ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ТРАНССПЕКТИВЫ ПОДРОСТКОВ ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Временная трансспектива как психологическая проблема 6
1.1 Временной аспект развития личности 6
1.2 Временная трансспектива как психологический феномен 14
1.3 Особенности социально-психологического развития детей-сирот
подросткового возраста и детей, оказавшихся без попечения родителей 22
2 Социально-педагогическая деятельность по развитию временной
трансспективы у детей-сирот 27
2.1 Исследование жизненной перспективы подростков-сирот, проживающих в учреждениях интернатного типа 27
2.2. Разработка методики для формирования временной трансспективы 38
2.3 Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
1 Временная трансспектива как психологическая проблема 6
1.1 Временной аспект развития личности 6
1.2 Временная трансспектива как психологический феномен 14
1.3 Особенности социально-психологического развития детей-сирот
подросткового возраста и детей, оказавшихся без попечения родителей 22
2 Социально-педагогическая деятельность по развитию временной
трансспективы у детей-сирот 27
2.1 Исследование жизненной перспективы подростков-сирот, проживающих в учреждениях интернатного типа 27
2.2. Разработка методики для формирования временной трансспективы 38
2.3 Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования данных..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 72
Проблема социализации у подростков-воспитанников интернатных учреждений является одной из актуальных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Воспитание и проживание в интернатных учреждениях приводит к нарушениям интеллектуального и социального развития детей, что в последующем вызывает сложности в построении ими самостоятельной жизни. После выхода из стен учреждения воспитанники имеют сложности в адаптации, их потребительское отношение к жизни, неумение брать ответственность за собственную жизнь мешают им профессионально самоопределиться; неумение общаться, отсутствие примера семейных отношений препятствуют созданию собственной семьи. Наблюдаются серьезные нарушения в становлении идентичности и самоотношения подростков-сирот, в отношении к своему имени, уровню притязаний, в осознании своих прав и обязанностей, образа «Я», психосексуальной идентичности и других компонентов структуры личности.
У воспитанников интернатных учреждений разрушено звено психологического времени личности. В исследованиях, посвященных изучению психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, показано, что у них отсутствуют мотивы и представления, связанные с будущим и с прошлым.
Временная перспектива является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим.
Сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика.
Проблема исследования - на сегодняшний день острой проблемой является помощь подросткам, юношам и девушкам, воспитанникам интернатных учреждений в поиске себя, определении своего места в мире, в той предельно сложной ситуации, в которой они оказались.
Объект исследования - временная трансспектива подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Предмет исследования - технологии формирования временной трансспективы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Цель исследования - выявление технологии формирования и коррекция временной трансспективы у детей-сирот.
Гипотеза - учитывая психолого-педагогические особенности детей-сирот подросткового возраста, в своем исследовании мы предполагаем следующие допущения:
1. Временная трансспектива детей-сирот подросткового возраста имеет особенности: прошлое представлено в негативном свете; в настоящем преобладает ориентация на удовольствие; жизненные цели представлены незначительно и имеют абстрактный, общий характер;
2. Специально организованная работа с детьми-сиротами подросткового возраста, направленная на осознание человеком непрерывности своего существования во времени, будет способствовать развитию навыков постановки жизненных целей и построению временной трансспективы будущего.
Вышеуказанная цель определяет ряд задач исследования:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Повести эмпирический анализ, направленный на изучение временной перспективы;
3. Выявить комплекс специфических временных ориентаций воспитанников категории сирот, причины отклонений;
4. Коррекционная работа с подростками - воспитанниками детских домов, направленная на создание условий для осознания непрерывности своего существования во времени;
5. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
У воспитанников интернатных учреждений разрушено звено психологического времени личности. В исследованиях, посвященных изучению психического развития детей, воспитывающихся вне семьи, показано, что у них отсутствуют мотивы и представления, связанные с будущим и с прошлым.
Временная перспектива является ментальной проекцией мотивационной сферы человека и представляет собой в разной мере осознанные надежды, планы, проекты, стремления, опасения, притязания, связанные с прошлым, настоящим и более или менее отдаленным будущим.
Сегодня роль практической психологии в развитии конструктивного отношения к будущему, умения самому стать хозяином своей жизни, своего будущего, может быть особенно велика.
Проблема исследования - на сегодняшний день острой проблемой является помощь подросткам, юношам и девушкам, воспитанникам интернатных учреждений в поиске себя, определении своего места в мире, в той предельно сложной ситуации, в которой они оказались.
Объект исследования - временная трансспектива подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Предмет исследования - технологии формирования временной трансспективы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Цель исследования - выявление технологии формирования и коррекция временной трансспективы у детей-сирот.
Гипотеза - учитывая психолого-педагогические особенности детей-сирот подросткового возраста, в своем исследовании мы предполагаем следующие допущения:
1. Временная трансспектива детей-сирот подросткового возраста имеет особенности: прошлое представлено в негативном свете; в настоящем преобладает ориентация на удовольствие; жизненные цели представлены незначительно и имеют абстрактный, общий характер;
2. Специально организованная работа с детьми-сиротами подросткового возраста, направленная на осознание человеком непрерывности своего существования во времени, будет способствовать развитию навыков постановки жизненных целей и построению временной трансспективы будущего.
Вышеуказанная цель определяет ряд задач исследования:
1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
2. Повести эмпирический анализ, направленный на изучение временной перспективы;
3. Выявить комплекс специфических временных ориентаций воспитанников категории сирот, причины отклонений;
4. Коррекционная работа с подростками - воспитанниками детских домов, направленная на создание условий для осознания непрерывности своего существования во времени;
5. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования.
Проведенное нами исследование было посвящено изучению особенностей временной трансспективы у детей-сирот подросткового возраста.
Исследование особенностей временной трансспективы детей-сирот подросткового возраста, позволило установить следующее.
Временная трансспектива детей-сирот отличается нереалистичностью, будущее мало осознаваемо, насыщенно нереальными событиями и не детерминирует стремление к успехам в настоящем. В целом, у воспитанников интернатных учреждений не происходит развития ответственного осознанного отношения к времени собственной жизни.
Воспитанники детского дома ориентированы на удовлетворение актуальных потребностей, что связано с ограниченным содержанием мотивов и узким кругом интересов. Временная трансспектива детей-сирот недостаточно простроена, представлена в виде желания счастья, успеха и не отражается в конкретных целях.
У депривированных подростков отсутствуют мотивы и представления, связанные не только с будущим, но и с прошлым. Прошлое у них представлено негативными переживаниями, негативной оценкой большинства событий прошлого, более всего они живут в настоящем, ориентированы на удовольствие и получение наслаждения.
У подростков, воспитывающихся в детском доме, слабо выражена осознанность, осмысленность жизни. Они не имеют чётких целей и намерений, которые придают жизни направленность и осмысленность. Кроме этого, у детей-сирот низкий уровень осознания себя как субъекта жизнедеятельности.
На основе полученных результатов нами была разработана и апробирована программа, направленная на принцип формирования временной трансспективы через создание условий для осознания человеком непрерывности своего существования во времени.
Второй диагностический срез, проведенный после эксперимента, показал положительную динамику в формировании временной трансспективы. В результате программы у подростков, воспитывающих в условиях детского дома, увеличилась ориентация на будущее, они стали больше времени уделять планированию своей жизни, видеть будущие перспективы. Снизилась ориентация на фаталистическое настоящее, то есть подростки в большей степени стали воспринимать свою жизнь и будущее, как реальность, которой они способны управлять и контролировать ее собственными действиями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение: временная трансспектива детей-сирот подросткового возраста имеет особенности, такие как - прошлое представлено в негативном свете; в настоящем преобладает ориентация на удовольствие; жизненные цели представлены незначительно и имеют абстрактный, общий характер. Специально организованная работа с детьми-сиротами подросткового возраста способствует формированию навыков постановки жизненных целей и построения временной трансспективы будущего.
Исследование особенностей временной трансспективы детей-сирот подросткового возраста, позволило установить следующее.
Временная трансспектива детей-сирот отличается нереалистичностью, будущее мало осознаваемо, насыщенно нереальными событиями и не детерминирует стремление к успехам в настоящем. В целом, у воспитанников интернатных учреждений не происходит развития ответственного осознанного отношения к времени собственной жизни.
Воспитанники детского дома ориентированы на удовлетворение актуальных потребностей, что связано с ограниченным содержанием мотивов и узким кругом интересов. Временная трансспектива детей-сирот недостаточно простроена, представлена в виде желания счастья, успеха и не отражается в конкретных целях.
У депривированных подростков отсутствуют мотивы и представления, связанные не только с будущим, но и с прошлым. Прошлое у них представлено негативными переживаниями, негативной оценкой большинства событий прошлого, более всего они живут в настоящем, ориентированы на удовольствие и получение наслаждения.
У подростков, воспитывающихся в детском доме, слабо выражена осознанность, осмысленность жизни. Они не имеют чётких целей и намерений, которые придают жизни направленность и осмысленность. Кроме этого, у детей-сирот низкий уровень осознания себя как субъекта жизнедеятельности.
На основе полученных результатов нами была разработана и апробирована программа, направленная на принцип формирования временной трансспективы через создание условий для осознания человеком непрерывности своего существования во времени.
Второй диагностический срез, проведенный после эксперимента, показал положительную динамику в формировании временной трансспективы. В результате программы у подростков, воспитывающих в условиях детского дома, увеличилась ориентация на будущее, они стали больше времени уделять планированию своей жизни, видеть будущие перспективы. Снизилась ориентация на фаталистическое настоящее, то есть подростки в большей степени стали воспринимать свою жизнь и будущее, как реальность, которой они способны управлять и контролировать ее собственными действиями.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение: временная трансспектива детей-сирот подросткового возраста имеет особенности, такие как - прошлое представлено в негативном свете; в настоящем преобладает ориентация на удовольствие; жизненные цели представлены незначительно и имеют абстрактный, общий характер. Специально организованная работа с детьми-сиротами подросткового возраста способствует формированию навыков постановки жизненных целей и построения временной трансспективы будущего.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ - ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



