса маркетинга 8
1.2 Инструменты комплекса маркетинга 13
1.3 Эффективность внедрения комплекса маркетинга 19
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Трейд» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ актива баланса 29
2.3 Анализ пассивов баланса 33
2.4 Показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия 36
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия 41
2.6 Управленческий анализ 44
2.7 Заключительная оценка деятельности предприятия 49
2.8 Вопросы экологии 51
3 Проектная часть. План мероприятий по разработке комплекса
маркетинга ООО «Трейд» 53
3.1 Обоснование комплекса маркетинга предприятия ООО «Трейд» 53
3.2 Расчет основных показателей и затрат на реализацию
комплекса маркетинга 59
3.3 Эффективность комплекса маркетинга 63
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение А - В 74 -79
Иллюстративный материал (слайды)
Комплекс маркетинга представляет собой набор практических мер, которые способны воздействовать на рынок или изменять деятельность фирмы, в зависимости от условий рынка, или своевременной реакции на изменения рыночных условий. Комплекс маркетинга необходимо разрабатывать, опираясь на результатах исследований в области маркетинга, в которых результаты полученные разными методами, среди которых и опросы населения, как потенциальных покупателей. Маркетинговый комплекс можно составить из товарной политики, продвижением товаров на рынок, политикой реализации, и сбытом товара. Важной составляющей маркетингового комплекса является кадровая политика.
Иными словами, комплекс маркетинга — это набор поддающихся контролю неких переменных фактор маркетинга, учет этих факторов, воздействие на них, манипуляция ими позволяют фирме вызвать желательную ответную реакции со сторона рынка.
Являясь гибкой и весьма динамичной системой, маркетинг требует постоянного совершенствования применяемых, и создания новых, более эффективных его форм и методов. От этого во многом зависят эффективность маркетинга, возможности использования фирмой-товаропроизводителем его потенциала.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для развития компании необходим синергетический эффект от использования всего спектра маркетинговых методов и инструментов, по всем направлениям маркетингового комплекса: товарная политика, политика ценообразования, сбытовая политика, политика маркетинговых коммуникаций (продвижения), политика в области маркетингового развития персонала и гармонизации отношений. От сбалансированности данной системы зависит эффективность работы компании на рынке и возможность достижения ею стратегических целей.
- рассмотреть основные понятия, принципы и сущность комплекса маркетинга
- определить основные инструменты комплекса маркетинга;
- определить методы оценки эффективности внедрения комплекса маркетинга;
- провести анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия;
- провести анализ внешней среды как ключевого этапа разработки маркетинговой стратегии;
- разработать комплекс маркетинга предприятия оптовой торговли.
Предметом исследования является система стратегического управления маркетингом.
Для изучения финансового состояния предприятия использовались такие методы, как группировка, сравнение, метод относительных и средних величин, табличный способ, структурный анализ.
Структура работы построена с учетом соблюдения логической последовательности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих исследуемых проблем.
В первой части исследованы теоретические аспекты реализации комплекса маркетинга, рассмотрены его инструменты и методы оценки эффективности. Во второй части проведен подробный анализ финансово¬хозяйственной деятельности предприятия. В третьей части предложены мероприятия по реализации маркетингового комплекса.
В заключении изложены основные результаты исследования, сформулированы основные выводы и практические рекомендации по совершенствованию оценки и управления процессом совершенствования маркетинговой деятельности предприятия оптовой торговли.
Комплекс маркетинга включает в себя следующие элементы: продукт (ассортиментная политика), ценообразование, сбыт и продвижение. Комплекс продвижения товара включают в себя рекламу, личные продажи и прямой маркетинг, стимулирование сбыта, связи с общественностью и пропаганду. Все элементы взаимосвязаны и имеют важнейшее значение для успешной хозяйственной деятельности любой коммерческой организации. Отдельные составляющие комплекса маркетинга приобретают разное значение на различных стадиях жизненного цикла товара.
ООО «Трейд» является крупным оптовым поставщиком продуктов питания, имеющем склады в г. Абакане.
Анализ ключевых экономических показателей позволяет сделать выводы: на фоне роста стоимости активов и основных средств происходит
увеличение роста выручки и чистой прибыли почти на % в 2016 г.;
вследствие ускорения продаж и увеличения чистой прибыли естественным образом произошло увеличение рентабельности продаж (с 7,95 до 13,7 %) и рентабельности активов (с 5,2 до 10 % в 2016 году) - эффективность хозяйственной деятельности повышается.
В целом финансовое состояние предприятия ООО «Трейд» можно оценить как устойчивое.
Оценка составляющих комплекса маркетинга приводит с следующим выводам:
Анализируя деятельность оптовой торговой компании «Трейд», можно сделать следующий вывод — предприятие имеет будущее и способно конкурировать. В результате проведенного анализа маркетинговой деятельности исследуемого предприятия были выявлены определённые недостатки.
Сбытовая политика неразрывно связана со спросом и с собственными производственно-сбытовыми, финансовыми, организационно¬
управленческими и иными возможностями. Если сбытовая политика конкурентов заведомо более эффективна, то предприятию следует, либо уйти с целевого рынка, либо коренным образом модернизировать всю систему сбыта с целью значительного повышения ее конкурентоспособности, либо изменить свою производственную и сбытовую специализацию.
На данном предприятии ведется работа по управлению конкурентоспособностью предприятия путем применения ценовых и неценовых методов, однако, применяемые методы носят традиционный характер и в полной мере не позволяют предприятию выделить себя среди аналогичных предприятий.
Используемая на предприятии система управления конкурентоспособностью лишь частично отвечает требованиям эффективности. На предприятии применяется узкий круг неценовых методов управления, что не позволяет обеспечить высокую конкурентоспособность продукции предприятия.
Все меры по повышению конкурентоспособности предприятия приведут к улучшению деятельности ООО «Трейд», к формированию прибыли и достижению заданных целей.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016).
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
3. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 29.12.2015).
4. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 29.12.2015).
5. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2014. - 536 с.
6. Брагин, Л. А. Экономика торгового предприятия: торговое дело: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Брагин, Л. А. - Москва: Инфра-М, 2016. - 313 с.
7. Васильев, Г. А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА - М, 2013 - 276c.
8. Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие / М. В. Виноградова, З. И. Панина. - М.: Дашков и К, 2016. - 448 c.
9. Герасимова, В. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия/В. Д. Герасимова.-М.: КноРус. - 2016. - 360 с.
10. Голубков Е. П. Маркетинг для профессионалов. Практический курс: учеб. и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - 474с..
11. Диянова С.Н. Оптовая торговля. Организация и управление коммерческой деятельностью : учеб.пособие. - М.Магистр, 2014. - 356 с.
12. Еремин, В. Н. Маркетинг : основы и маркетинг информации : учебник / В. Н. Еремин. - М. : КНОРУС, 2014. - 656 с.
13. Елизаров, Ю. Ф. Экономика организаций (предприятий): учебник / Ю. Ф. Елизаров. - М.: Экзамен, 2016. - 495 с.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Питер, 2013. - 943с..
15. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - Москва [и др.]: Вильямс, 2012. - 488 с.
16. Крылова Г. Д. Маркетинг: учеб. - М.: Магистр, 2014 - 493с..
17. Криворотов, В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий/В. В. Криворотов. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2015. - 234 с.
18. Липсиц И. В., Дымшиц М.Н. Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М. Н. Дымшиц. - М.: Геотар-Медиа, 2014. - 208 с.
19. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2013. - 335 с.
20. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - Москва: Инфра-М, 2014. - 420 с.
21. Миронов, М. Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. - М.: Издательство «Альфа-Пресс». - 2015. - 160с.
22. Маркова В. Д. Маркетинг менеджмент: учебное пособие / В. Д. Маркова. - Москва: Омега-Л, 2015. - 204 с.
23. Панова, А. К. Планирование и эффективная организация продаж: Практическое пособие / А. К. Панова. - М.: Дашков и К, 2016. - 192 c.
24. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / И. В. Сергеев. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 573 с.
25. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. 3-2 изд. перераб. и доп./ Под ред. Хруцкого В. Е.- М.: Финансы и статистика, 2015. - 560 с.
26. Экономика предприятия: учебник / [В. М. Семенов и др.]. - Санкт - Петербург: Питер, 2016. - 416 с.
27. Экономика предприятия: учебник / [А. П. Аксенов и др.]. - М.: КноРус, 2015. - 346 с.
28. Экономика фирмы: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]. - М.: ИД Юрайт, 2015. - 678 с.
29. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Гарибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки - Веди, 2015. — С. 85-87.
30. Ильясов, Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании // Социологические исследования. - 2014. - № 3. С. 112—116.
31. Нестеров А. К. Методика оценки эффективности маркетинговой деятельности // Образовательная энциклопедия - 2015. - №4. - С. 51 - 56.
32. Перевозчикова, Е. М. Маркетинговые исследования: налоговые проблемы, учет / Е. М. Перевозчикова // Российский бухгалтер. - 2015. - №4. - С. 51 - 56.
33. Черемушкин, С. В. Прогнозирование спроса и количественная оценка эффективности методов стимулирования продаж // Управление продажами. - 2009. - №6. - С.352-355
34. Калужский, М. Товарная политика в маркетинге [Электронный ресурс]// М. Калужский// Центр дистанционного образования «Элитариум». Режим доступа: http://www.elitarium.ru.
35. Нестеров, А.К. Ассортимент продукции и ассортиментная политика предприятия [Электронный ресурс]/А.К. Нестеров // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru - Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/assortiment- produkcii-i-assortimentnaya-politika-predpriyatiya.html - (Дата обращения: 07.05.2017)