Введение
1.1 Проблема самоопределения личности в психологической науке 6
1.1.1 Проблема профессионального самоопределения личности 16
1.1.2 Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте 25
1.1.3 Факторы профессионального самоопределения в юношеском возрасте 32
1.2 Самоотношение личности как психологический феномен 39
1.2.1 Проблема самоотношения в юношеском возрасте 45
Глава 2. Эмпирическое исследование характеристик самоотношения и
особенностей профессионального самоопределения юношей и девушек 54
2.1. Организация и методическое обеспечение эмпирического
исследования 55
2.2. Результаты эмпирического исследования 62
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 66
Заключение 76
Список использованных источников 78
Приложения 80
Проблема профессионального самоопределения старшеклассников всегда актуальна. Правильный выбор профессии важен не только с позиции определения жизненных планов юношей и девушек на пороге выхода в большую самостоятельную жизнь, но и с точки зрения развития общества в целом.
Определение профессионального и жизненного пути со всей остротой встает перед человеком в том возрасте, когда он, быть может, до конца не осознает всех отдаленных последствий принятых в юности решений. В России, как и в зарубежных странах, ситуация профессионального самоопределения, после окончания школы, традиционно рассматривается в контексте психологии труда и профессионального обучения. Поэтому иногда учитываются не все дополнительные, но очень важные факторы, влияющие на выбор профессии старшеклассником.
Человеку необходимо, завершая определенный этап своей жизни, определить дальнейший путь, причем ответственность за выбор ложится на его собственные плечи. Но иногда это решение принимается не самостоятельно. В своих работах Е.А.Климов пишет, что «как профессиональное, так и жизненное самоопределение зависят от того, какой желает стать личность, как она определяется в конкретных жизненных ситуациях, т.е. от личностного самоопределения». Отечественными учеными проблема самоопределения рассматривается в связи с исследованием жизненного пути индивида и не может быть решена в отрыве от взаимоотношений человека с окружающим миром, его отношения к самому себе.
Иногда профессиональное самоопределение в конце школьного возраста происходит в соответствии с интересами и склонностями юноши, но порой мы встречаем выбор, когда будущая профессия идет вразрез интересам и склонностям. Во втором случае, возможно, человек не уверен в себе или ведом мнением авторитетных людей, дающих советы по «правильному» выбору
Цель: Изучение самоотношения личности юношей и девушек профессиональное самоопределение, которых соответствует (не соответствует) выявленным у них интересам и склонностям к определенным типам профессий.
Объект: Самоотношение личности юношей и девушек.
Предмет: Специфика самоотношения личности юношей и девушек, профессиональное самоопределение которых состоялось в соответствии и в несоответствии с их интересами и склонностями.
В процессе исследования мы опираемся на работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам профессионального самоопределения и самоотношения личности. Учитывая характер изучаемого объекта, в основу исследования положен системный подход к анализу предмета исследования.
Гипотеза исследования: У выпускников школ, профессиональное самоопределение которых состоялось в соответствии с интересами и склонностями, более высокий уровень компонентов самоотношения: самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения,самоценности и самопринятия. А внутренняя конфликтность и самообвинение более выражены в группе юношей и девушек, профессиональное самоопределение которых состоялось в несоответствие интересам и
склонностям.
Для достижения цели и проверки гипотезы в процессе исследования мы ставили следующие задачи:
- Осуществить теоретическое исследование проблемы профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
- Изучить феномен самоотношения личности в зарубежной и отечественной науке;
- Подготовить и провести эмпирическое сравнение самоотношения личности юношей и девушек, профессиональное самоопределение которых соответствует (не соответствует) выявленным у них интересам и склонностям к определенным типам профессий;
- Провести анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования.
В своей работе мы используем следующие методы исследования:
- Теоретические (понятийно-терминологический обзор литературы по теме исследования).
- Эмпирические (тестирование).
- Математические (U-критерий Манна-Уитни).
Для проведения эмпирического исследования нами были подобраны следующие методики:
- Модификация методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока и О.П. Мешковской. Автор модификации - С.Я. Карпиловская;
- Диагностико-дифференциальный опросник (ДДО);
- Методика исследования самоотношения В.В.Столина.
Практическая значимость нашего исследования состоит в следующем:
конкретизация проблем профессионального самоопределения старших школьников позволяет выявить те характеристики отношения к себе, психологическое «оздоровление» которых может повлиять на успешность и адекватность профессионального самоопределения юношей и девушек на данном возрастном этапе развития личности.
Эмпирическое исследование проводилось в школе № 24 г. Красноярска с октября по декабрь 2017г. В нем приняло участие 77 учеников в возрасте 16-17 лет: 34 девушек и 43 юношей 11-х классов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух основных глав (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы и приложений. В списке литературы указано 35 источников.
Профессиональное самоопределение - это определение в сфере труда, связанное с выбором и освоением какой-либо профессии или группы профессий. Пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы.
В психологической литературе недостаточно единства взглядов на то, как формируется выбор профессии и на то какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Однако в числе их всеми авторами называется уровень развития личности оптанта. Сюда разные авторы относят и уровень притязаний, и самооценку, и образ «Я», и личный опыт.
С позиции гуманистической теории, развитие личности - это процесс становления «Я» человека, его Я-концепции. Ее определяют как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию как результат, итоговый продукт процессов самосознания.
После разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения, происходит выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа.
У выпускников школ, профессиональное самоопределение которых состоялось в соответствии с интересами и склонностями, более высокий уровень компонентов самоотношения: самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности и самопринятия. А внутренняя конфликтность и самообвинение более выражены в группе юношей и девушек,
- Осуществить теоретическое исследование по проблеме профессионального самоопределения в юношеском возрасте;
- На основе исследования зарубежной и отечественной литературы изучить феномен самоотношения личности;
- Подготовить и провести эмпирическое сравнение самоотношения личности юношей и девушек, профессиональное самоопределение которых соответствует (не соответствует) выявленным у них интересам и склонностям к определенным типам профессий;
- Провести анализ полученных результатов эмпирического исследования.
Данные, полученные в ходе нашего экспериментального исследования, рекомендовано использовать педагогами и психологами учреждениям образования в своей работе:
При планировании профориентационной работы с учетом выделенных факторов выбора профессии, влияющих на сообразность профессионального самоопределения интереса и спосбность юношей и девушек на данном возрастном этапе их развития.
1. Батурин, Н.А. Зависимость выбора профессии выпускниками средних школ от их самооценки, уровня притязаний и реальных возможностей./ Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - Южно-Уральск, 2004.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М., 1995.
3. Боровский, А.Б. Система методов профессиональной ориентации. Кн.2. Методики профориентационной работы (приложения). - Киев, 1993.
4. Бачков, И.В. Введение в профессию «психолог». / Под.ред.И.Б.Гриншпуна. - М., 2004.
5. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. - Киев, 1998.
6. Горелова, Г.Г. Исследование структуры познавательных и
профессиональных интересов старшеклассников. / СПб: Питер, 2001. -152 с.
7. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М., 1988.
8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика. - М., 2004.
9. Климов, Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. - М., 2003.
10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.,2005.
11. Климов, Е.А. Психолого - педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983.
12. Кон, И.С. В поисках себя. - М.,1984.
13. Кон, И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
14. Крягжде, С.И. Психология формирования профессиональных интересов. - Вильнюс, 1981.
15. Крягжде, С.И. Управление формированием профессиональных интересов. // Вопросы психологии, 1985. - №3.
16. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. / Под ред. Л.М.Митиной. - М., 2005.
17. Лысков, Б.Д., О взаимоотношении внешних и внутренних детерминант в профессиональном самоопределении «трудных» подростков. Кн. Психологическое обеспечение социального развития. Горбатов С.В. / Под ред.
A. А.Крылова. - Л., 1989.
18. Маркова, А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.
19. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб., 1997.
20. Мартынюк, И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. Опыт прикладного исследования. - Киев, 1993.
21. Мухина, В.С. 1997.
22. I Іемов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - М., 1999
23. Общая психология. Тексты: в 3 т. Т.2. Субъект деятельности. / Отв.ред. B. В.Петухов. - М., 2004.
24. Общая психология: учебник. / Под общ.ред. А.В.Карпова. - М., 2005.
25. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
26. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М., 1991.
27. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. / Под общ.ред. В.А.Бодрова. - М., 2003.
28. Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. - М., Воронеж, 1996.
29. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация. / Под ред. Е.Ю.Пряжниковой, Н.С.Пряжникова. - М., 2005.
30. Психологическая служба школы. / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.,1995.
31. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под.ред. Г.С.Никифорова. - Спб., 1991.
32. Психолого-педагогический практикум «Методики диагностики личности». / Состав. Т.Л. Ядрышникова - -Красноярск, 2004.
33. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. И.В.Дубровиной. - М .,1991.
34. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. - М., 2003.
35. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир. // Проблемы общей психологии. - М., 1974.
36. Сайко, Э.В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления. // Мир психологии, 2005. - №3.
37. Сафин, В.Ф., Пиков Г.П. Психологический аспект самоопределения личности. // Психологический журнал, 1984. - №4.
38. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2003.
39. Степанский, В.И. Психологические факторы выбора профессии. Теория, эксперимент. - М., 2006.
40. Столпи, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореф. дис. ... док. психол. наук. - М., 1985.
41. Ходырева, Е.А. Формирование мотивов профессионального самоопределения у студентов-гуманитариев. // Проблемы социального самоопределения учащейся молодежи в условиях современного общества. Материалы международной научно - практической конференции. - Киров, 2003.
42. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.
43. Эфа, С.Г. Профессиональное самоопределение как выбор профессии. // Шкота и личность. / Гл.ред. О.М.Миллер. - Красноярск, 2004. С. 22-25.