ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ8
1.1 Характеристика рекреационной деятельности как средства физического воспитания школьников ……………………………………….8
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей 11-12 лет………..…...... 18
1.3 Методологические основы развития физической подготовленности школьников средствами рекреационной деятельности ……22
Выводы по первой главе.............28
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……….... 29
2.1 Методы исследования………………29
2.2 Организация исследования…………… 38
ГЛАВА 3 КОМПЛЕКС СРЕДСТВ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ……40
3.1 Анализ уровня общей физической подготовленности школьников 11-12 лет…………40
3.2 Особенности применения разработанного комплекса упражнений рекреационной направленности в системе внеурочной деятельности школьников……….44
3.3 Проверка эффективности применения комплексов упражнений рекреационной направленности для повышения уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет..61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………… 69
На данный момент физической подготовке молодого поколения уделяется катастрофически мало внимания. В последние годы произошел сдвиг в образе жизни различных возрастных групп, в том числе детей, особенно в позднем детстве. В отличие от детей, живших несколько десятилетий назад, сегодня дети ведут все более сидячий образ жизни, проводя время за компьютерами и смотря телевизор. Такой образ жизни приводит к тому, что они пренебрегают физической активностью, типичной для этого периода развития. Во времена, когда дети менее активны, значение исследований положительного влияния спорта на физическое здоровье, психическое здоровье и когнитивные функции имеет решающее значение. В современном обществе расширяются возможности для интеллектуального развития человека, вследствие чего снижается физическая активность.
Ограниченная физическая активность, а зачастую и полное ее отсутствие, приводит к различным проблемам со здоровьем, включая проблемы с осанкой (например, идиопатический сколиоз), соматические состояния, избыточный вес и ожирение, проблемы с кровообращением и даже преждевременную смерть. Рекомендации по физической активности, содержащиеся в отчете Национальной ассоциации спорта и физического воспитания, подчеркивают, что дети должны проводить как можно больше времени, занимаясь видами деятельности, требующими физического движения. Всемирная организация здравоохранения и Фонд «Gesundes Osterreich» далее уточняют рекомендации, согласно которым дети должны посвящать не менее 60 минут в день физической активности (например, ходить в школу пешком, подниматься по лестнице и ездить на велосипеде). Более того, дети должны укреплять свои мышцы и кости с помощью силовых тренировок как минимум два-три раза в неделю. Утверждалось, что дети, которые не занимаются физическими упражнениями, никогда полностью не разовьют свой генетический потенциал с точки зрения двигательных навыков.
Показано, что занятия спортом являются защитным фактором против соматических заболеваний и патологического поведения. Спорт обеспечивает равновесие между групповыми и индивидуальными требованиями, между агрессивным поведением и самоконтролем. Оно воспитывает чувство принадлежности к группе и учит справляться как с победой, так и с поражением. Повышенная склонность подростков к рискованному поведению связана с еще не сформировавшейся системой когнитивного контроля, которая отвечает за импульсы, связанные с рискованным поведением. К когнитивным функциям относятся: память, внимание, зрительно-пространственные и исполнительные функции, а к сложным когнитивным процессам относятся: мышление (абстрактное, причинно-следственное, творческое мышление и планирование) и речевые функции. Регулярная физическая активность также приводит к улучшению кровообращения и снабжения мозга кислородом, увеличению плотности костей и мышц и повышению толерантности к стрессу.
Под термином физической рекреации подразумевается комплекс мероприятий, направленный на удовлетворение потребностей рекреанта в активном отдыхе вне производственной, учебной и иной деятельности, направленный на восстановление сил после профессиональной нагрузки, доставляющий ему удовлетворение, а так же позволяющий укрепить и сохранить своё здоровье.
Школьная жизнь подвергает организм человека длительному функционированию в закрытых помещениях при повышенных температурах, с низким уровнем влажности, искусственным освещением, чрезмерной запыленностью, а зачастую и значительно повышенным уровнем шума, а именно состояние воздуха и неправильный тепловой режим внутри помещений. которые считаются основными ограничивающими факторами. Учитывая всё перечисленное, с одной стороны, школьное образование очень посредственно способствуют формированию положительного отношения к физической культуре. Поэтому стоит найти инновационную формулу привлечения внимания к физической активности у детей.
Так как физическая рекреация не является обязательной к исполнению, а опрометчиво относится к деятельности «по интересам», рекомендуется своевременно доносить до молодого поколения мысль о том, насколько важны, разнообразны и полезны средства физической рекреации. Следовательно, рекреационная деятельность необходима всем слоям населения, а в особенности растущему организму, ведь при отсутствии этого, невозможно добиться развития личности без ущерба для здоровья.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс школьников 11-12 лет в условиях внеурочной деятельности.
Предмет исследования: средства и методы рекреационной деятельности в учебно-воспитательном процессе школьников 11-12 лет.
Гипотеза исследования: Внедрение средств рекреационной направленности в учебный процесс детей 11-12 лет, занимающихся внеурочной деятельностью, позволит повысить уровень физической подготовленности, если:
– изучить исходный уровень физической подготовленности детей 11-12 лет, занимающихся внеурочной деятельностью;
– разработать и апробировать комплексы упражнений рекреационной направленности в условиях среднего общеобразовательного учреждения во время внеурочной деятельности, направленные на повышение уровня физической подготовленности;
– критериями эффективности будут положительные изменения уровня физической подготовленности детей 11-12 лет, занимающихся внеурочной деятельностью.
Цель исследования: повышение уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет, на основе средств рекреационной направленности в условиях внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) Провести анализ и обобщение данных научно-методической литературы по проблеме организации физического воспитания и использования средств рекреационного туризма в общеобразовательной школе.
2) Определить уровень физической подготовленности школьников 11-12 лет.
3) Разработать и обосновать комплексы упражнений рекреационной направленности для повышения уровня физической подготовки у школьников 11-12 лет и проверить его эффективность.
База исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ «СОШ №43 с углубленным изучением английского языка им. Героя Советского Союза В. Д. Лавриненкова» г. Севастополя, в период с сентября 2023 года по май 2024 года для решения поставленных задач в исследовании принимали участие две группы школьников 11-12 лет экспериментальная группа и контрольная группа по 12 учащихся.
Разработанный комплекс средств рекреационной направленности для повышения уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет апробирован в учебно-воспитательном процессе школьников в условиях внеурочной деятельности и доказана его эффективность.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Проведя анализ научно-методической литературы по теме организации физической подготовки в общеобразовательных учреждениях и задачах, стоящих перед педагогом, работающим с детьми среднего школьного возраста, можно сделать вывод, что в наше время, основной проблемой, является дефицит двигательной активности учащихся. Это негативно отображается на физическом состоянии детей и влияет на качество их жизни.
Исходя из этого, специалистов интересует вопрос поиска иных методов организации учебного процесса в условиях внеурочной и учебной деятельности. Стоит учитывать, что наиболее актуальной формой проведения занятий с детьми являются занятия с использованием средств рекреационной направленности.
В научно-методической литературе рекреационная деятельность подразумевает под собой совокупность форм и методов, направленных на оздоровление, восстановление и развитие физических качеств. Во время выполнения различных комплексов рекреационной направленности повышается уровень продуктивности ребёнка, восстанавливается кровообращение и улучшается деятельность различных систем организма.
Анализ различных исследований и научно-методической литературы, свидетельствует, что применение средств рекреационной деятельности в учебном процессе, больше направлено на познавательную и воспитательную сферу, а двигательная деятельность с рекреационной направленностью имеет недостаточное отражение в системе физического воспитания школьников.
Проведенное, в начале учебного года, исследование уровня общей физической подготовленности школьников 11-12 лет, свидетельствует, что большинство детей имеют недостаточный для своего возраста уровень общей физической подготовленности, у некоторых зафиксирован средний уровень подготовленности, выше среднего и высокого уровня у испытуемых не наблюдалось.
В разработанный комплекс мероприятий рекреационной направленности, входящего в программу физической подготовки, вошли два комплекса с использованием элементов йоги и пилатес, которые были направлены на достижение поставленных задач по повышению уровня физической подготовленности школьников 11-12 лет. Количество упражнений за одно тренировочное занятие, дозировка, интенсивность и последовательность определялась педагогом дополнительного образования.
Мероприятия проводились 1 раз в неделю, продолжительностью один академический час (45 мин) на территории школы г. Севастополя в течении 6 месяцев.
Особенностью комплекса № 1 «Внутренний баланс» было использование упражнений, преимущественно направленных на совершенствование гибкости. В комплексе № 2 «Точка равновесия» использовались упражнения, направленные улучшение координационных способностей. В рамках комплекса средств № 3 «Маятник» и № 4 «Пластик» применялись упражнения
Данные проведённого эксперимента свидетельствуют, что в тесте, направленном на силовые способности детей результаты в контрольной группе увеличились на 2,3%, в экспериментальной группе прирост был значительнее и составил около 23%.
В результате изучения показателей теста для определения скоростных способностей наблюдался достоверный прирост среднестатистических показателей мальчиков экспериментальной группы на 0,6 с, в контрольной группе среднегрупповой показатель увеличился лишь на 0,3 с. У девочек в контрольной группе прирост составил 0,3 с, а в экспериментальной 0,7 с.
Анализ результатов теста на выносливость показал увеличение показателей в обеих группах детей, однако прирост в КГ составил менее 3%, а в ЭГ – около 7%.
Анализ результатов тестирования мальчиков показал, что прирост показателей теста, направленного на гибкость, в КГ составил 18% и в ЭГ на 38% соответственно. У девочек КГ повысила показатели на 34,4%. А ЭГ больше чем в два раза.
Прирост показателей теста на координационные способности в КГ составил 4% а в ЭГ 10%. У девочек КГ улучшила показатели 6%, а ЭГ 13%.
Анализируя результаты «Проба Генчи» в КГ, наблюдается улучшение организма переносить кислородное голодание на 12% в ЭГ на 22%.
Прирост показателей теста «Проба Штанге» увеличился в КГ на 12%, в ЭГ на 22%.
В тестировании по определению статической координации «Простая проба Ромберга» фиксируются подобные улучшения. Так, прирост показателей женщин в КГ составил 11% и в ЭГ 18%.
Результаты формирующего эксперимента при оценке уровня общей физической подготовленности школьников 11-12 лет, показывают эффективность составленного комплексов мероприятий рекреационной направленности поспособствовавших увеличению количества двигательной активности и повышению уровня физической подготовленности школьников. Это подтверждает необходимость использования средств рекреационной направленности в построении занятий для детей среднего школьного возраста в условиях внеурочных занятий.
Проанализировав полученные результаты после проведенной работы, можно сделать вывод, что применение средств рекреационной направленности, в подготовительной и заключительной частях занятия, более эффективно, нежели классическая разминка и заминка.
1. Акчурин, Б. Г. Человеческая телесность и социальные аспекты ее идентификации / Б. Г. Акчурин. – Уфа : Башкирский государственный университет, 2005. – 315 с. – Текст : непосредственный.
2. Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: учебное пособие / Н. А. Баёва, О. В. Погадаева. – Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2003. – 56 с.– Текст : непосредственный.
3. Безруков, Ю.Ф. Рекреационные ресурсы и культурология: учебное пособие / Ю.Ф. Безруков. – Симферополь : Симферопольский университет географический факультет, 1998. – 111 с. – Текст : непосредственный.
4. Бобкова, Е. Н. Методические рекомендации по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО / Е. Н. Бобков, Э. А. Зюрин. Д. С. Якушев – Москва : Министерство образования, 2023. – 61 с. –Текст : непосредственный.
5. Богомолова, Е. С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода / Е. С. Богомолова Ю. Г. Кузмичев, Т. В. Бадеева. – Текст : непосредственный // Медицинский альманах. – 2012. – № 3. – С. 193–198.
6. Борисова, В. В. Теория и методика физической культуры: курс лекций: учебно-методическое пособие / В. В. Борисова, Л. В. Руднева. – Тула : Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, 2021. – 244 c. – Текст : непосредственный.
7. Вайнер, Э. Н. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни / Э. Н. Вайнер. – Москва : Кнорус 2021. – 308 с. – ISBN 978-5-406-05897-8. – Текст : непосредственный.
8. Верхошанский, Ю. В., Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский – Москва : Советский спорт , 2021. – 322 с. - ISBN 978-5-00129-094-0. – Текст : непосредственный.
9. Витун, Е. В. Современные системы физических упражнений, рекомендованные для студентов: учебное пособие / Е. В. Витун, В. Г. Витун. –Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2017 – 110 с. – Текст : непосредственный.
10. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / В. П. Губа – Москва : Человек, 2015. – 288 с. – Текст : непосредственный.
11. Демидович, Н. Г. Пилатес как средство физического воспитания студентов: Методические указания / Н. Г. Демидович. – Минск : БНТУ, 2014. – 97 с. – Текст : непосредственный.
12. Денисова, Л. В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте : учебное пособие для вузов / Л. В. Денисова, И. В. Хмельницкая, Л. А. Харченко – Киев : Олимпийская литература, 2008. – 127 с. – Текст : непосредственный.
13. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. – Москва : Авторская академия – Медиа, 2016. – 448 с. – ISBN 978-91902-033-2. – Текст : непосредственный.
14. Железнов, Л. М. Возрастная анатомия человека [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. М. Железнов, Г. А. Попов, О. В. Ульянов, И. М. Яхина. – Оренбург : Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. – 96 c. – Текст : непосредственный.
15. Ильинич, В. И. Физическая культура студента: учебник / В. И. Ильинича. – Москва : Гардарики, 2000. – 448 с. – ISBN 5-8297-0010-7. – Текст : непосредственный.
16. Ковалева, М. Н. Занятия физической культурой для обучающихся специальной медицинской группы: (по системе упражнений Пилатес). Часть 1: учебно-методическое пособие / М. Н. Ковалева. – Вологда : Московский государственный юридический университет (МГЮА), 2019. – 45 с. – Текст : непосредственный.
17. Кузин, О. П. Азбука основ настольного тенниса. Знание. Умение. Совершенство: учебно-практическое пособие / О. П. Кузин. – Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2019. – 235 c. – Текст : непосредственный.
18. Кузнецова, А.П. Сравнительная характеристика резервных возможностей кардиореспираторной системы у подростков в зависимости от гармоничности физического развития / А. П. Кузнецова, Н. Н. Тятенкова. – Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – Т. III (Естественные науки). – С. 109-113.
19. Лисицын, Ю. П. Слово о здоровье / Ю. П. Лисицын – Москва : Советская Россия, 1993. – 192 с. – Текст : непосредственный.
20. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев – М. : Спорт, 2019. – 231 с. – Текст : непосредственный.
21. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля / Л. П. Матвеев. – 4-е изд. – Москва : Издательство «Спорт», 2021. – 520 с. – ISBN 978-5-906132-50-5. – Текст : непосредственный.
22. Махов, С.Ю. Педагогика физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / С. Ю. Махов. – Орел : Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2019. – 125 c. – Текст : непосредственный.
23. Мягкоступова, Т.В. . Йога: учебное пособие / Т. В. Мягкоступова. – Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2016. – 106 с. – Текст : непосредственный.
24. Никитушкин, В. Г. Теория и методика детско-юношеского спорта. Учебник для вузов / В. Г. Матвеев. – Москва: Спорт, 2021. – 328 с. – ISBN 978-5-907225-66-4. – Текст : непосредственный.
25. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Юдолин – Москва: Альянс 2017. – 480 с. – ISBN 978-5-00106-241-7. – Текст : непосредственный.
26. Онищук, О. Н. Развитие двигательных способностей студентов: учебно-методическое пособие / О. Н. Онищук, М. М. Круталевич, И. П. Аверина. – Минск : ИВЦ Минфина, 2018. – 97 с. – Текст : непосредственный.
27. Павленкович, С. С. Методы оценки функционального состояния организма спортсменов: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / С. С. Павленкович. – Саратов: Издательствово Саратовского государственного университета, 2019. – 60 с. – Текст : непосредственный.
28. Петров, Р. Е. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни / Р. Е. Петров. – Текст : непосредственный // Экономика и социум. – 2016. – С 625-625.
29. Робинсон, Л. А. Пилатес: путь вперёд / Л. А. Робинсон. – Минск : ООО Попурри, 2003. – 192 с. – ISBN 985-438-986-3. – Текст : непосредственный.
30. Робинсон, Л. А. Управление телом по методу Пилатеса / Л. А. Робинсон. – Минск : ООО Попурри, 2003. – 128 с. – ISBN 985-438-838-7. – Текст : непосредственный.
31. Рэйляну, Н. В. Основы восточных оздоровительных систем: учебное пособие / Н. В. Рэйляну, Р. И. Рэйляну. – Сыктывкар : Издательствово СыктГУ, 2014. – 176 с. – Текст : непосредственный.
32. Сапин, М. Р. Анатомия человека / М. Р. Сапин, Э. В. Швецов. – Москва : Феникс, 2008. – 368 с. – ISBN 5-7695-0904-Х. – Текст : непосредственный.
33. Сапожникова, О. В. Фитнес : учебное пособие / О. В. Сапожникова – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2015. – 144 с. – Текст : непосредственный.
34. Седоченко, С. В. Физическая рекреация: учебное пособие для студентов институтов физической культуры / С. В. Седоченко. – Воронеж : ФГБО ВО «ВГИФК», – 2019. – 70 с. – Текст : непосредственный.
35. Сидоров, Д. Г. Развитие физических качеств в игровых видах спорта: учебное пособие / Д. Г. Сидоров, А. С. Большев, В. М. Щукин – Нижний Новгород : Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2019. – 125 c. – Текст : непосредственный.
36. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – 11-е изд. – Москва : Издательство «Спорт», 2023. – 624 c. – ISBN 975-5-907601-21-5. – Текст : непосредственный.
37. Сырова, И. Н. Самоконтроль и оценка физического здоровья студенческой молодежи: учебно-методическое пособие / И. Н. Сырова, Л. И. Серазетдинова, Р. Ф. Волкова, С. Ф. Усманова. – Казань: Казанский университет, 2023. – 89 с. – Текст : непосредственный.
38. Сырова, И. Н. Применение физкультурно-оздоровительной системы «Пилатес» на занятиях со студентами специальной медицинской группы: Методическое пособие / И. Н.Сырова, В. И.Марахтанова, В. Г. Двоеносов –Казань : Казанский университет, 2015 – 79 с. – Текст : непосредственный.
39. Тулякова, О. В. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Исследование и оценка физического развития детей и подростков: учебное пособие / О. В. Тулякова. – Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2020. – 140 c. – Текст : непосредственный.
40. Мягкоступова, Т. В. Йога: учебное пособие / Т. В. Мягкоступова. – Екатеринбург : Издательство Российского государственного педагогического университета, 2016. – 106 с. – Текст : непосредственный.
41. Фомин, Н. А., Физиологические основы деятельной активности. / Н. А. Фомин, Ю. Н. Вавилов – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 224 с. – ISBN 5-278-00338-3. – Текст : непосредственный.
42. Фролов, А. В. Йогатерапия. Практическое руководство / А. В. Фролов. – Москва : Ориенталия, 2022. – 490 с. – ISBN 978-5-9500896-1-9. – Текст : непосредственный.
43. Холодков, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж. К. Холодков. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 2-е изд – 490 с. – Текст : непосредственный.
44. Черапкина, Л. П. Избранные лекции по лечебной физической культуре. Часть 1. Общие основы лечебной физической культуры, лечебная физическая культура при травмах, заболеваниях и деформациях опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Л. П. Черапкина. – Омск : Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2017. – 116 c. – Текст : непосредственный.
45. Шпак, В. Г. Методика преподавания физической культуры: краткий курс лекций / В.Г. Шпак. – Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2019. – 84 с. – Текст : непосредственный.
46. Юрьев, В.В. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с. – Текст : непосредственный.