Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум».
Выборка: 32 человека.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 6
1.1 Понятие «компетентность» в психолого-педагогической науке 6
1.2 Коммуникативная компетентность как одна из ключевых компетентностей современного образования 9
1.3 Театральная студия – средство развития коммуникативной компетентности учащихся 12
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ 16
2.1 Организация и методы исследования 16
2.2 Исследование коммуникативной компетентности учащихся 18
2.3 Анализ и интерпретация полученных данных 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
С точки зрения социализации чрезвычайно важный период в ее становлении – подростковый возраст. В этот период происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира. В связи с этим возникает необходимость в создании условий для полной самореализации и становления личности
в рамках образовательной системы. У подростков наблюдается потребность не только в получении знаний, их применении на практике, но и в умении осуществлять межличностное общение, то есть обладать коммуникативными способностями. Именно поэтому актуальность темы исследования заключается в том, что театральная студия создает наилучшие условие
для формирования и развития коммуникативной компетентности у студентов СПО. Социальная компетентность, умение слушать, умение правильно высказывать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, взаимодействовать, сотрудничать – это все важные составляющие каждого современного человека, в том числе и студента-первокурсника.
Общение со сверстниками становится основой самопознания и формирования идентичности личности. Следствием интенсивной внутренней работы самоисследования становится повышенный интерес к себе, своим чувствам, переживаниям, способностям, нередко фиксации на себе, находящая отражения в явлении личностного эгоцентризма [18, 19]. Так в рамках данного исследования выдвигается следующая проблема: каковы возможности театральной студии в развитии коммуникативной компетентности учащихся?
Объектом исследования является коммуникативная компетентность учащихся.
Предмет исследования – развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе занятий в театральной студии.
Цель исследования – оценить эффективность занятий в театральной студии как средства развития коммуникативной компетентности учащихся.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические подходы к проблеме;
2) исследовать особенности коммуникативной компетентности
у учащихся на психодиагностической основе;
3) разработать и реализовать программу занятий в театральной студии;
4) проанализировать (и сделать вывод) о параметрах изучаемого явления, дать рекомендации по использованию результатов данного исследования.
Гипотеза исследования: участие студентов в деятельности театральной студии позволит им развить свои коммуникативные умения и навыки (особенно такие, как ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решений коммуникативных задач, воздействия, аргументация, умение договариваться, находить общее решение и др.)
Методы исследования: анализ научной литературы, тестирование, количественный и качественный анализ полученных данных, математико-статистические методы обработки данных, систематизация полученных данных.
В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие методики:
1. Методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников (В.В. Синявский, В.А. Федоришин);
2. Оценка уровня общительности (В.Ф. Ряховский);
3. Карта наблюдений, заполненная педагогом-психологом образовательного учреждения.
Практическая значимость: данные, полученные во время исследования, могут быть использованы психологами, педагогами дополнительного образования, социальными педагогами, кураторами учебных групп, заместителями директора по ВР для более эффективного индивидуального подхода к студентам.
Экспериментальная база: исследование проводилось на базе ГБПОУ ВО «Муромцевский лесотехнический техникум» (испытуемые – 32 человека).
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка используемой литературы
(21 источник).
Объем работы: 40 страниц.
В своей работе «Формирование коммуникативных компетенций подростков средствами театрализованной деятельности» Прохорова Ю.А. приводит слова Адамьянц Т.З. «Закономерен вопрос: а так ли уж актуально для человечества совершенствование коммуникативных навыков? Может быть, со времен Гераклита или – ближе – Просветителей или еще ближе –
Ф. Ницше, ситуация изменилась, тем более что за последние годы число газет, журналов, радиоприемников, телевизоров, компьютеров, интернет-сайтов на душу населения резко вырастало? Результаты исследований показывают, однако, что проблемы понимания в сфере социальной коммуникации продолжают оставаться актуальными» [14]. Именно поэтому развитие коммуникативное компетентности является необходимой составляющей в становлении подрастающего поколения.
Студенты-первокурсники оказываются в новом коллективе, в котором им необходимо устанавливать коммуникативные связи со всеми участниками. Высокий уровень сформированности коммуникативной компетентности может сыграть решающую роль в процессе социализации ребенка. Занятия в театральной студии (в рамках дополнительного образования) являются «помощником» для обучающегося. Они являются
не только источником общения, но и импульсом к развитию внутреннего мира ребенка. Полученные в результате проведения различных методик показатели дают возможность сделать вывод о том, что улучшение показателей наблюдается у испытуемых экспериментальной группы, то есть ребят, занимающихся в театральной студии.
В ходе проведенного исследования было установлено, что занятия
в театральной студии оказывают благоприятное влияние на развитие коммуникативных и организаторских способностей обучающихся. Театральная деятельность помогает студентам совершенствовать свой словарный запас, контролировать свое поведение, а также выстраивать различные ситуации общения.
1. Артемьева, Г.Н., Ефимова М.И. Развитие коммуникативных компетенций подростков средствами театрального искусства [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021928 (дата обращения: 05.01.2019)
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс].
URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/bse/ (дата обращения: 05.01.2019)
3. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс].
URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (дата обращения: 05.01.2019)
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство «Лабиринт», М., 1999. – 352 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bim-bad.ru/docs/vygotsky_myshlenije_i_rech.pdf (дата обращения: 06.01.2019)
5. Давыдова А. М. Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности // Психологические науки: теория и практика: материалы
III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/7421/ (дата обращения: 03.01.2019)
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. –
М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения 03.01.2019)
7. Жураковская, В.М. Коммуникативная компетентность как компонент индивидуального опыта личности [Электронный ресурс].
URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-komponent-individualnogo-opyta-lichnosti (дата обращения 03.01.2019)
8. Захарова, Т.В., Басалаева, Н.В., Казакова, Т.В., Игнатьева,
Н.К., Киргизова, Е.В., Бахор, Т.А. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20413 (дата обращения 03.01.2019)
9. Зотова, И.Н. Психолого-педагогическая поддержка развития коммуникативной компетентности студентов технического вуза. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Электронный ресурс].
URL: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-psihologo-pedagogicheskaya-podderzhka-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentnosti-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения 03.01.2019)
10. Ломакина Г. Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2190/ (дата обращения: 03.01.2019).
11. Мельников, С.Л. Карнеева, О.А. К вопросу о профессиональной компетентности психологов образования [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-professionalnoy-kompetentnosti-psihologov-obrazovaniya (дата обращения 02.01.2019)
12. Михеева, Т.Б. «Компетенция» и «компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentsiya-i-kompetentnost-k-voprosu-ispolzovaniya-ponyatiy-v-sovremennom-rossiyskom-obrazovanii (дата обращения 04.12.2018)
13. Огородова, Л.Н. Содержание и структура социальных компетентностей подростков-школьников // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2014. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13944 (дата обращения 04.12.2018)
14. Прохорова Ю.А. Формирование коммуникативных компетенций подростков средствами театрализованной деятельности // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18010 (дата обращения: 05.01.2019)
15. Рогов, Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 480 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.myword.ru (дата обращения: 06.01.2019)
16. Твой тест. Психологические и личностные тесты [Электронный ресурс]. URL: https://tvoytest.ru/psikhologicheskiye-testy/test-na-obshhitelnost-ryaxovskogo/ (дата обращения 06.01.2019)
17. Тест КОС-1|PsyTests.org [Электронный ресурс].
URL: http://psytests.org/profession/kos1.html (дата обращения 06.01.2019)
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. ISBN 978-5-09-024005-5
19. Хуторской, А.В., Хуторская, Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Электронный ресурс]. URL: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A.V.Khutorskoy_L.N.Khutorskaya_Compet.pdf (дата обращения 02.01.2019)
20. Шишкин, Ф.Т. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/kompetentsiya-i-kompetentnost-kak-klyuchevye-ponyatiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-obrazovanii (дата обращения 04.12.2018)
21. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: «Педагогика», 1978.