РЕФЕРАТ 3
Введение 3
1 Рыночная власть и ее социально-экономические последствия 5
1.1 Понятие, измерение и факторы монопольной власти 5
1.2 Социально-экономические эффекты рыночной власти 18
1.3 Государственная политика в отношении монополий 23
2 Рыночная власть в условиях перехода к инновационной экономике 29
2. 1 Тенденции рыночной власти в современной экономике 29
2.2 Влияние рыночной власти на инновационную деятельность 34
2.3 Перестройка антимонопольной политики 46
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 62
Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий, обладающих монопольной властью, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. До сих пор пользуется популярностью утверждение, что монополия не заинтересована в производстве инновационных продуктов и вообще тормозит научно - технический прогресс. Видимо это убеждение разделяют и российские законодатели, включившие в закон «О защите конкуренции» специальные статьи, призванные стимулировать доминирующие фирмы, которые занимаются инновациями.
Действительно, для изготовления инновационного продукта необходимы научно - исследовательские и опытно-конструкторские разработки, которые требуют значительных финансовых ресурсов. Как правило, именно крупные компании, обладающие монопольной властью, располагают такими ресурсами. Но должно ли государство принимать специальные меры для стимулирования инновационной деятельности фирм с монопольной властью? К каким последствиям это может привести? В таком случае необходимо проследить эволюцию антимонопольного регулирования в России, и ответить на вопрос о том, соответствует ли современная российская антимонопольная политика современным реалиям.
Цель выпускной работы заключается в том, чтобы выяснить какое влияние оказывает рыночная (монопольная) мощь на деятельность компаний по созданию и продвижению инновационного продукта.
В соответствии с намеченной целью были поставлены следующие задачи:
1. Проследить как изменились теоретические воззрения на природу и соотношение монополии и конкуренции в современных условиях;
2. Определить, какие последствия имеет монопольная власть фирм, и как она влияет на общественное благосостояние;
3. Подвергнуть критическому анализу распространённое мнение о торможении научно-технического прогресса монополией;
4. Выяснить, как рыночная власть влияет на инновационную деятельность;
5. Проследить эволюцию антимонопольного регулирования в России, и ответить на вопрос о том, соответствует ли российская антимонопольная политика инновационной деятельности частных компаний.
Объектом исследования являются рынки инновационных продуктов.
Предметом исследования является поведение частных компаний, обладающих монопольной властью на рынке инновационных продуктов и антимонопольное законодательство, регулирующее это поведение.
Изучением рассматриваемой проблемы занимаются многие отечественные и зарубежные экономисты. Различные аспекты анализа конкурентной политики в целом отражены в работах Н. Розановой, С. Авдашевой, И. Князевой и др., а также зарубежных экономистов как Ф. Шерер, Э. Дж. Долан, У. Шумпетер и др.
Информационной базой для выпускной работы послужили:
1. нормативно-правовые акты Российской Федерации (федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации);
2. информационные, аналитические материалы и постановления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС России);
3. материалы российской периодической печати, материалы Интернет ресурсов;
Стереотипы мышления начала ХХ века, будто монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить научно - технический прогресс, склонна к «загниванию и застою», сильно устарели, так как современная монополия существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит угрозу конкуренции - внутриотраслевой и межотраслевой, национальной и иностранной, реальной и потенциальной.
Анализ российского рынка показал, что крупные фирмы, которые обладают значительными финансовыми ресурсами, имеют большую склонность к инновациям. Доля затрат крупных фирм на осуществление технологических, маркетинговых и организационных инноваций выше, чем у более мелких.
Однако, согласно «Национальному докладу об инновациях» в России, даже крупнейшие российские компании направляют на финансирование НИОКР существенно меньшую долю выручки, чем зарубежные. В связи с этим, антимонопольные органы решили пересмотреть свою политику в сторону развития конкуренции и поощрения инновационного потенциала компаний.
Переход экономики к либерализации предполагал расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие или сокращение ограничений на экономическую деятельность. Однако, многие меры закона остаются достаточно жесткими: повышается порог доминирования, вводятся неоправданно высокие штрафы, предусматриваются запреты на ценовую дискриминацию, а также происходит необоснованное расширение полномочий антимонопольного органа.
В законе «О защите конкуренции» появились специальные статьи, призванные стимулировать инновационную деятельность. Прежде всего, статья о доминирующем положении, которая «не распространяется на действия по осуществлению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности». Однако, ФАС не желает отказываться от регулирования торговли товарами, созданными на основе оригинальных инновационных разработок, что до сих пор остается нерешенной проблемой.
Следующей проблемой являются специальные статьи о монопольно высоких/низких ценах, которые, согласно ФЗ «О защите конкуренции», не применяются для инновационных компаний. С одной стороны, эти статьи введены с целью поощрить инновационный потенциал доминирующих фирм, а с другой стороны, в результате такого допущения усиливается поиск политической ренты. Фирмы могут использовать незаконные методы, включающие такие допущения, путем подкупа чиновников, чтобы получить статус инновационной компании.
Кроме того, важным фактором в развитии инновационной активности компании является взаимодействие фирм. Мы показали, что сочетание конкуренции и сотрудничества обеспечивает эффективное развитие отрасли и удовлетворение потребностей целевого рынка. В нашем антимонопольном законодательстве произошло искусственное разделение понятий «соглашение» и «согласованные действия». Так как понятие согласованных действий не относится к инновационной деятельности, то под этот критерий попадают обычные фирмы, которые подвергаются значительному регулированию и строгим запретам. Это не позволяет малому и среднему бизнесу полноценно развиваться.
Мы считаем, что такие меры законодательства неоправданны, так как они не учитывают того фактора, что современные рынки становятся более конкурентными. Упомянутое выше законотворчество объективно направлено на упрочение доминирующего положения монополистов, на защиту их от конкуренции со стороны «обычных» фирм, которым не посчастливилось попасть в список новаторов, составленный чиновниками. Это противоречит духу закона, призванного защищать конкуренцию, а не давать защиту от неё избранным компаниям.
1. Аляутдинова М. С. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции / М. С. Аляутдинова, С. В. Толкачева // Таврический научный обозреватель.
- 2016. - № 6 (11). - с. 82-85.
2. Антимонопольщики пригрозили владельцам мелких АЗС санкциями [Электронный
ресурс] // Агентство новостей ТВ-2. - Электрон. дан., - Томск, 2012. - URL:
http://www/tv2/tomsk.ru (дата обращения : 24.05.2017).
3. Бизнес выступил против ФАС [Электронный ресурс] // Эксперт Online. - Электрон. дан., - М., 2013. - URL: http://expert.ru (дата обращения : 28.05.2017).
4. Бляблина Д. А. Контроль деятельности естественных монополий в электроэнергетике / Д. А. Бляблина, И. В. Бардина // Экономика, социология и право. - 2016. - № 12. - с. 18-21.
5. БРИИК [Электронный ресурс] // Бизнес решения, инновации, инвестиции, качество. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL : http://www.briik.ru ( дата обращения : 07.05.2017 ).
6. Бугай Е. Н. Естественные монополии как элемент экономической безопасности России // Экономическая безопасность России : вызовы XXI века. - 2016. - с. 351-359.
7. Булатов А.С. Микроэкономика: учебник для бакалавров / под ред. А. С. Булатова.
- М. : Издательство Юрайт, 2014. — 439 с.
8. Ведение бизнеса в России [Электронный ресурс] // Doing Business : оценка бизнес регулирования. - Электрон. дан. [Б. м.], 2017. - URL : http://gtmarket.ru (дата обращения: 23.05.2017).
9. Вечканов Г.С. Экономическая теория : учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов. -4-е изд. - СПб. : Питер, 2016. - 512 с.
10. Гуляев. Г. Ю. Трансформация конкурентных отношений или новая модель конкуренции // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 12 (ч.2). - с. 532-537.
11. Долан Эдвин Дж. Рынок : микроэкономическая модель / Эдвин Дж. Долан. - Санкт-Петербург, 1992. - 496 с.
12. ИКСИ : Расходы на НИОКР [Электронный ресурс] : институт комплексных стратегических исследований. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://icss.ru (дата обращения: 22.05. 2017).
13. Искужина Г. Р. Фиаско государства как следствие неэффективности управления / Г. Р. Искужина, Э. Р. Нартдинова // Российский электронный научный журнал. - 2013. - № 6.
- с. 114-117.
14. Калинин А. Р. Анализ современных экономических и управленческих особенностей теории конкурентных преимуществ / А. Р. Калинин, Н. А. Баклушина // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. - 2015. - № 3-4(7-8). - с. 4-7.
15. Капогузов Е. А. Роль государства в экономике: от традиционной к новой парадигме? / Е. А. Капогузов, А. С. Богданова // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2016. - № 3. - с. 28-41.
..55