Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ 6
1.1 Характеристика координационных способностей и их виды 6
1.2. Методы воспитания координационных способностей футболистов 11
1.3. Средства воспитания координационных способностей футболистов 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2 Организация исследования 25
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ 26
3.1. Оценка уровня координационных способностей футболистов 11-12 лет 26
3.2. Внедрение экспериментальной методики, направленной на совершенствование
координационных способностей футболистов 11-12 лет 27
3.3 Оценка эффективности экспериментальной методики, направленной на
совершенствования координационных способностей у футболистов 11-12 лет 33
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ 42
Актуальность исследования. Количество двигательных передвижений у футболистов огромное количество. Речь идет о сложных структурах и их творческих комбинациях с исключительно большей вариативностью.
Футбол, являющийся командным видом спорта, заключающийся в сложных технико-тактических действиях, предъявляет высокие требования не только к физической, но и к психомоторной подготовке спортсменов. Характерной чертой футбола выступает непредсказуемость игровых и технико-тактических действий. В данной ситуации является очевидной необходимость специальной координационной подготовки [12].
Координационные способности обуславливают успешность управления двигательными действиями и их регуляцию. Двигательно-координационные способности - комплекс определенных психологических и моторных способностей, которые в своей совокупности обуславливают особенности двигательной активности человека в условиях, требующих проявления находчивости, быстроты или своевременности действий, пространственной точности. Среди физических способностей двигательно-координационные занимают особое место, потому что тесно связаны с формированием и совершенствованием двигательных навыков. Следовательно, координационные способности создают базу для функциональной и физической подготовленности спортсменов [10].
Л.П. Матвеев, подразумевал под координационными способностями способность целесообразно координировать движения, так и умение быстро перестраивать уже имеющиеся освоенные двигательные действия, изменяя параметры или переключаясь согласно меняющимся условиям [30].
В связи с этим современный футбол предъявляет высокие требования к игрокам, требует координированного проявления всех двигательных способностей в постоянно меняющихся ситуациях. Этим объясняется необходимость развития координационных способностей, в более юном возрасте, как одному из важнейших аспектов физической подготовки.
Возраст 11-12 лет является благоприятным возрастом для развития координационных способностей у юных футболистов. Приобретаются знания, умения и навыки при выполнении упражнений на координацию. Этот возраст является сенситивным периодом, для развития координационных способностей, так как темп развития этих способностей возрастает.
Одну из основных ролей при физическом толковании координационных способностей отводят к координационным функциям центральной нервной системы. Умение качественно координировать движения.
Способность вносить изменения (преобразовывать) новые, постоянно меняющиеся и усложняющиеся формы движений в наибольшей степени требуется в игровых видах спорта таких как футбол, волейбол, баскетбол, хоккей.
Цель исследования - разработать методику развития координационных способностей футболистов 11-12 лет в подготовительном периоде и оценить ее эффективность.
Исходя из цели, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить роль координационных способностей футболистов 11-12 лет на основе анализа научно-методической литературы
2. Разработать экспериментальную методику, направленную на развитие координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
3. Проверить эффективность внедрения экспериментальной методики в подготовительном периоде.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс футболистов 11-12 лет.
Предмет исследования: методика развития координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
Гипотеза исследования строилась на основе предположения о том, что использование разработанной методики для развития координационных способностей у футболистов 11-12 лет будет успешной, если будут включены упражнения на развитие:
• способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений;
• способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности);
• способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие.
Практическая значимость исследования заключалась в:
- разработке и внедрении экспериментальной методики в учебно-тренировочный процесс футболистов 11-12 лет для улучшения организации занятий, степени освоения и совершенствования двигательных действий в постоянно меняющихся ситуациях.
- результаты экспериментального исследования могут быть использованы в образовательном процессе учреждений профессионального и высшего образования, осуществляющих подготовку бакалавров по физической культуре, а также при организации курсов повышения квалификации инструкторов по физической культуре.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Работа состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложения. Список литературы включает 39 источник. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 45 страниц компьютерного набора текста, включая 9 таблиц и 6 рисунков, 4 приложения.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что для футболистов 11-12 лет координационные способности являются приоритетным физическим качеством. Выявлено, что важное значение имеет уровень развития координационных способностей, так как при высоком уровне развития данного физического качества, футболисты значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями; пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками; приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности.
2. Предложенная нами методика развития координационных способностей включает в себя 3 блока (способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности); способности поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие).
3. Основываясь на результаты педагогического эксперимента, можно сделать вывод об эффективности применения экспериментальной методики, направленной на развитие координационных способностей футболистов 11-12 лет в подготовительном периоде на этапе спортивной специализации. Это подтверждается статистически достоверным улучшением результатов показателей при проведении тестирования «Жонглирование мяча левой ногой» у футболистов экспериментальной группы увеличился на 79,4 %, результат показателей при проведении тестирования «Жонглирование мяча правой ногой» у футболистов экспериментальной группы увеличился на 85%, общей оценки развития координационных способностей у футболистов экспериментальной группы увеличился на 48 % в сравнение с аналогичными показателями контрольной группы.
1. Андреев, С. Н. Рабочая программа по мини-футболу для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / С.Н. Андреев, Алиев Э.Г, Левин В. С, Еременко К. В. - М., 2011.
2. Антипов, А. В. Диагностика и тренировка двигательных способностей в детско- юношеском футболе [Текст] / А. В. Антипов, В. П. Губа, С. Ю. Тюленьков. - М., 2012.
3. Арестов, Ю. М. Подготовка футболистов высших разрядов [Текст] / Ю. М. Арестов, М. А. Годик. -М.:ГЦОЛИФК, 1980.
4. Артемьев, В. П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества[Текст]/ В. П. Артемьев : учебное пособие - Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2004.
5. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б. А. Ашмарин.- М.: Наука, 1978.
6. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания : учебник для факультетов физической культуры [Текст]/под ред. Б.А. Ашмарина.- Москва : Просвещение, 1990.
7. Бабуждян, С. Г. Исследование путей совершенствования точности ударных действий футболистов в специальных заданиях [Текст] / С. Г. Бабуждян. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
8. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии[Текст]/ Н. А. Бернштейн. - Москва : Физкультура и спорт, 1991.
9. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям [Текст] / М. М. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
10. Бойченко Б. Ф. Методика комплексного контроля в процессе отбора юных футболистов : методические рекомендации / Б. Ф. Бойченко. - Москва : Советский спорт, 2012.
11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник для студентов вузов[Текст] / А.А. Васильков. - Ростов- на-Дону, 2008.
12. Волкова, Е. В. Методика развития координации движений у мальчиков 7-8 лет, занимающихся футболом / Е. В. Волкова, А. Р. Бондарева // Наука-2020. - 2021.
13. Волков, И.П. Основы теории и методики спортивной тренировки: пособие для высших и средних учебных заведений физической культуры[Текст]/ И.П. Волков. - Минск : Тесей, 2011.
14. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М.: Академия, 2004.
15. Годик, М. А. Командные, групповые и индивидуальные упражнения футболистов [Текст] / М. А. Годик. - М.: ГЦОЛИФК, 1995... 39