Взаимосвязь психологического благополучия с личностными характеристиками (Новосибирский Государственный Технический Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 166 студентов (из них - 139 из НГТУ, в возрасте от 16 до 25 лет).
Есть приложения.
Введение 5
1 Теоретический аспект изучения показателей психологического благополучия и личностных характеристик в студенческом возрасте 8
1.1 Понятие психологического благополучия личности в психологии 8
1.2 Теории психологического благополучия личности 11
1.3 Понятие личности в психологии 13
1.4 Личностные теории 15
1.5 Психологические особенности студенческого возраста 18
1.6 Понимание студенческого возраста зарубежных и отечественных ученых 20
Выводы к главе 1 23
2 Эмпирическое исследование психологического благополучия студентов 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Описание методик исследования 26
2.3 Результаты исследования психологического благополучия студентов 29
Выводы к главе 2 40
3 Экономическое обоснование условий проведения исследования 41
4 Техника безопасности при работе за персональным компьютером 43
4.1 Общие требования к охране труда 43
4.2 Общие требования к охране труда перед началом работы 45
4.3 Общие требования к охране труда во время работы 46
4.4 Профилактика профессиональных заболеваний при работе за персональным компьютером. Использование лечебной гимнастики 47
4.5 Требования к охране труда в аварийных ситуациях 49
4.6 Требования к охране труда по окончании работ 51
Заключение 52
Список использованных источников 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 76
Выборка: 166 студентов (из них - 139 из НГТУ, в возрасте от 16 до 25 лет).
Есть приложения.
Введение 5
1 Теоретический аспект изучения показателей психологического благополучия и личностных характеристик в студенческом возрасте 8
1.1 Понятие психологического благополучия личности в психологии 8
1.2 Теории психологического благополучия личности 11
1.3 Понятие личности в психологии 13
1.4 Личностные теории 15
1.5 Психологические особенности студенческого возраста 18
1.6 Понимание студенческого возраста зарубежных и отечественных ученых 20
Выводы к главе 1 23
2 Эмпирическое исследование психологического благополучия студентов 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Описание методик исследования 26
2.3 Результаты исследования психологического благополучия студентов 29
Выводы к главе 2 40
3 Экономическое обоснование условий проведения исследования 41
4 Техника безопасности при работе за персональным компьютером 43
4.1 Общие требования к охране труда 43
4.2 Общие требования к охране труда перед началом работы 45
4.3 Общие требования к охране труда во время работы 46
4.4 Профилактика профессиональных заболеваний при работе за персональным компьютером. Использование лечебной гимнастики 47
4.5 Требования к охране труда в аварийных ситуациях 49
4.6 Требования к охране труда по окончании работ 51
Заключение 52
Список использованных источников 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 76
Проблема психологического благополучия все чаще становится предметом для обсуждения в психологическом сообществе. Основным интересом исследователей является понимание того, как личностные факторы способствуют сохранению высокого уровня благополучия. Особое внимание уделяется молодежи, поскольку именно в этом возрасте, помимо общей социокультурной неопределенности, наблюдается усиленная личностная неопределенность, связанная с процессом профессиональной самоидентификации, формированием романтических отношений и самопониманием.
Психологическое благополучие студентов играет ключевую роль в успешном обучении и жизненной активности каждого индивида, особое внимание уделяется взаимосвязи между личностными характеристиками и этим показателем. Личностные особенности могут существенно влиять на уровень психологического благополучия студентов. Например, высокая степень нейротизма или перфекционизма может привести к увеличению уровня стресса, тревожности и депрессии у студентов. Обратно, личностные качества, такие как экстравертность, дружелюбие и уверенность в себе, могут способствовать улучшению психологического благополучия и снижению вероятности возникновения психологических проблем [9].
Изучение взаимосвязи между личностными характеристиками студентов и их психологическим благополучием становится актуальным для выявления тех аспектов личности, которые могут служить факторами риска или защиты от психологических проблем [30].
В наше время проблема психологического благополучия студентов является чрезвычайно актуальной и требует внимания. Высокий уровень стресса, тревожности и депрессии среди студентов существенно влияет на их академическую успеваемость, мотивацию и общее качество жизни. Однако, несмотря на острой необходимости в решении этой проблемы, образовательные учреждения не всегда обращают должное внимание на психологическое благополучие студентов, и отсутствуют эффективные методы коррекции и поддержки их психологического состояния, что приводит к тому, что многие студенты остаются без необходимой помощи [31].
Исследования в области взаимосвязи психологического благополучия и личностных характеристик студентов позволяют понять, какие именно аспекты личности могут оказывать влияние на их психическое состояние и благополучие. Например, интровертированные студенты могут быть более подвержены социальной изоляции и депрессивным состояниям, в то время как экстраверты переносит стресс более успешно благодаря более активной социальной поддержке.
Решение данной проблемы может способствовать развитию более глубокого понимания человеческой психики и поведения, что важно для различных областей, включая психологию, педагогику, и управление человеческими ресурсами.
Цель дипломной работы – определение взаимосвязи психологического благополучия с личностными характеристиками студентов.
Объект исследования – личностные характеристики.
Предмет исследования – взаимосвязь психологического благополучия и личностных характеристик студентов.
Гипотеза – существует взаимосвязь психологического благополучия с личностными характеристиками.
Задачи:
1. Определение понятия «психологическое благополучие» и его составляющих;
2. Рассмотреть психологические особенности личности в студенческом возрасте;
3. Рассмотреть личностные особенности в студенческом возрасте;
4. Проведение эмпирического исследования, обработка полученных результатов и интерпретация о наличии взаимосвязи психологического благополучия с личностными характеристиками студентов.
Характеристика выборки эмпирического исследования: 166 студентов, из них - 139 из НГТУ, в возрасте от 16 до 25 лет. Из них 68 респондентов мужского и 98 женского пола.
Обработка данных исследования показателей психологического благополучия студентов проведена следующим образом:
1. Сбор данных, используя стандартизированный опросник, оценивающий показатели психологического благополучия, такие как: положительные отношения с другими; автономия; управление средой; личностный рост; цели в жизни; самопринятие; психологическое благополучие. Использование личностного опросника, оценивающего такие характеристики, как: экстраверсия; дружелюбие; добросовестность; эмоциональная стабильность; открытость опыту.
2. Тест на нормальность распределения R – Шапиро-Уилка для выявления, отличается ли теоретически ожидаемое распределение от наблюдаемого распределения на нашей выборке;
3. Проанализировать данные, используя статистический метод ранговой корреляции Rs Спирмена. Данный метод позволит нам определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков.
4. Интерпретировать полученные результаты, для выявления взаимосвязи психологического благополучия студентов с их личностными характеристиками;
5. Описание практической части выпускной квалификационной работы, включающей методику, анализ и интерпретацию результатов, выводы и рекомендации для будущих исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Психологическое благополучие студентов играет ключевую роль в успешном обучении и жизненной активности каждого индивида, особое внимание уделяется взаимосвязи между личностными характеристиками и этим показателем. Личностные особенности могут существенно влиять на уровень психологического благополучия студентов. Например, высокая степень нейротизма или перфекционизма может привести к увеличению уровня стресса, тревожности и депрессии у студентов. Обратно, личностные качества, такие как экстравертность, дружелюбие и уверенность в себе, могут способствовать улучшению психологического благополучия и снижению вероятности возникновения психологических проблем [9].
Изучение взаимосвязи между личностными характеристиками студентов и их психологическим благополучием становится актуальным для выявления тех аспектов личности, которые могут служить факторами риска или защиты от психологических проблем [30].
В наше время проблема психологического благополучия студентов является чрезвычайно актуальной и требует внимания. Высокий уровень стресса, тревожности и депрессии среди студентов существенно влияет на их академическую успеваемость, мотивацию и общее качество жизни. Однако, несмотря на острой необходимости в решении этой проблемы, образовательные учреждения не всегда обращают должное внимание на психологическое благополучие студентов, и отсутствуют эффективные методы коррекции и поддержки их психологического состояния, что приводит к тому, что многие студенты остаются без необходимой помощи [31].
Исследования в области взаимосвязи психологического благополучия и личностных характеристик студентов позволяют понять, какие именно аспекты личности могут оказывать влияние на их психическое состояние и благополучие. Например, интровертированные студенты могут быть более подвержены социальной изоляции и депрессивным состояниям, в то время как экстраверты переносит стресс более успешно благодаря более активной социальной поддержке.
Решение данной проблемы может способствовать развитию более глубокого понимания человеческой психики и поведения, что важно для различных областей, включая психологию, педагогику, и управление человеческими ресурсами.
Цель дипломной работы – определение взаимосвязи психологического благополучия с личностными характеристиками студентов.
Объект исследования – личностные характеристики.
Предмет исследования – взаимосвязь психологического благополучия и личностных характеристик студентов.
Гипотеза – существует взаимосвязь психологического благополучия с личностными характеристиками.
Задачи:
1. Определение понятия «психологическое благополучие» и его составляющих;
2. Рассмотреть психологические особенности личности в студенческом возрасте;
3. Рассмотреть личностные особенности в студенческом возрасте;
4. Проведение эмпирического исследования, обработка полученных результатов и интерпретация о наличии взаимосвязи психологического благополучия с личностными характеристиками студентов.
Характеристика выборки эмпирического исследования: 166 студентов, из них - 139 из НГТУ, в возрасте от 16 до 25 лет. Из них 68 респондентов мужского и 98 женского пола.
Обработка данных исследования показателей психологического благополучия студентов проведена следующим образом:
1. Сбор данных, используя стандартизированный опросник, оценивающий показатели психологического благополучия, такие как: положительные отношения с другими; автономия; управление средой; личностный рост; цели в жизни; самопринятие; психологическое благополучие. Использование личностного опросника, оценивающего такие характеристики, как: экстраверсия; дружелюбие; добросовестность; эмоциональная стабильность; открытость опыту.
2. Тест на нормальность распределения R – Шапиро-Уилка для выявления, отличается ли теоретически ожидаемое распределение от наблюдаемого распределения на нашей выборке;
3. Проанализировать данные, используя статистический метод ранговой корреляции Rs Спирмена. Данный метод позволит нам определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями признаков.
4. Интерпретировать полученные результаты, для выявления взаимосвязи психологического благополучия студентов с их личностными характеристиками;
5. Описание практической части выпускной квалификационной работы, включающей методику, анализ и интерпретацию результатов, выводы и рекомендации для будущих исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В теоретической главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные понятия и концепции, связанные с психологическим благополучием и личностью. В частности, были рассмотрены:
Различные определения и классификации психологического благополучия, а также факторы, влияющие на его уровень. Было отмечено, что психологическое благополучие является важным аспектом здоровья человека и оказывает влияние на его качество жизни.
Различные подходы к пониманию психологического благополучия личности. Было отмечено, что каждая из этих моделей имеет свои особенности и предназначена для решения определенных задач в области психологии.
Различные подходы к пониманию личности, в том числе подход отечественных психологов (Леонтьев А.Н., Калужский М.) и зарубежных психологов (Кеттелл Р.). Было отмечено, что понятие личности является сложным и многоаспектным, и его понимание зависит от конкретной теории и подхода.
Рассмотрены особенности личности в студенческом возрасте и влияние возраста на личностные характеристики. Было отмечено, что студенческий возраст является периодом активного роста и развития личности, и его особенности должны учитываться при разработке программ психологического развития студентов.
Теоретическая глава дает представление о теориях и концепциях, связанных с психологическим благополучием и личностью, а также о методах их изучения. Это позволяет более глубоко понять результаты эмпирического исследования и сделать выводы о взаимосвязи ПБ и личностных характеристик студентов.
В эмпирической части выпускной квалификационной работы исследовалась взаимосвязь ПБ и личностных черт среди студентов. Было проведено исследование с участием 166 студентов, которое позволило выявить сходства и различия личностных характеристик у студентов с разным уровнем ПБ.
Важные выводы, сделанные на основе данных исследования:
1. Значительная часть студентов (43%) обладает низким уровнем ПБ, что подчеркивает актуальность проблемы и необходимость разработки мер по его повышению.
2. Компоненты ПБ «позитивные отношения», «управление средой», «цели в жизни» и «самопринятие» имеют достаточно тесную взаимосвязь с такими личностными характеристиками, как «экстраверсия» и «добросовестность».
3. Шкалы ПБ «Личностный рост», «цели в жизни» взаимосвязаны с «открытостью опыту», а «самопринятие» дополнительно коррелирует с «эмоциональной стабильностью».
4. Гипотеза о существовании взаимосвязи ПБ с личностными характеристиками: экстраверсия, доброжелательность, рациональность, открытость опыту, и эмоциональная стабильность подтвердилась.
Проведенное исследование выявило наличие значимой положительной связи между уровнем психологического благополучия студентов и такими личностными характеристиками, как экстраверсия, добросовестность и открытость опыту.
Студенты, демонстрирующие высокий уровень экстраверсии, как правило, характеризуются общительностью, уверенностью в себе, энергичностью, что способствует формированию обширной сети социальных контактов, получению поддержки от окружающих и удовлетворенности социальными взаимодействиями.
Высокий уровень добросовестности у студентов ассоциируется с организованностью, ответственностью, целеустремленностью, что способствует эффективному планированию времени, успешному достижению поставленных целей и формированию уверенности в своих силах.
Выраженная открытость опыту у студентов проявляется в любознательности, стремлении к саморазвитию, поиске новых знаний и впечатлений, что способствует расширению кругозора, развитию творческого потенциала и формированию чувства самореализации.
Полученные результаты подтверждают, что экстраверсия, добросовестность и открытость опыту способствуют развитию когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, направленных на поддержание высокого уровня психологического благополучия. Развитие данных личностных качеств может рассматриваться в качестве одного из факторов профилактики психологических трудностей и повышения качества жизни студенческой молодежи.
Учитывая особенности студенческого возраста и его влияние на ПБ и личностные характеристики, данные исследования могут быть полезны для педагогов, психологов и специалистов в области образования.
Важно отметить, что данное исследование является лишь одним из шагов в изучении связи между ПБ и личностными чертами, и его результаты требуют дополнительного изучения и подтверждения в рамках более масштабных и разнообразных исследований.
Различные определения и классификации психологического благополучия, а также факторы, влияющие на его уровень. Было отмечено, что психологическое благополучие является важным аспектом здоровья человека и оказывает влияние на его качество жизни.
Различные подходы к пониманию психологического благополучия личности. Было отмечено, что каждая из этих моделей имеет свои особенности и предназначена для решения определенных задач в области психологии.
Различные подходы к пониманию личности, в том числе подход отечественных психологов (Леонтьев А.Н., Калужский М.) и зарубежных психологов (Кеттелл Р.). Было отмечено, что понятие личности является сложным и многоаспектным, и его понимание зависит от конкретной теории и подхода.
Рассмотрены особенности личности в студенческом возрасте и влияние возраста на личностные характеристики. Было отмечено, что студенческий возраст является периодом активного роста и развития личности, и его особенности должны учитываться при разработке программ психологического развития студентов.
Теоретическая глава дает представление о теориях и концепциях, связанных с психологическим благополучием и личностью, а также о методах их изучения. Это позволяет более глубоко понять результаты эмпирического исследования и сделать выводы о взаимосвязи ПБ и личностных характеристик студентов.
В эмпирической части выпускной квалификационной работы исследовалась взаимосвязь ПБ и личностных черт среди студентов. Было проведено исследование с участием 166 студентов, которое позволило выявить сходства и различия личностных характеристик у студентов с разным уровнем ПБ.
Важные выводы, сделанные на основе данных исследования:
1. Значительная часть студентов (43%) обладает низким уровнем ПБ, что подчеркивает актуальность проблемы и необходимость разработки мер по его повышению.
2. Компоненты ПБ «позитивные отношения», «управление средой», «цели в жизни» и «самопринятие» имеют достаточно тесную взаимосвязь с такими личностными характеристиками, как «экстраверсия» и «добросовестность».
3. Шкалы ПБ «Личностный рост», «цели в жизни» взаимосвязаны с «открытостью опыту», а «самопринятие» дополнительно коррелирует с «эмоциональной стабильностью».
4. Гипотеза о существовании взаимосвязи ПБ с личностными характеристиками: экстраверсия, доброжелательность, рациональность, открытость опыту, и эмоциональная стабильность подтвердилась.
Проведенное исследование выявило наличие значимой положительной связи между уровнем психологического благополучия студентов и такими личностными характеристиками, как экстраверсия, добросовестность и открытость опыту.
Студенты, демонстрирующие высокий уровень экстраверсии, как правило, характеризуются общительностью, уверенностью в себе, энергичностью, что способствует формированию обширной сети социальных контактов, получению поддержки от окружающих и удовлетворенности социальными взаимодействиями.
Высокий уровень добросовестности у студентов ассоциируется с организованностью, ответственностью, целеустремленностью, что способствует эффективному планированию времени, успешному достижению поставленных целей и формированию уверенности в своих силах.
Выраженная открытость опыту у студентов проявляется в любознательности, стремлении к саморазвитию, поиске новых знаний и впечатлений, что способствует расширению кругозора, развитию творческого потенциала и формированию чувства самореализации.
Полученные результаты подтверждают, что экстраверсия, добросовестность и открытость опыту способствуют развитию когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, направленных на поддержание высокого уровня психологического благополучия. Развитие данных личностных качеств может рассматриваться в качестве одного из факторов профилактики психологических трудностей и повышения качества жизни студенческой молодежи.
Учитывая особенности студенческого возраста и его влияние на ПБ и личностные характеристики, данные исследования могут быть полезны для педагогов, психологов и специалистов в области образования.
Важно отметить, что данное исследование является лишь одним из шагов в изучении связи между ПБ и личностными чертами, и его результаты требуют дополнительного изучения и подтверждения в рамках более масштабных и разнообразных исследований.
Подобные работы
- ОБРАЗ СЕМЬИ У ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации личности подростков
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Связь эмоционального интеллекта с индивидуально-психологическими характеристиками личности (Московский финансово-промышленный университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2023 - Взаимосвязь любознательности и социального интеллекта личности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности психологической адаптированности вахтового персонала различных производств в условиях Крайнего Севера и Арктики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическая коррекция ситуативной тревожности младших школьников с ЗПР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



