СВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И УРОВНЯ ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ, СОМНЕВАЮЩИХСЯ В ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБОРА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Проблема профессионального самоопределения и психоэмоционального выгорания 9
1.1 Зарубежные и отечественный подходы к проблеме профессионального
самоопределения 9
1.2 Динамика профессионального самоопределения 14
1.3 Структуры профессионального самоопределения 16
1.4 Факторы профессионального самоопределения 18
1.5 Кризисы профессионального самоопределения 21
1.6 Основные подходы к проблемы профессионального выгорания 23
1.7 Факторы и предпосылки выгорания 26
1.8 Академическое выгорание и кризис профессионального
самоопределения 30
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональной идентичности и уровня выгорания у студентов 34
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 34
2.3 Анализ учебной и профессиональной мотивации студентов 42
2.4 Анализ сомнений студентов в правильности выбора образовательной
траектории как индикатора профессиональной неопределенности 47
2.5 Анализ учебной мотивации, удовлетворённости и представлений о
будущем у студентов 50
2.6 Анализ корреляционных связей между показателями сомнений в
образовательной траектории студентов 55
2.6 Модель и интерпретация влияния профессиональной идентичности на учебную мотивацию и эмоциональное состояние 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Проблема профессионального самоопределения и психоэмоционального выгорания 9
1.1 Зарубежные и отечественный подходы к проблеме профессионального
самоопределения 9
1.2 Динамика профессионального самоопределения 14
1.3 Структуры профессионального самоопределения 16
1.4 Факторы профессионального самоопределения 18
1.5 Кризисы профессионального самоопределения 21
1.6 Основные подходы к проблемы профессионального выгорания 23
1.7 Факторы и предпосылки выгорания 26
1.8 Академическое выгорание и кризис профессионального
самоопределения 30
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональной идентичности и уровня выгорания у студентов 34
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 34
2.3 Анализ учебной и профессиональной мотивации студентов 42
2.4 Анализ сомнений студентов в правильности выбора образовательной
траектории как индикатора профессиональной неопределенности 47
2.5 Анализ учебной мотивации, удовлетворённости и представлений о
будущем у студентов 50
2.6 Анализ корреляционных связей между показателями сомнений в
образовательной траектории студентов 55
2.6 Модель и интерпретация влияния профессиональной идентичности на учебную мотивацию и эмоциональное состояние 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Исследования показывают, что значительная часть студентов испытывает сомнения в правильности выбора своей образовательной траектории, что проявляется в снижении учебной мотивации и повышении уровня эмоционального выгорания [Койфман А.Я., Гаузер А.Э., 2022]. Так, амотивация и отчуждение от учебного процесса тесно связаны с проявлениями эмоционального истощения и цинизма по отношению к учебе, что усиливает риск выгорания [Руднова Н.А., Гордеева Т.О., Корниенко Д.С., Егоров В.А., 2023]. Кроме того, у многих студентов старших курсов наблюдается недостаточная сформированность профессиональной идентичности и неуверенность в своих карьерных перспективах, что дополнительно способствует росту сомнений и снижению внутренней мотивации к обучению [Сизяков Е.Г., 2021].
Отсюда студенты зачастую вынуждены пересматривать выбранные ими образовательные и карьерные пути ещё во время самой учёбы. Как раз поэтому своевременное выявление факторов, влияющих на формирование и устойчивость профессиональной идентичности, приобретает особое значение. Что в свою очередь подчеркивает необходимость чёткого понимания ключевых понятий, которые лежат в основе этих процессов.
Понятие «Профессиональная идентичность» означает внутреннее осознание студентом своей принадлежности к определённой профессиональной группе и уверенность в выбранной образовательной траектории [Э. Эриксон, 1968; Б. Шнейдер, 2002]. Эмоциональное выгорание определяется как психоэмоциональное истощение, снижение мотивации и отчуждение, возникающие в результате хронического стресса, связанного с учебной или профессиональной деятельностью [К. Маслач, С. Джексон, 1981]. В контексте студентов выгорание проявляется в трёх компонентах: психоэмоциональном истощении, деперсонализации и снижении чувства личных достижений.
Поскольку большинство студентов формируют профессиональную идентичность в процессе обучения, выявление связей между её устойчивостью и уровнем выгорания позволит разработать эффективные профилактические и поддерживающие меры. Игнорирование этого феномена приводит к снижению качества образования, росту академической неуспеваемости и повышенному риску отчислений.
Проблема заключается в том, что исследования последних лет демонстрируют, что высокий уровень сомнений в профессиональном выборе у студентов коррелирует с усилением эмоционального выгорания [Цыганкова И.В., 2019; Андриенко О. А., 2016; Киямова Д.Р., 2014]. Однако большинство работ не рассматривают эту взаимосвязь в контексте неустойчивой профессиональной идентичности, особенно в группе студентов, испытывающих кризис самоопределения. Недостаточно изучены условия, при которых сомнения усугубляют или, наоборот, ослабляют симптомы выгорания.
Цель исследования: установить степень взаимосвязи между уровнем сформированности профессиональной идентичности и выраженностью эмоционального выгорания у студентов с сомнениями в выборе образовательной траектории, а также выявить факторы, влияющие на эти процессы.
Объект исследования: психологические особенности студентов,
испытывающих сомнения в правильности выбора профессионального направления.
Предмет исследования: проявления сомнений, внутреннего кризиса и эмоционального выгорания, связанные с профессиональным
самоопределением студентов.
Задачи исследования
• Провести обзор теоретических концепций по эмоциональному выгоранию и профессиональной идентичности.
• Определить уровень эмоционального выгорания у студентов с
сомнениями в выборе специальности.
• Проанализировать взаимосвязь между компонентами выгорания и степенью разочарования в образовательной траектории.
• Изучить влияние мотивации обучения и социальной поддержки на проявления выгорания.
Эмпирическая гипотеза: Студенты, испытывающие сомнения в
профессиональном самоопределении, демонстрируют более высокий уровень психоэмоционального истощения и деперсонализации по сравнению с уверенными в выборе сверстниками.
Статистическая гипотеза: Существует значимая положительная
корреляционная связь между сомнениями в выборе специальности и уровнем эмоционального выгорания.
Теоретико-методологическая основа: Работа базируется на принципах целостности, развития и причинной обусловленности психологических процессов (Э. Эриксон, Б. Шнейдер, Л.С. Выготский), а также на культурно¬историческом, деятельностном и социально-когнитивном подходах (Ж. Пиаже, А. Бандура). Особое внимание уделено теориям профессиональной идентичности и эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон).
Методы исследования: Опросник эмоционального выгорания студентов (Maslach Burnout Inventory - Student Survey); Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильин); Авторская анкета оценки уровня сомнений в образовательной траектории, подготовленная специально для этой работы и использованная в качестве пилотажного инструмента для последующего уточнения гипотезы. В неё включены вопросы, охватывающие когнитивные, эмоциональные и мотивационные аспекты возможных сомнений, что позволило нам использовать её в качестве гибкого инструмента как для выявления признаков выгорания, так и прослеживания корреляций.
Описание выборки: В исследовании приняли участие 52 студента вузов 2-4 курсов (28 девушек, 24 юноши), возраст 19-27 лет (средний — 21,3 ± 1,9 года). Было решено, что в выборочную группу войдут студенты со второго по четвёртый курс, так как именно в данный промежуток студенты испытываю наибольшую нагрузку в связи с возрастающими академическими требованиями и производственной практикой. Первый курс чаще всего характеризуется адаптационным периодом и мене глубоким пониманием выбранной образовательной траектории, что непосредственно отличает первокурсников от студентов, уже имеющих некоторое сформированное представление о своём профессиональной «я» [Вороная В. Д., Проненко Е. А., 2022].
Научная новизна: В ходе исследования выявлена корреляционная связь между выраженностью сомнений в выборе образовательной траектории и уровнем эмоционального выгорания у студентов с неустойчивой профессиональной идентичностью. Полученные данные дополняют представления о психологических факторах, способствующих развитию выгорания в учебной среде, и уточняют роль учебной мотивации и субъективного восприятия образовательного процесса в формировании признаков истощения, деперсонализации и снижения удовлетворённости. Конкретным важным аспектом нашей работы мы подчёркиваем значение субъективных переживаний сомнений как возможного предиктора психоэмоционального истощения. Предложенная модель взаимосвязи факторов идентичности, мотивации и выгорания открывает новые возможности для эмпирического изучения и может быть применена в практических программа поддержки студентов.ю
Теоретическая значимость: Обобщены и систематизированы знания о взаимосвязи профессионального самоопределения и эмоционального выгорания в студенческой среде, что способствует развитию психологической теории академического выгорания и формированию новых моделей поддержки студентов.
Практическая значимость: Результаты могут быть использованы для разработки программ психологической поддержки и сопровождения студентов, а также для совершенствования профориентационной работы в образовательных организациях.
Положения, выносимые на защиту:
• Эмоциональное выгорание у студентов тесно связано с уровнем сомнений в правильности выбора специальности.
• Неустойчивость профессиональной идентичности способствует развитию психоэмоционального истощения и деперсонализации.
• Учебная мотивация и восприятие образовательного процесса выступают модераторами уровня выгорания.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая части), заключения, списка литературы (более
Отсюда студенты зачастую вынуждены пересматривать выбранные ими образовательные и карьерные пути ещё во время самой учёбы. Как раз поэтому своевременное выявление факторов, влияющих на формирование и устойчивость профессиональной идентичности, приобретает особое значение. Что в свою очередь подчеркивает необходимость чёткого понимания ключевых понятий, которые лежат в основе этих процессов.
Понятие «Профессиональная идентичность» означает внутреннее осознание студентом своей принадлежности к определённой профессиональной группе и уверенность в выбранной образовательной траектории [Э. Эриксон, 1968; Б. Шнейдер, 2002]. Эмоциональное выгорание определяется как психоэмоциональное истощение, снижение мотивации и отчуждение, возникающие в результате хронического стресса, связанного с учебной или профессиональной деятельностью [К. Маслач, С. Джексон, 1981]. В контексте студентов выгорание проявляется в трёх компонентах: психоэмоциональном истощении, деперсонализации и снижении чувства личных достижений.
Поскольку большинство студентов формируют профессиональную идентичность в процессе обучения, выявление связей между её устойчивостью и уровнем выгорания позволит разработать эффективные профилактические и поддерживающие меры. Игнорирование этого феномена приводит к снижению качества образования, росту академической неуспеваемости и повышенному риску отчислений.
Проблема заключается в том, что исследования последних лет демонстрируют, что высокий уровень сомнений в профессиональном выборе у студентов коррелирует с усилением эмоционального выгорания [Цыганкова И.В., 2019; Андриенко О. А., 2016; Киямова Д.Р., 2014]. Однако большинство работ не рассматривают эту взаимосвязь в контексте неустойчивой профессиональной идентичности, особенно в группе студентов, испытывающих кризис самоопределения. Недостаточно изучены условия, при которых сомнения усугубляют или, наоборот, ослабляют симптомы выгорания.
Цель исследования: установить степень взаимосвязи между уровнем сформированности профессиональной идентичности и выраженностью эмоционального выгорания у студентов с сомнениями в выборе образовательной траектории, а также выявить факторы, влияющие на эти процессы.
Объект исследования: психологические особенности студентов,
испытывающих сомнения в правильности выбора профессионального направления.
Предмет исследования: проявления сомнений, внутреннего кризиса и эмоционального выгорания, связанные с профессиональным
самоопределением студентов.
Задачи исследования
• Провести обзор теоретических концепций по эмоциональному выгоранию и профессиональной идентичности.
• Определить уровень эмоционального выгорания у студентов с
сомнениями в выборе специальности.
• Проанализировать взаимосвязь между компонентами выгорания и степенью разочарования в образовательной траектории.
• Изучить влияние мотивации обучения и социальной поддержки на проявления выгорания.
Эмпирическая гипотеза: Студенты, испытывающие сомнения в
профессиональном самоопределении, демонстрируют более высокий уровень психоэмоционального истощения и деперсонализации по сравнению с уверенными в выборе сверстниками.
Статистическая гипотеза: Существует значимая положительная
корреляционная связь между сомнениями в выборе специальности и уровнем эмоционального выгорания.
Теоретико-методологическая основа: Работа базируется на принципах целостности, развития и причинной обусловленности психологических процессов (Э. Эриксон, Б. Шнейдер, Л.С. Выготский), а также на культурно¬историческом, деятельностном и социально-когнитивном подходах (Ж. Пиаже, А. Бандура). Особое внимание уделено теориям профессиональной идентичности и эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон).
Методы исследования: Опросник эмоционального выгорания студентов (Maslach Burnout Inventory - Student Survey); Методика изучения мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильин); Авторская анкета оценки уровня сомнений в образовательной траектории, подготовленная специально для этой работы и использованная в качестве пилотажного инструмента для последующего уточнения гипотезы. В неё включены вопросы, охватывающие когнитивные, эмоциональные и мотивационные аспекты возможных сомнений, что позволило нам использовать её в качестве гибкого инструмента как для выявления признаков выгорания, так и прослеживания корреляций.
Описание выборки: В исследовании приняли участие 52 студента вузов 2-4 курсов (28 девушек, 24 юноши), возраст 19-27 лет (средний — 21,3 ± 1,9 года). Было решено, что в выборочную группу войдут студенты со второго по четвёртый курс, так как именно в данный промежуток студенты испытываю наибольшую нагрузку в связи с возрастающими академическими требованиями и производственной практикой. Первый курс чаще всего характеризуется адаптационным периодом и мене глубоким пониманием выбранной образовательной траектории, что непосредственно отличает первокурсников от студентов, уже имеющих некоторое сформированное представление о своём профессиональной «я» [Вороная В. Д., Проненко Е. А., 2022].
Научная новизна: В ходе исследования выявлена корреляционная связь между выраженностью сомнений в выборе образовательной траектории и уровнем эмоционального выгорания у студентов с неустойчивой профессиональной идентичностью. Полученные данные дополняют представления о психологических факторах, способствующих развитию выгорания в учебной среде, и уточняют роль учебной мотивации и субъективного восприятия образовательного процесса в формировании признаков истощения, деперсонализации и снижения удовлетворённости. Конкретным важным аспектом нашей работы мы подчёркиваем значение субъективных переживаний сомнений как возможного предиктора психоэмоционального истощения. Предложенная модель взаимосвязи факторов идентичности, мотивации и выгорания открывает новые возможности для эмпирического изучения и может быть применена в практических программа поддержки студентов.ю
Теоретическая значимость: Обобщены и систематизированы знания о взаимосвязи профессионального самоопределения и эмоционального выгорания в студенческой среде, что способствует развитию психологической теории академического выгорания и формированию новых моделей поддержки студентов.
Практическая значимость: Результаты могут быть использованы для разработки программ психологической поддержки и сопровождения студентов, а также для совершенствования профориентационной работы в образовательных организациях.
Положения, выносимые на защиту:
• Эмоциональное выгорание у студентов тесно связано с уровнем сомнений в правильности выбора специальности.
• Неустойчивость профессиональной идентичности способствует развитию психоэмоционального истощения и деперсонализации.
• Учебная мотивация и восприятие образовательного процесса выступают модераторами уровня выгорания.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая части), заключения, списка литературы (более
Профессиональная идентичность является важнейший элементом становления не только профессионала, но и личности, что особенно важно в студенческий период, когда происходит процесс активного выбора будущей образовательной и карьерной траектории. Исследование, проведённое нами, было направлено на рассмотрение связи между тем, насколько устойчиво у студентов сформировано представление о себе, как о профессионале - как это связано с их учебной мотивацией и уровнем психоэмоционального выгорания - особенно у тех, кто не уверен в правильности своего выбора.
Полученные данные показали, что около 70% студентов хотя бы раз сомневались в том, верно ли они выбрали профессию. Причём для некоторых эта неуверенность ставит их в довольно уязвимое состояние. Возникающие сомнения зачастую сопровождаются эмоциональным истощением, ощущением отстранённости от учебного процесса, снижением самооценки в контексте достижений и отсутствия выраженного стремления к продолжению образования. Анализ взаимосвязей подтвердил: чем сильнее сомнения по поводу специальности, тем выше риск эмоционального выгорания (г = 0,654); кроме того, восприятие учёбы как нечто формальное или лишённое смысла также связано с ростом этого синдрома (г = 0,482). Эти показатели укладываются в рамки как выдвинутой гипотезы, так и статистической достоверности. Важным элементом, определяющим эмоциональное благополучие, оказалась нестабильная профессиональная идентичность. Она запускает механизм: неуверенность ^ опора на внешние стимулы ^ утрата интереса к учёбе и будущему ^ нарастание усталости и выгорания. Эта Построенная модель предполагает, что сомнения в выборе оброзавательной траектории могут быть не только следствием, но и причиной снижения мотивации и последующего развития выгорания, что указывает на необходимость преждевременного выявления и сопровождения студентов в адапатционный период учёбы. Модель также отражает, что 64
профессиональная идентичность объединяет когнитивный, эмоциональный и мотивационный аспекты развития студентов, выступая своего рода внутренним стержнем.
В результате удалось выполнить следующие задачи:
1. Были изучены основные теории и подходы к пониманию профессиональной идентичности, мотивации в учёбе и синдрома эмоционального истощения.
2. Проанализированы особенности психоэмоционального состояния студентов, которые пока не уверены в своей будущей профессии; отмечены риски, возникающие в связи с их внутренней неустойчивостью и мотивационными затруднениями.
3. Эмпирически подтверждена связь между уровнем сформированной идентичности, учебной мотивацией и различными проявлениями выгорания.
Однако не все изначальные предположения нашли своё подтверждение. Так, например, не была установлена статистически значимая связь между интроецированной мотивацией и выгоранием. Это может говорить о некоторой особенности переживаний у тех студентов, кто находится в состоянии внутреннего колебания и не может чётко определить, «своё ли» он делает. С практической точки зрения данные результаты могу быть использованы при консультировании студентов, которые возможно переживают кризис профессионального самоопределения. Выводы могут быть положены в основу дальнейших исследований на эту тему.
В целом, исследование подтвердило актуальность выбранной темы, и определило возможные направления для дальнейшей работы в этой сфере, а также наметило практические действия, которые могут поспособствовать студентам в обретении уверенности в выбранной траектории.
Полученные данные показали, что около 70% студентов хотя бы раз сомневались в том, верно ли они выбрали профессию. Причём для некоторых эта неуверенность ставит их в довольно уязвимое состояние. Возникающие сомнения зачастую сопровождаются эмоциональным истощением, ощущением отстранённости от учебного процесса, снижением самооценки в контексте достижений и отсутствия выраженного стремления к продолжению образования. Анализ взаимосвязей подтвердил: чем сильнее сомнения по поводу специальности, тем выше риск эмоционального выгорания (г = 0,654); кроме того, восприятие учёбы как нечто формальное или лишённое смысла также связано с ростом этого синдрома (г = 0,482). Эти показатели укладываются в рамки как выдвинутой гипотезы, так и статистической достоверности. Важным элементом, определяющим эмоциональное благополучие, оказалась нестабильная профессиональная идентичность. Она запускает механизм: неуверенность ^ опора на внешние стимулы ^ утрата интереса к учёбе и будущему ^ нарастание усталости и выгорания. Эта Построенная модель предполагает, что сомнения в выборе оброзавательной траектории могут быть не только следствием, но и причиной снижения мотивации и последующего развития выгорания, что указывает на необходимость преждевременного выявления и сопровождения студентов в адапатционный период учёбы. Модель также отражает, что 64
профессиональная идентичность объединяет когнитивный, эмоциональный и мотивационный аспекты развития студентов, выступая своего рода внутренним стержнем.
В результате удалось выполнить следующие задачи:
1. Были изучены основные теории и подходы к пониманию профессиональной идентичности, мотивации в учёбе и синдрома эмоционального истощения.
2. Проанализированы особенности психоэмоционального состояния студентов, которые пока не уверены в своей будущей профессии; отмечены риски, возникающие в связи с их внутренней неустойчивостью и мотивационными затруднениями.
3. Эмпирически подтверждена связь между уровнем сформированной идентичности, учебной мотивацией и различными проявлениями выгорания.
Однако не все изначальные предположения нашли своё подтверждение. Так, например, не была установлена статистически значимая связь между интроецированной мотивацией и выгоранием. Это может говорить о некоторой особенности переживаний у тех студентов, кто находится в состоянии внутреннего колебания и не может чётко определить, «своё ли» он делает. С практической точки зрения данные результаты могу быть использованы при консультировании студентов, которые возможно переживают кризис профессионального самоопределения. Выводы могут быть положены в основу дальнейших исследований на эту тему.
В целом, исследование подтвердило актуальность выбранной темы, и определило возможные направления для дальнейшей работы в этой сфере, а также наметило практические действия, которые могут поспособствовать студентам в обретении уверенности в выбранной траектории.





