Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основания описания речевого жанра истории успеха 7
1.1 Понятие речевого жанра и жанроведение на современном этапе 7
1.2 Виртуальное жанроведение 16
1.3 История успеха как речевой жанр 20
1.4 История успеха как речевой жанр автобиографического дискурса 25
1.5 Описательная модель речевого жанра истории успеха 31
2 Реализация речевого жанра истории успеха в интернет-среде 36
2.1 Коммуникативная цель 36
2.2 Образ автора 39
2.3 Образ адресата 41
2.4 Образ прошлого и образ будущего 45
2.5 Диктумное содержание 47
2.6 Языковое воплощение 51
2.7 Невербальные признаки 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
В современном обществе социальные сети с каждым годом занимают всё более значимые позиции. Вследствие этого нахождение человека в Вконтакте, Instagram становится социальной нормой. Пользователи делятся моментами из жизни, эмоциями и рассуждениями со своими подписчиками, тем самым, перенося коммуникацию на виртуальный уровень. Каждая из этих форм имеет свою структуру, тематическое содержание, стилистические особенности. В последнее время в интернет-среде создаются новые жанры, выступающие видом диалога между автором и подписчиками. Каждый из них несёт свою функцию и показывает жизнь автора с новой стороны. Исследованием интернет-жанров занимается виртуальное жанроведение.
Данная работа посвящена изучению речевого жанра (далее: РЖ) «История успеха» (далее: ИУ), появившегося недавно в интернет-среде.
Актуальность исследования обусловлена:
1. Необходимостью изучения данного РЖ;
2. Необходимостью развития виртуального жанроведения за счёт описания речевых жанров, появившихся в интернет-среде;
3. Популярностью социальных сетей, порождающих новые интернет-жанры.
Степень разработанности проблемы. Исследованием речевых жанров занимались такие авторы, как М.М. Бахтин, В.В. Дементьев, Т.В. Шмелёва. В виртуальном жанроведении ключевыми являются работы Е.И. Горошко, О.В. Лутовиновой, Л.Ю. Щипициной.
Результатом данных работ стало выявление признаков РЖ, создание описательных моделей, составление классификаций и типологий.
Однако, остались проблемы требующие решения. Одной из важных является недостаточная изученность новых интернет-жанров, например, жанр истории успеха. Данная работа направлена на решение этой проблемы.
Объектом исследования является речевой жанр истории успеха, используемый интернет-среде.
Предмет исследования - жанрово-стилистические особенности этого речевого жанра.
Цель работы - описание речевого жанра истории успеха.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучение теоретических работ по теме исследования;
2. Обоснование определения истории успеха как речевого жанра;
3. Разработка описательной модели исследуемого речевого жанра;
4. Выявление характерных черт и средств языкового воплощения истории успеха как речевого жанра.
Материалом исследования послужили 60 текстов, имеющих жанровые особенности истории успеха и опубликованные пользователями в открытом доступе в сети Instagram. Instagram — это социальная сеть, которая представляет собой «мультимедийный обмен информацией, потому что в ее основе лежит симбиоз визуального искусства (дизайн, разнообразные теле - и видео- формы) и вербального текста». Эта социальная сеть стала местом, где пользователи могут создавать и выкладывать тексты РЖ ИУ. Авторы постов делятся со своими подписчиками историями своего становления, успехами в бизнесе и т.п. Такие тексты зачастую имеют мотивационную тематику и имеют поддержку в виде комментариев подписчиков.
Пользователи, создающие тексты в РЖ истории успеха, чаще всего являются бизнесменами, активно работающими с людьми. Во многих случаях их целью является привлечение подписчиков в собственный проект, совершение ими определённых покупок и т.п. Но помимо этого авторы постов могут делиться своими успехами при общении с аудиторией. Это может быть освещение личной жизни, достижения в рабочей сфере.
Обращение к своей аудитории - одна из важных составляющих текстов жанра истории успеха. Пост содержит в себе нравоучительную историю, которая может содержать биографию автора. Типичная композиция таких текстов: проблема - решительный шаг - победа. Составитель поста дополняет своё повествование фотографией. Это могут быть фотографии автомобилей и других материальных благ.
Тексты могут завершаться хештегами: «размышления», «успех», «успешный успех» и др.
Отбор материала осуществлялся нами на основе данных хештегов и методом сплошной выборки.
Методы исследования: основным методом изучения материала является метод лингвистического описания в совокупности приемов наблюдения, сравнения, интерпретации, дискурсивного и контекстуального анализа.
Научная новизна исследования заключается в том, что «история успеха» не изучалась как речевой жанр в интернет-среде.
Теоретическая значимость работы. Данная работа вносит вклад в развитие виртуального жанроведения.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть востребованы специалистами-практиками, которые занимаются созданием текстов в социальных сетях, а также пользователями социальных сетей, развивающих свои личные аккаунты.
Апробация работы. Результаты исследования обсуждались на VIII (XXII) Международной научно-практической конференции молодых ученых (г. Томск, ТГУ, 15-17 апреля 2021 г.).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, определяется научная новизна, теоретическая значимость и практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается теория речевых жанров, виртуальное жанроведение, «история успеха» сопоставляется с другими интернет-жанрами автобиографического дискурса - автобиография, сетевой дневник.
Во второй главе дается анализ речевого жанра истории успеха в интернет-дискурсе по описательной модели речевого жанра, разработанной Т.В. Шмелевой.
В заключении представлены итоги и перспективы исследования.
Таким образом, в работе была описана история успеха как РЖ.
История успеха - это РЖ, потому что она обладает всеми чертами РЖ, выделяемыми М.М. Бахтиным - относительно устойчивым тематическим содержанием, композицией и стилистическими средствами.
ИУ относится к вторичным, виртуальным, информативным речевым жанрам.
В результате исследования выявлено, что коммуникативная цель РЖ ИУ - поделиться историей своего становления, вдохновить начинающих бизнесменов или людей, которые хотят заняться бизнесом, на поиск бизнес - идеи и ее реализацию, показать им на примере, каким может быть путь бизнесмена от идеи до ее успешного воплощения.
Образ автора в изучаемом РЖ выражен пятью типами: самопрезентующий, критикующий, советующий, рассуждающий, интересующийся. Каждый из этих образов заключает в себе ту или иную коммуникативную цель. Автор в исследуемых нами текстах ИУ является молодым бизнесменом, достигшим успеха в своей деятельности.
Образ адресата выражается в комментариях к постам автора. Стоит отметить, что данный параметр несёт в себе неоднородный состав. Нам удалось выявить семь типов данного параметра: поддерживающий, благодарящий, хвалящий, призывающий, шутящий, критикующий, негодующий.
Образ прошлого проявляется в предыдущих коммуникативных актах. Данный параметр выражается в текстах путём, ответа на комментарий читателя, отсылками к предыдущим постам автора, отсылкам к первым частям поста.
Образ будущего представлен в ИУ комментариями читателей, последующими частями поста, предположениями автора о будущем. Комментарии выражают ответную реакцию подписчиков на текст ИУ.
Диктумное содержание. Темы представленные авторами ИУ имеют отличительные особенности, но объединены авторской нацеленностью на достижение успеха в финале ИУ. Событийное содержание представлено пятью типами, такими как: негативная история автора, натолкнувшая его на мысль; история победы автора, основанная на положительном опыте; сравнение себя прошлого и себя настоящего; история своего становления на «путь успеха»; передача знания.
Языковое воплощение выступает одним из основных параметров описательной модели. ИУ имеет свои особенные лексические, морфологические и синтаксические черты, помогающие определить все остальные параметры ИУ. На лексическом уровне: использование жаргонной лексики; использование модальных глаголов деонтической разновидности (должен, обязан и др.); использование слов: «понимаю», «знаю» и производные от них. Из средств морфологического уровня для РЖ ИУ характерно использование глаголов повелительного наклонения ;
местоимений второго лица единственного и множественного числа ; местоимения «я», «мой» и производные от них; глаголов прошедшего времени; прилагательных превосходной высказываний; наречий: раньше, сейчас. На синтаксическом уровне нами выли выделены такие особенности, как: риторические вопросы; вопросительные предложения; парцелляция.
Невербальные признаки выражаются фотографиями к постам. В ходе исследования была составлена типология, содержащая десять образов: воды, материальной обеспеченности, красивых девушек, здорового образа жизни, искусства, выступления на сцене, города, команды, лестницы, подарка.
Были выявлены дополнительные невербальные признаки: эмоджи и тексты, выделенные заглавными буквами. Эмоджи, позволяют автору передать своё эмоциональное состояние, а тексты, выделенные заглавными буквами, используются с целью дополнительного воздействия на читателя.
Использование невербальных средств, характерных для интернет-среды, даёт читателю возможность предполагать содержание поста ещё до прочтения основного текста.
Исследование РЖ ИУ открывает перспективы дальнейшего изучения виртуальных жанров, используемых в социальных сетях. В перспективы нашего исследования входит изучение коммуникативных стратегий , реализующихся в РЖ ИУ.
1. Аксёнова Д. Д. Развитие социальной сети Instagram // Материалы Афанасьевских чтений. - 2020. - №. 2 (31). - С. 36-40.
2. Акулова Е. В., Борисова Т. И. Жанры немецкого повседневного общения //Саратов: Саратовский государственный университет им. НГ Чернышевского. - 2011. - 99 с.
3. Алефиренко Н. Ф. Речевой жанр, дискурс, культура // Жанры речи. Саратов: Издат. центр «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 44-55.
4. Арутюнова Н.Д. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М., 1992. - 281 с.
5. Бахтин М.М. Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С. 159-206.
6. Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. - Саратов, 1997. - С. 91-103.
7. Горошко Е. И. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное / Е. И. Горошко, Е. А. Жигалина // Вопросы психолингвистики. - 2010. - № 12.
- С. 105-123.
8. Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области / Е. И. Горошко // Жанры речи. - 2007. - № 5.
- С. 370-389
9. Дементьев 2010 — Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М.: Знак, 2010. - 600 с.
10. Дементьев В. В. Снова о «жанрах речи и языке речи»: что дала жанроведению лингвистика? //Жанры речи. - 2022. - №. 1 (33). - С. 6-20.
11. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. - М. : Гнозис, 2006. - 376 с.
12. Дементьев В. В. Коммуникативная генристика: речевые жанры как средство формализации социального взаимодействия //Жанры речи. - 2002. - №. 3. - С. 18-40.
13. Дементьев В. В. О международной научной конференции" Жанры речи и “Жанры речи”"(размышления главного редактора) //Жанры речи. -
2018. - №. 2 (18). - С. 157-161.
14. Дементьев В. В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров //Жанры речи. - 1997. - №. 1. - С. 34-44.
15. Демешкина, Т. А. Теория речевых жанров. Речевой жанр как объект лингвистического исследования / Т. А. Демешкина, С. В. Волошина // Портреты речевых жанров: разные дискурсивные практики. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2016. - С. 6-17....42