Введение 3
Глава 1. Формирование и развитие бундесвера в1950-1980-е гг 10
1.1 Предпосылки формирования бундесвера 10
1.2 Развитие бундесвера с 1955 по 1989 гг 17
Глава 2. Развитие бундесвера после объединения Германии (1990-2000 гг.) 37
2.1. Состояние бундесвера после объединения 37
2.2. Военно-промышленный комплекс ФРГ после объединения 39
Глава 3. Бундесвер в начале XXI века 43
3.1. Правовые основы использования бундесвера за рубежом 43
3.2. Участие бундесвера в операциях ООН и НАТО 46
3.3 Бундесвер на современном этапе 51
Заключение 68
С момента образования бундесвера прошло уже 65 лет. За это время мир изменился до неузнаваемости. Началась и закончилась холодная война, Германия вновь объединилась, распался Советский Союз, произошел не один десяток войн.
Произошли значительные изменения и в самой Германии. От полностью разрушенной войной и разделенной страны, она прошла путь до одного из сильнейших экономически развитых государств мира. Германия вновь стала тем государством, с интересами которого считаются. Однако в отличие от предыдущих десятилетий, когда величие Германии поддерживалось сильной армией, армия современной Германии утратила былую силу. Численность бундесвера на данный момент не превышает 200 тысяч человек, что более чем в 2 раза меньше первоначально предполагаемой численности в 500 тысяч человек. Сокращение армии в 1990-е и 2000-е годы привело к острой нехватке командного состава, а также в определенной степени снизило общую боеспособность армии. Также не стоит забывать об отмене всеобщего призыва в 2011 году, который незамедлительно сказался на восполнении личного состава вооруженных сил. В последние годы в Германии идет обсуждение возможности возвращения к всеобщему призыву, что по опросам социологического института Civey, проведенным в 2018 году, поддерживают 55% населения .
Попытки реформирования бундесвера так и не привели к ожидаемым результатам, а лишь наоборот ухудшили ситуацию.Сильная экономика не стала гарантом сильной армии. В последние годы бундесвер испытывает серьезные проблемы с восполнением личного состава, с боеготовностью техники, с поставками новых образцов вооружений и военной техники. Постоянно срываются сроки поставок, в армию на равных правах с мужчинами призываются женщины.
С 2016 года Германия увеличивает расходы на оборону, что должно положительно сказаться на оснащении и боеготовности бундесвера, но пока что реальные цифры не такие хорошие, как хотелось бы его руководству. Новый министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которая вступила в должность в 2019 году, нацелена на еще большее увеличение финансирования бундесвера к 2024 году. Однако преодоление тех трудностей, которые Германия сама создала своим вооруженным силам, займет гораздо больше времени.
Участие военных контингентов бундесвера в зарубежных операциях сильно урезано, по сравнению с другими странами-участницами НАТО. Это связано как с политическими аспектами, так и с военными. Германия не может посылать большие контингенты на участие в боевых действиях, однако военнослужащие бундесвера обеспечивают логистику для союзных сил в зонах боевых действий.
Актуальность данного исследования заключается в нескольких аспектах. Во - первых, в изучении и анализе одной из ведущих стран-участниц Североатлантического альянса, которая, несмотря на все проблемы в армии, остается одной из самых сильных в блоке. ФРГ активно участвует в системе безопасности Европы и всего мира, выступая за сохранение мира и безопасности во всем мире. Для того, чтобы успешно выполнять такие задачи, недостаточно только политических мер, которые ФРГ использует в первую очередь, необходимо также иногда применять и военную силу.
Во-вторых, данная работа посвящена истории развития бундесвера с момента создания до современности, рассматривается становление и основные этапы его развития, что позволяет проследить, как немецкое правительство и военная верхушка совершили переход от создания армии для защиты своих границ, до армии, которая может успешно справляться с задачами по всему миру. На пути развития бундесвера стояло немало препятствий, связанных как с внутренней, так и с международной обстановкой, в которой бундесвер создавался.
Объект исследования - Вооруженные Силы Федеративной Республики Германия.
Предмет исследования - политика правительства Федеративной республики Германия в области развития бундесвера с 1990 по 2018 годы.
Цель исследования - выявить, как изменения во внутренней политике ФРГ влияли на развитие бундесвера и его участие в операциях НАТО.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть процесс формирования бундесвера в 1950-60-е гг. и его эволюцию в 1970-80-е гг.;
2. Показать развитие бундесвера после объединения Германии;
3. Рассмотреть изменения, которые произошли в военно-промышленном комплексе ФРГ;
4. Изучить правовые основы применения вооруженных сил ФРГ за рубежом и дать оценку участия бундесвера в операциях НАТО и ООН
Хронологические рамки данного исследования - 1955-2018 годы, то есть с момента создания бундесвера до 2018 года, когда была принятая новая «Концепция бундесвера», делающая больший упор на развитие и модернизацию бундесвера для обеспечения национальной безопасности, а не для участия в зарубежных операциях.
Проблема данного исследования заключается в вопросе, способен ли бундесвер на современном этапе эффективно участвовать в зарубежных операциях?
В соответствии с поставленной целью и задачами исследования был определен ряд методов. Анализ нормативных документов министерства обороны ФРГ позволил оценить развитие бундесвера и политики безопасности Германии в целом, выявить сильные и слабые стороны политики правительства в области обороны, а также тех задач, которые правительство ФРГ ставило перед бундесвером. Сравнение германской и советской (а позже и российской) сторон на одни и те же события позволили увидеть разницу в анализе событий, а также в восприятии этих событий разными сторонами. Системный подход к рассмотрению развития бундесвера позволил выделить внутреннюю и внешнюю среду, которые влияли на принятие политических решений по вопросам безопасности и организации армии.
При проведении исследования были проанализированы отечественные и зарубежные источники.
Основным источником информации о развитии бундесвера стали документы, непосредственно связанные с планами развития вооруженных сил республики, а именно Белые книги правительства ФРГ за 1970 , 1994 , 2006 и 2016 годы. В них указаны основные направления развития политики безопасности ФРГ, а так же цели и задачи, стоящие перед бундесвером в разные промежутки времени. Эти документы позволили проанализировать ход развития бундесвера, проследить эволюцию задач, которые ставились перед вооруженными силами в разное время, а также понять, как менялось отношение правительства ФРГ к угрозам национальной безопасности.
Мемуары Вилли Брандта и Герхарда Шредера позволили лучше понять позиции бывших канцлеров по вопросам политики безопасности и развития бундесвера, в частности, в те годы, когда они были у власти.
В процессе изучения данной темы были проанализированы различные международные договоры, такие как Парижский договор 1954 года , Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (Договор «2+4») . Каждый из этих договоров ознаменовал собой определенную эпоху. Парижский договор оформил создание армии ФРГ, ее вступление в НАТО, а также ознаменовал собой включение Германии в блоковое противостояние. Именно в качестве ответа на вступление ФРГ в НАТО, было принято решение о создании Организации Варшавского договора (ОВД) и включении другой части Германии - ГДР в ОВД. Результатом стало противостояние двух военных блоков на территории некогда единой Германии. Договор «2+4» олицетворял собой завершение блокового противостояния на территории Германии, но вводил ограничения для численности армии объединенного государства, а также обязательство не размещать ядерное оружие на территории бывшей ГДР.
Важными источниками современного состояния вооруженных сил Германии являются сайты Бундесвера и Министерства обороны ФРГ , а также данные Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ) . Материалы, полученные с этих сайтов, позволили проанализировать современное оснащение бундесвера вооружением и военной техникой, а также проследить динамику военных расходов ФРГ.
Среди использованной литературы хотелось бы отметить работу А.Ф. Залетного , а также работу И.П. Макарова и Н.Ф. Голованова , которые исследовали эту проблему почти сразу после ее возникновения, т.е. в 60-е годы XX века. В их работах отражены основные факты возрождения вооруженных сил ФРГ, однако рассмотрены они через призму классового подхода и с опорой на марксистскую идеологию, что характерно для авторов того периода. Эти авторы считали, что милитаризация Германии - это шаг навстречу войне между Западом и Востоком, и видели в Германии угрозу для всего мира.
Лучше понять и раскрыть проблему помогли книги современного исследователя Н.В. Павлова, в работах которого процесс ремилитаризации рассмотрен уже как свершившийся акт, а не как происходящая действительность, поэтому в своих работах он рассматривает причинно-следственные связи событий, которые привели к возрождению вооруженных сил Германии. По его мнению, появление вооруженных сил было закономерным этапом развития ФРГ в тот период времени, а напряженная обстановка в мире, вызванная противостоянием США и СССР, лишь ускорило этот процесс.
Еще одна работа Н.В. Павлова прослеживает изменения во внешней политике Германии в 1990-е и начале 2000-х. Автор старается объективно подходить к процессам внутри страны и их влиянию на внешнюю политику государства, не давая четкой оценки происходившим событиям; он рассказывает о фактах, изредка сравнивая их с процессами, которые происходили в России в 1990-е годы.
Дополнительную информацию по данному периоду дает исследование Н.К. Глазунова, который занимался этой проблемой в 70-е годы XX века. В его работе широко используется информация западногерманских историков и аналитиков. Писалась его книга в первую очередь для людей военных: генералов, офицеров и курсантов военных училищ, которым в силу профессии было необходимо знать потенциального врага со всех сторон. Как и большинство книг того периода, она была написана с опорой на марксистскую идеологию. Н.К. Глазунов считает, что Германия была, остается и будет агрессивным государством, так как немцам веками внушались идеи расового превосходства, и каждая новая война еще больше озлобляла их. Поэтому для него было неудивительно наблюдать за процессом создания и развития вооруженных сил Западной Германии.
Подробнее узнать о состоянии вооруженных сил Германии и об их участии в операциях ООН и НАТО помогли статьи С. Бабасьянца и С. Хабарова в соавторстве с А. Громовым . В этих статьях подробно рассказывается о состоянии военно - промышленного комплекса Германии в период с 1990 по 2009 годы, а также об участии бундесвера в операциях за рубежом в период с 1990 по 2014 годы. В этих статьях говорится о проблемах, которые присутствовали в этих процессах, и дается оценка действиям в ВПК и в операциях за рубежом. Оценка в обеих статьях схожа, так как в них рассматриваются одни и те же основные проблемы в этих направлениях, и говорится о том, что армия Германии теряет свою боевую мощь.
Для того чтобы оценить бундесвер с точки зрения немцев, была проанализирована книга об истории развития бундесвера с 1945 по 1995гг, которая была подготовлена по заданию министерства обороны ФРГ в честь 40-летия бундесвера . Книга была подготовлена офицерами бундесвера: подполковником Карлом Дифенбахом и
подполковником Гансом-Мартином Оттмером. Эта работа представляет собой описание истории бундесвера, начиная сразу после окончания Второй мировой войны. Так как эта книга является официальным видением министерства обороны, то все написанное в ней является отражением официальной позиции относительно процессов, происходивших в бундесвере. Так, например, автор данной книги, описывая процесс вливания бывших военнослужащих ННА (Национальной народной армии ГДР) в ряды бундесвера, не упоминает о конфликтах между военнослужащими на идеологической почве. Также нет упоминаний того, что бывшим офицерам ННА после увольнения со службы не платили пенсии за выслугу лет.
Еще одной работой, которая помогла в понимании внутренней ситуации в Германии после объединения была работа С. Далви. В своей статье, опубликованной в 1998 году, он проводил анализ нормативных актов объединенной Германии . Работа, проделанная Далви, способствовала лучшему пониманию тех процессов, которые происходили в правительстве ФРГ по вопросам применения бундесвера в операциях за рубежом. Автор считает, что данные изменения были просто необходимы в изменившихся условиях, и их появление было закономерным процессом.
Также работами, которые помогли в изучении процессов, происходивших в первое десятилетие после объединения Германии стали работы Р. Ньюмана , Г. Кюмеля и К.
Ходжа . В своих работах авторы описывают развитие внутренней политики Германии в этот период. Авторы сходятся во мнении, что период после объединения стал настоящим вызовом для Германии, так как ей пришлось перестраиваться под новые реалии после десятилетий Холодной войны. Те решения, которые принимало правительство в отношении внешней политики, а также политики безопасности были лишь реакцией на происходящие изменения, а также попыткой встроиться в новый для себя мир.
Статья Э. Петерс помогла разобраться в основных нормативных актах политики безопасности ФРГ, а также процессе принятия руководством страны решений в области безопасности. Автор провела выдающийся анализ нормативных документов и участия вооруженных сил ФРГ в различных конфликтах последнего десятилетия и пришла к выводу, что принятие решений слишком сильно бюрократизировано. Ветви власти ограничивают друг друга, что сказывается на скорости принятия решений и не всегда приводит к верному компромиссному решению. Также автор говорит о том, что политика безопасности ФРГ слишком сильно завязана на НАТО, что вынуждает посылать миссии в те регионы, которые правительство не считает важными с точки зрения угроз собственной безопасности.
Изученные в ходе исследования источники и литература позволили справиться с поставленными задачами, а также сформировать общую картину истории развития бундесвера.
Подводя итог развитию бундесвера с 1955 по 2018 год, можно сделать вывод о том, что бундесвер коренным образом изменился и постоянно адаптировался к изменяющейся обстановке в мире. С момента образования и до сегодняшних дней, армия ФРГ остается ключевым элементом обеспечения безопасности страны и важным участником НАТО, даже несмотря на все проблемы, с которыми она сталкивается.
Говоря о развитии бундесвера с момента зарождения до объединения важно подчеркнуть, что Германии удалось создать действительно мощную армию, которая представляла реальную угрозу в случае возникновения конфликта в Европе. Это стало возможным благодаря активной поддержке со стороны США, которые на протяжении первых послевоенных десятилетий видела в Западной Германии основного союзника в Европе.
Активные процессы модернизации структур управления, а также оснащение передовой техникой тех лет, позволили бундесверу считаться сильнейшей армией НАТО на европейском континенте, превосходя армии таких стран, как Великобритания и Франция.
После объединения Германии, вектор развития вооруженных сил кардинально изменился. На смену подготовки армии к ведению боевых действий в условиях тотальной войны на континенте пришла концепция обеспечения безопасности малыми силами в любом уголке мира. Так началась новая эпоха в развитии вооруженных сил Германии. После объединения Германия стала активным участником миротворческих операций ООН и НАТО. Эти миссии, хоть и были серьезным шагом для Германии, сводились в основном к логистическим и медицинским миссиям. Общество Германии было не готово к тому, чтобы вновь немецкие солдаты умирали в других странах.
Однако вместе с расширением участия в различных заграничных операциях, росло и число проблем, связанных в первую очередь с материальным обеспечением армии. Сокращение численности армии, переход к использованию армии в качестве сил быстрого реагирования привел к тому, что военно-промышленный комплекс Германии стал простаивать. Заводы стали получать меньше оборонных заказов, что сказалось не только на количестве выпускаемой продукции, но и привело к серьезному сокращению числа работников.
Первое десятилетие после объединения серьезно подорвало боеспособность бундесвера, что сказывается и по сей день. Армия стала ощущать нехватку специалистов, восполнить которую министерство обороны пытается до сих пор. Правительство уделяло огромное внимание помощи «новым землям», что серьезно сказалось на развитии армии.
Армия в условиях недостаточного финансирования и сокращения численности личного состава и боевой техники неспособна выполнять в полном объеме те задачи, которые на нее возложены, что и было продемонстрировано в ходе миссий за рубежом.
На современном этапе правительство ФРГ старается сделать все возможное, чтобы решить проблемы, порожденные в 1990-е годы. Анализ прошлых ошибок, а также изменение международной обстановки привели к серьезным реформам. Была проделана серьезная работа над ошибками, чтобы вновь сделать бундесвер сильным и готовым ответить на любую угрозу. Этот процесс, начатый в 2011 году, продолжается до сих пор. И хотя есть успехи, говорить о полном решении проблем пока не приходится. Сохраняется нехватка специалистов в армии, недостаточно боеготовой техники, постоянные срывы сроков на поставку новой техники в войска.
В абсолютных числах, армия ФРГ до сих пор остается одной из сильнейших в НАТО. В отличие от Великобритании и Франции, а также США, которые закрыли свои заводы по производству бронетанковой техники и используют и модернизируют то, что имеют, Германия все еще производит бронетанковую технику для своей армии самостоятельно. Видя угрозу со стороны международного терроризма, а также растущего числа локальных конфликтов по всему миру правительство ФРГ вновь наращивает мощь армии, что только положительно скажется на ее боеспособности и возможностях ее использования для реагирования на угрозы. Однако вернуть уровень конца 80-х годов ХХ века уже невозможно.
1. Брандт В. Воспоминания : [Перевод с немецкого] / Вилли Брандт. - М. : Новости, 1991. - 526,[1] с.: [12] л. ил.
2. Газета "Коммерсантъ" №191 - Москва. 14.10.1995
3. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (Вместе с
"Согласованной протокольной записью к Договору об окончательном...", "Письмом министрам иностранных дел четырех держав от имени Правительств ГДР и ФРГ") [Электронный ресурс] / LawMix. - URL:
https://www.lawmix.ru/abrolaw/14133 (дата обращения 17.10.2019)
4. Оккупационный статус о разграничении полномочий и ответственности между
будущим германским правительством и Союзной контрольной комиссией, 10 мая 1949 г. [Электронный ресурс] / 100(0) ключевых документов по германской истории в 20 веке. - URL:
https://www.1000dokumente.de/index.html?c=dokument de&dokument=0013 bes& object=translation&l=ru (дата обращения 14.03.2020)
5. Парижские соглашения, 23 октября 1954 г. [Электронный ресурс] / 100(0)
ключевых документов по германской истории в 20 веке. - URL:
https://www.1000dokumente.de/?c=dokument de&dokument=0018 par&object=tran slation&l=ru (дата обращения 9.06.2020)
6. Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике / Герхард Шрёдер ; [пер. с нем. Г. Леоновой]. - Москва : Европа, 2007. - 547, [2] с.: фот.
7. Aktuelle Einsatze Der Bundeswehr [Электронный ресурс] / Bundeswehr. - URL: https://www.bundeswehr.de/de/einsaetze-bundeswehr (дата обращения 16.05.2020)
8. Aus Feind wird Freund Als die NVA die Waffenstreckte [Видеоматериал]: Телевизионная программа/ Телекомпания ARD. - Германия, 2011. - 26 окт.
9. Bosnien-Herzegowina - EUFOR [Электронный ресурс] / Bundeswehr. - URL: https://www.bundeswehr.de/de/einsaetze-bundeswehr/abgeschlossene-einsaetze-der- bundeswehr/bosnien-herzegowina-eufor (дата обращения 15.05.2020)
10. Cyber- und Informationsraum im Uberblick [Электронный ресурс] / Bundeswehr. - URL:https://www.bundeswehr.de/de/organisation/cyber-und- informationsraum/auftrag (дата обращения 7.06.2020)
11. Die Bundeswehr in Jordanien, uber Syrien und im Irak [Электронный ресурс] /
Bundeswehr. - URL: https://www.bundeswehr.de/de/einsaetze-bundeswehr/die-
bundeswehr-in-jordanien-ueber-syrien-und-im-irak (дата обращения 15.05.2020)
12. Gemeinsame Sicherheit und Zukunft der Bundeswehr [Электронный ресурс] / WordPress. - URL: https://zeitgedankenweb.files.wordpress.com/2017/11/bericht- weizsaecker-kommission.pdf (дата обращения 7.06.2020)
13. Konzeption der Bundeswehr [Электронный ресурс]. / Bundesministerium der
Verteidigung. - URL:
https://www.bmvg.de/resource/blob/26544/9ceddf6df2f48ca87aa0e3ce2826348d/201 80731-konzeption-der-bundeswehr-data.pdf (дата обращения 17.04.2020)
14. Military expenditure by country as percentage of gross domestic product, 1988-2019
[Электронный ресурс] / SIPRI. - URL:
https://www.sipri.org/sites/default/files/Data%20for%20all%20countries%20from%2 01988-2019%20as%20a%20share%20of%20GDP.pdf (дата обращения 22.05.2020)
15. Military expenditure by country, in constant (2018) US$ m., 1988-2019 (see below for 1999-2009) [Электронный ресурс] / SIPRI. - URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/Data%20for%20all%20countries%20from%2 01988-2019%20in%20constant%20%282018%29%20USD.pdf (дата обращения 22.05.2020)
..88