ЧАСТЬ I. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗДАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ ПО КНИЖНОМУ ДЕЛУ) 8
Введение 9
Глава 1. Особенности издания профессиональной литературы 13
1.1. Профессиональная литература: определение и типология 13
1.2. Рынок профессиональной литературы 20
1.3. Состояние рынка профессиональной литературы по издательскому делу 37
1.4. Особенности редакторской подготовки рукописей профессиональной тематики 44
1.5. Художественно-техническое оформление профессиональной литературы 51
1.6. Проблемы распространения профессиональной литературы 61
Глава 2. Состояние и особенности функционирования профессиональных электронных ресурсов 64
2.1. Виды электронных профессиональных ресурсов 64
2.2. Обзор электронных профессиональных ресурсов по издательскому делу 79
2.3. Анализ потребностей читательской аудитории профессионального ресурса
по издательскому делу 86
2.4. Моделирование электронного профессионального ресурса для издателей 92
Заключение 99
Список использованной литературы 101
Приложение 112
ЧАСТЬ II. РЕДАКТУРА ИЗДАНИЯ «ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ:
КРАТКО, ЯСНО, ПРОСТО» 116
Редакторское заключение на рукопись «Выступления и презентации: кратко, ясно, просто» 117
ЧАСТЬ III. РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДАНИЯ «ВЫСТУПЛЕНИЯ И ПРЕЗЕНТАЦИИ:
КРАТКО, ЯСНО, ПРОСТО» 144
Экономический расчет себестоимости издания 145
В последние годы образ жизни людей существенно изменился. Современный человек желает в дополнение к своему образованию осваивать новые виды деятельности, он находится в постоянном развитии и стремится к самореализации. В этих новых реалиях все больше возрастает интерес к профессиональной литературе, которая призвана помогать специалисту в его рабочей деятельности, развивать практические навыки, формировать профессиональное мировоззрение. Однако незакрепленность специальной литературы как вида издания в государственных и отраслевых стандартах, размытое понимание издателями самого термина, отсутствие требований к подготовке таких изданий порождает немало проблем, связанных с несоответствием содержания читательскому адресу.
Выбирая специализированное издание, читатель не может быстро определить, отвечает ли оно его уровню квалификации, способно ли дать те знания, за которыми он обращается к книге, и доступен ли для его понимания язык и стиль произведения. Одна из причин этого заключается в том, что издатели не отличают профессиональное издание от учебного, производственного и других видов и не считают нужным четко прописывать эту информацию в выходных или выпускных сведениях.
Не менее острой является проблема недостаточного количества отраслевых изданий - и печатных, и электронных - в некоторых профессиональных сферах. Вследствие этого специалисты отдельных отраслей знания оказываются без информационной поддержки - а это может негативно сказаться не только на карьере конкретного человека, но и на развитии отрасли в целом. Именно это обусловливает актуальность нашей работы. Эта проблема очень явно проявляется в области издательского дела, поэтому профессиональная литература по книжному делу стала материалом для исследования.
Новизна исследования заключается в том, что на сегодняшний день тема подготовки и выпуска отраслевой литературы абсолютно не проработана. Не существует даже четкого определения термина «профессиональная литература», а широта этого понятия не способствует четкому пониманию редакторами специфики литературного, художественно-технического редактирования, продвижения и распространения таких изданий.
Цель работы - комплексное изучение специфики выпуска профессиональной литературы как нового вида изданий.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать определение понятию «профессиональная литература» и охарактеризовать типологические особенности этого вида изданий,
2) изучить рынок профессиональной литературы и специфику ее подготовки,
3) выявить особенности издания литературы по книжному делу и проблемы, связанные с ее выпуском,
4) оценить состояние электронных ресурсов по издательскому делу и изучить специфику их функционирования,
5) провести опрос мнений издателей-практиков с целью выявить основные требования к электронному профессиональному ресурсу,
6) разработать модель электронного профессионального ресурса для издателей, учитывающую интересы целевой аудитории.
Теоретическая основа работы. Исследователей, рассматривающих вопрос издания профессиональной литературы, очень мало. О необходимости выпуска литературы, направленной на повышение квалификации читателя-специалиста, писал А. Э. Мильчин, специфику редактирования текстов отраслевой тематики подробно рассматривал Г. Д. Каплан, проблемы выпуска такой литературы с финансовой точки зрения обозначила главный редактор издательской группы «ГРАНД-ФАИР» Л. А. Казаченкова.
Привлекались также научные работы из разных областей, которые можно отнести к отраслевой тематике лишь косвенно. Так, анализ языка и стиля произведений профессиональной литературы проведен на основе пособий Н. К. Гарбовского и И. Б. Голуб. Проблемы художественно-технического редактирования рассматривали В. Н. Ляхов, О. В. Хлопунова, М. П. Малашук. Проблему определения электронного издания осветили М. Э. Жебит и Е. П. Шеметова, значительный вклад в разграничение электронных профессиональных видов ресурсов внес труд доктора философских наук Майкла Ву «Сообщество или социальная сеть?» (перевод М. С. Каракулова).
Объектом исследования являются отечественные и переводные издания по книжному делу за последние 10 лет (редактированию, дизайну, верстке, полиграфии и др.).
Привлекаются и более ранние издания, для того чтобы наглядно и ярко проиллюстрировать теоретические положения, описываемые в работе. Объектом исследования также являются электронные отраслевые ресурсы, функционирующие в настоящее время. Предмет - особенности редакционно-издательской подготовки и функционирования печатных и электронных профессиональных изданий.
Методами исследования стали: системный анализ, редакторский анализ, обобщение, анкетирование, беседа, моделирование, диаграмма Эйлера.
В качестве методологической базы работы использованы теория книговедения, теория и методика редакционно-издательской деятельности.
Теоретические результаты ВКР заключаются в формулировке термина «профессиональная литература» на основе совокупности признаков, составляющих основу этого вида издания; выявлении основных проблем редакционно-издательской подготовки и распространения профессиональной литературы; оценке перспективности этого сегмента рынка. Кроме того, была создана классификация электронных отраслевых ресурсов, на основе опроса специалистов-издателей выявлены основные потребности и требования к профессиональному интернет-источнику.
Исследование представляет практическую значимость в связи с тем, что в нем определено место профессиональной литературы среди остальных типов изданий; разработана модель профессионального ресурса для специалистов-издателей, работающих с текстом.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав и заключения.
Введение раскрывает поставленную проблему, указывает цель и задачи исследования, актуальность и новизну темы, теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава «Особенности издания профессиональной литературы» раскрывает проблемы подготовки печатных изданий для читателей-специалистов. Выделены основные признаки профессиональной литературы, на их основе сформулирован термин. Определено место отраслевой литературы среди других типов изданий и выявлена необходимость внесения термина в государственный стандарт. Проведен анализ рынка профессиональной литературы в целом и литературы по издательскому делу, найдены некоторые проблемы издания специализированных пособий. Также проведен редакторский анализ профессиональных изданий, выявлены проблемы редакционно-издательской подготовки и распространения.
Вторая глава «Состояние и особенности функционирования профессиональных электронных ресурсов» посвящена цифровым источникам информации (термины «электронный» и «цифровой» используются нами как синонимы). Создана классификация электронных ресурсов, используемых в профессиональной деятельности, проанализировано состояние интернет-источников по издательскому делу и выявлена потребность специалистов-издателей в новом качественном профессиональном ресурсе. На основе социологического опроса разработана модель такого ресурса.
В заключении подводятся итоги исследования.
Тема издания профессиональной литературы открывает широкий простор для работы исследователей. Она требует подробного изучения, и в настоящей работе мы только положили начало комплексному описанию этого феномена.
Выпускная квалификационная работа вскрыла необходимость выделения отраслевой литературы в отдельный вид издания, поэтому на основе изучения теоретического материала и анализа объекта исследования были сформулированы главные характеристики таких изданий и термин, который в перспективе может быть использован в государственном стандарте.
Печатная профессиональная литература требует от авторов и сотрудников издательства особого внимания на всех этапах редакционно-издательского процесса. Текст отраслевой тематики характеризуется наличием новых для читателя знаний, ориентацией на практическое применение, объяснением материала на конкретных примерах. Способ изложения информации в таких изданиях простой и соответствует способу мышления читателя. В рукописи автор, как правило, систематизирует и обобщает свой опыт работы в отрасли, делится размышлениями по какому-либо вопросу, предлагает рекомендации по его решению или рассказывает о том, как он добился признания.
При подготовке рукописи к печати необходимо четко представлять образ читателя будущего издания: каков его уровень образования, что из предложенного автором ему уже знакомо, а что станет открытием. Важно помнить, что читатель профессиональной литературы - в любом случае человек подготовленный, у него уже есть некоторые базовые знания, которые он подчерпнул из учебных пособий, практики, от коллег и т.д.
Узкая направленность этого вида изданий делает продуманную сбытовую политику одним из первостепенно важных этапов работы над изданием. Огромную роль играют качественная реклама, организация PR-мероприятий, ценовая политика, доступность книги для потребителей разных регионов и даже стран.
Многие из этих факторов учитываются при создании и развитии электронного профессионального ресурса. Электронный контент имеет свою специфику: регулярная пополняемость источника, оперативность, интерактивность, фрагментарность, мультимедийность и т.д.
Несмотря на то, что отношение к электронному источнику информации у читателей совершенно иное, чем к печатному, нельзя сказать, что качество интернет-материалов хуже. Авторитетные ресурсы всегда имеют свою редакционную политику, модераторы оценивают присылаемые тексты по заданным критериям и только после этого публикуют.
В процессе изучения темы мы пришли к тому, что источников информации, которые специалист может использовать в своей работе, мало и в электронной, и в офлайн-среде. Поэтому было решено разработать вариант электронного ресурса, который был бы полезен целевой аудитории. Он представляет собой интеграцию отраслевого портала и справочно-информационной системы для специалистов-издателей, работающих с текстом. Ресурс отвечает требованиям доступности, открытости, оперативности и имеет именно такое содержание, в котором нуждаются издатели-практики на данный момент.
В результате социологического исследования читательской аудитории выяснилось, что существует настолько большая потребность в разных видах ресурсов, что одно наше исследование не может полностью ее удовлетворить. Поэтому тема профессиональной литературы, безусловно, требует дальнейшего изучения, а наше исследование может стать опорой для новых изысканий.
1. Бельчиков И. Ф. Техническое редактирование книг и журналов / И. Ф. Бельчиков. - М.: Книга, 1968. - 350 с.
2. Вильберг Г. П. Азбука книжного дизайна / Г. П. Вильберг, Ф. Форсман ; пер. в ред. А. В. Иванова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 108 с.
3. Ильяхов М. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст / М. Ильяхов, Л. Сарычева. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 440 с.
4. Каплан Г. Д. Редактирование отраслевой литературы. Из опыта работы / Г. Д. Каплан. - М.: Искусство, 1961. - 208 с.
5. Коломнин П. П. Краткие сведения по типографскому делу. — М.: Издательство Студии
Артемия Лебедева, 2008. - 712 с. Печатается по изданию: Краткие сведения по
типографскому делу. - СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1899. Титул. Обложка // Краткие сведения по наборному делу. - Л.: Прибой, 1929.
6. Мильчин А. Э. Как надо и как не надо делать книги. Культура издания в примерах / А. Э. Мильчин. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 349 с.
7. Мильчин А. Э. Методика редактирования текста / А. Э. Мильчин. - М.: Логос, 2011. - 523 с.
8. Назаров О. В. Как раскрутить ресторан 2. Мастер-класс эффективного продвижения / О. В. Назаров. - М.: Ресторанные ведомости, 2012. - 208 с.
9. Пендикова И. Г. Графический дизайн: стилевая эволюция / И. Г. Пендикова. - М.: Магистр, 2017. - 157 с.
10. Рябинина Н. З. Технология редакционно-издательского процесса / Н. З. Рябинина. - М.: Логос, 2008. - 256 с.
11. Стефанов С. И. Полиграфия и технологии печати / С. И. Стефанов. - М.: URSS, 2017. - 140 с.
12. Уайт Ян В. Редактируем дизайном / Ян В. Уайт ; пер. с англ. Е. М. Фортьянова. - М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2011. - 256 с.
13. Шапошников А. С. Издательские компьютерные системы. Книга пользователя / А. С. Шапошников. - М.: ОЛМА-Пресс, 2005. - 847 с.
Электронные ресурсы
14. Behance [Электронный ресурс]. - 2006. - URL: https://www.behance.net/(дата обращения: 11.04.2019).
15. Marketips - Полевой справочник маркетолога [Электронный ресурс]: справочник. - 2015. - URL: http://marketips.ru/(дата обращения: 21.03.2019).
16. РгоКачество [Электронный ресурс]: государственный портал. - 2018. - URL:
https://kachestvo.pro/(дата обращения: 21.03.2019).
17. Безжалостная Ирина [Электронный ресурс]. - 2016. - URL: https://irinausichenko.ru/blog/(дата обращения: 11.04.2019).
18. Блог Игоря Манна [Электронный ресурс]. - [б. г.]. - URL: https://www.igor-mann.ru/blog-2/(дата обращения: 21.03.2019).
19. Главбух [Электронный ресурс]: форум. - 2000. - URL: http://www.glavbyh.ru/(дата обращения: 21.03.2019).
20. Грамота.ру [Электронный ресурс]: справочно-информационный портал. - 2000. - URL: http://gramota.ru/(дата обращения: 11.04.2019).
21. Директор информационной службы [Электронный ресурс]: электронный журнал. - М.: Открытые системы, 2001. - URL: https://www.osp.ru/cio(дата обращения: 21.03.2019).
22. Доктор на работе [Электронный ресурс]: телемедицинская платформа. - 2009. - URL: https://www.doktornarabote.ru/(дата обращения: 21.03.2019).
23. Калассо Р. Искусство издателя [Электронный ресурс] / Р. Калассо. - Электрон. дан. и прогр. - М.: Ад Маргинем Пресс. - 2017.
24. Книжная индустрия [Электронный ресурс]: электронный журнал. - М., 2008. - URL: https://www.bookind.ru(дата обращения: 11.04.2019).
25. Консультант Плюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система. - 1997. - URL: http://www.consultant.ru/(дата обращения: 21.03.2019).
26. Мильчин А. Э. Справочник издателя и автора [Электронный ресурс] / А. Э. Мильчин, Л. К.
Чельцова // Орфограммка. - М., ОЛМА-Пресс, 2003. - URL:
https://orfogrammka.ru/справочник/справочник_издателя_и_автора_мильчин_чельцова/ (дата обращения: 11.04.2019).
27. Рассылка Жени Лепехина [Электронный ресурс]: рассылка. - 2017. - URL:
https://letter.lepekhin.ru/(дата обращения: 11.04.2019).
28. Роулс Д. Мобильный маркетинг. Мобильные технологии - революция в маркетинге, коммуникациях и рекламе [Электронный ресурс] / Д. Роулс. - Электрон. дан. и прогр. - М.: Олимп-Бизнес. - 2019.
29. Сделаем [Электронный ресурс]: рассылка. - 2018. - URL: https://sdelaem.agency/mail/(дата обращения: 21.03.2019).
30. Словарь нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов [Электронный ресурс]: словарь. - 2009. - URL: http://thesaurus.rusnano.com/(дата обращения: 21.03.2019).
31. Оди - графический дизайн [Электронный ресурс]. - [б. г.] - URL: https://awdee.ru/(дата обращения: 11.04.2019).
32. Фразеологический словарь русского литературного языка [Электронный ресурс] // Академик. - 2000. - URL: https://phraseology.academic.ru/(дата обращения: 11.04.2019).
33. Хабр [Электронный ресурс]: сообщество IT-специалистов. - 2006. - URL:
https://habr.com/ru/(дата обращения: 21.03.2019).
34. Что почитать редактору [Электронный ресурс]: рассылка. - 2016. - URL: http://redaktoru.ru/(дата обращения: 11.04.2019).
Официальные издания
35. ГОСТ Р 52657-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов (с Поправкой). - Введ. 01.07.2008. - М.: Стандартинформ, 2007. - 12 с.
36. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития: отраслевой доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2018. - 91 с.
37. Положение об Издательстве МГУП имени Ивана Федорова [Электронный ресурс] // Интернет-издание Pandia.ru. - 2014. - URL: http://pandia.ru/text/79/202/93340.php(дата обращения: 18.05.2018).
38. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ [Электронный источник] // КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968(дата обращения: 21.03.2019).
Учебная и профессиональная литература
39. Вильберг Г. П. Азбука книжного дизайна / Г. П. Вильберг, Ф. Форсман ; пер. в ред. А. В. Иванова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. - 108 c.
40. Гарбовский Н. К. Сопоставительная стилистика профессиональной речи: на материале русского и французского языков / Н. К. Гарбовский. - М.: ЛИБРОКОМ, 2009. - 141 с.
41. Голуб И. Б. Литературное редактирование / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2010. - 427 с.
42. Голуб И. Б. Русский язык и культура речи / И. Б. Голуб. - М.: Логос, 2014 - 431 с.
43. Депцова Т. Ю. Современное отраслевое книгоиздание / Т. Ю. Депцова. - Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2016. - 84 с.
44. Добкин С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору / С. Ф. Добкин. - М.: Книга, 1985. - 207 с.
45. Каплан Г. Д. Редактирование отраслевой литературы. Из опыта работы / Г. Д. Каплан. - М.: Искусство, 1961. - 208 с.
46. Карьер Ж.-К. Не надейтесь избавиться от книг! / Ж.-К. Карьер, У. Эко. - СПб.: Симпозиум, 2010. - 332 с.
47. Ляхов В. Н. Искусство книги / В. Н. Ляхов. - М.: Советский художник, 1978. - 244 с.
48. Мильчин А. Э. Человек книги: Записки главного редактора / А. Э. Мильчин. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 752 с.
49. Таратухина Ю В. Деловые и межкультурные коммуникации / Ю. В. Таратухина. - М.: Юрайт, 2017. - 324 с.
50. Тяпкин Б. Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями / Б. Г. Тяпкин. - М.: Книга, 1968. - 147 с.
51. Хлопунова О. В. Теоретико-технологические аспекты оформления книги / О. В. Хлопунова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2016. - 111 с.
Научные статьи
52. Андросова Л. А. Особенности PR-коммуникаций в сети Интернет / Л. А. Андросова, А. В. Храмкина // Наука. Общество. Государство. - 2016. - №4 (16). - C. 1-6.
53. Жебит М. Э. Электронное издание: проблема определения / М. Э. Жебит, Е. П. Шеметова // Вестник НГПУ. - 2015. - №6 (28). - С. 172-182.
54. Зверкова В. М. Специфические особенности интернет-СМИ для женщин / В. М. Зверькова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - №4. - С. 673-680.
55. Казаченкова Л. А. Выпуск профессиональной отраслевой литературы по библиотечному
делу: опыт издательской группы «ГРАНД-ФАИР». Насколько сладок пирог? /
Л. А. Казаченкова // НТБ. - 2005. - № 3. - С. 1-3.
56. Клейменова Е. В. Особенности справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» / Е. В. Клейменова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №28 (40). - С. 20-22.
57. Климова О. В. Книжный маркетинг Свердловской области: «первые всходы»: доклад / О. В. Климова // Научно-практический семинар «Издательское дело в столице и регионах: современное состояние и перспективы». Томск, 2018.
58. Клюева Н. Ю. Особенности представления информации в сети Интернет: проблема достоверности и гипертекстуальность. / Н. Ю. Клюева // Ценности и смыслы. - 2014. - №4 (32). - С. 70-72.
59. Крылова Е. В. Социальные сети книжной тематики как особая коммуникационная среда для субъектов книжного рынка / Е. В. Крылова // Труды СПБГИК. - Т. 201. - 2013. - С. 131-140.
60. Кузнецов Б. А. Учебная, научная и профориентационная литература для издательской отрасли / Б. А. Кузнецов // Вестник МГУП. - 2013. - № 1. - С. 177-185.
61. Малашук М. П. Культура производственной книги и роль редактора в ее формировании (на примере практического пособия) / М. П. Малашук // Вестник МГУП. - 2013. - № 1. - С.115-119.
62. Марус М. Л. Сравнительный анализ современных многоязычных онлайн-словарей на примере словарей Мультитран и ABBYY Lingvo Online / М. Л. Марус // Концепт. - 2014. - №S1. - С. 1-6.
63. Машнинова Ю. В. СМИ: от печатных к электронным / Ю. В. Машнинова // Научная периодика: проблемы и решения. - 2011. - №2. - С. 6-11.
64. Мискевич Е. В. Особенности реализации маркетинга на рынке B2B / Е. В. Мискевич // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 5. - С. 65-69.
65. Невесенко Е. Д. Специфика формирования и функционирования интернет-сообществ: социальный аспект / Е. Д. Невесенко // Молодой ученый. - 2011. - №5. С. 88-92.
66. Нижегородцев Р. М. Монополизация рынков интеллектуальных услуг: борьба с демпингом и неблагоприятный отбор / Р. М. Нижегородцев // Методика преподавания экономических дисциплин. - 2013. - С. 5-26.
67. Патрушева Л. С. Коммуникативные конвенции интернет-форума / Л. С. Патрушева // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». - 2014. - №2. - С. 93-98.
68. Сарфима А. Р. Особенности жанров интернет-СМИ / А. Р. Сарфима // Известия Самарского научного центра РАН. - 2013. - №2-1. - С.226-229.
69. Сергодеев В. А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные
характеристики / В. А. Сергодеев // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2013. - №1 (113). - С. 132-137.
70. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку / П. В. Сысоев // Язык и культура. - 2012. - №4. - С. 115-127.
71. Толкачева М. С. Проблемы внедрения маркетинговых технологий в региональный издательский процесс / М. С. Толкачева // Текст. Книга. Книгоиздание. - 2015. - №1 (8). - С.111-123.
72. Фролов В. В. Книговедческие проблемы в ассортиментоведении / В. В. Фролов // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2004. - № 2. - С. 93-100.
73. Шельменков В. Н. Правовое обеспечение функционирования информационно-справочных систем в Российской Федерации / В. Н. Шельменков // Мониторинг правоприменения. - 2012. - №3. - С. 52-56.
74. Шпаковский Ю. Ф. Сравнительный анализ печатных и электронных новостных материалов / Ю. Ф. Шпаковский // Труды БГТУ. Серия 4: Принт- и медиатехнологии. - 2013. - №8 (164). С. 79-81.
Электронные издания
75. ilConte закрывается [Электронный ресурс] // 3ddd.ru. - 2016. - URL:
https://3ddd.ru/forum/thread/show/ilconte_zakryvaietsia(дата обращения: 11.04.2019).
76. Livelib - социальная сеть любителей книг [Электронный ресурс]. - 2006. - URL:
https://www.livelib.ru(дата обращения: 15.03.2018).
77. Ozon [Электронный ресурс]. - 1998. - URL: https://www.ozon.ru/context/div_book(дата обращения: 15.03.2018).
78. Transparency report [Электронный ресурс] // Habr. - URL:
https://habr.com/ru/info/transparency/(дата обращения: 21.03.2019).
79. Абрамова Д. Кому нужны профессиональные социальные сети и в чем их отличие от привычных Facebook и «ВКонтакте» [Электронный ресурс] / Д. Абрамова // Cossa. - 2014. - URL: https://www.cossa.ru/152/80496/(дата обращения: 21.03.2019).
80. Барякина Э. В. Интервью с редактором книжного издательства [Электронный ресурс] / Э. В. Барякина // Справочник писателя. - URL: https://www.avtoram.com/interview-s- redaktorom-knizhnogo-izdatelstva(дата обращения: 18.05.2018).
81. Белов А. Каковы различия между чатами и форумами? [Электронный ресурс] / А. Белов // Toxu. - 2018. - URL: https://toxu.ru/t/kakovy-razlichiya-mezhdu-chatami-i-forumami/5449(дата обращения: 21.03.2019).
82. Васильченко В. Вопрос. Есть ли польза от бизнес-литературы? [Электронный ресурс] /
В. Васильченко // Секрет фирмы - 2015. - URL:
https://secretmag.ru/business/management/vopros-biznes-knigi.htm (дата обращения:
22.11.2018) .
83. Жалевич А. М. Отраслевой интернет-портал [Электронный ресурс] / А. М. Жалевич //
Энциклопедия маркетинга. - 2008. - URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-
comm/internet/sectorial_web-portal.htm (дата обращения: 21.03.2019).
84. Зорина С. Ю. Апокалипсис, депрессия, оптимизм? Нет, просто карта! [Электронный ресурс]
/ С. Ю. Зорина // Книжная индустрия. - 2012. - URL:
https://bookind.ru/categories/plan/814/?sphrase_id=8508318(дата обращения: 28.02.2019).
85. Зорина С. Ю. Красивая книга: когда красота требует не жертв, а профессионализма
[Электронный ресурс] / С. Ю. Зорина // Книжная индустрия. - 2018. - URL:
http://www.bookind.ru/categories/dialog/7457(дата обращения: 28.02.2019).
86. Зорина С. Ю. Нонфикшен-литература в России и Германии: национальные особенности и общие тренды [Электронный ресурс] / С. Ю. Зорина // Книжная индустрия. - 2017. - URL: http://www.bookind.ru/categories/dialog/4872.
87. Издательство «Феникс» [Электронный ресурс] // Ozon.ru. - URL: https://www.ozon.ru/brand/4636582(дата обращения: 14.11.2018).
88. Информация Помощь [Электронный ресурс] // Habr. - URL:
https://habr.com/ru/info/help/sandbox/(дата обращения: 21.03.2019).
89. Как пользоваться Behance эффективнее, улучшая свое портфолио [Электронный ресурс] // Contorra Family. - 2014. - URL: https://contorra.ru/ru/kak-polzovatsya-behance-effektivnee- uluchshaya-svoe-portfolio(дата обращения: 21.03.2019).
90. Каракулов М. С. Сообщество или социальная сеть? [Электронный ресурс]: перевод / М. С. Каракулов // Habr. - 2012. - URL: https://habr.com/ru/company/darudar/blog/137825/(дата обращения: 21.03.2019).
91. Кирилович Р. Иван Сурвилло о личных рассылках, отказе Познера и страхе смерти
[Электронный ресурс] / Р. Кириллович // YouTube. - 2018. - URL:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=OeqVfObPvV8(дата обращения: 11.04.2019).
92. Классификация шрифтов [Электронный ресурс] // Paratype. - URL:
http://rus.paratype.ru/classification-chapter/shrifty-s-zasechkami#serif-typefaces (дата
обращения: 10.12.2018).
93. Книга «В поиске монументальной пропаганды» [Электронный ресурс] // Planeta - российская краудфандинговая платформа. - 2018. - URL: https://planeta.ru/campaigns/88289(дата обращения: 14.11.2018).
94. Кузнецов А. Издательство «Наука» находится на пороге банкротства [Электронный ресурс]
/ А. Кузнецов // Финансовая газета. - 2018. - URL:
https://fingazeta.ru/business/potrebitelskiy_rynok/448949(дата обращения: 14.11.2018).
95. Кушнир Д. Тиражи бизнес-литературы и нон-фикшна в России выросли на 30% за год. Как это вышло? [Электронный ресурс] / Д. Кушнир // Секрет фирмы. - 2018. - URL: https://secretmag.ru/cases/interview/tirazhi-biznes-literatury-i-non-fikshn-v-rossii-vyrosli-na-30- za-god-kak-eto-vyshlo.htm(дата обращения: 18.02.2019).