Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РАМКАХ МОДЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №186400

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы67
Год сдачи2025
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Модели высшего образования в Российской Федерации 8
1.1 Опыт существования российского высшего образования в рамках Болонской
системы (2003-2022 гг.) 10
1.2 Переход к новой модели высшего образования (2022-2025 гг.) 19
2 Нефтяная промышленность: вызовы и кадровое обеспечение 30
2.1 Текущее состояние нефтегазовой отрасли экономики в России и перспективы ее
развития 31
2.2 Подготовка кадров для нефтяной промышленности в условиях перехода к новой
модели высшего образования 40
Заключение 51
Список использованных источников и л

Актуальность данной темы исследования обусловлена несколькими факторами. Нефтегазовая отрасль, одна из важнейших отраслей экономики Российской Федерации, на сегодняшний существует в условиях внешних ограничений и сталкивается с рядом серьезных вызовов. Нестабильная геополитическая ситуация, влияние санкционных ограничений, таких как запрет на импорт российских энергоресурсов и ограничение поставок иностранного оборудования и технологий в Россию, последствия пандемии - все это неблагоприятно сказывается на функционировании российской нефтяной промышленности. В связи с этим становится необходимым обеспечить устойчивое развитие отрасли, за счет разработки отечественных исследований, технологий и оборудования. Для обеспечения развития отрасли необходимы специалисты, которые были бы способны решать инновационные задачи и отвечать современным вызовам, поэтому приоритетом в этом направлении становится развитие кадрового потенциала нефтегазовой отрасли.
Подготовка кадров для нефтегазовой отрасли осуществляется как в рамках среднего профессионального образования, так и в рамках высшего образования, однако, если мы говорим о подготовке высококвалифицированных кадров, то это безусловно уровень высшего образования. На сегодняшний день сложилась следующая ситуация: при высокой значимости отрасли в структуре экономики страны и широкого спектра программ подготовки кадров ожидания выпускников вузов в отношении трудоустройства, а также ожидания работодателя от молодых специалистов не соотносятся с действительностью, так как выпускник зачастую не способен сразу встроиться в производственную деятельность, работодателю приходится доучивать его уже на производстве, что говорит о недостаточной эффективности образования и увеличивает срок выхода качественного специалиста на рынок труда.
Стоит отметить, что сегодня высшее образование переживает период глобальной трансформации, обусловленной необходимостью повышения качества и эффективности образования. Согласно указу Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» от 12 мая 2023 года в России реализуется пилотный проект с участием шести университетов, целю которого является переход на новые уровни высшего образования: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и профессиональное образование (аспирантура). Новая модель высшего также подразумевает вариативность сроков обучения, обновление государственных образовательных стандартов, налаживание и укрепление связи между среднем профессиональным и высшим образованием. На сегодняшний день переход к новой модели является одной из наиболее приоритетных задач, именно поэтому при проектировании образовательных программ необходимы учитывать современные тренды и векторы развития высшего образования.
Качество высшего и высокий уровень подготовки специалистов являются одним из важнейших условий экономического и социального развития страны, поэтому высшее образование в России становится предметом изучения все большего количества исследователей. Таким образом, в первый блок вошли труды таких исследователей как Т. А. Петрова, И. Н. Куксин, М. С. Плетушков, Р Вахитов и др. в своих работах рассматривали опыт существования России в Болонской системе, оценивали вклад данного опыта в российское высшее образование, а также приводили доводы касательно преимуществ и недостатков реализации в России европейской модели высшего образования.
Для построения образовательных программ для специалистов нефтегазовой отрасли безусловно необходимо понимать текущее состояние отрасли и осознавать перспективы ее развития. Таким образом, во второй блок вошли труды таких авторов, как М. М Гамзатова, В. Ермаков, Д. Дж. Хендерсон, Е.А. Григорьева, Т. В. Павлюшкевич и др. В своих работах исследователи оценивали текущее состояние нефтегазовой отрасли в России и перспективы ее развития.
В третий блок вошли исследования, связанные со спецификой подготовки кадров для нефтегазовой отрасли. Так, например, Ю. А. Давыденко рассматривает существующие проблемы в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли в России в настоящее время, а А.В.Захаров опирается на советский опыт, рассматривая путь развития системы высшего образования в сфере нефтегазовой отрасли.
Объектом исследования данной работы является высшее образование в Российской Федерации.
Предметом исследования является подготовка кадров для нефтяной
промышленности в процессе перехода от одной модели высшего образования к другой.
Целью работы является выявление способов и механизмов построения образовательных программ для нефтяной промышленности в рамках перехода от одной модели высшего образования к другой.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) оценить опыт существования российского высшего образования в Болонской системе;
2) выявить основные векторы развития высшего образования в России;
3) определить процессы взаимодействия работодателя в сфере нефтяной промышленности и университета в Томской области;
4) оценить текущее состояние нефтяной промышленности и перспективы ее развития.
Территориальные рамки исследования ограничиваются территорией Томской области, так как экономическая структура региона имеет ресурсную направленность, в особенности в области добычи и первичной обработки углеводородного сырья. Кроме того, Томская область является одним из наиболее значимых университетских центров России, поэтому представляет собой уникальное соединение природных, производственных и интеллектуальных ресурсов.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2003 по 2025 год (настоящее время). В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, поэтому процесс развития именно российского высшего образования начинается с этого года, так как до этого высшее образование строилось на основе советского опыта. С 2023 года было принято решение о выходе России из Болонской системы, и на сегодняшний день продолжается процесс перехода к новой модели высшего образования.
В качестве методологии исследования были привлечены:
1. Анализ таких источников, как нормативные правовые акты, а именно федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», указы Президента РФ, стратегические документы федерального уровня с целью определения государственной стратегии в отношении развития нефтегазовой отрасли и высшего образования.
2. Описание основных векторов развития высшего образования и положений новой модели высшего образования, доступных на сегодняшний день.
3. Статистический анализ, подразумевающий под собой изучение официальной федеральной и региональной статистики, такой как количество выпускников вузов, их распределение по отраслям, уровень трудоустройства и т д., что позволяет получить представление об эффективности высшего образования на сегодняшний день.
4. Сравнительный анализ, позволяющий проследить состояние нефтегазовой отрасли под влиянием внешних условий, таких как пандемия, введение санкций, ограничение импорта российских энергоресурсов и др.
5. Интервью с представителем нефтегазовой отрасли с целью выявления основных проблем трудоустройства молодых специалистов, определения недостатков в подготовке кадров и путей их решения.
В данном исследовании при определении направлений развития нефтегазовой отрасли в РФ, а также современных тенденций развития высшего образования важное место занимает анализ источников, которые можно разделить на четыре блока.
К первому блоку относятся нормативные правовые акты и законы РФ. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» дает представление о целях и задачах образования в РФ, о структуре образовательной системы и в целом о регулировании образовательной деятельности в стране. Указ Президента РФ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» позволяет актуализировать систему высшего образования РФ и процессы ее трансформации. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяет развитие высшего образования как приоритетное направление социально-экономического развития РФ и служит основой для основных инициатив, направленных на повышения качества и эффективности высшего образования.
Во второй блок вошли документы стратегического планирования федерального и регионального уровней. Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации нефтегазовая отрасль признается важнейшей отраслью экономики РФ и одним из приоритетов федерального стратегического планирования. Аналогично, согласно Стратегии социально-экономического развития Томской области , нефтегазовая отрасль является опорной отраслью экономики Томской области, обеспечение устойчивого развития данной отрасли является стратегическим приоритетом.
В третий блок вошли статистические данные федерального и регионального уровней, представленные на порталах «Росстат» и «Томскстат» , которые позволили определить основные тенденции на современном рынке труда, в том числе в нефтегазовой отрасли, как на общероссийском, так и на региональном уровне.
Четвертый блок составили публикации федеральных СМИ: «РБК», «Коммерсантъ», «Интерфакс Россия», «РИА Новости» и др. Новостные статьи из данных источников позволили актуализировать информацию касательно изменений в системе высшего образования РФ, а также актуализировали информацию о текущем состоянии нефтегазовой отрасли экономики РФ.
Автор также имел доступ к различным материалам стратегических сессий по системе высшего образования в рамках Большого университета , к презентациям и аналитическим докладам работающих групп, к выступлениям (расшифровкам и презентациям) представителей органов федеральной и региональной властей, однако, поскольку они носят закрытый характер, то данные источники использовались лишь в обобщенном виде при разработке рекомендаций и написании выводов в данном исследовании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе был рассмотрен ряд факторов, влияющих на проектирование программ подготовки кадров для нефтяной промышленности. Были описаны процессы трансформации высшего образования в России и основные причины перехода к новой модели высшего образования, состояние нефтяной промышленности и вызовы, стоящие перед данной отраслью экономики на сегодняшний день, а также был сформирован ряд рекомендаций для построения эффективных образовательных программ подготовки кадров для нефтяной промышленности, отвечающих потребностям отрасли.
В ходе исследования было выявлено, что совокупность таких условий как не до конца продуманная реализация Болонской системы в России, новая промышленная революция, высокие темпы трансформаций и изменений привели к тому, что выпускники, в том числе выпускники программ подготовки кадров для нефтегазовой отрасли, на сегодняшний день не в полной мере отвечают запросам работодателя и не всегда могут встроиться в производственную деятельность, что обусловило необходимость реорганизации высшего образования. Поэтому, на сегодняшний день российское высшее образование переживает период трансформации - переход к новой модели высшего образования.
Нефтяная промышленность является важнейшей отраслью как российской экономики, так и экономики Томской области. На сегодняшний день нефтяная промышленность демонстрирует общую стабильность, несмотря на воздействие внешних факторов, таких как последствия пандемии, геополитическая нестабильность, санкционные ограничения и т.д. Однако, в долгосрочной перспективе перед отраслью встает ряд серьезных вызовов, для преодоления которых безусловно необходимо развитие кадрового потенциала отрасли.
Данные тренды и вызовы безусловно сказываются на подготовке кадров для нефтяной промышленности. Для обеспечения устойчивого развития нефтяной промышленности необходимы высококвалифицированные специалисты, которые были бы способны решать инновационные задачи и отвечать современным вызовам. Однако, несмотря на доминирующее положение нефтегазовой отрасли в структуре экономики РФ, и, как следствие, важность высшего образования в данной отрасли, на сегодняшний день существует ряд проблем, касающихся подготовки кадров для нефтяной промышленности, о чем говорят следующие статистические данные: около 30% выпускников не могут трудоустроиться в соответствии с полученной специальностью, а большинство работодателей не готовы трудоустроить кандидата без опыта работы. Данная ситуация обуславливается следующими факторами:
- Представление студента о его профессиональной деятельности является неточным и недостоверным. Ожидания выпускников зачастую не совпадают с реальностью, вследствие чего им становиться трудно встроиться в производственную деятельность и выполнять ее на должном уровне.
- Каждая компания в нефтегазовой отрасли имеет свои собственные требования и регламенты, которые не отражаются в образовательных программах, вследствие чего выпускники, трудоустраивающиеся в определенную компанию, не имеют представления о внутреннем регламенте, что осложняет их профессиональную деятельность.
- Производственные практики, которые проходят студенты в рамках обучения далеки от реальных условий труда, вследствие чего выпускники не обладают должным практическим опытом, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
- Выпускники вузов в основном трудоустраиваются на одном уровне с выпускниками СПО, так как зачастую становится невозможно сразу встроиться в производственную деятельность на уровне, соответствующему уровню образования, с низовых должностей намного проще выстроить карьерный путь.
Для преодоления данных проблем и повышения эффективности высшего образования в нефтегазовой сфере предлагается модель построения образовательных программ «под заказ индустриального партнера». Образовательные программы, основанные на данной модели, создаются под запросы конкретной компании, куда студенты трудоустраиваются после выпуска на определенный срок. Сами же компании в этом случае являются непосредственным участником образовательного процесса, предоставляют места под производственную практику, вносят, при необходимости, коррективы в образовательный процесс. В случае подготовки кадров для нефтяной промышленности, данная модель является наиболее предпочтительной, так как каждая компания в данной отрасли функционирует согласно своим собственным внутренним правилам и регламентам, которые в рамках этой модели смогут найти свое отражение в образовательных программах. Таким образом, студенты, обучающиеся будут иметь представления о требованиях в конкретных компаниях и смогут встроиться производственный процесс сразу после выпуска.
Также важным аспектом является возможность проведения ежегодных практик на базе конкретной компании в соответствии с реальными условиями труда. Таким образом, студенты еще во время обучения смогут получить реальный опыт работы, который позволит выпускникам встроиться в производственную деятельность.
В процессе обучения студентам также необходимо присваивать дополнительные квалификации, например обучение по программам, связанных с безопасностью на производстве, таким образом студентам, имеющим документ, подтверждающий прохождение данной программы, могут быть выданы необходимы для прохождения производственной практики допуски, что позволит им еще в течение обучения выполнять реальную производственную деятельность. Аналогично, может быть введен образовательный трек, направленный на освоение необходимого программного обеспечения, которое востребовано у конкретного работодателя, вследствие чего выпускники будут готовы полноценно осуществлять профессиональную деятельность.



В данной работе был рассмотрен ряд факторов, влияющих на проектирование программ подготовки кадров для нефтяной промышленности. Были описаны процессы трансформации высшего образования в России и основные причины перехода к новой модели высшего образования, состояние нефтяной промышленности и вызовы, стоящие перед данной отраслью экономики на сегодняшний день, а также был сформирован ряд рекомендаций для построения эффективных образовательных программ подготовки кадров для нефтяной промышленности, отвечающих потребностям отрасли.
В ходе исследования было выявлено, что совокупность таких условий как не до конца продуманная реализация Болонской системы в России, новая промышленная революция, высокие темпы трансформаций и изменений привели к тому, что выпускники, в том числе выпускники программ подготовки кадров для нефтегазовой отрасли, на сегодняшний день не в полной мере отвечают запросам работодателя и не всегда могут встроиться в производственную деятельность, что обусловило необходимость реорганизации высшего образования. Поэтому, на сегодняшний день российское высшее образование переживает период трансформации - переход к новой модели высшего образования.
Нефтяная промышленность является важнейшей отраслью как российской экономики, так и экономики Томской области. На сегодняшний день нефтяная промышленность демонстрирует общую стабильность, несмотря на воздействие внешних факторов, таких как последствия пандемии, геополитическая нестабильность, санкционные ограничения и т.д. Однако, в долгосрочной перспективе перед отраслью встает ряд серьезных вызовов, для преодоления которых безусловно необходимо развитие кадрового потенциала отрасли.
Данные тренды и вызовы безусловно сказываются на подготовке кадров для нефтяной промышленности. Для обеспечения устойчивого развития нефтяной промышленности необходимы высококвалифицированные специалисты, которые были бы способны решать инновационные задачи и отвечать современным вызовам. Однако, несмотря на доминирующее положение нефтегазовой отрасли в структуре экономики РФ, и, как следствие, важность высшего образования в данной отрасли, на сегодняшний день существует ряд проблем, касающихся подготовки кадров для нефтяной промышленности, о чем говорят следующие статистические данные: около 30% выпускников не могут трудоустроиться в соответствии с полученной специальностью, а большинство работодателей не готовы трудоустроить кандидата без опыта работы. Данная ситуация обуславливается следующими факторами:
- Представление студента о его профессиональной деятельности является неточным и недостоверным. Ожидания выпускников зачастую не совпадают с реальностью, вследствие чего им становиться трудно встроиться в производственную деятельность и выполнять ее на должном уровне.
- Каждая компания в нефтегазовой отрасли имеет свои собственные требования и регламенты, которые не отражаются в образовательных программах, вследствие чего выпускники, трудоустраивающиеся в определенную компанию, не имеют представления о внутреннем регламенте, что осложняет их профессиональную деятельность.
- Производственные практики, которые проходят студенты в рамках обучения далеки от реальных условий труда, вследствие чего выпускники не обладают должным практическим опытом, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.
- Выпускники вузов в основном трудоустраиваются на одном уровне с выпускниками СПО, так как зачастую становится невозможно сразу встроиться в производственную деятельность на уровне, соответствующему уровню образования, с низовых должностей намного проще выстроить карьерный путь.
Для преодоления данных проблем и повышения эффективности высшего образования в нефтегазовой сфере предлагается модель построения образовательных программ «под заказ индустриального партнера». Образовательные программы, основанные на данной модели, создаются под запросы конкретной компании, куда студенты трудоустраиваются после выпуска на определенный срок. Сами же компании в этом случае являются непосредственным участником образовательного процесса, предоставляют места под производственную практику, вносят, при необходимости, коррективы в образовательный процесс. В случае подготовки кадров для нефтяной промышленности, данная модель является наиболее предпочтительной, так как каждая компания в данной отрасли функционирует согласно своим собственным внутренним правилам и регламентам, которые в рамках этой модели смогут найти свое отражение в образовательных программах. Таким образом, студенты, обучающиеся будут иметь представления о требованиях в конкретных компаниях и смогут встроиться производственный процесс сразу после выпуска.
Также важным аспектом является возможность проведения ежегодных практик на базе конкретной компании в соответствии с реальными условиями труда. Таким образом, студенты еще во время обучения смогут получить реальный опыт работы, который позволит выпускникам встроиться в производственную деятельность.
В процессе обучения студентам также необходимо присваивать дополнительные квалификации, например обучение по программам, связанных с безопасностью на производстве, таким образом студентам, имеющим документ, подтверждающий прохождение данной программы, могут быть выданы необходимы для прохождения производственной практики допуски, что позволит им еще в течение обучения выполнять реальную производственную деятельность. Аналогично, может быть введен образовательный трек, направленный на освоение необходимого программного обеспечения, которое востребовано у конкретного работодателя, вследствие чего выпускники будут готовы полноценно осуществлять профессиональную деятельность.
..68


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ