ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОММЕНТАРИЯ В ДИСКУРСЕ КОРПОРАТИВНЫХ ГРУПП В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
|
Введение 8
1 Интернет-комментарий как особый жанр интернет-коммуникации 11
1.1 Интернет-коммуникация как сфера реализации интернет-комментария 11
1.1.1 Интернет-коммуникация как особый дискурс, заданный спецификой
канала связи 11
1.1.2 Институциональная и личностно-ориентированная интернет-
коммуникация 15
1.1.3 Соцсеть как особый личностно-ориентированный дискурс интернет
коммуникации 17
1.2. Корпоративный дискурс как социально обусловленный тип дискурса 18
1.3 Интернет-комментарий в корпоративных группах соцсети как периферийной зоне корпоративного дискурса 22
1.3.1 Интернет-комментарий как особый речевой жанр 22
1.3.2 Дискурсивные факторы формирования интернет-комментария в периферийной
зоне корпоративного дискурса 25
1.3.3 Пост как источник формирования РЖ интернет-комментарий 27
1.4 Выводы к главе 1 28
2 Специфика реализации интернет-комментария на периферии корпоративного
дискурса 29
2.1 Дискурсивная цель как фактор реализации комментирующей интенции 30
2.2 Тип взаимодействия коммуникантов и степень официальности информации как
факторы реализации комментирующей интенции в корпоративных группах 33
2.3 Специфика реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах:
интенсивность комментирования 35
2.3.1 Специфика уровня реализации комментирующей интенции в корпоративных
дискурсах различного типа 35
2.3.2 Специфика уровня реализации комментирующей интенции корпоративных
дискурсов в сравнении с некорпоративными 38
2.3.3 Влияние количества участников дискурса на уровень реализации
комментирующей интенции 39
Вывод к разделу 2.3: влияние дискурсивных факторов на уровень реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах 40
2.4 Специфика реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах: модус комментирования 40
2.4.1 Анализ комментариев корпоративного дискурса «Подслушано в ТГУ» в
аспекте модуса оценочности 42
2.4.1.1 Способы выражения отрицательной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Подслушано в ТГУ» 42
2.4.1.2 Способы выражения положительной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Подслушано в ТГУ» 43
2.4.2 Анализ комментариев корпоративного дискурса «Томский государственный
университет| ТГУ» в аспекте оценочности 45
2.4.2.1 Способы выражения отрицательной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Томский государственный университет| ТГУ» 45
2.4.2.2 Способы выражения положительной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Томский государственный университет| ТГУ» 46
2.5 Влияние корпоративности дискурса на интенсивность и модус комментирующей интенции: экспериментальное исследование 46
3. Специфика реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах в зависимости от характера поста 49
3.1 Влияние характера поста на реализацию комментирующей интенции: дискурс- анализ 50
3.1.1 Влияние оценочных модусов поста на уровень и качество комментирующей
интенции в корпоративных дискурсах «Подслушано в ТГУ» и «Томский государственный университет| ТГУ» 50
3.1.2 Влияние актуальности поста на уровень и качество комментирующей
интенции в корпоративных дискурсах «Подслушано в ТГУ» и «Томский государственный университет| ТГУ» 54
3.1.3 Влияние соответствия содержания поста корпоративному диктуму на уровень
и качество комментирующей интенции в корпоративных дискурсах «Подслушано в ТГУ» и «Томский государственный университет| ТГУ» 58
Выводы к разделу 3.1 59
3.2 Влияние характера поста на реализацию комментирующей интенции: экспериментальное исследование 60
Вывод к разделу 3.2 (результаты эксперимента) 63
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 69
1 Интернет-комментарий как особый жанр интернет-коммуникации 11
1.1 Интернет-коммуникация как сфера реализации интернет-комментария 11
1.1.1 Интернет-коммуникация как особый дискурс, заданный спецификой
канала связи 11
1.1.2 Институциональная и личностно-ориентированная интернет-
коммуникация 15
1.1.3 Соцсеть как особый личностно-ориентированный дискурс интернет
коммуникации 17
1.2. Корпоративный дискурс как социально обусловленный тип дискурса 18
1.3 Интернет-комментарий в корпоративных группах соцсети как периферийной зоне корпоративного дискурса 22
1.3.1 Интернет-комментарий как особый речевой жанр 22
1.3.2 Дискурсивные факторы формирования интернет-комментария в периферийной
зоне корпоративного дискурса 25
1.3.3 Пост как источник формирования РЖ интернет-комментарий 27
1.4 Выводы к главе 1 28
2 Специфика реализации интернет-комментария на периферии корпоративного
дискурса 29
2.1 Дискурсивная цель как фактор реализации комментирующей интенции 30
2.2 Тип взаимодействия коммуникантов и степень официальности информации как
факторы реализации комментирующей интенции в корпоративных группах 33
2.3 Специфика реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах:
интенсивность комментирования 35
2.3.1 Специфика уровня реализации комментирующей интенции в корпоративных
дискурсах различного типа 35
2.3.2 Специфика уровня реализации комментирующей интенции корпоративных
дискурсов в сравнении с некорпоративными 38
2.3.3 Влияние количества участников дискурса на уровень реализации
комментирующей интенции 39
Вывод к разделу 2.3: влияние дискурсивных факторов на уровень реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах 40
2.4 Специфика реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах: модус комментирования 40
2.4.1 Анализ комментариев корпоративного дискурса «Подслушано в ТГУ» в
аспекте модуса оценочности 42
2.4.1.1 Способы выражения отрицательной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Подслушано в ТГУ» 42
2.4.1.2 Способы выражения положительной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Подслушано в ТГУ» 43
2.4.2 Анализ комментариев корпоративного дискурса «Томский государственный
университет| ТГУ» в аспекте оценочности 45
2.4.2.1 Способы выражения отрицательной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Томский государственный университет| ТГУ» 45
2.4.2.2 Способы выражения положительной оценки в комментариях
корпоративного дискурса «Томский государственный университет| ТГУ» 46
2.5 Влияние корпоративности дискурса на интенсивность и модус комментирующей интенции: экспериментальное исследование 46
3. Специфика реализации комментирующей интенции в корпоративных дискурсах в зависимости от характера поста 49
3.1 Влияние характера поста на реализацию комментирующей интенции: дискурс- анализ 50
3.1.1 Влияние оценочных модусов поста на уровень и качество комментирующей
интенции в корпоративных дискурсах «Подслушано в ТГУ» и «Томский государственный университет| ТГУ» 50
3.1.2 Влияние актуальности поста на уровень и качество комментирующей
интенции в корпоративных дискурсах «Подслушано в ТГУ» и «Томский государственный университет| ТГУ» 54
3.1.3 Влияние соответствия содержания поста корпоративному диктуму на уровень
и качество комментирующей интенции в корпоративных дискурсах «Подслушано в ТГУ» и «Томский государственный университет| ТГУ» 58
Выводы к разделу 3.1 59
3.2 Влияние характера поста на реализацию комментирующей интенции: экспериментальное исследование 60
Вывод к разделу 3.2 (результаты эксперимента) 63
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 69
В XXI веке сеть интернет активно проникла в жизнедеятельность человека. Интернет предоставляет человеку множество возможностей: поиск различного рода информации за короткий промежуток времени, возможность обучаться в онлайн-режиме (различные онлайн-курсы, вебинары и пр.), в онлайн-магазинах представлен широкий ассортимент товаров, которые могут быть доставлены практически в любую точку света, и, конечно же, интернет - это возможность общения на расстоянии в реальном времени. Интернет-общение происходит на различных площадках: чаты, форумы, блоги, мессенджеры, социальные сети, новостные порталы и пр.
В новых условиях общения формируются новые его формы, в том числе - новые, порожденные ее спецификой, речевые жанры.
Одним из жанров интернет-коммуникации является интернет-комментарий. Наша работа посвящена выявлению принципов реализации интернет-комментариев в их обусловленности спецификой субдискурсов, принадлежащих периферии корпоративного дискурса (КД) Томского государственного университета (ТГУ).
В целом, специфика интернет-комментария активно исследуется в отечественной лингвистике. Интерес ученых к интернет-комментарию как особому типу текста определяется рядом его особых свойств.
Одним из таких свойств является его вторичность, которая проявляется в реактивности, интерактивности интернет-комментария. Это означает, что целью интернет- комментария является выражение реакции (мнения) комментатора на какой-либо стимул и оценка этого стимула (Абдуллина, 2014; Мельник, Савельева, 2017 и др.). Комментируя какой-либо текст, автор комментария реализует, таким образом, комментирующую интенцию данного текста.
Актуальность работы обусловлена использованием дискурсивного подхода к исследованию интернет-коммуникации, активно развиваемого в лингвистике (О.В. Лутовинова и др.).
Интерес современных лингвистов к изучению контроля речевых практик корпоративного дискурса также определяет актуальность данной работы (А.А. Колобова, 2007; И.П. Ромашова, 2015; С.С. Мартьянова, 2010 и др.).
Ориентированность на выявление особенностей реализации интенции вербального взаимодействия в интернет-комментарии как жанре корпоративного дискурса (КД) соответствует актуальным установкам современной теории речевых жанров на создание «энциклопедии речевых жанров», их разграничение и систематизацию как коммуникативно-прагматических феноменов.
Целью нашей работы является выявление специфики формирования интернет- комментария в личностно-ориентированной периферийной зоне корпоративного дискурса.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) в условиях отсутствия в лингвистике единых концепций корпоративного дискурса и статуса интернет-комментария как типа текста - сформировать методологическую базу исследования: определить ключевые понятия и термины, охарактеризовать границы исследуемого коммуникативного пространства;
2) описать специфику периферийной зоны КД, влияющую на реализацию комментирующих интенций на фоне других дискурсов, в которых реализуется речевой жанр интернет-комментарий;
3) выявить специфику комментируемых текстов каждого исследуемого дискурса, влияющую на реализацию комментирующей интенции;
4) описать специфику жанровых интенций в комментариях исследуемых групп соцсети;
5) установить соответствие между реализованными в комментариях жанровыми интенциями, особенностями текстов - источников комментирования и особенностями дискурсов, в которых они реализуются;
6) описать специфику реализации комментирующих интенций в корпоративных группах разного типа и сопоставить их;
7) выявить особенности исследуемых субдискурсов корпоративного дискурса, комментариев и выделить признаки этого влияния;
8) сопоставить реализацию комментирующих интенций в корпоративных и не-корпоративных группах, выявить их специфику в корпоративных группах;
9) установить зависимость реализации комментирующих интенций от дискурсивных факторов и характера комментируемого текста, описать признаки ее реализации.
Объектом исследования являются тексты комментариев периферийной зоны корпоративного дискурса соцсети.
Предметом - дискурсивно обусловленные особенности реализации в них комментирующей интенции.
Материалом послужили комментарии групп социальной сети Вконтакте «Томский государственный университет| ТГУ» («ТГУ») и «Подслушано в ТГУ» («ПвТГУ») за октябрь, ноябрь 2017 г., 15-28 февраля 2018 г., 15-31 марта 2018 г, сентябрь, октябрь 2018 г, а также комментарии групп «ТПУ| Томский политехнический университет» («ТПУ») и «Подслушано в ТПУ» («ПвТПУ») за сентябрь, октябрь 2018 г. Для сравнения были привлечены комментарии новостного портала «ВТомске.ру» и профессиональной группы соцсети «Вконтакте» «Парикмахер», «Подслушано в Томске» («ПвТомске»).
С целью выявления способов выражения оценочности в комментариях были подробно проанализированы 102 комментария к четырем новостным постам в группах «ТГУ» и «ПвТГУ» (76 комментариев в группе «ПвТГУ» и 26 в группе «ТГУ»).
Методы исследования
Междисциплинарный характер исследования предполагает обращение к комплексной методологии дискурс-анализа, предполагающей использование следующих методов: (1) социолингвистический метод для анализа специфики сферы общения (выявление экстралингвистических факторов и их реализация в комментариях); (2) лингвистические методы для анализа реализации комментариев в дискурсах: (а) контекстуальный анализ; (б) компонентный анализ; (в) стилистическое моделирование; (г) сравнительно-сопоставительный анализ; (д) дискурсивное моделирование.
Научная новизна определяется тем, что в данной работе:
1. впервые описаны типы корпоративных дискурсов, в которых реализуется РЖ интернет-комментарий, и определены их свойства;
2. интернет-комментарий рассматривается как жанр, принадлежащий периферии КД;
3. впервые описана комментирующая интенция, реализуемая в корпоративных группах соцсети, и факторы, влияющие на ее реализацию;
4. выявлена специфика комментирования в периферийной зоне КД.
Теоретическая значимость работы определяется вкладом настоящего исследования в теорию дискурса, интернет-коммуникации, корпоративного дискурса. Описание жанровой системы КД развивает идеи теории речевых жанров, жанровой организации интернет-коммуникации.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения его результатов при чтении теоретических курсов по дискурс-анализу, текстологии, лингвистическому жанроведению, лингвокультурологии, социологии и др. Результаты анализа принципов реализации интернет-комментария могут быть использованы в практиках различных общественных структур и корпораций для регулирования информационных потоков.
Работа состоит из введения, оглавления, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В новых условиях общения формируются новые его формы, в том числе - новые, порожденные ее спецификой, речевые жанры.
Одним из жанров интернет-коммуникации является интернет-комментарий. Наша работа посвящена выявлению принципов реализации интернет-комментариев в их обусловленности спецификой субдискурсов, принадлежащих периферии корпоративного дискурса (КД) Томского государственного университета (ТГУ).
В целом, специфика интернет-комментария активно исследуется в отечественной лингвистике. Интерес ученых к интернет-комментарию как особому типу текста определяется рядом его особых свойств.
Одним из таких свойств является его вторичность, которая проявляется в реактивности, интерактивности интернет-комментария. Это означает, что целью интернет- комментария является выражение реакции (мнения) комментатора на какой-либо стимул и оценка этого стимула (Абдуллина, 2014; Мельник, Савельева, 2017 и др.). Комментируя какой-либо текст, автор комментария реализует, таким образом, комментирующую интенцию данного текста.
Актуальность работы обусловлена использованием дискурсивного подхода к исследованию интернет-коммуникации, активно развиваемого в лингвистике (О.В. Лутовинова и др.).
Интерес современных лингвистов к изучению контроля речевых практик корпоративного дискурса также определяет актуальность данной работы (А.А. Колобова, 2007; И.П. Ромашова, 2015; С.С. Мартьянова, 2010 и др.).
Ориентированность на выявление особенностей реализации интенции вербального взаимодействия в интернет-комментарии как жанре корпоративного дискурса (КД) соответствует актуальным установкам современной теории речевых жанров на создание «энциклопедии речевых жанров», их разграничение и систематизацию как коммуникативно-прагматических феноменов.
Целью нашей работы является выявление специфики формирования интернет- комментария в личностно-ориентированной периферийной зоне корпоративного дискурса.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) в условиях отсутствия в лингвистике единых концепций корпоративного дискурса и статуса интернет-комментария как типа текста - сформировать методологическую базу исследования: определить ключевые понятия и термины, охарактеризовать границы исследуемого коммуникативного пространства;
2) описать специфику периферийной зоны КД, влияющую на реализацию комментирующих интенций на фоне других дискурсов, в которых реализуется речевой жанр интернет-комментарий;
3) выявить специфику комментируемых текстов каждого исследуемого дискурса, влияющую на реализацию комментирующей интенции;
4) описать специфику жанровых интенций в комментариях исследуемых групп соцсети;
5) установить соответствие между реализованными в комментариях жанровыми интенциями, особенностями текстов - источников комментирования и особенностями дискурсов, в которых они реализуются;
6) описать специфику реализации комментирующих интенций в корпоративных группах разного типа и сопоставить их;
7) выявить особенности исследуемых субдискурсов корпоративного дискурса, комментариев и выделить признаки этого влияния;
8) сопоставить реализацию комментирующих интенций в корпоративных и не-корпоративных группах, выявить их специфику в корпоративных группах;
9) установить зависимость реализации комментирующих интенций от дискурсивных факторов и характера комментируемого текста, описать признаки ее реализации.
Объектом исследования являются тексты комментариев периферийной зоны корпоративного дискурса соцсети.
Предметом - дискурсивно обусловленные особенности реализации в них комментирующей интенции.
Материалом послужили комментарии групп социальной сети Вконтакте «Томский государственный университет| ТГУ» («ТГУ») и «Подслушано в ТГУ» («ПвТГУ») за октябрь, ноябрь 2017 г., 15-28 февраля 2018 г., 15-31 марта 2018 г, сентябрь, октябрь 2018 г, а также комментарии групп «ТПУ| Томский политехнический университет» («ТПУ») и «Подслушано в ТПУ» («ПвТПУ») за сентябрь, октябрь 2018 г. Для сравнения были привлечены комментарии новостного портала «ВТомске.ру» и профессиональной группы соцсети «Вконтакте» «Парикмахер», «Подслушано в Томске» («ПвТомске»).
С целью выявления способов выражения оценочности в комментариях были подробно проанализированы 102 комментария к четырем новостным постам в группах «ТГУ» и «ПвТГУ» (76 комментариев в группе «ПвТГУ» и 26 в группе «ТГУ»).
Методы исследования
Междисциплинарный характер исследования предполагает обращение к комплексной методологии дискурс-анализа, предполагающей использование следующих методов: (1) социолингвистический метод для анализа специфики сферы общения (выявление экстралингвистических факторов и их реализация в комментариях); (2) лингвистические методы для анализа реализации комментариев в дискурсах: (а) контекстуальный анализ; (б) компонентный анализ; (в) стилистическое моделирование; (г) сравнительно-сопоставительный анализ; (д) дискурсивное моделирование.
Научная новизна определяется тем, что в данной работе:
1. впервые описаны типы корпоративных дискурсов, в которых реализуется РЖ интернет-комментарий, и определены их свойства;
2. интернет-комментарий рассматривается как жанр, принадлежащий периферии КД;
3. впервые описана комментирующая интенция, реализуемая в корпоративных группах соцсети, и факторы, влияющие на ее реализацию;
4. выявлена специфика комментирования в периферийной зоне КД.
Теоретическая значимость работы определяется вкладом настоящего исследования в теорию дискурса, интернет-коммуникации, корпоративного дискурса. Описание жанровой системы КД развивает идеи теории речевых жанров, жанровой организации интернет-коммуникации.
Практическая ценность исследования заключается в возможности применения его результатов при чтении теоретических курсов по дискурс-анализу, текстологии, лингвистическому жанроведению, лингвокультурологии, социологии и др. Результаты анализа принципов реализации интернет-комментария могут быть использованы в практиках различных общественных структур и корпораций для регулирования информационных потоков.
Работа состоит из введения, оглавления, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Таким образом, мы выявили, что принципы реализации речевого жанра «комментарий» зависят от дискурсивных факторов и от характера поста.
Мы пришли к следующим выводам относительно влияния дискурсивных факторов на уровень и качество реализации комментирующей интенции в группах.
(1) Общие выводы о влиянии дискурсивных факторов на реализацию комментирующей интенции:
• выделенные дискурсивные факторы (дискурсивная цель, тип взаимодействия участников и степень официальности публикуемой информации) влияют на уровень реализации комментирующей интенции во всех исследуемых дискурсах;
• особое влияние на реализацию комментирующей интенции оказывает дискурсивная цель, в соответствии с которой создаются посты, направленные на вербальную (диалоговая цель) или не вербальную реакцию (информирующая цель);
• в одном дискурсе могут реализовываться и диалоговая, и информирующая цель («ПвТГУ»). Реализация данных целей прослеживается и в текстах постов, и в текстах комментариев.
(2) Количественный аспект влияния дискурсивных факторов на реализацию комментирующей интенцци:
• диалоговая дискурсивная цель, равновесность коммуникантов, вызванная низким уровнем институциональности дискурса, и неофициальность публикуемой информации способствуют реализации высокого уровня комментирующей интенции в «ПвТГУ». При этом два последних фактора способствуют влиянию первого фактора (в «ПвТГУ 60% постов комментируемые, в «ТГУ» - только 40%, среднее количество комментариев к 1 посту в «ПвТГУ» - 4, в «ТГУ» - 1);
• влияние данных дискурсивных факторов на уровень реализации комментирующей интенции характер для всех корпоративных групп подобного рода - в «ПвТПУ» 80% постов комментируемые, в «ТПУ» - 20%, среднее количество комментариев к 1 посту в «ПвТПУ» - 5, в «ТПУ» - 0,3 комментария.
(3) Качественный аспект:
• вследствие неофициальности «ПвТГУ» и равновесности общения комментарии более частотно реализуют отрицательную оценочность, чем комментарии группы «ТГУ»;
• в соответствии с диктумной ориентацией в текстах комментариев корпоративных групп «ТГУ» и «Подслушано...» последовательно удерживается корпоративно значимое содержание (во всех проанализированных текстах);
• сходство комментариев в рассматриваемых дискурсах определяется корпоративностью содержательной доминанты;
• диалоговость, равновесность и неофициальность «ПвТГУ» являются причиной «дискуссионности» комментариев. В группе реализуется и положительная и отрицательная оценка, однако положительная оценка также может отражать противостояние коммуникантов;
• часто в дискурсе «ПвТГУ» оценка может не выражаться - когда в комментариях общение происходит в формате вопрос-ответ с целью получения и передачи информации;
• несмотря на то, что в комментарии каждый вид оценочности выражается с помощью специальных средств, некоторые виды оценок часто выражаются одновременно по отношению к одному и тому же объекту. Так, в комментариях часто соседствуют пары оценок: обвиняющая и нападающая, защищающая(ся) и оправдывающая;
• некоторые средства оценочности совпадают у нескольких видов оценки. Так, повелительное наклонение используется и для выражения положительной советующей оценки, и для отрицательной нападающей. Различие заключается в интенции адресанта (приказ или совет);
• вопросительное предложение может выражать нападающую оценку, в этом случае вопрос будет риторическим. Его цель - выразить негативное отношение комментатора. Вопросительное предложение, написанное с целью получения информации не оценочно;
• средства выражения оценки в группе «ПвТГУ» очень разнообразны: лексика с положительной или отрицательной семантикой, грамматические средства (повелительное наклонение), устойчивые конструкции, отсылки к содержанию поста или других комментариев, аргументирование, разъяснение своей/чужой позиции и пр.
• в дискурсе «ТГУ» выражены не все виды отрицательной и положительной оценки;
• комментарии «ТГУ» в большинстве случаев обладают нейтральной оценкой - в комментариях типа вопрос-ответ;
• отрицательная оценка в «ТГУ» используется администраторами для регулирования правил общения в группе;
• комментарии «ТГУ» носят уточняющий характер. Подписчики пишут комментарии с целью получить информацию, администраторы - с целью передать;
• администраторы в комментариях «ТГУ» нивелируют недовольство комментаторов-подписчиков;
• в группе «ТГУ» оценка выражается преимущественно на лексическом уровне (лексика с положительной или отрицательной семантикой).
Характер поста взаимодействуя с дискурсивными факторами оказывает влияние на реализацию комментирующей интенции в исследуемых дискурсах.
Мы выявили, что на реализацию комментирующей интенции влияют (1) актуальность поста для подписчиков и (2) оценочная модальность поста. Влияние данных факторов на реализацию комментирующей интенции имеет несколько особенностей.
(1) Количественный аспект:
• если пост реализует (а) информирующую цель, (б) обладает положительной модальностью и (в) тема поста актуальная для подписчиков, то уровень реализации комментирующей интенции низкий как в собственно информирующем дискурсе «ТГУ», так и в дискурсе «ПвТГУ» (среднее количество комментариев у постов «ПвТГУ» - 2, в «ТГУ» - 1);
• актуальность оказывает более сильное влияние на реализацию комментирующей интенции, чем оценочная модальность. Однако, при взаимодействии негативной оценочной модальности и актуальности среднее количество комментариев - 7. Отметим, что в целом у актуальных постов - вне зависимости от оценки - среднее количество комментариев составляет 7.
(2) Качественный аспект:
• в дискурсе «ТГУ» в комментариях к положительным актуальным постам, реализующим информирующую цель со стороны подписчиков, в большинстве случаев, реализуется положительная оценка. Также подписчики пишут комментарии с целью уточнения информации. То же прослеживается в дискурсе «ПвТГУ»;
• комментарии дискурса «ТГУ» со стороны администраторов носят регулирующий характер. В связи с чем могут быть (а) отрицательными для наказания нарушителей законов группы и (б) положительными для урегулирования конфликтности комментариев подписчиков.
• актуальность содержания поста для подписчиков не влияет на реализацию комментирующей интенции в дискурсе «ТГУ» вследствие информирующего характера группы. Исключение составляют посты на тему «стипендия»;
• актуальность влияет на реализацию комментирующей интенции в дискурсе «ПвТГУ» вследствие диалоговости группы. Генерирование постов подписчиками повышает вероятность того, что содержание постов будет близко подписчикам группы.
Мы пришли к следующим выводам относительно влияния дискурсивных факторов на уровень и качество реализации комментирующей интенции в группах.
(1) Общие выводы о влиянии дискурсивных факторов на реализацию комментирующей интенции:
• выделенные дискурсивные факторы (дискурсивная цель, тип взаимодействия участников и степень официальности публикуемой информации) влияют на уровень реализации комментирующей интенции во всех исследуемых дискурсах;
• особое влияние на реализацию комментирующей интенции оказывает дискурсивная цель, в соответствии с которой создаются посты, направленные на вербальную (диалоговая цель) или не вербальную реакцию (информирующая цель);
• в одном дискурсе могут реализовываться и диалоговая, и информирующая цель («ПвТГУ»). Реализация данных целей прослеживается и в текстах постов, и в текстах комментариев.
(2) Количественный аспект влияния дискурсивных факторов на реализацию комментирующей интенцци:
• диалоговая дискурсивная цель, равновесность коммуникантов, вызванная низким уровнем институциональности дискурса, и неофициальность публикуемой информации способствуют реализации высокого уровня комментирующей интенции в «ПвТГУ». При этом два последних фактора способствуют влиянию первого фактора (в «ПвТГУ 60% постов комментируемые, в «ТГУ» - только 40%, среднее количество комментариев к 1 посту в «ПвТГУ» - 4, в «ТГУ» - 1);
• влияние данных дискурсивных факторов на уровень реализации комментирующей интенции характер для всех корпоративных групп подобного рода - в «ПвТПУ» 80% постов комментируемые, в «ТПУ» - 20%, среднее количество комментариев к 1 посту в «ПвТПУ» - 5, в «ТПУ» - 0,3 комментария.
(3) Качественный аспект:
• вследствие неофициальности «ПвТГУ» и равновесности общения комментарии более частотно реализуют отрицательную оценочность, чем комментарии группы «ТГУ»;
• в соответствии с диктумной ориентацией в текстах комментариев корпоративных групп «ТГУ» и «Подслушано...» последовательно удерживается корпоративно значимое содержание (во всех проанализированных текстах);
• сходство комментариев в рассматриваемых дискурсах определяется корпоративностью содержательной доминанты;
• диалоговость, равновесность и неофициальность «ПвТГУ» являются причиной «дискуссионности» комментариев. В группе реализуется и положительная и отрицательная оценка, однако положительная оценка также может отражать противостояние коммуникантов;
• часто в дискурсе «ПвТГУ» оценка может не выражаться - когда в комментариях общение происходит в формате вопрос-ответ с целью получения и передачи информации;
• несмотря на то, что в комментарии каждый вид оценочности выражается с помощью специальных средств, некоторые виды оценок часто выражаются одновременно по отношению к одному и тому же объекту. Так, в комментариях часто соседствуют пары оценок: обвиняющая и нападающая, защищающая(ся) и оправдывающая;
• некоторые средства оценочности совпадают у нескольких видов оценки. Так, повелительное наклонение используется и для выражения положительной советующей оценки, и для отрицательной нападающей. Различие заключается в интенции адресанта (приказ или совет);
• вопросительное предложение может выражать нападающую оценку, в этом случае вопрос будет риторическим. Его цель - выразить негативное отношение комментатора. Вопросительное предложение, написанное с целью получения информации не оценочно;
• средства выражения оценки в группе «ПвТГУ» очень разнообразны: лексика с положительной или отрицательной семантикой, грамматические средства (повелительное наклонение), устойчивые конструкции, отсылки к содержанию поста или других комментариев, аргументирование, разъяснение своей/чужой позиции и пр.
• в дискурсе «ТГУ» выражены не все виды отрицательной и положительной оценки;
• комментарии «ТГУ» в большинстве случаев обладают нейтральной оценкой - в комментариях типа вопрос-ответ;
• отрицательная оценка в «ТГУ» используется администраторами для регулирования правил общения в группе;
• комментарии «ТГУ» носят уточняющий характер. Подписчики пишут комментарии с целью получить информацию, администраторы - с целью передать;
• администраторы в комментариях «ТГУ» нивелируют недовольство комментаторов-подписчиков;
• в группе «ТГУ» оценка выражается преимущественно на лексическом уровне (лексика с положительной или отрицательной семантикой).
Характер поста взаимодействуя с дискурсивными факторами оказывает влияние на реализацию комментирующей интенции в исследуемых дискурсах.
Мы выявили, что на реализацию комментирующей интенции влияют (1) актуальность поста для подписчиков и (2) оценочная модальность поста. Влияние данных факторов на реализацию комментирующей интенции имеет несколько особенностей.
(1) Количественный аспект:
• если пост реализует (а) информирующую цель, (б) обладает положительной модальностью и (в) тема поста актуальная для подписчиков, то уровень реализации комментирующей интенции низкий как в собственно информирующем дискурсе «ТГУ», так и в дискурсе «ПвТГУ» (среднее количество комментариев у постов «ПвТГУ» - 2, в «ТГУ» - 1);
• актуальность оказывает более сильное влияние на реализацию комментирующей интенции, чем оценочная модальность. Однако, при взаимодействии негативной оценочной модальности и актуальности среднее количество комментариев - 7. Отметим, что в целом у актуальных постов - вне зависимости от оценки - среднее количество комментариев составляет 7.
(2) Качественный аспект:
• в дискурсе «ТГУ» в комментариях к положительным актуальным постам, реализующим информирующую цель со стороны подписчиков, в большинстве случаев, реализуется положительная оценка. Также подписчики пишут комментарии с целью уточнения информации. То же прослеживается в дискурсе «ПвТГУ»;
• комментарии дискурса «ТГУ» со стороны администраторов носят регулирующий характер. В связи с чем могут быть (а) отрицательными для наказания нарушителей законов группы и (б) положительными для урегулирования конфликтности комментариев подписчиков.
• актуальность содержания поста для подписчиков не влияет на реализацию комментирующей интенции в дискурсе «ТГУ» вследствие информирующего характера группы. Исключение составляют посты на тему «стипендия»;
• актуальность влияет на реализацию комментирующей интенции в дискурсе «ПвТГУ» вследствие диалоговости группы. Генерирование постов подписчиками повышает вероятность того, что содержание постов будет близко подписчикам группы.
Подобные работы
- ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ НА ПРИМЕРЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2018 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ КОНТЕНТ-СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ПАРТНЕР»)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ЦИФРОВОЙ ИМИДЖ
МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОЕКТА (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРУППЫ THERR MAITZ)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СРЕДСТВАМИ PR-КОММУНИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ УМВД РОССИИ ПО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РЕПУТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА(НА ПРИМЕРЕ БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИТИКА ПРОДВИЖЕНИЯ ЦИФРОВОГО ИМИДЖА
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМА НЬЮСМЕЙКИНГА
(НА ПРИМЕРЕ ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ НИУ ВШЭ)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2023 - Налоговое планирование в системе корпоративного управления
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Характеристики блога как текста (на материале
англоязычных текстов на социальную тематику)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2016 - ИМИДЖ ГЛАВ ФИННО-УГОРСКИХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МЕХАНИЗМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018



