Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ИЕРОГЛИФОВ ПРИ ОБУЧЕНИИКИ ТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №186643

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1. Лингводидактические и психологические особенности обучения китайскому языку ... 6
1.1 Метод графического анализа иероглифа в обучении китайскому языку 6
1.2 Психолого-педагогические особенности обучения студентов высших учебных
заведений 18
Выводы по главе 1 24
2. Метод графического анализа иероглифов в формировании лексической компетенции обучающихся 26
2.1 Использование метода графического анализа иероглифов в формировании
лексической компетенции 26
2.2 Описание и результаты апробации педагогического эксперимента 35
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53


На современном этапе отношения между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией характеризуются установлением тесных контактов в различных сферах. Наиболее явно данная тенденция к сближению двух стран проявляется в наладившемся в последние десятилетия торгово-экономическом сотрудничестве, совместной деятельности специалистов обоих государств в сфере научно-технических разработок. Ввиду данных изменений на данный момент в российском обществе существенно возросла потребность в специалистах, обладающих языковыми компетенциями, необходимыми для ведения профессиональной деятельности с китайскими компаниями, а также для обеспечения успешного хода деловой коммуникации в процессе такого сотрудничества, в связи с чем можно наблюдать современную высокую востребованность языкового образования по китайскому языку.
Современное состояние частной методики обучения китайскому языку как иностранному характеризуется сравнительно малой разработанностью, а специфика китайского языка как изолированного и обладающего иероглифической письменностью требует поиска принципиально новых подходов к его преподаванию. Особое значение имеет изучение и поиск методов и приемов преподавания иероглифики китайского языка, так как именно освоение основ иероглифики, а также верное целостное восприятие иероглифа как единицы китайского языка вызывает наибольшие затруднения у обучающихся на начальном этапе, в том числе при изучении лексического материала.
Актуальность работы обусловлена малым количеством доступных дидактических материалов для обучения китайскому языку, включающих в себя элементы метода графического анализа иероглифов, при высокой востребованности языкового образования по китайскому языку в современном мире.
Объект исследования - процесс обучения китайскому языку студентов высших учебных заведений.
Предмет исследования - метод графического анализа иероглифов в процессе обучения китайскому языку и возможности его применения в данном процессе.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании использования элементов метода графического анализа иероглифов в процессе обучения китайскому языку и практической разработке модели учебного занятия на основе данного метода.
Цель исследования определила постановку следующих его задач:
1. Рассмотреть метод графического анализа иероглифов и необходимость внедрения его элементов в процесс обучения китайскому языку.
2. Изучить психолого-педагогические особенности обучения студентов высших учебных заведений.
3. Определить возможности практического применения метода графического анализа иероглифов в процессе обучения китайскому языку.
4. Разработать и апробировать модель учебного занятия с использованием элементов метода графического анализа иероглифов.
Новизна данной работы заключается в применении метода графического анализа иероглифов как основы для разработки дидактических материалов для обучения китайскому языку.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных научных деятелей в области теории и методики преподавания иностранных языков (Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Опарина Е.А., Селиванов В.С., Соловова Е.Н.), а также работы в области методики преподавания китайского языка как иностранного российских (Арекеева Ю. Е., Молоткова Ю.В.) и зарубежных (Ван Ц., Ли Д., Сю Ц. и др.) авторов.
Материалом исследования послужили научные работы отечественных и зарубежных научных деятелей в области теории и методики преподавания иностранных языков и методики преподавания китайского языка как иностранного. В рамках исследования были разработаны учебно-дидактические материалы на основе метода графического анализа иероглифов в объеме 6 комплектов, а также модель учебного занятия по китайскому языку как иностранному на основе метода графического анализа иероглифов.
Теоретической значимостью данной работы стала попытка внести вклад в знания по методике преподавания китайского языка как иностранного и педагогическую практику его преподавания.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования разработанного комплекса упражнений при обучении китайскому языку как иностранному (например, в курсах по дисциплинам «Практика устной и письменной речи», «Иностранный язык»).
Данное исследование было проведено посредством методов анализа педагогической литературы, компонентного анализа, а также педагогического эксперимента.
Анализ педагогической литературы: изучение педагогических трудов
отечественных и зарубежных авторов, выявление положений, наиболее значимых для проведения теоретической и практической части исследования.
Метод компонентного анализа: анализ лексических единиц, составляющих изучаемый в ходе педагогического эксперимента лексический материал, для разработки учебно-дидактических материалов, используемых в ходе проведения эксперимента.
Педагогический эксперимент: постановка педагогического эксперимента путем апробации модели учебного занятия по китайскому языку, включающей в себя элементы метода графического анализа иероглифов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Поставленные задачи исследования определили следующую его структуру:
Первая глава имеет теоретическую направленность: в ней рассматривается графический анализ иероглифов и его особенности как метода обучения китайскому языку, а также дается психолого-педагогическая характеристика студентов языковых высших учебных заведений начального этапа обучения.
Вторая глава носит практический характер и содержит в себе описание возможностей использования рассматриваемого метода в процессе обучения китайскому языку и описание проведенного в процессе исследования педагогического эксперимента.
Каждая глава сопровождается выводами, содержащими промежуточные результаты исследования. В заключении производится обобщение результатов, полученных в процессе исследования.
Список использованных источников и литературы включает 26 наименований на русском языке и 7 наименований на китайском языке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе методика обучения китайскому языку как иностранному претерпевает большие изменения, находясь в постоянном поиске новых средств, методов и приемов, позволяющих повысить эффективность обучения китайскому языку, не ограничиваясь грамматико-переводным методом, сохраняя коммуникативную направленность обучения ив то же время - придерживаясь необходимости обучения специфике языкового строя китайского языка и его письменности, принимая во внимание все аспекты языковой коммуникации. Кроме того, на протяжении всей истории развития методики обучения китайскому языку как науки неоднократно вставал и до сих пор актуален вопрос обучения иероглифическому письму китайского языка и его лексике.
В процессе данного исследования были выполнены все поставленные задачи. В рамках теоретической части исследования:
1) был рассмотрен метод графического анализа иероглифов, выявлены его специфические черты и причины, по которым внедрение данного метода и его элементов в процесс обучения китайскому языку является оправданным и необходимым;
2) были изучены психолого-педагогические особенности обучения иностранным языкам обучающихся лингвистических направлений высших учебных заведений, выступивших в ходе предусматриваемого исследованием педагогического эксперимента контрольной группой.
В рамках практической части исследования:
1) были определены возможности практического применения метода графического анализа иероглифов в процессе обучения китайскому языку на начальном этапе;
2) была разработана и апробирована в ходе проведенного педагогического эксперимента модель учебного занятия с использованием метода графического анализа иероглифов.
Цель исследования была достигнута: было теоретически обосновано использование элементов метода графического анализа иероглифов в процессе обучения китайскому языку как иностранному на начальном этапе и их эффективность, а также разработана и апробирована модель учебного занятия на основе данного метода.
Апробация педагогического эксперимента в группах студентов 1 курса факультета иностранных языков Национального исследовательского Томского государственного университета позволила подтвердить оправданность и эффективность использования метода графического анализа иероглифов и его элементов в процессе обучения китайскому языку как иностранному благодаря образовательным результатам, достигнутым обучающимися в период осуществления педагогического эксперимента и демонстрирующим положительное влияние примененных учебных приемов на успешность и прочность запоминания и усвоения обучающимися изучаемого лексического материала, а также на формирование и развитие письменных и иероглифических навыков обучающихся, являющихся на данном этапе обучения одними из ключевых.



1. Авдеенко А. С. Психологическая адаптация студентов вуза // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - №2. - С. 4-8.
2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва : Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
3. Арекеева Ю. Е. Основы иероглифического письма: учебное пособие / Ю. Е. Арекеева. - Ижевск : Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. - 88 с.
4. Белянская Т. Э. Социально-психологические характеристики студенческого возраста // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - №3. - С. 337-344.
5. Богданов Е. Н. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны / Богданов Е. Н., Тюмасева З. И., Щербак Н. П. - Санкт-Петербург : Издательский дом «Питер», 2008. - 464 с.
6. Бодалев А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - Москва : Издательство Московского университета, 1988. - 188 с.
7. Боровик А. А. К выводу о развитии чувства языка в процессе обучения неродному языку / А. А. Боровик, М. М. Гохлернер // Вестник Харьковского университета. Психология. - 1976. - №132. - С. 70-76.
8. Бурцева Е. В. Актуальность запоминания иероглифов студентами в современных условиях доступа в глобальное информационное пространство // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №6. - С. 113-119.
9. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителей / Н. Д. Гальскова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство АРКТИ, 2013. - 192 с.
10. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова, Е. А. Петрова. - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
11. Гладкова О. К. Проблема обучения взрослых иностранному языку // Педагогическое образование в России. - 2014. - №6. - С. 93-95.
12. Гурулева Т. Л. Подходы к обучению китайскому языку в аспекте формирования межкультурной образовательной парадигмы // Язык и культура. - 2021. - № 54. - С. 113130.
13. Жук О. Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений / О. Л. Жук, С. Н. Сиренко ; под ред. О. Л. Жук. - Минск : РИВШ, 2007. - 182 с.
14. Задорожных Д. П. Методика преподавания китайской иероглифической письменности // Вестник наук Сибири. - 2014. - №1. - С. 182-187.
15. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И. А. Зимняя. - Москва : Просвещение, 2000. - 159 с....50



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ