Взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ №2 г. Советский.
Выборка: 100 участников: 50 детей возрастом от 9 до 10 лет и 50 их родителей (матерей) возрастом от 31 до 45 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психологической литературы по проблеме взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста 7
1.2 Понятие и сущность самооценки ребенка11
1.3 Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста 20
1.4 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и проведение исследования 32
2.2. Методики исследования 34
2.3. Результаты исследования 36
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ53
3.1. Методические основания программы 53
3.2. Учебно-тематический план и описание программы 53
Выводы по третьей главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста обусловлена растущим интересом к вопросам психологии развития и благополучия детей в условиях современного общества. В условиях быстро меняющегося мира, где социальные и экономические факторы существенно влияют на воспитание и развитие подрастающего поколения, становится особенно важным понять, как родительская поддержка, внимание и стиль воспитания влияют на формирование самооценки детей.
Исследования показывают, что положительное родительское отношение, основанное на любви, поддержке и понимании, способствует развитию у детей уверенности в себе. В то же время, критическое или пренебрежительное отношение может привести к формированию негативной самооценки что, в свою очередь, может стать причиной различных психологических проблем в будущем. В связи с этим, понимание механизмов, через которые родительское отношение влияет на психоэмоциональное состояние детей, становится важной задачей для психологов, педагогов и родителей.
Таким образом, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста не только актуально с точки зрения теории, но и практически значимо для разработки программ поддержки родителей, направленных на создание позитивной среды для развития детей. Это исследование может способствовать более глубокому пониманию важности эмоциональной связи между родителями и детьми, что, в конечном итоге, может привести к улучшению психического здоровья и общему благополучию подрастающего поколения.
В современных условиях, исследование темы детско-родительских отношений и их влияния на самооценку детей школьного возраста становится особенно актуальным. Необходимость создания благоприятной среды, способствующей развитию психологического благополучия, требует от нас не только теоретического осмысления, но и практического внедрения полученных знаний в родительскую практику и системы образования. Это позволит не только улучшить качество жизни детей и подростков, но и создать более здоровое общество в целом. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной работы по теме «Взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста».
Цель исследования: изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста и разработка программы гармоничных детско-родительских отношений.
Объект исследования: детско-родительские отношения
Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
3. Разработать программу развития гармоничных детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования 1.
Существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и самооценкой детей школьного возраста.
Гипотеза исследования 2
Существует различия между самооценкой девочек и самооценкой мальчиков.
Теоретическая значимость результатов исследования: обобщен материал по взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценке детей школьного возраста, рассмотрены особенности детско-родительских отношений.
Практическая значимость полученных результатов исследования: материалы эмпирического исследования могут быть использованы для разработки и внедрения программ психологической поддержки и консультирования, направленных на помощь родителям в формировании здоровых и поддерживающих отношений с детьми.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных.
3. Методы математической статистики: описательная статистика; сравнительный анализ (Манна-Уитни) и корреляционный анализы (Спирмена).
Диагностические методики исследования:
1) Методика "Тест-опросник родительского отношения, ОРО". Авторы: А. Я. Варга, В. В. Столин (1988).
2) Методика "Самооценка по Дембо-Рубинштейн". Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн (1962, 1970) (детский вариант).
3) Методика "Тест определения уровня самооценки". Автор: С.В. Ковалев..
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 100 участников: 50 детей возраста около 10 лет (24 мальчика и 26 девочек), обучающиеся в МАОУ СОШ №2 города Советский, и 50 человек их родителей (матери).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В текст работы включены 7 рисунков и 11 таблиц.
Выпускная квалификационная работа демонстрирует освоение обучающимися следующих видов профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС ВО, по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование все виды профессиональной деятельности):
• реализация прав детей на практике;
• создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками
и взрослыми, социализация обучающихся;
• участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
• повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
• использование здоровьесберегающих технологий
в профессиональной деятельности;
• систематическое повышение своего профессионального мастерства;
• соблюдение норм профессиональной этики;
• повышение собственного общекультурного уровня.
Работа была посвящена изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
На основании поставленных теоретических задач были рассмотрены теоретические аспекты особенностей детско-родительских отношений и самовосприятия ребенка. Было установлено, что взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и самооценкой детей школьного возраста представляет собой сложный и многогранный процесс, который имеет глубокие психологические и социокультурные корни. Исследования в этой области показывают, что родительские стили, эмоциональная поддержка, обратная связь и уровень привязанности играют ключевую роль в формировании представлений ребенка о себе, его самовосприятия и эмоционального благополучия.
Прежде всего, важно отметить, что различия в родительских стилях оказывают значительное влияние на самооценку детей. Родительский стиль воспитания является одним из ключевых факторов, определяющих развитие ребенка.
Позитивные и поддерживающие отношения, которые характеризуются авторитетным стилем воспитания, способствуют развитию у детей уверенности в своих силах, адекватной самооценке и эмоционального здоровья. Родители, придерживающиеся авторитетного стиля, проявляют тепло и принятие, при этом устанавливают четкие границы и ожидания. Они поощряют самостоятельность ребенка, поддерживают его инициативу и предоставляют необходимую поддержку. Такой подход формирует у детей чувство безопасности, уверенности в себе и способности справляться с трудностями.
В то же время авторитарные и пренебрегающие стили могут привести к негативным последствиям для самооценки детей. Авторитарные родители, которые предъявляют высокие требования, строго контролируют и часто прибегают к наказаниям, могут сформировать у ребенка страх перед неудачами и неуверенность в себе. Пренебрегающий стиль, характеризующийся эмоциональной холодностью и недостаточным вниманием к потребностям ребенка, может способствовать развитию низкой самооценки, трудностей в социальном взаимодействии и проблем с эмоциональным благополучием.
Таким образом, родительские стили воспитания играют ключевую роль в формировании самооценки детей. Авторитетный стиль, основанный на тепле, поддержке и четких границах, способствует развитию здоровой самооценки и уверенности в себе. В то время как авторитарные и пренебрегающие стили могут привести к негативным последствиям для самооценки ребенка. Осознание этого влияния помогает родителям выстраивать более конструктивные и поддерживающие отношения со своими детьми.
Обратная связь, которую получают дети от своих родителей, также является важным фактором. Позитивные комментарии, похвала и эмоциональная поддержка формируют у детей ощущение ценности и уверенности, в то время как критика и игнорирование могут подорвать их самооценку и привести к формированию негативных представлений о себе. Эмоциональная привязанность между родителем и ребенком создает основу для формирования положительной самооценки, а здоровые отношения способствуют развитию чувству безопасности и стабильности.
Родительские ожидания и требования оказывают значительное влияние на самооценку ребенка, играя важную роль в его эмоциональном и психологическом развитии. Адекватные и реалистичные ожидания, которые родители устанавливают по отношению к своим детям, могут служить мощным источником вдохновения и мотивации. Когда родители формулируют свои ожидания с учетом индивидуальных способностей и интересов ребенка, это создает атмосферу поддержки и доверия. Дети, чувствуя, что их усилия ценятся и понимаются, начинают устанавливать собственные цели, развивать уверенность в себе и добиваться успеха в тех областях, которые им близки.
С другой стороны, чрезмерные или недостижимые требования со стороны родителей могут привести к серьезным негативным последствиям. Когда дети сталкиваются с давлением достичь высоких стандартов, которые они не в состоянии выполнить, это может вызывать стресс и тревогу. Постоянное чувство неадекватности и страха перед неудачей может привести к внутренним конфликтам и снижению самооценки. Дети могут начать воспринимать себя как недостойных успеха, что в дальнейшем может отразиться на их способности справляться с вызовами и строить здоровые отношения с окружающими.
Важно отметить, что родительское поведение и установки служат моделями для подражания. Дети учатся не только из слов родителей, но и из их действий, эмоциональных реакций и способов взаимодействия с окружающим миром. Если родители демонстрируют здоровое восприятие себя и окружающих, это закладывает основу для формирования у детей позитивного отношения к себе. Например, родители, которые открыто обсуждают свои ошибки и показывают, что неудачи – это часть жизни, помогают детям развивать более гибкое мышление и устойчивую самооценку.
Таким образом, понимание того, как родительские ожидания и требования имеют взаимосвязь с самооценкой ребенка, является ключевым аспектом в воспитании. Родители должны стремиться к созданию поддерживающей среды, где ожидания будут реалистичными, а усилия ребенка будут признаны и ценны. Это не только способствует развитию здоровой самооценки, но и формирует у детей уверенность в своих силах, что является важным фактором для их будущего успеха и благополучия.
На основании выявленных в эмпирическом исследовании взаимосвязей, разработана программа развития гармоничных детско-родительских отношений направлена на формирование поддерживающей и любящей среды, необходимой для гармоничного развития личности. Поскольку самое большое количество значимых взаимосвязей получено по воспитательному стилю "инфантилизация", то в программу были включены элементы, способствующие воспитанию самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста.
Следует отметить, что родители, осознающие взаимосвязь между своими действиями и эмоционально климата в семье, могут значительно улучшить качество жизни своих детей и способствовать формированию у них положительной самооценки, что, в свою очередь, будет иметь долгосрочные позитивные последствия для их психологического здоровья, социальной адаптации и общего благополучия. Понимание и активное применение этих знаний в практике воспитания может стать ключом к успешному и счастливому развитию следующего поколения.