Правовое регулирование деятельности частных военных компаний
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЧАСТНЫЙ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС 4
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧВК И ПРЕДПОСЫЛКИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ СТАТУСА 4
1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ЧВК 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЧВК И ПРОБЛЕМЫ ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 39
2.1 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧВК В МЕЖДУНАРОДНЫХ И НЕМЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 39
2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧВК ПО ОХРАНЕ ИНТЕРЕСОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ЧАСТНЫЙ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ И ИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС 4
1.1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧВК И ПРЕДПОСЫЛКИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИХ СТАТУСА 4
1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТАТУСА ЧВК 12
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ЧВК И ПРОБЛЕМЫ ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 39
2.1 ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧВК В МЕЖДУНАРОДНЫХ И НЕМЕЖДУНАРОДНЫХ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ 39
2.2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧВК ПО ОХРАНЕ ИНТЕРЕСОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
Существование частных военных компаний обусловлено множеством объективных факторов, одним из которых является существование самих вооруженных конфликтов как одной из наиболее крупных частей уклада всей человеческой цивилизации. Пока существуют войны, пока в них принимают участие противостоящие друг другу комбатанты, пока существует международная политика и противостояние интересов в ней, будут существовать и частные военные компании, равно как издревле существовало явление, неотделимое от понимания частных военных компаний - наемничество. В разных видах частные военные компании (далее - ЧВК) существовали на протяжении всей известной нам истории человечества, то выходя на первый план, то уходя на долгие годы. На сегодняшний день, таких компаний стало настолько много, что сложилась целая индустрия, значительная отрасль мировой экономики, связанная с выполнением гражданскими лицами услуг военного характера за материальное вознаграждение. И здесь становится тяжело отграничить между собой наемничество, явление, порицаемое на официальном уровне если не всеми, то большинством стран мира, и существование частных военных компаний, своей сутью имеющее, часто, схожие с наемничеством черты. Несмотря на то, что проблематика правового регулирования ЧВК существует давно и является обостренной проблемой начиная с конца Второй мировой войны, даже на сегодняшний день правовое регулирование деятельности ЧВК, правовое регулирование самой индустрии этого явления существует лишь на зачаточном уровне, часто является необязательным или трудно применимым в реалиях современного мира.
Частные военные компании не должны быть оставлены без внимания также и из-за своей сути, из-за своих возможностей и перспектив, угроз, которые может принести их дальнейшая эволюция и интеграция в мировую экономику и военное дело. Существуют реальные исторические факты, которые, к примеру, подтверждают, что некоторые частные военные компании начинают влиять на международный мир и безопасность, угрожать суверенитету целых государств и даже основывать собственные. Многие из этих деяний также относимы к явлению наемничества, однако именно в случае ЧВК, как организованной силы, множество людей превращается в армию, имеющую корпоративную лояльность, что представляет собой своего рода форму соучастия, увеличивающую, как известно, общественную опасность совершаемого деяния. Тем не менее, в отличие от наемничества, ЧВК продолжает оставаться в так называемой «серой» правовой зоне.
Национальное законодательство Российской Федерации также начинает медленно двигаться в сторону регулирования деятельности частных военных компаний: нарастающая мировая напряженность, необходимость выполнения военных задач малыми силами, притягательность самой формы частной военной компании как элитизированной специализированной боевой единицы обуславливает все большее их использование государствами мира. С ростом значимости этой сферы для каждого отдельного государства, и для нашего в частности, будут все стремительно осуществляться подвижки к разработке регулирования деятельности ЧВК, тем более, что фундамент в национальном законодательстве РФ уже можно считать разработанным.
Однако это исследование не было бы полным, если бы не была изучена и обратная сторона вопроса: не все ЧВК так или иначе связаны с наемнической деятельностью (задача по отграничению этих явлений будет стоять в данной работе), и ЧВК, как любое другое противоречивое явление, имеет свои положительные для разных субъектов стороны.
Таким образом мне видится, что проблематика ЧВК имеет огромную актуальность на сегодняшний день, очень слабо изучена для степени своей значимости (настоящей и перспективной), нуждается в систематизации имеющихся по данной теме знаний и взглядов, поэтому данная тема особенно привлекательна и интересна для меня, и поэтому я постараюсь в ходе своего исследования дать все необходимые для понимания данной темы ответы.
Объектом данного исследования выступает международное гуманитарное право, а предметом исследования выступают правовые отношения, связанные с деятельностью частных военных компаний.
Целью данной исследовательской работы является всестороннее изучение и раскрытие существующего правового регулирования деятельности ЧВК.
Для выполнения поставленных задач и достижения цели выпускной квалификационной работы, будут использованы следующие методы исследования: анализ и синтез; сравнительно-правовой; обобщение; исторический метод.
Изученность данной темы представляется слабой, основываясь на относительно малом количестве научных трудов на соответствующую тему, многие источники оперируют косвенными и неподтвержденными данными.
При написании данной исследовательской работе используются труды следующих авторов: Анисимова В.А., Батыря В.А., Башкирова Н., Витцума В.Г., Шестакова В.И., Игнатьева О.К., Камова Т., Коновалова И.П., Кулебякина В.Н., Логунова А., Метелиной О.В., Небольсиной М.А., Романовского Г.Б., Русиновой В.Н., Саврыги К.П., Сазоновой К.Л., Федотова А.М. и некоторых других (в том числе иностранных авторов).
Частные военные компании не должны быть оставлены без внимания также и из-за своей сути, из-за своих возможностей и перспектив, угроз, которые может принести их дальнейшая эволюция и интеграция в мировую экономику и военное дело. Существуют реальные исторические факты, которые, к примеру, подтверждают, что некоторые частные военные компании начинают влиять на международный мир и безопасность, угрожать суверенитету целых государств и даже основывать собственные. Многие из этих деяний также относимы к явлению наемничества, однако именно в случае ЧВК, как организованной силы, множество людей превращается в армию, имеющую корпоративную лояльность, что представляет собой своего рода форму соучастия, увеличивающую, как известно, общественную опасность совершаемого деяния. Тем не менее, в отличие от наемничества, ЧВК продолжает оставаться в так называемой «серой» правовой зоне.
Национальное законодательство Российской Федерации также начинает медленно двигаться в сторону регулирования деятельности частных военных компаний: нарастающая мировая напряженность, необходимость выполнения военных задач малыми силами, притягательность самой формы частной военной компании как элитизированной специализированной боевой единицы обуславливает все большее их использование государствами мира. С ростом значимости этой сферы для каждого отдельного государства, и для нашего в частности, будут все стремительно осуществляться подвижки к разработке регулирования деятельности ЧВК, тем более, что фундамент в национальном законодательстве РФ уже можно считать разработанным.
Однако это исследование не было бы полным, если бы не была изучена и обратная сторона вопроса: не все ЧВК так или иначе связаны с наемнической деятельностью (задача по отграничению этих явлений будет стоять в данной работе), и ЧВК, как любое другое противоречивое явление, имеет свои положительные для разных субъектов стороны.
Таким образом мне видится, что проблематика ЧВК имеет огромную актуальность на сегодняшний день, очень слабо изучена для степени своей значимости (настоящей и перспективной), нуждается в систематизации имеющихся по данной теме знаний и взглядов, поэтому данная тема особенно привлекательна и интересна для меня, и поэтому я постараюсь в ходе своего исследования дать все необходимые для понимания данной темы ответы.
Объектом данного исследования выступает международное гуманитарное право, а предметом исследования выступают правовые отношения, связанные с деятельностью частных военных компаний.
Целью данной исследовательской работы является всестороннее изучение и раскрытие существующего правового регулирования деятельности ЧВК.
Для выполнения поставленных задач и достижения цели выпускной квалификационной работы, будут использованы следующие методы исследования: анализ и синтез; сравнительно-правовой; обобщение; исторический метод.
Изученность данной темы представляется слабой, основываясь на относительно малом количестве научных трудов на соответствующую тему, многие источники оперируют косвенными и неподтвержденными данными.
При написании данной исследовательской работе используются труды следующих авторов: Анисимова В.А., Батыря В.А., Башкирова Н., Витцума В.Г., Шестакова В.И., Игнатьева О.К., Камова Т., Коновалова И.П., Кулебякина В.Н., Логунова А., Метелиной О.В., Небольсиной М.А., Романовского Г.Б., Русиновой В.Н., Саврыги К.П., Сазоновой К.Л., Федотова А.М. и некоторых других (в том числе иностранных авторов).
Основываясь на истории развития ЧВК, их истоках и перспективах существует множество объективных предпосылок, обуславливающих уникальность ЧВК и их сотрудников (относительно других субъектов международного права), и, как следствие, необходимость осуществления специального регулирования деятельности и статуса ЧВК. В большинстве стран мира, и в России в частности существует большое количество законодательных актов, которые не разрешают деятельность ЧВК. Однако современные тенденции, а также планы законодателей и существующая практика сигнализируют о том, что такое регулирование неизбежно появится в Российском законодательстве в ближайшее время (так как в этом существует объективная необходимость).
Современное международное регулирование является недостаточным и несущественным, не имеет свойства юридической обязательности (за отсутствием международной конвенции), имеет только рекомендательный характер и является исключительно вероятной базой разработки международно-правового акта. Сотрудники ЧВК не обладают специальным субъектным статусом, который соответствовал бы особенностям их деятельности, несмотря на объективную необходимость существования такого статуса. Сегодня статус сотрудников ЧВК по международному гуманитарному праву - гражданские лица, следующие за вооруженными силами, что является недостаточным для всеобъемлющего регулирования вопроса. Существующие положения и списки необязательны и недостаточны, требуют доработки и включения большего количества положений о правах, обязанности и ответственности. Сама проблема требует создания нового международного правового института (подинститута) со всеми необходимыми структурными элементами. Международным сообществом наряду с перечисленным полностью игнорируется проблематика взаимодействия ЧВК и частных лиц (международных и немеждународных корпораций), что недопустимо и должно быть учтено и исправлено в будущей международной конвенции.
Заключительным выводом данной работы является то, что частные военные компании сегодня приобретают все более весомое значение в международной политике. Большая часть военных операций в мире не обходится без использования услуг таких организаций. Специфика данных субъектов указывает на то, что без придания специального международно- правового статуса для таких организаций, любое регулирование будет неэффективным, а правовая ответственность ЧВК и далее не будет включать в себя никаких значительных мер. Документ Монтрё не является конвенцией или международным договором, не подписан большинством стран мира, а значит и не обладает какой-либо общеобязательной силой и не может сегодня применяться даже в качестве замены правовому регулированию индустрии ЧВК. Данный Документ должна заменить международная конвенция, разработанная профильным комитетом ООН на базе Документа Монтрё, с участием всех заинтересованных сторон, в том числе МККК. Обстоятельная проработка конвенции и участие в ее разработке крупнейших мировых держав и организаций приведут к тому, что такая международная конвенция сможет стать общеобязательной, а на рынке ЧВК, наконец, сформируются общие правила игры, комплекс прав и обязанностей всех субъектов, находящихся в связи с частными военными компаниями. Не менее важны институциональные изменения, которые будут введены в связи с этим, а также меры ответственности и способы привлечения к ней.
Наличие такой конвенции положит базу к легализации ЧВК в большем, чем сегодня, количестве стран мира. Ратификация этой конвенции, инкорпорация ее в национальное право государств мира (в том числе в Российское право) вместе с характерными для конкретных национально - правовых особенностей дополнениями станет позитивным шагом к устранению пробелов в правовом регулировании деятельности ЧВК, а также к дальнейшему росту этой индустрии, но уже в легальном русле.
Российская Федерация заинтересована в скорейшем введении национального и международного регулирования деятельности ЧВК, так как эти организации уже проявили себя как эффективный инструмент внешней политики нашего государства, и теперь этому инструменту необходимо придать официальный правовой статус. В противном случае, фактическое существование Российских ЧВК вне правового поля национального законодательства приведет к негативным последствиям для РФ: увеличение степени правового нигилизма населения и бизнеса, ограниченность вовлеченности в международный рынок отечественных ЧВК, отсутствие роста доли наших компаний на этом рынке, эмиграция Российских военных специалистов для работы в иностранных ЧВК и т.д.
Современное международное регулирование является недостаточным и несущественным, не имеет свойства юридической обязательности (за отсутствием международной конвенции), имеет только рекомендательный характер и является исключительно вероятной базой разработки международно-правового акта. Сотрудники ЧВК не обладают специальным субъектным статусом, который соответствовал бы особенностям их деятельности, несмотря на объективную необходимость существования такого статуса. Сегодня статус сотрудников ЧВК по международному гуманитарному праву - гражданские лица, следующие за вооруженными силами, что является недостаточным для всеобъемлющего регулирования вопроса. Существующие положения и списки необязательны и недостаточны, требуют доработки и включения большего количества положений о правах, обязанности и ответственности. Сама проблема требует создания нового международного правового института (подинститута) со всеми необходимыми структурными элементами. Международным сообществом наряду с перечисленным полностью игнорируется проблематика взаимодействия ЧВК и частных лиц (международных и немеждународных корпораций), что недопустимо и должно быть учтено и исправлено в будущей международной конвенции.
Заключительным выводом данной работы является то, что частные военные компании сегодня приобретают все более весомое значение в международной политике. Большая часть военных операций в мире не обходится без использования услуг таких организаций. Специфика данных субъектов указывает на то, что без придания специального международно- правового статуса для таких организаций, любое регулирование будет неэффективным, а правовая ответственность ЧВК и далее не будет включать в себя никаких значительных мер. Документ Монтрё не является конвенцией или международным договором, не подписан большинством стран мира, а значит и не обладает какой-либо общеобязательной силой и не может сегодня применяться даже в качестве замены правовому регулированию индустрии ЧВК. Данный Документ должна заменить международная конвенция, разработанная профильным комитетом ООН на базе Документа Монтрё, с участием всех заинтересованных сторон, в том числе МККК. Обстоятельная проработка конвенции и участие в ее разработке крупнейших мировых держав и организаций приведут к тому, что такая международная конвенция сможет стать общеобязательной, а на рынке ЧВК, наконец, сформируются общие правила игры, комплекс прав и обязанностей всех субъектов, находящихся в связи с частными военными компаниями. Не менее важны институциональные изменения, которые будут введены в связи с этим, а также меры ответственности и способы привлечения к ней.
Наличие такой конвенции положит базу к легализации ЧВК в большем, чем сегодня, количестве стран мира. Ратификация этой конвенции, инкорпорация ее в национальное право государств мира (в том числе в Российское право) вместе с характерными для конкретных национально - правовых особенностей дополнениями станет позитивным шагом к устранению пробелов в правовом регулировании деятельности ЧВК, а также к дальнейшему росту этой индустрии, но уже в легальном русле.
Российская Федерация заинтересована в скорейшем введении национального и международного регулирования деятельности ЧВК, так как эти организации уже проявили себя как эффективный инструмент внешней политики нашего государства, и теперь этому инструменту необходимо придать официальный правовой статус. В противном случае, фактическое существование Российских ЧВК вне правового поля национального законодательства приведет к негативным последствиям для РФ: увеличение степени правового нигилизма населения и бизнеса, ограниченность вовлеченности в международный рынок отечественных ЧВК, отсутствие роста доли наших компаний на этом рынке, эмиграция Российских военных специалистов для работы в иностранных ЧВК и т.д.
Подобные работы
- ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОТРУДНИКОВ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ
В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ И ЗОНАХ ПОВЫШЕННОЙ
ОПАСНОСТИ
Диссертация , уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ НА ЗАПАДЕ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Регулирование деятельности частных военных и охранных компаний: обзор политики международных организаций и мировых держав
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 750 р. Год сдачи: 2019 - РОЛЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ
КОНФЛИКТАХ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - Частные военные компании и наемничество: влияние на мировую политику и
безопасность
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4540 р. Год сдачи: 2016 - Западные частные военные компании в современной мировой политике.
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИИ КАК ЭЛЕМЕНТ
ТРАНСФОРМАЦИИ ВОЕННОЙ СИЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ КОНФЛИКТАХ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020



