Аннотация 2
Введение 4
1 Обзор литературы 6
1.1 История возникновения детского туризма в России и Томской области 6
1.2 Физическое воспитание детей младшего школьного 10
1.3 Особенности организации процесса общей физической подготовки и
специальной физической подготовки в спортивном туризме 12
2 Методы и организация исследования 17
2.1 Характеристика групп наблюдения 17
2.2 Методы исследования 17
2.3 Организация исследования 25
3 Результаты исследования и их обсуждение 26
3.1 Результаты контрольного тестирования в начале учебного года 26
3.2 Результаты функциональных проб в начале учебного года 28
3.3 Результаты тестов в конце учебного года 31
3.4 Результаты функциональных проб в конце учебного года 33
3.5 Сравнение результатов и интерпретация 35
4 Методические и практические рекомендации по построению тренировочного
процесса на этапе начальной подготовки 39
4.1 Теоретическое построение тренировочного макроцикла на учебный год 39
4.2 Методические рекомендации построение тренировочного макроцикла на
учебный год 43
4.3 Развитие физических качеств 48
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекс «Г отов к труду и обороне» 62
Приложение Б Нормативы федерального стандарта по спортивной подготовке в спортивном туризме 63
Приложение В Антропометрические данные 64
Приложение Г Контрольные тесты 65
Приложение Д Функциональные пробы 69
Приложение Е Годовой план-график общей физической подготовки 77
Приложение Ж Календарный плана 79
Приложение З Календарно-тематический план на 2024-2025 учебный год 80
Физическое развитие ребенка - это критерий состояния здоровья, включающий оценку гармонично развитого его тела. Имеются фундаментальные работы, посвящённые изучению многолетней динамики физического развития детского населения России. В ряде исследований, опубликованных в последние десятилетия, показано увеличение тотальных размеров тела (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) и ускоренное полового созревания у детского населения, представляющего различные этнические группы, проживающего в различных климатогеографических условиях страны [37].
В следствие того, что современные дети развиваются быстрее, зачастую их физическая подготовка находится не на должном уровне. Причинами такой подготовки могут быть социально-экономические, климатогеографические условия, так же наличие или отсутствие квалифицированных кадров, способных на месте организовать процесс гармоничного физического воспитания.
В период прохождения педагогической практики в Доме детства и юношества «КЕДР» г. Томска, специализирующемуся на детском спортивном туризме, было подмечено, что многие дети в возрасте от 10 до 17 лет во время проведения общей физической подготовки выполняли упражнения с неправильно поставленной техникой. Это свидетельствует о недостаточной подготовленности занимающихся к более серьезным нагрузкам в спортивном туризме. Под подготовленностью понимается комплексный результат физической, технической, психической подготовки ит.д. [48].
В данной работе рассматривается важность общей физической подготовки в спортивном туризме.
Цель исследования - оценить уровень общей физической подготовленности детей 10-11 лет, занимающихся спортивным туризмом в ДДЮ «Кедр».
Задачи исследования:
- изучить организацию процесса общей физической подготовки детей в спортивном туризме;
- разработать годовой план-график по физическому воспитанию для детей 10-11 лет, занимающихся спортивным туризмом;
- оценить динамику уровня общей физической подготовленности детей 10-11 лет, занимающихся спортивным туризмом.
Объект исследования: процесс физического воспитания.
Предмет исследования: методика физического воспитания в спортивном туризме.
1. Процесс по общей физической подготовке включает в упражнения, направленные на укрепление здоровья и общее развитие. Они повышают функциональные возможности и общую работоспособность организма.
2. Годовой план-график включил в себя основные разделы по подготовке в спортивном туризме, отраженных в календарно-тематическом плане рабочей программы на 2024-2025 учебный год ДДЮ «Кедр», на которые направлено основное воздействие общей физической подготовки.
3. Динамика уровня общей физической подготовки проверялась с помощью контрольных тестов и функциональных проб. Сравнение произведено среди всех спортсменов. За исключением теста «Подтягивание из виса на высокой (мальчики) и низкой (девочки) перекладине». Они различаются по половому признаку и проверяют такое качество как сила. Среднее значение в начале года у мальчиков 3±8,6, а у девочек 9±2,75. В конце года значение у мальчиков стало 7,9±6,2, а у девочек 12,7±3,6. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95% в двух тестах.
«Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» также оценивает силу. Среднее значение в начале года 14,4±2,3, а в конце года 19,3±1,4. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.
Такое физическое качество как координация проверяется с помощью теста «Челночный бег 3*10 м». Его среднее значение в начале года 9,3 ± 0,2, а конце года 8,9 ± 0,1. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.
Тест «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», оценивающий гибкость, показал, что в начале года средний показатель был 8±3,6, а в конце года 10,9±4,2. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.
«Прыжок в длину с места» оценивает Скоростно-силовые возможности. Среднее значение в начале года 146,1±9,9. В конце года 155±3,3. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.
Скоростно-силовые возможности оценивает тест «Поднимание туловища из положения лежа на спине». Его среднее значение норматива в начале года 36,2±4,4. В конце года среднее стало 41,7±2,7. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%;
«Бег на 1 км» оценивает выносливость. Среднее значение в начале года 363,5±14,2, а в конце учебного года 350±8. Характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05.
После года занятий результаты 7 из 9 контрольных тестов улучшились.
Проба Руфье- Диксона в начале года имела средний показатель 10,2±8,1, а уже в конце года снизилась до 9,2±3,8. Характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05
Гарвардский степ-тест. Среднее в начале года 74±49,6. В конце года среднее составило 75,8±38,6 Характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05.
Проба Мартине показала среднее значение в начале года 32,9±3,2, а к концу года она снизилась до 30,9±1,5. Характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05.
Про проведение ортостатической пробы было выявлено, что в начале учебного года ее среднее значение составляло 14,2±3,7. А уже к концу года она уменьшилась на 12,5±1,4. Проведенная в начале года клиностатическая проба показала, что среднее значение 13,3±10, а к концу года она снизилась до среднего значения 11,8±7,9. Характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05.
Проба Штанге. В начале года средний показатель пробы составил 48,9±7. В конце года он изменился до 51,4±6,5. Характеристики сравниваемых выборок совпадают на уровне значимости 0.05.
Проба Генчи. В начале года средний показатель пробы составил 28±44,9. В конце года он изменился до 33±38,5. 5. Эмпирическое значение критерия Вилкоксона-Манна-Уитни 2,6791, критическое 1,96. Достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет 95%.
Статистически значимое различие функциональных проб есть только у 1 теста.
Проведенная общая физическая подготовка показала свою эффективность.
1. ACSM's Clinical Exercise Physiology - an ideal fit between clinical theory and practice. 11th ed. Philadelphia, Pa: Lippincott Williams and Wilkins; 2022. - Текст: электронный - URL:
https://www.acsm.org/education-resources/books/clinical-exercise- physiology (дата обращения: 12.05.2025).
2. Holtzhausen L. M., Noakes T. D. Elbow, forearm, wrist, and hand injuries among sport rock climbers. // Clin J Sport Med. 1996;6(3): 196-203.
3. Jones G., Johnson M. I. A critical review of the incidence and risk factors for finger injuries in rock climbing. // Current sports medicine reports. 2016;15(6):400-409.
4. Maitland M. Injuries associated with rock climbing. // J Orthop Sports Phys Ther. 1992;16(2):68-73.
5. Mugleston B., McMullen C. Musculoskeletal Injuries in Climbers. // Current Physical Medicine and Rehabilitation Reports. 2019;7(3): 179-185
6. World science: problems and innovations : сборник статей XXVI Международной научно
7. Аппенянский, А.И. Рекреалогия: тренировочный процесс в активном туризме / А.И. Апеннянский. - М.: Советский спорт, 2006 - 196 с.
8. Бабинцев, Ю.М. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ, ШВСМ. Спортивный туризм. Водные дисциплины. [Электронный ресурс]. Утв. Туристско-спортивным союзом России 8 декабря 2009 г. / Ю.М. Бабинцев - 189с
9. Банковский, Ю. В. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ В ГОРНЫХ ВИДАХ СПОРТА [Текст] / Ю. В. Банковский — 1-е изд.. — Москва: TOO "Внлад", 1997 — 79 c.
10. Бернштейн, А.Д. Человек в условиях среднегорья / А.Д. Бернштейн. - Алма-Ата: Казахстан, 1967. - 244 с.
11. В.Г Старостин Морфофункциональные исследования в физической культуре и спорте [Текст] / В.Г Старостин — 1-е изд.. — Якутск: Северо-Восточный федеральный университет, 2019 — 187 с.
12. Всё о туризме. Туристическая библиотека. - 2002-2024. - URL: https://tourlib.net/books tourism/ostapec1.htm7ysclidHw4kpyplxv1015448 22 (дата обращения 24.05.24).
13. Галямова Л.Ш. Развитие туристско-краеведческой деятельности в Томской области / Галямова Л.Ш // Международная научно-практическая конференция, посвященная 100-летию государственной системы детско-юношеского туризма : сб. науч. ст. - Москва, 2018.- С.14-19.
14. Голубева Г.Н. Сбивающие факторы, влияющие на результативность соревновательной деятельности в спортивном туризме / Г.Н. Голубева, В.Ю. Сморчков // Экстремальная деятельность человека. - 2019. - № 3 (53). - С. 3-7.
15. Д.А. Новиков СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ [Текст] / Д.А. Новиков // Пресс. — 2004. — № 3. — С. 6725...51