Развитие коммуникативной компетентности учащихся средствами театральной студии (Владимирский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум».
Выборка: 32 человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 6
1.1 Понятие «компетентность» в психолого-педагогической науке 6
1.2 Коммуникативная компетентность как одна из ключевых компетентностей современного образования 9
1.3 Театральная студия – средство развития коммуникативной компетентности учащихся 12
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Исследование коммуникативной компетентности учащихся 18
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
База исследование: ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум».
Выборка: 32 человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 6
1.1 Понятие «компетентность» в психолого-педагогической науке 6
1.2 Коммуникативная компетентность как одна из ключевых компетентностей современного образования 9
1.3 Театральная студия – средство развития коммуникативной компетентности учащихся 12
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Исследование коммуникативной компетентности учащихся 18
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в ее становлении – подростковый возраст. В этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира. В связи с этим возникает необходимость в создании условий для полной самореализации и становления личности
в рамках образовательной системы. У подростков наблюдается потребность не только в получении знаний, их применении на практике, но и в умении осуществлять межличностное общение, то есть обладать коммуникативными способностями. Именно поэтому актуальность темы исследования заключается в том, что театральная студия создает наилучшие условие
для формирования и развития коммуникативной компетентности у студентов СПО. Социальная компетентность, умение слушать, умение правильно высказывать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, взаимодействовать, сотрудничать – это все важные составляющие каждого современного человека, в том числе и студента-первокурсника.
Общение со сверстниками становится основой самопознания и формирования идентичности личности. Следствием интенсивной внутренней работы самоисследования становится повышенный интерес к себе, своим чувствам, переживаниям, способностям, нередко фиксации на себе, находящая отражения в явлении личностного эгоцентризма [18, 19]. Так в рамках данного исследования выдвигается следующая проблема: каковы возможности театральной студии в развитии коммуникативной компетентности учащихся?
Объектом исследования является коммуникативная компетентность учащихся.
Предмет исследования – развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе занятий в театральной студии.
Цель исследования – оценить эффективность занятий в театральной студии как средства развития коммуникативной компетентности учащихся.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к проблеме;
2) исследовать особенности коммуникативной компетентности
у учащихся на психодиагностической основе;
3) разработать и реализовать программу занятий в театральной студии;
4) проанализировать (и сделать вывод) о параметрах изучаемого явления, дать рекомендации по использованию результатов данного исследования.
Гипотеза исследования: участие студентов в деятельности театральной студии позволит им развить свои коммуникативные умения и навыки (особенно такие, как ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решений коммуникативных задач, воздействия, аргументация, умение договариваться, находить общее решение и др.)
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, математико-статистические методы обработки данных, систематизация полученных данных.
В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики:
1. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников (В.В. Синявский, В.А. Федоришин);
2. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский);
3. Карта наблюдений, заполненная педагогом-психологом образовательного учреждения.
Практическая значимость: данные, полученные во время исследования, могут быть использованы психологами, педагогами дополнительного образования, социальными педагогами, кураторами учебных групп, заместителями директора по ВР для более эффективного индивидуального подхода к студентам.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум» (испытуемые – 32 человека).
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка используемой литературы
(21 источник).
Объем работы: 40 страниц.
в рамках образовательной системы. У подростков наблюдается потребность не только в получении знаний, их применении на практике, но и в умении осуществлять межличностное общение, то есть обладать коммуникативными способностями. Именно поэтому актуальность темы исследования заключается в том, что театральная студия создает наилучшие условие
для формирования и развития коммуникативной компетентности у студентов СПО. Социальная компетентность, умение слушать, умение правильно высказывать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, взаимодействовать, сотрудничать – это все важные составляющие каждого современного человека, в том числе и студента-первокурсника.
Общение со сверстниками становится основой самопознания и формирования идентичности личности. Следствием интенсивной внутренней работы самоисследования становится повышенный интерес к себе, своим чувствам, переживаниям, способностям, нередко фиксации на себе, находящая отражения в явлении личностного эгоцентризма [18, 19]. Так в рамках данного исследования выдвигается следующая проблема: каковы возможности театральной студии в развитии коммуникативной компетентности учащихся?
Объектом исследования является коммуникативная компетентность учащихся.
Предмет исследования – развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе занятий в театральной студии.
Цель исследования – оценить эффективность занятий в театральной студии как средства развития коммуникативной компетентности учащихся.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к проблеме;
2) исследовать особенности коммуникативной компетентности
у учащихся на психодиагностической основе;
3) разработать и реализовать программу занятий в театральной студии;
4) проанализировать (и сделать вывод) о параметрах изучаемого явления, дать рекомендации по использованию результатов данного исследования.
Гипотеза исследования: участие студентов в деятельности театральной студии позволит им развить свои коммуникативные умения и навыки (особенно такие, как ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решений коммуникативных задач, воздействия, аргументация, умение договариваться, находить общее решение и др.)
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, математико-статистические методы обработки данных, систематизация полученных данных.
В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики:
1. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников (В.В. Синявский, В.А. Федоришин);
2. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский);
3. Карта наблюдений, заполненная педагогом-психологом образовательного учреждения.
Практическая значимость: данные, полученные во время исследования, могут быть использованы психологами, педагогами дополнительного образования, социальными педагогами, кураторами учебных групп, заместителями директора по ВР для более эффективного индивидуального подхода к студентам.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум» (испытуемые – 32 человека).
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка используемой литературы
(21 источник).
Объем работы: 40 страниц.
В своей работе «Формирование коммуникативных компетенций подростков средствами театрализованной деятельности» Прохорова Ю.А. приводит слова Адамьянц Т.З. «Закономерен вопрос: а так ли уж актуально для человечества совершенствование коммуникативных навыков? Может быть, со времен Гераклита или – ближе – Просветителей или еще ближе –
Ф. Ницше, ситуация изменилась, тем более что за последние годы число газет, журналов, радиоприемников, телевизоров, компьютеров, интернет-сайтов на душу населения резко вырастало? Результаты исследований показывают, однако, что проблемы понимания в сфере социальной коммуникации продолжают оставаться актуальными» [14]. Именно поэтому развитие коммуникативное компетентности является необходимой составляющей в становлении подрастающего поколения.
Студенты-первокурсники оказываются в новом коллективе, в котором им необходимо устанавливать коммуникативные связи со всеми участниками. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности может сыграть решающую роль в процессе социализации ребенка. Занятия в театральной студии (в рамках дополнительного образования) являются «помощником» для обучающегося. Они являются
не только источником общения, но и импульсом к развитию внутреннего мира ребенка. Полученные в результате проведения различных методик показатели дают возможность сделать вывод о том, что улучшение показателей наблюдается у испытуемых экспериментальной группы, то есть ребят, занимающихся в театральной студии.
В ходе проведенного исследования было установлено, что занятия
в театральной студии оказывают благоприятное влияние на развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся. Театральная деятельность помогает студентам совершенствовать свой словарный запас, контролировать свое поведение, а также выстраивать различные ситуации общения.
Ф. Ницше, ситуация изменилась, тем более что за последние годы число газет, журналов, радиоприемников, телевизоров, компьютеров, интернет-сайтов на душу населения резко вырастало? Результаты исследований показывают, однако, что проблемы понимания в сфере социальной коммуникации продолжают оставаться актуальными» [14]. Именно поэтому развитие коммуникативное компетентности является необходимой составляющей в становлении подрастающего поколения.
Студенты-первокурсники оказываются в новом коллективе, в котором им необходимо устанавливать коммуникативные связи со всеми участниками. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности может сыграть решающую роль в процессе социализации ребенка. Занятия в театральной студии (в рамках дополнительного образования) являются «помощником» для обучающегося. Они являются
не только источником общения, но и импульсом к развитию внутреннего мира ребенка. Полученные в результате проведения различных методик показатели дают возможность сделать вывод о том, что улучшение показателей наблюдается у испытуемых экспериментальной группы, то есть ребят, занимающихся в театральной студии.
В ходе проведенного исследования было установлено, что занятия
в театральной студии оказывают благоприятное влияние на развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся. Театральная деятельность помогает студентам совершенствовать свой словарный запас, контролировать свое поведение, а также выстраивать различные ситуации общения.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ЖУРНАЛИСТИКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019



