Развитие корпоративной культуры в интегрированных компаниях (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
|
Объект исследования - ООО «Газпром-Медиа холдинг». Это ведущая медиакомпания в России и Восточной Европе, объединяющая активы во всех сегментах медиарынка.
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Характеристика концепций корпоративной культуры 7
1.2 Стратегическая интеграция компаний 12
1.3 Изменения корпоративной культуры при интеграции компаний 16
2 АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАЗПРОМ МЕДИА» 22
2.1Характеристика деятельности компании 22
2.2 Исследования корпоративных культур 30
2.3 Разработка «Дерева проблем» корпоративной культуры 36
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАЗПРОМ-МЕДИА» 43
3.1 Определение направлений развития корпоративной культуры 43
3.2 Разработка программы по развитию корпоративной культуры 47
3.3 Оценка экономической целесообразности и социального эффекта от реализации программы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1 Характеристика концепций корпоративной культуры 7
1.2 Стратегическая интеграция компаний 12
1.3 Изменения корпоративной культуры при интеграции компаний 16
2 АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАЗПРОМ МЕДИА» 22
2.1Характеристика деятельности компании 22
2.2 Исследования корпоративных культур 30
2.3 Разработка «Дерева проблем» корпоративной культуры 36
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАЗПРОМ-МЕДИА» 43
3.1 Определение направлений развития корпоративной культуры 43
3.2 Разработка программы по развитию корпоративной культуры 47
3.3 Оценка экономической целесообразности и социального эффекта от реализации программы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность темы исследования. Сегодня компании объединяются в рекордных количествах. Руководители используют слияния, поглощения и совместные предприятия как средство создания стоимости за счет:
1) приобретения технологий, продуктов и доступа к рынкам;
2) создания эффекта масштаба;
3) установления глобального присутствия бренда.
Тема исследования является актуальной, так как в современном мире необходимость интеграции корпоративных культур вызывает определенные сложности у множества компаний, которые осуществляют процесс по слиянию или поглощению. Данные проблемы охарактеризованы отсутствием преждевременного исследования о том, совместимы ли корпоративные культуры двух компаний, а также причиной данных проблем является тот факт, что интегрируясь, компании не проводят аналитическое исследование о том, какие проблемы могут возникнуть в ходе интеграции, соответственно, не анализируют возможные сопутствующие риски и соответствующие решения для нивелирования данных рисков, в связи с чем, когда компания сталкивает с одной из перечисленных выше проблем, её приходится решать по мере наступления, соответственно, в таком случае практически невозможно предотвратить последующие проблемы и компания начинает снижать свою производительность и эффективность.
Поскольку тема различий корпоративных культур при интеграции компании стоит довольно-таки остро, на данный момент, многие консалтинговые компании периодически проводят исследования о важности интеграции корпоративных культур при интеграции компаний. Данные исследования доказывают, что проблема несовместимости корпоративных культуры является ключевой, или одной из ключевых проблем, по которым большинство сделок по интеграции не отличаются успехом, поговорим более подробно про конкретные исследования [36].
Консалтинговая компания Aon Hewitt, базирующаяся в США, провела исследование в 2018 году под названием «Culture integration in M&A» [52], где выявила, что 45% сделок по интеграции компаний не являются эффективными, поскольку не окупаются. Причины данной негативной тенденции разделились следующим образом:
1. трудности в нивелировании различий корпоративных культур;
2. трудности в осуществлении взаимосвязи между IT-системами;
3. высокое количество конфликтов среди сотрудников.
Важно отметить, что 42% компаний указали, что трансформация корпоративной культуры играет решающую роль в проведении сделок и 58% компаний отметили, что не имеют представления о том, как проводить трансформацию корпоративных культур.
Позже в 2020 году международная аудит-консалтинговая корпорация Deloitte [51] также провела исследование на данную тематику и сделала вывод о том, что 70% сделок по интеграции не окупались именно по причины высокой разницы и отсутствия регулирования различий корпоративных культур компаний. Эксперты корпорации Deloitte также отметили такую особенность, что несмотря на то, что часть руководителей преждевременно позаботились об интеграции корпоративных культур, их ожидания о размере работы и количестве проблем из-за несопоставимости и несовместимости корпоративных культур привели к гораздо большим трудностям, чем они ожидали и предсказывали, в связи с чем, такие сделки заканчивались неудачей.
Высокий интерес к данной проблеме в 2022 году проявила и международная аудит-консалтинговая корпорация KPM [55]., базирующаяся в Нидерландах. Компания провела опрос, где участвовало более 500 руководителей крупных компаний США, на тему влияния корпоративной культуры на сделки, связанные с интеграции компаний. Руководители отметили, что корпоративная культура играет решающее значение в долгосрочной перспективе на эффективность сделок по слияниям и поглощениям [26].
Культура стала одним из доминирующих препятствий на пути эффективной интеграции. Компаниям с разной культурой сложно, а зачастую и невозможно, быстро и правильно принимать решения или действовать эффективно [12].
Объектом данного исследования является компания «Газпром-Медиа» и интегрирующаяся компания «Общий центр обслуживания».
Предметом данного исследования является корпоративная культура интегрированной компании и подходы, методы ее развития.
Цель исследования заключается в разработке программы по развитию корпоративной культуры интегрированной компании с целью повышения бизнес-результатов на примере «Газпром-Медиа».
Задачи исследования, решаемые для достижения поставленной цели:
дать характеристику понятия «корпоративная культура»;
дать определение структуры и процесса «интеграция»;
определить результат, следствия и проблемы, возникшие в процессе интеграции компаний;
охарактеризовать деятельность и систему управления «Газпром-Медиа»;
проанализировать корпоративную культуру «Газпром-Медиа»;
выявить существующие проблемы рассматриваемой компании;
определить направления развития интегрируемой корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и интегрирующейся корпоративной культуры «Общий центр обслуживания»;
разработать программы по развитию корпоративной культуры интегрируемой компании «Газпром-Медиа» и интегрирующейся компании «Общий центр обслуживания»;
определить эффект от внедрения предлагаемых решений.
Теоретические источники исследования – это книги, научные статьи на русском и иностранном языке и материалы в открытых интернет-источниках таких авторов как Федорова Н.О., Мусаеялян И.К., Колобова Е.А., Федосеев А.В., Митрофанова Е.А., Стрельцова Ю.В., Гастев А.К., Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., Козлов В.В., Козлова А.А., Колесников А.В. и других.
Эмпирической базой исследования являются технические документы и регламенты компании «Газпром-Медиа».
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации подходов к интеграции корпоративных культур.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций и конкретных мероприятий по развитию корпоративной культуры и ее составляющих как для интегрирующейся компании («Общий центр обслуживания»), так и для интегрируемой в долгосрочной перспективе («Газпром-Медиа»).
Апробация предлагаемого решения находится на рассмотрении и при положительной оценке руководства предполагаемые даты реализации с 1 мая 2024г. по 31 декабря 2024г.
Структура исследования: структурно работа состоит из введения, заключения, трех взаимосвязанных глав и приложений. В первой главе работы рассматриваются теоретические основы как интеграции компаний и корпоративной культуры в целом, так и их влияние друг на друга, подходы и проблемы, доказывающие актуальность работы. Во второй главе проводится анализ корпоративной культуры интегрирующей компании и интегрируемой, описываются проблемы, с которыми столкнулись обе компании в процессе интеграции и их причинно-следственная связь. В третьей главе предлагается разработанная программа по развитию корпоративной культуры в аспекте повышения вовлеченности и адаптации персонала к вновь созданной корпоративной культуре в процессе интеграции, устранения текущих и прогнозируемых проблем, которая является целесообразной к внедрению и влечет за собой положительно направленный социальный эффект.
1) приобретения технологий, продуктов и доступа к рынкам;
2) создания эффекта масштаба;
3) установления глобального присутствия бренда.
Тема исследования является актуальной, так как в современном мире необходимость интеграции корпоративных культур вызывает определенные сложности у множества компаний, которые осуществляют процесс по слиянию или поглощению. Данные проблемы охарактеризованы отсутствием преждевременного исследования о том, совместимы ли корпоративные культуры двух компаний, а также причиной данных проблем является тот факт, что интегрируясь, компании не проводят аналитическое исследование о том, какие проблемы могут возникнуть в ходе интеграции, соответственно, не анализируют возможные сопутствующие риски и соответствующие решения для нивелирования данных рисков, в связи с чем, когда компания сталкивает с одной из перечисленных выше проблем, её приходится решать по мере наступления, соответственно, в таком случае практически невозможно предотвратить последующие проблемы и компания начинает снижать свою производительность и эффективность.
Поскольку тема различий корпоративных культур при интеграции компании стоит довольно-таки остро, на данный момент, многие консалтинговые компании периодически проводят исследования о важности интеграции корпоративных культур при интеграции компаний. Данные исследования доказывают, что проблема несовместимости корпоративных культуры является ключевой, или одной из ключевых проблем, по которым большинство сделок по интеграции не отличаются успехом, поговорим более подробно про конкретные исследования [36].
Консалтинговая компания Aon Hewitt, базирующаяся в США, провела исследование в 2018 году под названием «Culture integration in M&A» [52], где выявила, что 45% сделок по интеграции компаний не являются эффективными, поскольку не окупаются. Причины данной негативной тенденции разделились следующим образом:
1. трудности в нивелировании различий корпоративных культур;
2. трудности в осуществлении взаимосвязи между IT-системами;
3. высокое количество конфликтов среди сотрудников.
Важно отметить, что 42% компаний указали, что трансформация корпоративной культуры играет решающую роль в проведении сделок и 58% компаний отметили, что не имеют представления о том, как проводить трансформацию корпоративных культур.
Позже в 2020 году международная аудит-консалтинговая корпорация Deloitte [51] также провела исследование на данную тематику и сделала вывод о том, что 70% сделок по интеграции не окупались именно по причины высокой разницы и отсутствия регулирования различий корпоративных культур компаний. Эксперты корпорации Deloitte также отметили такую особенность, что несмотря на то, что часть руководителей преждевременно позаботились об интеграции корпоративных культур, их ожидания о размере работы и количестве проблем из-за несопоставимости и несовместимости корпоративных культур привели к гораздо большим трудностям, чем они ожидали и предсказывали, в связи с чем, такие сделки заканчивались неудачей.
Высокий интерес к данной проблеме в 2022 году проявила и международная аудит-консалтинговая корпорация KPM [55]., базирующаяся в Нидерландах. Компания провела опрос, где участвовало более 500 руководителей крупных компаний США, на тему влияния корпоративной культуры на сделки, связанные с интеграции компаний. Руководители отметили, что корпоративная культура играет решающее значение в долгосрочной перспективе на эффективность сделок по слияниям и поглощениям [26].
Культура стала одним из доминирующих препятствий на пути эффективной интеграции. Компаниям с разной культурой сложно, а зачастую и невозможно, быстро и правильно принимать решения или действовать эффективно [12].
Объектом данного исследования является компания «Газпром-Медиа» и интегрирующаяся компания «Общий центр обслуживания».
Предметом данного исследования является корпоративная культура интегрированной компании и подходы, методы ее развития.
Цель исследования заключается в разработке программы по развитию корпоративной культуры интегрированной компании с целью повышения бизнес-результатов на примере «Газпром-Медиа».
Задачи исследования, решаемые для достижения поставленной цели:
дать характеристику понятия «корпоративная культура»;
дать определение структуры и процесса «интеграция»;
определить результат, следствия и проблемы, возникшие в процессе интеграции компаний;
охарактеризовать деятельность и систему управления «Газпром-Медиа»;
проанализировать корпоративную культуру «Газпром-Медиа»;
выявить существующие проблемы рассматриваемой компании;
определить направления развития интегрируемой корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и интегрирующейся корпоративной культуры «Общий центр обслуживания»;
разработать программы по развитию корпоративной культуры интегрируемой компании «Газпром-Медиа» и интегрирующейся компании «Общий центр обслуживания»;
определить эффект от внедрения предлагаемых решений.
Теоретические источники исследования – это книги, научные статьи на русском и иностранном языке и материалы в открытых интернет-источниках таких авторов как Федорова Н.О., Мусаеялян И.К., Колобова Е.А., Федосеев А.В., Митрофанова Е.А., Стрельцова Ю.В., Гастев А.К., Одегов Ю.Г., Журавлев П.В., Козлов В.В., Козлова А.А., Колесников А.В. и других.
Эмпирической базой исследования являются технические документы и регламенты компании «Газпром-Медиа».
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации подходов к интеграции корпоративных культур.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций и конкретных мероприятий по развитию корпоративной культуры и ее составляющих как для интегрирующейся компании («Общий центр обслуживания»), так и для интегрируемой в долгосрочной перспективе («Газпром-Медиа»).
Апробация предлагаемого решения находится на рассмотрении и при положительной оценке руководства предполагаемые даты реализации с 1 мая 2024г. по 31 декабря 2024г.
Структура исследования: структурно работа состоит из введения, заключения, трех взаимосвязанных глав и приложений. В первой главе работы рассматриваются теоретические основы как интеграции компаний и корпоративной культуры в целом, так и их влияние друг на друга, подходы и проблемы, доказывающие актуальность работы. Во второй главе проводится анализ корпоративной культуры интегрирующей компании и интегрируемой, описываются проблемы, с которыми столкнулись обе компании в процессе интеграции и их причинно-следственная связь. В третьей главе предлагается разработанная программа по развитию корпоративной культуры в аспекте повышения вовлеченности и адаптации персонала к вновь созданной корпоративной культуре в процессе интеграции, устранения текущих и прогнозируемых проблем, которая является целесообразной к внедрению и влечет за собой положительно направленный социальный эффект.
В результате выполнения квалификационной работы решены поставленные задачи исследования и сделаны следующие основные выводы:
1) Дана характеристика понятия «корпоративная культура».
Для наиболее углубленного анализа проанализирована историческая сводка данных о понятиях и приведен ряд определений, раскрывающих определения в разных аспектах. Проанализировав каждое из них, сделан вывод, что корпоративная культура представляет собой сложный комплекс положений, принимаемых и разделяемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, интеграция ¬- процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Охарактеризованы функции корпоративной культуры, определено, что её большое влияние на всю организацию в целом. Выявлены типы (корпорация, холдинг, конгломерат, консорциум, синдикат, концерн, картель) и виды интеграций (горизонтальная, вертикальная, диагональная/перекрестная, смешанная), способы интеграции (слияния, поглощения) в компании для дальнейшего анализа и понимания. Так как тема ВКР связана с исследованием медиакомпании, выделены виды интеграций как в классическом подходе, так и адаптированном для медиапространства. Выяснили, что классификация различается некритично: горизонтальная и вертикальная интеграция присущи обеим трактовкам, однако для классических производственных компаний характера диагональная/перекрестная форма интеграции, а для медиакомпании характера смешанная интеграция.
2) Определена структура и процесс «интеграция».
Определено, что при интеграции компаний существуют три подхода проявления и изменения корпоративной культуры: «Диффузия», «Дисперсия», «Синтез». Определили их направленность и ключевые различия работы с корпоративной культурой в интегрированных компаниях аспекте: организационной структуры, бизнес-процессов, корпоративной культуры и ценности, основной задачи программы работы с корпоративной культурой, топ-менеджмента, ключевых рисков и бренда. Также проанализировали особенности корпоративной культуры и проблемы интеграции компаний в области: стиля принятия решений, стиля руководства, отношения к изменениям, особенностях взаимодействия и понимание «личного успеха». Пришли к выводу, что культура стала одним из доминирующих препятствий на пути эффективной интеграции. Компаниям с разной культурой сложно, а зачастую и невозможно, быстро и правильно принимать решения или действовать эффективно, поэтому перед осуществление сделок по интеграции компаний и подразделений необходимо уделить должное внимание анализу, исследованию и корректировки, адаптации корпоративной культуры.
3) Дана характеристика деятельности и системе управления «Газпром-Медиа».
Компания «Газпром-Медиа холдинг» – ведущая медиакомпания в России и Восточной Европе, объединяющая активы во всех сегментах медиарынка. Активное внимание уделяет мотивации сотрудников, принципам социальной ответственности, внутренним коммуникациям и развитию цифрового сегмента в Российской Федерации. Проведен финансовый анализ за 2020-2021 гг., проанализированы последствия эпидемиологической ситуации на компанию, выявлено, что компания смогла успешно реабилитироваться и восстановить свои финансовые показатели в короткие сроки. Анализ финансового положения и эффективности деятельности за 2022–2023 гг. показал, что финансовое положение компании характеризуется как положительное, способное отвечать по своим обязательствам в краткосрочной перспективе. За счет положительных и быстрорастущих финансовых показателей компания «Газпром-Медиа» в 2020–2022 году приняла решение о разработке проекта по внедрению Общего центра обслуживания.
Изучены методы, на которые опирается «Газпром-медиа» в аспекте корпоративной культуры интегрированной компании: миссия и ценности, обучение и развитие, командная работа, обратная связь, признание и вознаграждение, корпоративные мероприятия, социальная ответственность, открытое общение и прозрачность, карьера-развитие. По итогам анализа корпоративная культура «Газпром-Медиа» оценивается как положительная и хорошо развитая.
Для определения корпоративной культы ОЦО были использованы такие инструменты, как: интервью с руководителем электронного документооборота в «Газпром-Медиа», раннее работающим в ОЦО; фокус-группа с сотрудниками, которые работают в ОЦО; анкетирование сотрудников, которые работали ранее в ОЦО и позже вернулись в «Газпром-Медиа», с сотрудниками, имеющие тесный контакт с ОЦО и персоналом ОЦО в том числе. По итогам проведенных исследований отмечено, что корпоративная культура в ОЦО отличается от корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и соответствует подходу интеграции корпоративных культур «Дисперсия», в том числе характеризуется как авторитарная.
4) Выявлены существующие проблемы рассматриваемой компании.
Был проведен сравнительный анализ корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и ОЦО, по результатам которого сделан вывод о том, что больше всего отличаются следующие элементы корпоративной культуры: внутренние коммуникации между сотрудниками, корпоративные мероприятия, виды и полнота мотивации, обратная связь, поощрение в командной работе. В связи с чем в компании «Газпром-Медиа» существует проблема: высокой текучки персонала ОЦО, которые переходят обратно в активы «Газпром-Медиа». Установили, что причинами данной проблемы являются: некорректная адаптация подхода «Дисперсия» при интеграции корпоративных культур, нарушение коммуникаций между сотрудниками ОЦО и активами Холдинга, нарушение коммуникаций между сотрудниками ОЦО. Данная проблема ведет к снижению производительности, снижению мотивации оставшихся сотрудников, потере ценных кадров и проблемам в управлении.
5) Определены направления развития интегрируемой корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и интегрирующейся корпоративной культуры «Общий центр обслуживания».
Для наиболее наглядного отражения корпоративной культуры ОЦО и определения путей развития интегрированной корпоративной культуры был проведен SWOT-анализ и сформировано его проблемное поле, по результатам которого, мы понимаем, что первостепенно необходимо начать работу над развитием межличностных отношений как между сотрудниками ОЦО, так и между сотрудниками ОЦО и других подразделений «Газпром-Медиа» с помощью введения неформального общения и корпоративных мероприятий.
Также проведена оценка по формуле изменений, чтобы оценить отношение сотрудников ОЦО и «Газпром-Медиа» к предполагаемому развитию корпоративной культуры с точки зрения внедрения корпоративных мероприятий и внедрения неформального общения, и пришли к выводу, что внедрение мероприятий по развитию межличностных отношений между сотрудниками ОЦО и между ОЦО и «Газпром-Медиа», является целесообразным, так как большинство участников опроса позитивно относятся к нему, однако всё же стоит отметить, что около 14% участников негативно относятся к данным изменениям.
6) Разработана программа по развитию корпоративной культуры интегрируемой компании «Газпром-Медиа» и интегрирующейся компании «Общий центр обслуживания».
В рамках решения проблемы разработана программа «Корпоративный мост: зарядись энергией, объединись и работай эффективно!», состоящая из 5 взаимовлияющих мини-проектов по внедрению корпоративных мероприятий в ОЦО и «Газпром-Медиа»: Проект по внедрению спортивных мероприятий, проект по внедрению командообразующих игры("корпоративная интуиция", "моя первая работа", " остров сокровищ"), проект по созданию сотрудников для встреч в формате «Random Coffee», проект по созданию интерактива для сотрудников в социальных сетях компании, проект по созданию «Family Day» для сотрудников. Составлен планируемый бюджет как всей программы, так и отдельных проектов с разделением на финансирование со стороны «Газпром-Медиа», так и со стороны ОЦО. Подробное расписание мероприятий отразили с помощью Диаграммы Ганта, где выявили, что программа рассчитана на период с 1 мая 2024 г. по 31 декабря 2024г., что составляет 8 месяцев для того, чтобы можно было корректно оценить результативность выполненных мероприятий.
7) Определены эффекты от внедрения предлагаемых решений.
Проведена оценка результативности с помощью прямых и косвенных показателей: прямые - расчет экономического эффекта от внедренных мероприятия; косвенные - опрос вовлеченности. Рассчитав показатели выяснили, что компания сможет сократить затраты в 5,5 раза, если быть точнее на 4 240 768 рублей. Удовлетворённость сотрудников корпоративными мероприятиями увеличится на 63%, общая степень внутренней мотивации увеличится на 41% и степень межличностных отношений внутри коллектива сотрудников ОЦО и «Газпром-Медиа» увеличится на 74%, текучка персонала снизится на 49,2%. Также мы проанализировали риски и корректировали, нивелируя их под программу, что свидетельствует о том, что программу можно считать низкорисковой.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования можно считать достигнутой.
В заключении хотелось подчеркнуть важность интеграции корпоративной культуры перед совершением сделок об интеграции, поскольку неэффективное использование подходов интеграции может повлечь за собой ряд проблем, которые характеризуются как большими временными, финансовыми и человеческими потерями.
1) Дана характеристика понятия «корпоративная культура».
Для наиболее углубленного анализа проанализирована историческая сводка данных о понятиях и приведен ряд определений, раскрывающих определения в разных аспектах. Проанализировав каждое из них, сделан вывод, что корпоративная культура представляет собой сложный комплекс положений, принимаемых и разделяемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, интеграция ¬- процесс объединения усилий различных подсистем для достижения целей организации. Охарактеризованы функции корпоративной культуры, определено, что её большое влияние на всю организацию в целом. Выявлены типы (корпорация, холдинг, конгломерат, консорциум, синдикат, концерн, картель) и виды интеграций (горизонтальная, вертикальная, диагональная/перекрестная, смешанная), способы интеграции (слияния, поглощения) в компании для дальнейшего анализа и понимания. Так как тема ВКР связана с исследованием медиакомпании, выделены виды интеграций как в классическом подходе, так и адаптированном для медиапространства. Выяснили, что классификация различается некритично: горизонтальная и вертикальная интеграция присущи обеим трактовкам, однако для классических производственных компаний характера диагональная/перекрестная форма интеграции, а для медиакомпании характера смешанная интеграция.
2) Определена структура и процесс «интеграция».
Определено, что при интеграции компаний существуют три подхода проявления и изменения корпоративной культуры: «Диффузия», «Дисперсия», «Синтез». Определили их направленность и ключевые различия работы с корпоративной культурой в интегрированных компаниях аспекте: организационной структуры, бизнес-процессов, корпоративной культуры и ценности, основной задачи программы работы с корпоративной культурой, топ-менеджмента, ключевых рисков и бренда. Также проанализировали особенности корпоративной культуры и проблемы интеграции компаний в области: стиля принятия решений, стиля руководства, отношения к изменениям, особенностях взаимодействия и понимание «личного успеха». Пришли к выводу, что культура стала одним из доминирующих препятствий на пути эффективной интеграции. Компаниям с разной культурой сложно, а зачастую и невозможно, быстро и правильно принимать решения или действовать эффективно, поэтому перед осуществление сделок по интеграции компаний и подразделений необходимо уделить должное внимание анализу, исследованию и корректировки, адаптации корпоративной культуры.
3) Дана характеристика деятельности и системе управления «Газпром-Медиа».
Компания «Газпром-Медиа холдинг» – ведущая медиакомпания в России и Восточной Европе, объединяющая активы во всех сегментах медиарынка. Активное внимание уделяет мотивации сотрудников, принципам социальной ответственности, внутренним коммуникациям и развитию цифрового сегмента в Российской Федерации. Проведен финансовый анализ за 2020-2021 гг., проанализированы последствия эпидемиологической ситуации на компанию, выявлено, что компания смогла успешно реабилитироваться и восстановить свои финансовые показатели в короткие сроки. Анализ финансового положения и эффективности деятельности за 2022–2023 гг. показал, что финансовое положение компании характеризуется как положительное, способное отвечать по своим обязательствам в краткосрочной перспективе. За счет положительных и быстрорастущих финансовых показателей компания «Газпром-Медиа» в 2020–2022 году приняла решение о разработке проекта по внедрению Общего центра обслуживания.
Изучены методы, на которые опирается «Газпром-медиа» в аспекте корпоративной культуры интегрированной компании: миссия и ценности, обучение и развитие, командная работа, обратная связь, признание и вознаграждение, корпоративные мероприятия, социальная ответственность, открытое общение и прозрачность, карьера-развитие. По итогам анализа корпоративная культура «Газпром-Медиа» оценивается как положительная и хорошо развитая.
Для определения корпоративной культы ОЦО были использованы такие инструменты, как: интервью с руководителем электронного документооборота в «Газпром-Медиа», раннее работающим в ОЦО; фокус-группа с сотрудниками, которые работают в ОЦО; анкетирование сотрудников, которые работали ранее в ОЦО и позже вернулись в «Газпром-Медиа», с сотрудниками, имеющие тесный контакт с ОЦО и персоналом ОЦО в том числе. По итогам проведенных исследований отмечено, что корпоративная культура в ОЦО отличается от корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и соответствует подходу интеграции корпоративных культур «Дисперсия», в том числе характеризуется как авторитарная.
4) Выявлены существующие проблемы рассматриваемой компании.
Был проведен сравнительный анализ корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и ОЦО, по результатам которого сделан вывод о том, что больше всего отличаются следующие элементы корпоративной культуры: внутренние коммуникации между сотрудниками, корпоративные мероприятия, виды и полнота мотивации, обратная связь, поощрение в командной работе. В связи с чем в компании «Газпром-Медиа» существует проблема: высокой текучки персонала ОЦО, которые переходят обратно в активы «Газпром-Медиа». Установили, что причинами данной проблемы являются: некорректная адаптация подхода «Дисперсия» при интеграции корпоративных культур, нарушение коммуникаций между сотрудниками ОЦО и активами Холдинга, нарушение коммуникаций между сотрудниками ОЦО. Данная проблема ведет к снижению производительности, снижению мотивации оставшихся сотрудников, потере ценных кадров и проблемам в управлении.
5) Определены направления развития интегрируемой корпоративной культуры «Газпром-Медиа» и интегрирующейся корпоративной культуры «Общий центр обслуживания».
Для наиболее наглядного отражения корпоративной культуры ОЦО и определения путей развития интегрированной корпоративной культуры был проведен SWOT-анализ и сформировано его проблемное поле, по результатам которого, мы понимаем, что первостепенно необходимо начать работу над развитием межличностных отношений как между сотрудниками ОЦО, так и между сотрудниками ОЦО и других подразделений «Газпром-Медиа» с помощью введения неформального общения и корпоративных мероприятий.
Также проведена оценка по формуле изменений, чтобы оценить отношение сотрудников ОЦО и «Газпром-Медиа» к предполагаемому развитию корпоративной культуры с точки зрения внедрения корпоративных мероприятий и внедрения неформального общения, и пришли к выводу, что внедрение мероприятий по развитию межличностных отношений между сотрудниками ОЦО и между ОЦО и «Газпром-Медиа», является целесообразным, так как большинство участников опроса позитивно относятся к нему, однако всё же стоит отметить, что около 14% участников негативно относятся к данным изменениям.
6) Разработана программа по развитию корпоративной культуры интегрируемой компании «Газпром-Медиа» и интегрирующейся компании «Общий центр обслуживания».
В рамках решения проблемы разработана программа «Корпоративный мост: зарядись энергией, объединись и работай эффективно!», состоящая из 5 взаимовлияющих мини-проектов по внедрению корпоративных мероприятий в ОЦО и «Газпром-Медиа»: Проект по внедрению спортивных мероприятий, проект по внедрению командообразующих игры("корпоративная интуиция", "моя первая работа", " остров сокровищ"), проект по созданию сотрудников для встреч в формате «Random Coffee», проект по созданию интерактива для сотрудников в социальных сетях компании, проект по созданию «Family Day» для сотрудников. Составлен планируемый бюджет как всей программы, так и отдельных проектов с разделением на финансирование со стороны «Газпром-Медиа», так и со стороны ОЦО. Подробное расписание мероприятий отразили с помощью Диаграммы Ганта, где выявили, что программа рассчитана на период с 1 мая 2024 г. по 31 декабря 2024г., что составляет 8 месяцев для того, чтобы можно было корректно оценить результативность выполненных мероприятий.
7) Определены эффекты от внедрения предлагаемых решений.
Проведена оценка результативности с помощью прямых и косвенных показателей: прямые - расчет экономического эффекта от внедренных мероприятия; косвенные - опрос вовлеченности. Рассчитав показатели выяснили, что компания сможет сократить затраты в 5,5 раза, если быть точнее на 4 240 768 рублей. Удовлетворённость сотрудников корпоративными мероприятиями увеличится на 63%, общая степень внутренней мотивации увеличится на 41% и степень межличностных отношений внутри коллектива сотрудников ОЦО и «Газпром-Медиа» увеличится на 74%, текучка персонала снизится на 49,2%. Также мы проанализировали риски и корректировали, нивелируя их под программу, что свидетельствует о том, что программу можно считать низкорисковой.
Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования можно считать достигнутой.
В заключении хотелось подчеркнуть важность интеграции корпоративной культуры перед совершением сделок об интеграции, поскольку неэффективное использование подходов интеграции может повлечь за собой ряд проблем, которые характеризуются как большими временными, финансовыми и человеческими потерями.
Подобные работы
- СОДЕЙСТВИЕ КАРЬЕРНЫМ УСТРЕМЛЕНИЯМ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ООО «Территориальное агентство воздушных сообщений Волга» (г. Волгоград), Московский Университет им. Витте)
Отчеты по практике, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Управление устойчивым развитием промышленного предприятия на основе прогнозирования его стоимости
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРА, КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2019 - Реализация социальной ответственности в системе финансового управления нефтяной компании (Уфимский государственный нефтяной технический университет)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование логистической системы компании в сфере внутреннего туризма
Магистерская диссертация, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ПРИГРАНИЧНОЕ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017



