Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста (Российский государственный профессионально-педагогический университет)

Работа №186193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы92
Год сдачи2025
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ СОШ №2 г. Советский.
Выборка: 100 участников: 50 детей возрастом от 9 до 10 лет и 50 их родителей (матерей) возрастом от 31 до 45 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Анализ психологической литературы по проблеме взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста 7
1.2 Понятие и сущность самооценки ребенка11
1.3 Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста 20
1.4 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста 23
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и проведение исследования 32
2.2. Методики исследования 34
2.3. Результаты исследования 36
Выводы по второй главе 51
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ГАРМОНИЧНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ53
3.1. Методические основания программы 53
3.2. Учебно-тематический план и описание программы 53
Выводы по третьей главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

Актуальность исследования взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста обусловлена растущим интересом к вопросам психологии развития и благополучия детей в условиях современного общества. В условиях быстро меняющегося мира, где социальные и экономические факторы существенно влияют на воспитание и развитие подрастающего поколения, становится особенно важным понять, как родительская поддержка, внимание и стиль воспитания влияют на формирование самооценки детей.
Исследования показывают, что положительное родительское отношение, основанное на любви, поддержке и понимании, способствует развитию у детей уверенности в себе. В то же время, критическое или пренебрежительное отношение может привести к формированию негативной самооценки что, в свою очередь, может стать причиной различных психологических проблем в будущем. В связи с этим, понимание механизмов, через которые родительское отношение влияет на психоэмоциональное состояние детей, становится важной задачей для психологов, педагогов и родителей.
Таким образом, исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста не только актуально с точки зрения теории, но и практически значимо для разработки программ поддержки родителей, направленных на создание позитивной среды для развития детей. Это исследование может способствовать более глубокому пониманию важности эмоциональной связи между родителями и детьми, что, в конечном итоге, может привести к улучшению психического здоровья и общему благополучию подрастающего поколения.
В современных условиях, исследование темы детско-родительских отношений и их влияния на самооценку детей школьного возраста становится особенно актуальным. Необходимость создания благоприятной среды, способствующей развитию психологического благополучия, требует от нас не только теоретического осмысления, но и практического внедрения полученных знаний в родительскую практику и системы образования. Это позволит не только улучшить качество жизни детей и подростков, но и создать более здоровое общество в целом. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной работы по теме «Взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста».
Цель исследования: изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста и разработка программы гармоничных детско-родительских отношений.
Объект исследования: детско-родительские отношения
Предмет исследования: взаимосвязь детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть теоретические аспекты взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
2. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
3. Разработать программу развития гармоничных детско-родительских отношений.
Гипотеза исследования 1.
Существует взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и самооценкой детей школьного возраста.
Гипотеза исследования 2
Существует различия между самооценкой девочек и самооценкой мальчиков.
Теоретическая значимость результатов исследования: обобщен материал по взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценке детей школьного возраста, рассмотрены особенности детско-родительских отношений.
Практическая значимость полученных результатов исследования: материалы эмпирического исследования могут быть использованы для разработки и внедрения программ психологической поддержки и консультирования, направленных на помощь родителям в формировании здоровых и поддерживающих отношений с детьми.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической литературы по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных.
3. Методы математической статистики: описательная статистика; сравнительный анализ (Манна-Уитни) и корреляционный анализы (Спирмена).
Диагностические методики исследования:
1) Методика "Тест-опросник родительского отношения, ОРО". Авторы: А. Я. Варга, В. В. Столин (1988).
2) Методика "Самооценка по Дембо-Рубинштейн". Авторы: Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн (1962, 1970) (детский вариант).
3) Методика "Тест определения уровня самооценки". Автор: С.В. Ковалев..
Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 100 участников: 50 детей возраста около 10 лет (24 мальчика и 26 девочек), обучающиеся в МАОУ СОШ №2 города Советский, и 50 человек их родителей (матери).
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В текст работы включены 7 рисунков и 11 таблиц.
Выпускная квалификационная работа демонстрирует освоение обучающимися следующих видов профессиональной деятельности (в соответствии с ФГОС ВО, по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование все виды профессиональной деятельности):
• реализация прав детей на практике;
• создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками
и взрослыми, социализация обучающихся;
• участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в организации;
• повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
• использование здоровьесберегающих технологий
в профессиональной деятельности;
• систематическое повышение своего профессионального мастерства;
• соблюдение норм профессиональной этики;
• повышение собственного общекультурного уровня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа была посвящена изучению взаимосвязи детско-родительских отношений и самооценки детей школьного возраста.
На основании поставленных теоретических задач были рассмотрены теоретические аспекты особенностей детско-родительских отношений и самовосприятия ребенка. Было установлено, что взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и самооценкой детей школьного возраста представляет собой сложный и многогранный процесс, который имеет глубокие психологические и социокультурные корни. Исследования в этой области показывают, что родительские стили, эмоциональная поддержка, обратная связь и уровень привязанности играют ключевую роль в формировании представлений ребенка о себе, его самовосприятия и эмоционального благополучия.
Прежде всего, важно отметить, что различия в родительских стилях оказывают значительное влияние на самооценку детей. Родительский стиль воспитания является одним из ключевых факторов, определяющих развитие ребенка.
Позитивные и поддерживающие отношения, которые характеризуются авторитетным стилем воспитания, способствуют развитию у детей уверенности в своих силах, адекватной самооценке и эмоционального здоровья. Родители, придерживающиеся авторитетного стиля, проявляют тепло и принятие, при этом устанавливают четкие границы и ожидания. Они поощряют самостоятельность ребенка, поддерживают его инициативу и предоставляют необходимую поддержку. Такой подход формирует у детей чувство безопасности, уверенности в себе и способности справляться с трудностями.
В то же время авторитарные и пренебрегающие стили могут привести к негативным последствиям для самооценки детей. Авторитарные родители, которые предъявляют высокие требования, строго контролируют и часто прибегают к наказаниям, могут сформировать у ребенка страх перед неудачами и неуверенность в себе. Пренебрегающий стиль, характеризующийся эмоциональной холодностью и недостаточным вниманием к потребностям ребенка, может способствовать развитию низкой самооценки, трудностей в социальном взаимодействии и проблем с эмоциональным благополучием.
Таким образом, родительские стили воспитания играют ключевую роль в формировании самооценки детей. Авторитетный стиль, основанный на тепле, поддержке и четких границах, способствует развитию здоровой самооценки и уверенности в себе. В то время как авторитарные и пренебрегающие стили могут привести к негативным последствиям для самооценки ребенка. Осознание этого влияния помогает родителям выстраивать более конструктивные и поддерживающие отношения со своими детьми.
Обратная связь, которую получают дети от своих родителей, также является важным фактором. Позитивные комментарии, похвала и эмоциональная поддержка формируют у детей ощущение ценности и уверенности, в то время как критика и игнорирование могут подорвать их самооценку и привести к формированию негативных представлений о себе. Эмоциональная привязанность между родителем и ребенком создает основу для формирования положительной самооценки, а здоровые отношения способствуют развитию чувству безопасности и стабильности.
Родительские ожидания и требования оказывают значительное влияние на самооценку ребенка, играя важную роль в его эмоциональном и психологическом развитии. Адекватные и реалистичные ожидания, которые родители устанавливают по отношению к своим детям, могут служить мощным источником вдохновения и мотивации. Когда родители формулируют свои ожидания с учетом индивидуальных способностей и интересов ребенка, это создает атмосферу поддержки и доверия. Дети, чувствуя, что их усилия ценятся и понимаются, начинают устанавливать собственные цели, развивать уверенность в себе и добиваться успеха в тех областях, которые им близки.
С другой стороны, чрезмерные или недостижимые требования со стороны родителей могут привести к серьезным негативным последствиям. Когда дети сталкиваются с давлением достичь высоких стандартов, которые они не в состоянии выполнить, это может вызывать стресс и тревогу. Постоянное чувство неадекватности и страха перед неудачей может привести к внутренним конфликтам и снижению самооценки. Дети могут начать воспринимать себя как недостойных успеха, что в дальнейшем может отразиться на их способности справляться с вызовами и строить здоровые отношения с окружающими.
Важно отметить, что родительское поведение и установки служат моделями для подражания. Дети учатся не только из слов родителей, но и из их действий, эмоциональных реакций и способов взаимодействия с окружающим миром. Если родители демонстрируют здоровое восприятие себя и окружающих, это закладывает основу для формирования у детей позитивного отношения к себе. Например, родители, которые открыто обсуждают свои ошибки и показывают, что неудачи – это часть жизни, помогают детям развивать более гибкое мышление и устойчивую самооценку.
Таким образом, понимание того, как родительские ожидания и требования имеют взаимосвязь с самооценкой ребенка, является ключевым аспектом в воспитании. Родители должны стремиться к созданию поддерживающей среды, где ожидания будут реалистичными, а усилия ребенка будут признаны и ценны. Это не только способствует развитию здоровой самооценки, но и формирует у детей уверенность в своих силах, что является важным фактором для их будущего успеха и благополучия.
На основании выявленных в эмпирическом исследовании взаимосвязей, разработана программа развития гармоничных детско-родительских отношений направлена на формирование поддерживающей и любящей среды, необходимой для гармоничного развития личности. Поскольку самое большое количество значимых взаимосвязей получено по воспитательному стилю "инфантилизация", то в программу были включены элементы, способствующие воспитанию самостоятельности и ответственности у детей младшего школьного возраста.
Следует отметить, что родители, осознающие взаимосвязь между своими действиями и эмоционально климата в семье, могут значительно улучшить качество жизни своих детей и способствовать формированию у них положительной самооценки, что, в свою очередь, будет иметь долгосрочные позитивные последствия для их психологического здоровья, социальной адаптации и общего благополучия. Понимание и активное применение этих знаний в практике воспитания может стать ключом к успешному и счастливому развитию следующего поколения.



1. Бодалев, А.А. Семья и формирование личности /А.А. Бодалев. - М.: Просвещение, 2019. -206 с.
2. Бороздина, Л.В. Что такое самовосприятие? /Л.В.Бороздина// Психологический журнал. – 2022. - №4. – Т.13. – 502 с.
3. Бэндлер, Р. Семейная терапия /Р. Бэндлер, Д. Гриндер. - Воронеж, 2023. – 320с.
4. Варга, А. Я. Структура и типы родительских отношений / А.Я.Варга. - М.: Педагогика, 2022. – 326 с.
5. Возрастная, педагогическая и коррекционная психология: Сборник науч. трудов вып. //Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева, Т.В.Сенько. – Мн.:Асвета, 2021 . – 238 с.
6. Волков, Б.С. Возрастная психология: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.: Гуманитар. изд . центр ВЛАДОС, 2020. – 343 с.
7. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2019.- 367 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова; под общ. редл. М.В. Гамеза. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 512 с.
9. Городецкая, Л.Н. Самовосприятие учащихся и ее формирование во внеклассной работе / Л.Н.Городецкая //. – 2021. - № 2. – 502 с.
10. Грэхем, Дж. Как стать родителем самому себе /Дж. Грэхем. - М.: Гардарики, 2023. – 428с.
11. Деркач, А.А. Самовосприятие, как структурообразующая процесса акмеологического развития / А.А. Деркач// Мир психологии. – 2023. - №3. – 506 с.
12. Дружинин, В.Н. Психология семьи /В.Н. Дружинин. – Екатеринбург: Заря, 2020. – 366с.
13. Зинько, Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самовосприятия / Е.В.Зинько // Вестник Московского ун-та. Серия 14. Психология. – 2020. - №3 (июль – сент.). – 698 с.
14. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений /О.А. Карабанова. – Самара: Ветер, 2021.- 352с.
15. Ковалев, А.Г. Психология семейного воспитания / А.Г. Ковалёв. - М.: Просвещение, 2022. – 174 с.
16. Кулагина, И.Ю.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ И.Ю. Кулагина., В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 464 с.
17. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Миняров. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2022.— 256
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов /В.С. Мухина. – М..: Издательский центр «Академия», 2023. – 456 с.
19. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства /Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2023. - 319 с.
20. Райз, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. – СПб.: издательство «Питер», 2021. – 656 с.
21. Сидоров, К.Р. Самовосприятие в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2022. - № 2. – 698 с.
22. Сидоров, К.Р. Самовосприятие, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии. – 2023. - №3. – 658 с.
23. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения /Е.О. Смирнова, М.В. Быкова //Вопросы психологии. – 2022. - № 3. – 698 с.
24. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез /Е.Л. Солдатова, Г.Н.Лаврова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 384 с.
25. Станкин, М.И. Психология самовосприятия / М.И. Станкин // Специалист. – 2022. - № 7. – 654 с.
26. Степанов, В.А. Самовосприятие психических и физических качеств будущих учителей / В.А.Степанов// Педагогика. – 2020. - №7. – 201 с.
27. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Сфера, 2023. – 356 с.
28. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2022. – 384с.
29. Кулагина, И.Ю.. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека/ И.Ю. Кулагина., В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2023 . – 464 с.
30. Кучма, В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей [Текст]/В.Р. Кучма, И.П. Брязгунов - М., 2020.-250 с.
31. Лебединская, К.С., Подростки с нарушениями в аффективной сфере [Текст] / К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова– М., 2019.-501с.
32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М., Воронеж, 2019. – 346с.
33. Локалова, Н.П., 120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое [Текст]/ Н.П. Локалова– М., 2021.-229с.
34. Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина - СПб., 2020. – 523 с.
35. Минияров, В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Миняров. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2022.— 256
36. Монина, Г.Б., Шпаргалка для взрослых [Текст]/Г.Б. Монина, Е.К. Лютова – СПб., 2019.-987 с.
37. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2019. – 456 с.
38. Мухина В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2021. – 374с.
39. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов /В.С.Мухина. – М..: Издательский центр «Академия», 2023. – 456 с.
40. Немов, Р.С., Психология [Текст]// учеб. для студентов высш. учеб. заведений. В 3-х книгах. Кн.3./Р.С. Немов – М., 2021.-549с.
41. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства /Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2023. - 319 с.
42. Овчарова, Р.В., Справочная книга школьного психолога [Текст]/Р.В.Овчарова – М., 2020.-366с.
43. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст]/ Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: 2019.-179с.
44. Петрунек, В., «Колыбель неврозов» [Текст]// (заметки врачей – психоневрологов)/ В. Петрунек, Л.Н. Таран– М.: Знание, 2020.-365 с.
45. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддъяков. - М.: Педагогика, 1=2020. – 288с.
46. Протопович, Л.Г., Откуда пришли Индиго? [Текст]/ Л.Г. Протопович – М.,2021.-236 с.
47. Райз, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф.Райс. – СПб.: издательство «Питер», 2021 . – 656 с.
48. Ратанова, Т.А., Психодиагностические методы изучения личности [Текст]/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта – М., 2021.-201 с.
49. Репина Т.А. Проявление неуверенности у старших дошкольников и пути ее коррекции / Т.А. Репина, Т.О. Смолина. - М.: Гардарики, 2021. – 214с.
50. Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия / Т.А. Репина. - М.: Академия, 2020. – 342с.
51. Рузская А.Г. Развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками / А.Г. Рузская // Дошкольное воспитание. – 2018.- 895 с.
52. Сапогова, В.Д., Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы [Текст]/ В.Д. Сапогова - Тула: Приокс.кн. изд.-во,2021.-206с.
53. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, дополн. – М.: Институт практической психологии, 2019. – 304с.
54. Сидоров, К.Р. Самовосприятие в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии . - 2022 . - № 2 . – 698 с.
55. Сидоров, К.Р. Самовосприятие, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников / К.Р. Сидоров // Вопросы психологии. – 2023. - №3 . – 658 с.
56. Смирнова Е.О. Влияние формы общения с взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2020.- 365 с.
57. Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2020. – 412с.
58. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник. Методические рекомендации / Е.О. Смирнова. – М.: МГППУ, 2021.- 140 с.
59. Смирнова, Е.О. Структура и динамика родительского отношения /Е.О. Смирнова, М.В. Быкова //Вопросы психологии. – 2022. - № 3. – 698 с.
60. Солдатова, Е.Л. Психология развития и возрастная психология. Онтогинез и дизонтогинез /Е.Л. Солдатова, Г.Н.Лаврова. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 384 с.
61. Станкин, М.И. Психология самовосприятия / М.И. Станкин // Специалист . – 2022 . - № 7 . – 654 с.
62. Степанов, В.А. Самовосприятие психических и физических качеств будущих учителей / В.А.Степанов// Педагогика. – 2020. - №7. – 201 с.
63. Столяренко, Л.Д., Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко - Ростов-на-Дону, 2020.-257с.
64. Хон, Р.Л., Педагогическая психология [Текст]/ Р.Л. Хон - М., 2019.-412с.
65. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М.: Сфера, 2023. – 356 с.
66. Шевченко, Ю.С., Игровая психология детей с гиперактивным поведением [Текст] // Школа здоровья/ Ю.С. Шевченко – 2021.-210 с.
67. Шевченко, Ю.С., Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом [Текст]// Практическое руководство для врачей и психологов/ Ю.С. Шевченко - М., 2020.-731 с.
68. Шевченко, Ю.С., Онтогенетически ориентированная психотерапия [Текст]/ Ю.С. Шевченко, В.П. Добридень - М., 2020.-417с.
69. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия /Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - СПб.: Питер, 2022. – 384с.
70. Akmalova Gulhayo Fakhriddin Kyzy. (2022). Рsychological characteristics of primary school students. American Journal of Social Science and Humanities Research, 2(12), 103–108. https://doi.org/10.37547/ajsshr/Volume02Issue12-16 (дата обращения: 09.03.2025).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ