Воспитание общей выносливости девочек, занимающихся спортивной аэробикой (Теория и методика физического воспитания и спорта, Томский государственный педагогический университет)
Есть приложения.
Работа носит теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ…5
1.1. Общая характеристика вида спорта «Спортивная аэробика» ………….5
1.2. Анатомо-физиологические особенности девочек 8-9 лет………………8
1.3. Анализ методик развития общей выносливости в спортивной аэробике……. ……13
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКОЙ…….19
2.1. Характеристика системы применения комплексов упражнений……….19
2.2. Анализ методов оценки общей выносливости девочек, занимающихся спортивной аэробикой……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….42
Актуальность. Спортивная аэробика — это вид спорта, где выполняются непрерывные, высокоинтенсивные комплексы упражнений с использованием движений базовой аэробики и элементов различной степени трудности под музыкальное сопровождение. В программу также входит хореография, ритмические упражнения, упражнения из гимнастики и акробатические элементы, что придаёт больше зрелищности данному виду спорта. Главная суть заключается в том, что спортсмен должен выполнить упражнение с высокой динамичностью и высокой координационной сложностью двигательных действий за очень маленький отрезок времени. Для достижения лучших результатов необходимо уже на этапе начальной подготовки заложить хороший фундамент физической готовности организма спортсменов, с последующим совершенствованием, к высоким физическим нагрузкам.
В спортивной аэробике одним из ведущих физических качеств является выносливость. На этапе начальной подготовки большое внимание уделяется общей выносливости, поскольку соревновательные композиции имеют высокий темп и содержат значительное количество силовых элементов, прыжки с большой амплитудой, вращения, повороты и сложно-координационные движения.
Недостаточная подготовленность организма к большим нагрузкам с большой интенсивностью может приводить к уменьшению результативности и неудовлетворительным результатам на соревнованиях. Кроме того, недостаточная физическая подготовленность может приводить к травмам и другим проблемам со здоровьем. Поэтому, важно развивать общую выносливость девочек на занятиях спортивной аэробикой, чтобы они могли в полной мере реализовывать свой потенциал и достигать лучших результатов.
Руденко Л. К. [32], Рахматова Д. Н. [31], Филин В.П. [37], Сомкин, А.А. [36] исследовали проблемы воспитания общей выносливости, однако работ, посвященных воспитанию аэробной выносливости у детей 8-9 лет мало и они рассматривают данный вопрос в рамках других видов спорта.
Таким образом, актуальность исследования определяется высокой значимостью общей выносливости у девочек, занимающихся спортивной аэробикой, в связи с повышением требования к исполнительскому мастерству и надежности спортивных результатов, а также недостаточностью исследований в данной области.
Объект исследования: тренировочный процесс девочек, занимающихся спортивной аэробикой.
Предмет исследования: методика воспитания общей выносливости девочек, занимающихся спортивной аэробикой.
Цель данной работы: теоретически разработать систему применения комплексов упражнений, направленных на воспитание общей выносливости девочек 8-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты методики проведения занятий по спортивной аэробике.
2. Разработать систему применения комплексов упражнений, направленных на воспитание аэробной выносливости спортсменок-аэробисток начального этапа обучения.
3. Провести анализ методов оценки общей выносливости девочек, занимающихся спортивной аэробикой
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, изучение опыта педагогов, обобщение.
В заключении следует отметить, что исходя из проанализированных источников общая выносливость является актуальной проблемой в спортивной аэробике, так как является одним из ведущих качеств спортсменок для достижения высших результатов. Проблема обусловлена тем, что в возрасте 8-9 лет выносливость плохо развивается на фоне физиологических особенностей организма.
1. В рамках курсовой работы были проведены исследования, которые позволили выявить теоретические аспекты методики проведения занятий по спортивной аэробике. Важным аспектом на этапе начальной подготовки является приобретение навыков движений гимнастического характера и разучивания базовых аэробных шагов, также изучение и отработка спортивных элементов, при этом большое внимание уделяется развитию физических качеств.
2. Была разработана система применения комплексов упражнений, направленных на воспитание аэробной выносливости. В данную систему входят упражнения, которые полностью подходят под возраст занимающихся и их физическую подготовленность. Они постепенно внедряются в годичный цикл этапа начальной подготовки, начиная от самых простых, не требующих большого затрата сил и энергии, с постепенным увеличением нагрузки, без ущерба для здоровья. Комплексы включат в себя не только базовые упражнения бега и прыжков, но и задействованы элементы спортивной аэробики и базовые аэробные шаги для отработки техники вместе с выносливостью.
3. В ходе исследования, были изучены методы определения эффективности системы применения комплексов упражнений, направленные на развитие общей выносливости у девочек 8-9 лет, которые включают в себя тесты на оценку выносливости, которые определяют не только выносливость, но и общую работоспособность, а также работу сердечно-сосудистой системы.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на: более детальное изучение общей выносливости детей других возрастов, разработка новых комплексов и тренировочных программ, включающие нестандартные упражнения из других видов спорта.
1. Абрамова, Э. И. Методические материалы / Э. И. Абрамова. – Kypган, 2005.- 50 с.
2. Абсалямов Т.М. Научное обеспечение подготовки пловцов: педагогические и медико-биологические исследования / под ред. Т.М. Абсалямова, Т.С. Тимаковой. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 191 с.
3. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физиологическая активность и сердце. -К.: Здоровье, 2014. -С. 109-111.
4. Аэробная гимнастика: правила соревнований FIG 2022 ‒ 2024. М.: Международная федерация гимнастики, 2020. 126 с.
5. Бобков И.Е., Бобкова И.Ю. Развитие общей выносливости биатлонистов 9-11 лет в подготовительном периоде//Актуальные вопросы физической культуры и спорта: XXV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина (г. Томск, 24–25 марта 2023 г.) / отв. ред. А.Н. Вакурин; Томский государственный педагогический университет. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2023 – 294 с.
6. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца / С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 142 с.
7. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
8. Всероссийская федерация спортивной аэробики [Электронный ресурс]. – URL: https://aerobic-gymnastics.ru/ (дата обращения: 16.04.2024).
9. Гимнастика и методика преподавания: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.М. Смолевского. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – С. 35-36
10. Гордеев Г.В. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг. - М.: Вече, 2016. - С. 61 - 80.
11. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «спортивная аэробика» [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--15-6kc3bfqbfkho6e.xn--p1ai/doc/obraz2020/sport_aerob_23.pdf (дата обращения 16.04.2024)
12. Дорофеева Т.С. Функциональная анатомия опорно-двигательного аппарата. - Смоленск,2016. - С. 41 - 46.
13. Дубровский В.И., Смирнов В.М.Физиология физического воспитания и спорта. - М.: Владос пресс, 2016. - С. 381-382.
14. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994.-368 с.
15. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: Критерии отбора. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 238 с.
16. Ишанова О.В. Оптимизация нагрузки при оздоровительных занятиях аэробикой. // «Теория и практика физической культуры». 2014, №8, с.69-70.
17. Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика. 10-11 классы: программа, планирование, разработка занятий/ Волгоград: Учитель, 2016.
18. Ковшура Т.Е. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. / Т.Е. Ковшура // Эффективность программы по спортивной аэробике для вузов. 2012. №3. С. 78-81.
19. Комплексная тренировка в циклических видах спорта : учеб. Пособие / Е. Н. Данилова, А. Н. Христофоров, А. С. Горбачев, Д. В. Логинов. – Красноярск : Сиб. Федер. ун-т, 2019. -108 с.
20. Крючек. Е.С. Аэробика, содержание и методика проведения оздоровительных занятий. / Е.С. Крючек. М.: Аэробика содержание и методика, 1999. 37 с.
21. Купер К. Новая аэробика. - М.: Физкультура и спорт. - 1976. – 124 с.
22. Кудра Т.А. Аэробика и здоровый образ жизни. Владивосток, 2016.
23. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия/ Москва, Физкультура и спорт, 2014.
24. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. В 2-х томах. Том 1. Теория и методика. М., 2016.
25. Макарова, К. К., Дулесов, Ю. В. Использование метода круговой тренировки в подготовке лыжников-гонщиков 14–15 лет в подготовительном периоде // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю. Т. Ревякина (г. Томск, 25–26 марта 2022 г.) / А.Н. Вакурин. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2022 – С.320.
26. Маркосян А.А. Физиология. - 8-е. изд. - М.: Медицина, 2015. - С. 117 - 118.
27. Мякинченко Е.Б. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. Под ред. Мякинченко Е.Б. и Шестакова М.П. М., 2016.
28. Парамонова В.В., Мартынова Н.В./ Методика развития выносливости у спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой на этапе начальной специализации [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-razvitiya-vynoslivosti-u-sportsmenov-zanimayuschihsya-sportivnoy-aerobikoy-na-etape-nachalnoy-spetsializatsii/viewer (дата обращения: 20.04.2024).
29. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2005. - 820 с.: ил. – ISBN 5-9718-0047-7.
30. Пресняков В. В. Структура и содержание годичного цикла тренировки квалифицированных бегунов на 400 м на основе преимущественного использования средств скоростно-силовой подготовки: Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.04 /В. В. Пресняков – Смоленск, 2013. – 144 с.
31. Рахматова, Д. Н. Развитие общей выносливости у детей 10-12 лет / Д. Н. Рахматова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 374-375. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1682/ (дата обращения: 13.05.2024).
32. Руденко Л. К. Начальная подготовка детей 6-9 лет в спортивной аэробике: Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.04 / Л. К. Руденко – Санкт-Петербург, 2009. – 201 с.
33. Рябухина Т.И. Методика тренировки специальной выносливости на этапе начальной специализации в спортивной аэробике: Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.04 / Т. И. Рябухина – Волгоград, 2006. – 175 с.
34. Сачкова Е. Ю. Особенности преподавания спортивной аэробики в учреждениях дополнительного образования детей: Дис. … канд. Пед. Наук: 13.00.04 / Е. Ю. Сачкова – Санкт-Петербург, 2002. – 185 с.
35. Смирнов, В.М. Физиология физического воспитания и спорта/ В.М. Смирнов. – Москва: Владос Пресс, 2001. – 608 с.
36. Сомкин, А.А. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных гимнастов в спортивной аэробике: дис. ... д-ра пед. наук / Сомкин Алексей Альбертович; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 2002. – с. 383.Пармузина Ю.В.,
37. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 220 с
38. Федеральный стандарт спортивной аэробики [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/405979433/ (дата обращения: 20.04.2024)
39. Чепуштанов И.В., Павлов В.Ю. Развитие выносливости у юношей 13-15 лет, занимающихся гиревым спортом// Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю. Т. Ревякина (г. Томск, 25–26 марта 2022 г.) / отв. ред. А.Н. Вакурин. – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2022 – С.320.