АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Обзор литературы и источников по теме «SPA-туризм» 5
1.1 Общая информация о SPA-туризме 5
1.2 Обзор региональной специфики SPA-туризма в СФО 17
2 Методологические основы исследования рынка и потребительских
предпочтений SPA-туризма в Сибирском федеральном округе 22
2.1 Анализ литературы и контент-анализ 22
2.2 Анкетирование 25
3 Проектирование интерактивной онлайн-карты SPA-инфраструктуры
Сибирского федерального округа 31
3.1 Формирование базы данных санаториев СФО 31
3.2 Проектирование и разработка интерактивной карты 32
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 42
Приложение А База данных санаториев СФО 47
В условиях растущего спроса на внутренний туризм, когда значительная часть туристов направляется на отдых в южную и центральную часть России, становится актуальным раскрытие возможностей других территорий, способных принять туристов. Сибирский федеральный округ представляет интерес для туристов, желающих оздоровительного и спокойного отдыха. На его территории, с нетронутой природой и экологической чистотой, находятся ресурсы, необходимые для успешного развития SPA-туризма. Основное внимание в данном исследование уделяется SPA-объектам: от SPA-отелей до санаториев и курортов, ориентированных на прием туристов. Актуальность данного исследования определяется высокой необходимостью эффективного использования ресурсов Сибирского федерального округа для развития SPA- туризма. С учётом уникальных природных ресурсов - минеральных источников, лечебных грязей и благоприятного биоклимата - Сибирский федеральный округ имеет возможности стать серьёзным конкурентом в сфере SPA-туризма. Однако потенциальные потребители недостаточно осведомлены о разнообразии доступных SPA-услугах и возможностях округа, что ограничивает его привлекательность как дестинации для отдыха и восстановления. Отсутствие наглядного и удобного инструмента, который предоставлял бы отдыхающим полную информацию о расположение SPA- центров и предлагаемых услугах в регионе, препятствует эффективному продвижению SPA-туризма и усложняет процесс планирования отдыха. В условиях цифровизации и растущей популярности интерактивных инструментов, создание современной интерактивной карты SPA-центров Сибирского федерального округа представляется актуальным шагом, направленным на решение проблемы недостаточной информированности и повышения конкурентоспособности региона на рынке SPA-туризма. Таким образом, данное исследование направлено на всесторонний анализ актуальных тенденция SPA-туризма в Сибирском федеральном округе с целью формирования информационного наполнения для интерактивной карты, которая станет эффективным инструментом продвижения региона в сфере SPA-отдыха и облегчит доступ к информации для потенциальных туристов.
Объект исследования: SPA-туризм.
Предмет исследования: организации, реализующие SPA-услуги.
Цель исследования: разработать интерактивную карту SPA-центров Сибирского федерального округа для привлечения туристов и повышения конкурентоспособности региона.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать содержание и специфику услуг SPA-туризма в Сибирском федеральном округе.
2. Собрать данные о SPA-центрах в СФО для наполнения базы фильтров-маркеров стейкхолдеров.
3. Спроектировать интерактивную карту SPA-туризма в Сибирском федеральном округе с использованием современных веб-технологий (HTML, CSS, JavaScript, API Google Maps)
В ходе исследования применялись следующие методы: контент-анализ, классификация, анкетирование, метод проектирования интерактивных карт с использованием современных веб-технологий (HTML, CSS, JavaScript, API Google Maps).
Результаты исследования обеспечили глубокое понимание современного состояния и перспектив развития SPA-туризма в СФО. Полученные данные позволяют сформулировать рекомендации по дальнейшему развитию отрасли, включая совершенствование инфраструктуры, разработку целевых маркетинговых стратегий и повышение квалификации специалистов. Созданная интерактивная карта станет незаменимым инструментом для туристов и способствует дальнейшему развитию SPA-туризма в регионе, привлекая инвестиции и повышая его конкурентоспособность на всероссийском и международном уровнях. Дальнейшие исследования могут быть направлены на анализ влияния сезонности на поток туристов, разработку инновационных SPA-программ, а также на изучение влияния SPA-туризма на экономику региона и социальное благополучие населения.
1 Сычева В. О. Теоретические подходы к определению SPA-туризма и моделей организации SPA-услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 33. - С. 1-5. - URL: http://e- koncept.ru/2015/95385.htm (дата обращения: 31.05.2025).
2 Христова Т. Б. Велнес-туризм: нишевый туризм с хорошими
традициями и новыми возможностями на 2021 год // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2021. - Т. 15. - № 2. - С. 95-103. - URL:
https://vestnik.rgutspubl.Org/index.php/1/issue/view/51/51 (дата обращения: 31.05.2025).
3 Суязов В. Н. Разработка бизнес-модели инновационного развития предприятий сферы медицинского туризма / В. Н. Суязов, Н. В. Суязов // Российский экономический интернет-журнал. - 2024. - № 3. - С. 1-12. - URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/2c2/j65b52m0vsqhd6p5pfjdxolrsl127ipv.pdf (дата обращения: 31.05.2025).
4 Горяева В. А. Перспективы развития SPA-, Wellness- и Fitness- туризма в современной России / В. А. Горяева, О. Л. Панченко, Ф. Г. Мухаметзянова // Казанский вестник молодых учёных. - 2019. - № 3. - С. 135-140.
5 Огурцова Н. С. Тенденции развития SPA- и wellness-индустрии в
России // Вестник Башкирского института социальных технологий. - 2022. - № 4 (57). - С. 82-87. URL: https://vestnik-bist.ru/wp- content/uploads/2022/12/VestnikBIST 4-2022 site.pdf (дата обращения:
31.05.2025).
6 Иринина О.И. Хилинг-туризм как один из видов медицинского
туризма//Сервис в России и за рубежом. - 2024. - Т. 18. - № 1. - С. 239-248. - URL: https://ruservices.rgutspubl.org/index.php/1/article/view/378/366 (дата
обращения: 31.05.2025).
7 Никитина О. А. История курортного дела и SPA-индустрии : учебное пособие для академического бакалавриата / О. А. Никитина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2017. - 139 с.
8 ГОСТ Р 55317-2012. Услуги населению. SPA-услуги.
Термины и определения : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2014 - 01-01. - М. : Стандартинформ, 2013 - 12 с. - URL:
https://rosgosts.ru/file/gost/03/080/gost_r_55317- 2012.pdf?ysclid=mbbzrobbcr847812721 (дата обращения: 31.05.2025).
9 ГОСТ Р 57854-2017. Услуги оздоровительного туризма. Общие
требования : нац. стандарт Рос. Федерации : дата введения 2018-06-01. - М. : Стандартинформ, 2017 - 8 с. - URL:
https://files.stroyinf.rU/Data2/1/4293741/4293741619.pdf (дата обращения:
31.05.2025).
10 Kantorova K. Customer Loyalty in SPA Tourism: A Case Study /
K. Kantorova, M. Mlazovsky, O. Svoboda // International Conference on Tourism Research. - 2023. - № 6 (1). - С. 123-130. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/371084709 Customer Loyalty in SPA Tourism A Case Study (access date: 31.05.2025).
11 Головенко М. А. Анализ предложений рекреационных услуг, оказываемых санаториями (на примере Сибирского региона) / М. А. Головенко, А. К. Мельник // Молодой ученый. - 2024. - № 17 (516). - С. 147-153. - URL: https://moluch.ru/archive/516/113366/ (дата обращения: 25.04.2025).
12 Dini M. Wellness tourism and the components of its offer system: a holistic perspective / M. Dini, T. Pencarelli // Tourism Review. - 2022. - № 2. - С. 394-412. - URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/tr-08- 2020-0373/full/html (access date: 31.05.2025).
13 Кульбида А.А. К 95 Организация SPA-услуг: [Эл. вариант] учебное пособие для обучающихся очной и заочной форм обучения направлений подготовки 43.03.01 Сервис (профиль: Социально-культурный сервис), 43.03.03 Гостиничное дело (профиль: Гостинично-ресторанное дело) / А.А. Кульбида ; Министерство науки и высшего образования Российской федерации, Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского ; Кафедра сервиса и гостиничного дела. - Москва : Издательство Перо, 2024. - 132 с. 2,94 Мб - Текст : электронный ISBN 978-5-00244-334-5 https://elibrary.ru/item.asp?id=65425700
14 Mendonca R. Classificagao de SPA: Uma Estrategia de Gestao para a Industria de SPA em Portugal / R. Mendonga, C. Pedro // Revista de Economia, Empresas e Empreendedores na CPLP. - 2021. - № 7(1), - P. 147-161. - URL: https://www.researchgate.net/publication/353611730 Classificacao de SPA Uma
Estrategia de Gestao para a Industria de SPA em Portugal (access date: 31.05.2025).
15 Сибирский федеральный округ // Sky Traveler URL:
https://skytraveler.ru/sfo/ (дата обращения: 02.03.25).
..32