Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕНЩИН С УЧЕТОМ СТАТУСА МАТЕРИНСТВА

Работа №186434

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы136
Год сдачи2022
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Личностный потенциал женщин на различных этапах становления статуса материнства. Теоретические подходы к проблеме 13
1.1 Беременность как особый этап в жизни женщины: основные психологические
закономерности 13
1.2 Субъективные индикаторы качества жизни женщины 18
1.3 Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей материнства в современном мире 31
2.1. Организация, методы и методики эмпирического исследования 31
2.2. Описание выборки исследования 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 40
2.4 Сравнительный анализ показателей удовлетворенности жизнью и личностных
характеристик у женщин с различным статусом материнства 57
2.5 Корреляционный анализ показателей удовлетворенности жизнью и личностных
характеристик у женщин разного статуса материнства 61
2.6 Выводы по Главе 2 70
Заключение 73
Список использованных источников литературы 76
Приложения 82


Психология, как наука стремительно развивается. Все больше сфер изучается и выявляются взаимосвязи, особенности, зависимости и влияния. Особое внимание можно уделить периоду беременности и материнства. Исследования последних лет приоткрывают нам завесу внутриутробного развития ребенка, и демонстрируют прямое влияние состояния будущей матери на настроение и развитие ребенка. Для развития мозга ребенка требуется качественная информация, которая поступает извне, а характер эмоционального контакта между будущей мамой и им является очень важным фактором, влияющим на его психику.
Следует отметить, что сейчас в мире психологии предполагается, что именно во внутриутробный период начинается формироваться базовое доверие или недоверие к миру, и это формирование идет на основе информации, которая поступает к ребенку от мамы. Таким образом, одной из важнейших проблем психологического сопровождения женщины в период беременности и послеродовой период является выделение стрессогенных факторов и их влияния на будущих матерей и их малышей во время и после беременности. А также уровень удовлетворенности беременных и матерей собственной жизнью.
Все больше отечественных и зарубежных психологов изучают данную тему. Г.Г. Филлипова пишет о том, что личностная зрелость человека является основой его самореализации во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в родительстве. Зрелость позволяет личности быть гармоничной, эффективной, реализованной, конструктивно справляться с трудностями, успешно выполнять социально-культурные роли.
Р.В. Овчарова говорит о родительской зрелости, которая включает сформированность основных отношений родителя (личностная зрелость), умение выбирать и осуществлять родительскую стратегию (функциональная зрелость) и осознание родительского долга и ответственности перед детьми и обществом (социальная зрелость).
Исследователи Г.Г. Филлипова и М.Е. Блох указывают на существование достоверных связей между инфантилизмом и различными формами нарушений репродуктивной системы, а также на наличие корреляции между успешной адаптацией к беременности и материнству и личностной зрелостью.
Представители психоаналитического направления, такие как: А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, Д. Пайнз, Э. Феникс, М. Кляйн, М. Марконе, С. Фанти, Ф. Дальто, К. Эльячефф , изучают материнство в контексте детско-родительского взаимодействия, в котором матери отводится ведущая роль в развитии ребенка. В этом направлении разработаны первые теоретические концепции и методы психотерапевтической работы с родителями и с самими младенцами.
В рамках феноменологического направления рассматривается поведение матери, ее функции, установки, переживания, ожидания и прочее. Выделяются и подробно описываются функции матери, особенности ее поведения, переживаний, установок, ожиданий, выделяются типы и стили материнского поведения, позиций, отношения с учетом личностных особенностей матерей, культурных, социальных и семейных особенностей, физического и психического здоровья.
Представители психолого-педагогического направления, такие как: Г.И. Брехман, О.А. Шагараева, Л.Ф. Обухова, в качестве необходимого условия развития материнского поведения рассматривают психолого-педагогическую культуру.
В современном мире ценностные ориентации матерей являются амбивалентными: с одной стороны, значимость семьи, а с другой - социальной активности. Подобная амбивалентность, а тем более - ориентация женщины на карьеру и социальную успешность может приводить к отчуждению от собственно материнских переживаний и снижению ценности материнства. Рефлексивность также считается одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Рефлексивное принятие нового собственного образа «Я - в положении», ощущение нового Я является одним из этапов развития психологического состояния беременной. 4 Однако, вопрос о влиянии рефлексивности женщины на особенности протекания у нее беременности, а также формирования отношения к беременности является одним из наименее изученных в современной перинатальной психологии. Недостаток данных ощущается и в рассмотрении рефлексивности женщины как детерминирующего фактора в развитии различных осложнений беременности. Именно беременность и материнство, связанные с проявлением физических аспектов женственности, принятием своей телесности, становятся теми ситуациями, которые актуализируют и проявляют конфликт в материнской сфере и сфере женской идентичности. Поэтому беременность часто становится наиболее уязвимым периодом, испытанием полоролевой идентичности, материнско-детских отношений, отношений женщины с партнером. 3
Как пишут В.М. Русалов и Л.М. Рудина , для женщин с нормально протекающей беременностью характерным является следующий девиз: «Человек - кузнец своего счастья». И наоборот, женщины с патологией беременности считают себя маленькой песчинкой в большом космосе, что также отражает их склонность к зависимости от внешних обстоятельств, нежелание взять на себя ответственность.
Большое число исследований в современной психологии касается изучения эмоциональной сферы беременных женщин. Так, наиболее разработанным является изучение влияния тревожности женщины на беременность и последующее материнство. Н.А. Березовская, Е.В. Ласая, А.М. Спринц, Н.Ф. Михайлова, Шатова, Р. Колеман, Л. Морисон, К. Пайне сходятся во мнении, что некоторое повышение тревожности во время беременности считается адаптивным. Умеренное повышение уровня личностной и ситуативной тревожности позволяет более чутко реагировать на изменения условий протекания беременности. Слишком низкий уровень тревоги может привести к несколько легкомысленному отношению к состоянию беременности и осложнениям, которые могут возникнуть. Однако сниженный фон настроения, постоянно присутствующие негативные эмоции способны вызывать тяжелые патологии течения беременности. Н.П. Коваленко пишет: «Навязчивые негативные эмоции имеют свои соматические отображения в теле человека и проявляются через накопление нервного напряжения, сбой работы конкретных органов, в данном случае через работу генитального аппарата, репродуктивной функции».
Оптимизм считается значимой личностной чертой для беременных женщин, поскольку позитивная оценка мира способствует лучшей адаптации и гармоничному принятию беременности и материнства. Так, по данным исследователей, наиболее тяжелое состояние здоровья беременных соотносится с высоким уровнем пессимизма.
Кроме того, важным фактором благополучного протекания беременности, как считает Т.В. Скрицкая, является коммуникативная сфера личности беременной женщины, т.к. наличие близких, доверительных отношений, поддержки окружающих, возможности разделить с ними переживания этих важных периодов становления материнства являются залогом адаптивности женщины, ее социальной устроенности и психологического комфорта.
Когнитивная сфера женщин в период беременности изучена в меньшей степени. В определенной степени готовность к материнству создает уровень и качество образования женщины, психолого-педагогические знания, которыми она обладает, гуманитарная и творческая направленность личности, говорят А.А.Батуев, О.Н.Безрукова, А.Г. Кощавцев. Показано, что женщины с высоким уровнем образования ответственно подходят к планированию беременности, склонны к общению с будущим ребенком, больше времени уделяют подготовке к материнству: ходят на курсы, читают литературу. Они также более осведомлены о протекании беременности и возможных сложностях.
Анализ литературы показал, что современная наука обладает рядом исследований, указывающих на взаимосвязь личностных особенностей и формирования психологического состояния и личностной зрелости беременной женщины.
Наша работа посвящена выделению и шкалированию факторов, определяющих уровень личностного потенциала, удовлетворенности жизнью женщин разного статуса материнства и их восприятию себя и жизненных ситуаций в различных временных периодах.
Актуальность исследования вытекает из того, что беременность и рождение ребёнка - это важнейший этап достижения личностной зрелости женщины. Этот этап характеризуется появлением новообразований в личностном потенциале. В том числе, изменяются временные установки, субъективные индикаторы качества жизни. Знание взаимосвязи факторов влияния на психоэмоциональное состояние женщин во время и после беременности, позволит осуществить более эффективное психологическое сопровождение будущей матери, обеспечив максимально благоприятные психологические условия развития ребенка.
Наше эмпирическое исследование было направлено на изучение становления психологических и эмоциональных особенностей материнства в современном мире. Подбор методик был ориентирован на диагностику ценностных ориентиров женщин разных возрастов, их отношения к прошлому и влиянию его на будущее, удовлетворенность жизнью.
Цель исследования: эмпирически исследовать взаимосвязь характеристик личностного потенциала и уровня удовлетворенности жизнью женщин от их статуса материнства.
Гипотеза исследования: Существуют значимые различия в выраженности характеристики личностного потенциала у женщин в зависимости от статуса материнства.
Объект исследования: женщины детородного возраста с различным статусом материнства.
Предмет исследования: Субъективные индикаторы качества жизни, временные установки у женщин с разным статусом материнства.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования статуса материнства у женщин.
2. Изучить современные гуманитарные подходы к проблеме личностного потенциала женщины.
3. Эмпирически исследовать различия в структуре личностного потенциала женщин в зависимости от их статуса материнства.
Теоретико-методологическая основа исследования: Теория личностного потенциала Д.А. Леонтьева, концепция психологического благополучия Э. Динера, концепция временной перспективы Ф. Зимбардо, концепция жизненной удовлетворенности Н.В. Паниной, самостоятельно разработанные анкеты.
Для решения поставленных задач и цели был применен комплекс различных методов исследования:
1. Теоретические методы:
- изучение и анализ психологической литературы по проблеме;
- сравнение;
- систематизация.
2. Эмпирические методы:
- методы психодиагностического исследования;
- методы статистической обработки и анализа данных (описательная статистика, сравнительный анализ, корреляционный анализ)
С целью изучения составляющих личностного потенциала и удовлетворенности жизнью использованы следующие методики исследования:
- Опросник исследования временной перспективы Ф. Зимбардо
- Методика дифференциальной диагностики рефлексивности Д.А. Леонтьева
- Методика «Индекс жизненной удовлетворённости» Н. В. Паниной
- Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера
- Анкетирование
Выборка исследования: Исследование проводилось на выборке, состоящей из 90 респондентов в возрасте от 19 до 46 лет, из них 30 женщин являются беременными, 30 - молодыми мамами и 30 - бездетными.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа дополнит знания о личностном потенциале и уровне удовлетворенности жизнью у женщин, позволит выявить особенности зависимости данных факторов у женщин разного статуса материнства.
Практическая значимость: Результаты исследования могут быть учтены при формировании программ ранней психодиагностики и профилактики снижения жизненной удовлетворенности у женщин детородного возраста.
Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе представлен обзор теоретического материала, посвященного изучению психологических особенностей периода беременности женщин, понятия удовлетворенности жизнью, субъективного благополучия, личностного потенциала, его составляющих и факторов, оказывающих на них влияние. Вторая глава посвящена описанию хода исследования, анализу и интерпретации полученных результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе данной работы был проведен сравнительный анализ выраженности характеристик личностного потенциала на различных стадиях формирования статуса материнства.
Беременность и материнство являются одним из самых важных этапов в жизни женщины - переход в новый статус, преображение смысложизненных ориентаций, восприятия себя, получение нового жизненного опыта, способ восприятия мира и коммуникация с ним. Все это создает новый образ материнства и женщины, как новой сущности.
Систематизируя теории, концепции и идеи относительно феномена удовлетворенности жизнью, мы убедились в том, что на удовлетворенность жизнью женщин влияют объективные факторы: социально-экономические, здоровье, семейное положение, социальные связи, физическое состояние; и субъективные: субъективная жизненная позиция, совпадение целей и достижений, способность к рефлексии и другие.
Исходя из теоретического анализа литературы и результатов эмпирического исследования, мы подтвердили предположение о наличии различий выраженности различий субъективного благополучия удовлетворенности жизнью и характеристик личностного потенциала в зависимости от статуса материнства. Совокупность эмоций, поведения, когнитивных оценок и социального поведения воздействует на отношение женщины к ее жизни и миру, а значит и влечет за собой воздействие на будущего или уже имеющегося ребенка. Высокий уровень субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в ситуации беременности и материнства обеспечивает благоприятный фон для формирования эмоционального контакта, обеспечивает ресурсы для предупреждения или совладания со стрессом и утомлением.
Психологического благополучие говорит о способности и готовности женщины к созданию комфортной жизни, реализации себя, как матери, организации и управлением желаемых событий в жизни.
В ходе анализа, полученные результаты показали, что существуют взаимозависимости уровня удовлетворенности жизнью и психологического благополучия в сочетании совокупности компонентов «удовлетворенности разными сферами жизни», «интроспекции», «квазирефлексии», «системной рефлексии», «позитивного прошлого», «негативного прошлого», «фаталистического настоящего», «гедонистического настоящего», «будущего», «индекса жизненной удовлетворенности».
В результате эмпирического исследования цель и задачи решены, гипотеза подтвердилась частично, это может объясняться тем, что исследование проводилось на небольшой выборке, а также тем, что опросники заполнялись женщинами дистанционно, что могло повлечь за собой нарушение условий заполнения анкет, отвлечения на посторонние действия и снижения качества предоставляемых данных. Были выявлены следующие интересные результаты.
1. У всех трех подгрупп наиболее выраженно продемонстрировали высокий уровень показатели гедонистического настоящего. Высокий показатель данного фактора отражает ориентацию на удовольствие в настоящем и неспособность принести что-то в жертву в настоящем, чтобы получить вознаграждение в будущем. Высокие баллы по этой шкале коррелируют с низкой способностью предвидеть и взвешивать будущие последствия, непоследовательностью, слабым контролем эго, импульсивностью, стремлением к поиску ощущений.
2. Наиболее часто встречался низкий уровень фаталистического настоящего у всех трех подгрупп. Низкие баллы по этой шкале говорят о том, что человек не ссылается на волю судьбы и не ощущает себя беспомощным, а наоборот, прилагают усилия для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Настроены на позитивное будущее и предпринимают действия для его создания.
3. Среди беременных женщин самые низкие показатели были выявлены в вопросе удовлетворенности жизнью, а самые высокие среди молодых матерей.
4. У беременных большее число высоких уровней рефлексии определяется в квазирефлексии. Это говорит о том, что есть тенденция сдвига внимания на внешние объекты, не актуальные в данный момент, уход в посторонние мысли о прошлом, будущем, о том, что было бы, и так далее.
5. У бездетных и молодых мам наблюдается проявление наиболее высокого уровня в системной рефлексии. Это говорит об адекватном восприятии реальности и умении анализировать ситуации, простраивать логические цепочки и видеть картину целиком. Это самый «правильный» тип рефлексии, который не разрушает восприятие личности, а лишь поддерживает.
6. Определены различия в уровне удовлетворенности жизнью и психологического благополучия женщин с разным статусом материнства. Общий фон молодых матерей выше, нежели у беременных и бездетных. Счастье от получения новой роли, наслаждение своим созданием, посвящение себя семье, влияют на восприятие всей жизни матери.
7. Установлены взаимосвязи личностных характеристик с удовлетворенностью жизнью у женщин с разным статусом материнства. Выявлены следующие взаимосвязи по корреляционному анализу: среди беременных женщин «общая удовлетворенность жизнью» связана с показателями «удовлетворенность поддержкой окружающих», а также взаимозависимость психологического благополучия и восприятия своего прошлого, как позитивного. Среди бездетных женщин удовлетворенность работой имеет наибольшее число прямых зависимостей с психологическим благополучием и обратные связи с личностным потенциалом. Среди молодых матерей удовлетворенность жизнью имеет прямую связь с временными перспективами молодых матерей, а также с личностной характеристикой - интроспекция, и психологическим благополучием.
Безусловно, проведенное исследование не охватило всей совокупности личностных характеристик, определяющих удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие женщин с разным статусом материнства. Однако наша работа может являться элементом для учета в прогнозировании отклоняющихся форм поведения и своевременной психологической и психотерапевтической помощи будущим и молодым матерям.



1. Аврелий М. Размышления / М. Аврелий. - Магнитогорск : Амрита-Урал, 1994. Aurelius M. (1994) Meditations. Magnitogorsk: Amrita-Ural. (In Russ.)
2. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией / Е.Б. Айвазян, Г.А. Арина, В.В. Николаева // Вестник МГУ, Серия «Психология». - 2002. — №3. С. 3 - 18.
3. Антонова Н.Л. Демография : учеб. Пособие / Н.Л. Антонова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2014. - 154 с.
4. Аргайл М. Психология счастья / М. Айгал. - СПб.: Питер, 1990. 276 с.
5. Аринцина И.А, Искра Н.Н., Конькова М.Ю. Психологическое взаимодействие матерей и детей, оперированных в новорожденности / И.А. Аринцина, Н.Н. Искра, М.Ю. Конькова // Ананьевские чтения-2005: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения-2005» / Под ред. Л.А. Цветковой, Л.М. Шипициной. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2005. - С. 170-172.
6. Баженова О.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / О.В. Баженова, Л.Л. Баз, О.А. Копыл // Синапс. - 1993. — № 4.
7. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование) / Т.И. Барановская. - Автореф. дис.. .к. психол. н. — Шуя, 2000. - 27 с.
8. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства / А.С. Батуев // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. — т.2. вып. 4. - 1996. С. 69 - 70.
9. Безрогов В. Г. Детство в европейских автобиографиях: От Античности до Нового времени. Антология / В.Г. Безрогов / ред.-сост. В. Г. Безрогов, Ю. П. Зарецкий, О. Е. Кошелев. - СПб.: Алетейя, 2019. - 622 с.
10. Безрукова О. Н. Репродуктивные мотивации женщин // Социологические исследования. 2000. - №12. - С. 122-124
11. Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
12. Березовская, Н. А. Сексуальное здоровье женщин репродуктивного возраста, страдающих невротическими расстройствами: Автореф. дис... канд. Мед. Наук / Н.А. Березовская. - Минск, 2010. - 24 с.
13. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности / Б.С. Братусь. - М.: Проспект, 2004.
- 256с.
14. Брюнкер П. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье / П. Брюнкер / Пер. с фр. Н. Малевич. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2007 [2000]
15. Веллер М. Все о жизни. СПб.: Нева, 1999. Veller M. (1999) Everything about Life. Saint Petersburg: Neva. (In Russ.)
16. Васильева, В.В., Авруцкая В.В. Особенности психоэмоционального статуса женщин при физиологической и осложненной беременности и программа их психологического сопровождения // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3.С. 110 -119
17. Голдон Олпорт. Становление личности: Избранные труды / Голдон Олпорт.
— М.: Смысл, 2002. - 462 с.
18. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие / И.В. Гребенников. - М., 2014.
19. Данильченко Т. В. Типы переживания субъективного социального благополучия / Т.В. Данильченко // European journal of education and applied psychology. 2016. № 2 С. 50-53
20. Донцов А. И. Психологическая безопасность личности: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А. И. Донцов, Ю. П. Зинченко, О. Ю. Зотова, Е. Б. Перелыгина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 222 с.
21. Емелина, Н. Жду малыша. // Мама, это я! - 2009. - № 11 (44). - С. 88 - 91
22. Жуковская Л. В. Психологическое благополучие и родительские установки женщин: автореф. диссертации на соиск. ученой степ. канд. психолог. наук: 19.00.13 - психология развития, акмеология / Л.В. Жуковская. - СПб. 2011. - 24 с
23. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и методы ее формирования. Автореф. дис...к. психол. н. / Ж.В. Завьялова. — М., 2000. - 23 с.
24. Заусенко И.В. Исследование взаимосвязи между принятием матерью себя и своего ребенка // Пасха. Екатеринбург. — 1999. — № 1-2. С. 50-66.
25. Захарова Е. И., Калачева Н. Ю. - Условия удовлетворенности материнством женщин, имеющих детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Захарова, Н.Ю. Калачева // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1226-1233.
26. Захарова Е.И. Личностные изменения, связанные с появлением ребенка // Журнал практического психолога 2003 № 4-5 с. 38 — 45
27. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь / Ф. Зимбардо, Дж. Бойд. - СПб.: Речь. - 2010. - 352 с.
28. Ковалева, Ю.В., Сергиенко Е.А. Контроль поведения при различном течении беременности / Ю.В. Ковалева, Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. 2007. Т.28. №
1. С. 70-82
29. Коваленко, Н.П. Психосоматические основы невынашивания беременности // Перинатальная психология и медицина (Психофизиология и патология беременности и родов; психотерапевтическая коррекция пре-, пери- и постнатального развития). Сборник научных трудов членов Российской Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины. СПб: Изд-во ИПТП, 2004-2005 гг. С. 29
30. Корниенко Д.С. Психология семьи. Основы перинатальной психологии
родительства [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / Д.С. Корниенко, А.Г. Радостаева, Т.М. Харламова, Е.А. Силина; Перм. Гос. Нац. Исслед. Ун-т. — Электрон. Дан. — Пермь, 2018. 93 с. URL: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/kornienko-
psykhologiya-semyi.pdf (Дата обращение: 10.12.2021)
31. Куликов Л. В. Психология настроения / Л.В. Куликов. - СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1997. 225 с
32. Ласая Е. В. Невротические и соматоформные расстройства у беременных // Мед. новости. - 2003. - № 5. - С. 3-7.
33. Лэнгле А. [Langle A.] Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности / А. Ленгле. - М.: Генезис, 2005.
34. Леонтьев Д.А. Аверина А.Ж. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 2(16). URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 12.12.2021)
35. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи / А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2008. 431с
36. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, АСТ-Москва: Прайм-Еврознак, 2008. 816 с.
37. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 368с.
38. Плетнева С.М. Чувство вины у матери как фактор, обуславливающий ее со-бытие с ребенком // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498
с.
39. Русалов, В.М., Рудина, Л.М. Индивидуально-психологические особенности женщин с осложненной беременностью // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 6.С. 16¬26
40. Семенова Л. Э., Серебрякова Т. А., Гарахина Ю. Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин матерей из разных типов семей / Л.Э. Семенова, Т.А. Серебрякова, Ю.Е. Гарахина // Вестник Мининского университета. 2018. - Том 6. №2. - 15 с.
41. Строкова Н.В., Латкина Ю.А. Изучение динамики взаимосвязи уровня тревожности и отношения матери к будущему ребенку / Н.В. Строкова, Ю.А. Латкина // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
42. Спринц А. М., Михайлова Н. Ф., Шатова. Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских учебных заведений / А.М. Спринц, Н.Ф. Михайлова, Шатова. - СПб.: СпецЛит, 2005. - С. 428-429.
43. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / В. Татаркевич. - М.:
"Прогресс", 1981; 368 с.
44. Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии / Г.Г. Филиппова // Вопр. психол. - 2001. — №2. С. 22 - 36.
45. Филиппова Г.Г. Пренатальная психология и психология родительства - новая область исследования и практики в психологии / Г.Г. Филиппова // Материалы научно-практической конференции. - М.: РГУ, 2004. - 498 с.
46. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учебное пособие для академического бакалавриата. / Г. Г. Филиппова. - М.: Юрайт. 2-е изд., 2018. - 212 с.
47. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкие В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2008.
48. Boniwell, I., &Zimbardo, P. Balancing time perspective in pursuit of optimal functioning / I. Boniwell, P. Zimbardo. In P. A. Linley and S. Joseph (Eds.) Positive Psychology in Practice. New Jersey: John Wiley & Sons. - 2004. P. 165-179.
49. Coleman R., Morison L., Paine K., et al. Women's reproductive health and depression. A community survey in the Gambia, West Africa / R. Coleman, L. Morison, K. Paine // Soc. Psychiatr. Epidemiol. - 2006. - N41. - P. 720-727.
50. Darvill, R., Skirton, H., & Farrand, P. Psychological factors that impact on women’s experiences of first-time motherhood: a qualitative study of the transition / R. Darwill, H. Skirton, P. Farrand. Midwifery, 26(3), 2010. P. 357-366.
51. Gibson L, Hanson VL. Digital motherhood: how does technology help new mothers? In: Proceedings of the SIGCHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI '13) / L. Gibson, VL. Hanson. Paris: ACM Press; 2013. P. 313-22
52. Grussu, P., Quatraro, R. M., & Nasta, M. T. Profile of mood states and parental attitudes in motherhood: Comparing women with planned and unplanned pregnancies / P. Grussu, R.M. Quatraro, M.T. Nasta. Birth, 32, 2005. P. 107-114.
53. Gottschalk F. Impacts of technology use on children: exploring literature on the brain, cognition and well-being / OECD Education Working Paper. - 2019. - №195. - 45p.
54. Hart R., McMahon C. A. Mood state and psychological adjustment to pregnancy / R. Hart, C.A. McMahon // Archives of Women’s Mental Health. 2006. - №9. - P. 329-337.
55. Harwood, K., McLean, N., Durkin, K. First-time mothers’ expectations of parenthood: what happens when optimistic expectations are not matched by later experiences? /
K. Harwood, N. McLean, K. Durkin. Developmental Psychology 43, 2007. P. 1-12.
56. Henderson, A., Harmon, S., & Newman, H. The Price Mothers Pay, Even When They Are Not Buying It: Mental Health Consequences of Idealized Motherhood. Sex Roles / A. Henderson, S. Harmon, H. Newman, 2015. 74 P. 11-12, 512-526. doi:10.1007/s11199-015-0534- 5
57. Nolen-Hoeksema S., Wisco B.E., Lyubomirsky S. Rethinking Rumination / S. Nolen-Hoeksema, B.E. Wisco, S. Lyubomirsky // Perspectives on Psychological Science. 2008. Vol. 3, N 5. P. 400-424
58. Kahneman D., Tversky A. Choices, Values and Frames / D. Kahneman, A. Tversky. New York: Cambridge University Press, 2000.
59. Kuhl J. Action Control: The maintenance of motivational states // F.Halisch, J.Kuhl (Eds.). Motivation, Intention, and Volition. Berlin; Heidelberg: Springer-Verl., 1987. P. 279-291.
60. Laney, E. K., Hall, M. E. L., Anderson, T. L., & Willingham, M. M. Becoming a Mother: The Influence of Motherhood on Women’s Identity Development. Identity / E.K. Laney, M.E.L. Hall, T.L. Anderson, 15(2), 2015. P. 126-145.
61. Laney, E. K., Carruthers, L., Hall, M. E. L., & Anderson, T. L. Expanding the self: Motherhood and identity development in faculty women. Journal of Family Issues / E.K. Laney,
L. Carruthers, M.E.L. Hall, T.L. Anderson, 35, 1227-1251. 2014.
62. Luhmann M. Time frames and the distinction between affective and cognitive well¬being / M. Luhmann, L. C. Hawkley, M. Eid, J. T. Cacioppo // Journal of Research in Personality. 2012. - № 46. - Р. 431-441.
63. Lupton, D. The use and value of digital media for information about pregnancy and early motherhood: a focus group study. BMC Pregnancy and Childbirth, 16(1). 2016. doi:10.1186/s12884-016-0971-3
64. Rizzo, K. M., Schiffrin, H. H., & Liss, M. Insight into the parenthood paradox: Mental health outcomes of intensive mothering. Journal of Child and Family Studies / K.M. Rizzo, H.H. Schiffrin, M. Liss, 22, 2013. - P. 614-620.
65. Seligman M. Flourish. A Visionary New Understanding of Happiness and WellBeing. New York: Simon & Schuster. 2011.
66. Staudinger U. M. Viele Grunde sprechen dagegen, und trotzdem geht es vielen Menschen gut: Das Paradox des subjektiven Wohlbefindens. Psychologische Rundschau. Vol. 51. No. 4. 2000. - P. 185—197. https://doi.org/10.1026//0033- 3042.51.4.185. (In German).
67. Wierzbicka A. ‘Happiness’ in Cross-Linguistic & Cross-Cultural Perspective. Daedalus. Vol. 133. No. 2. 2004. - P. 34—43. https://doi.org/10.1162/001152604323049370.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ