АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Сущность социальной защиты населения 5
1.1 Цели и задачи социальной защиты 5
1.2 Объекты социальной защиты 14
2 Законодательное регулирование социальной защиты населения 26
2.1 Регулирование социальной защиты и финансирование 26
льготников социальной защиты на федеральном уровне
2.2 Регулирование социальной защиты и финансирование 31
льготников социальной защиты на региональном уровне
2.3 Нормативно - правовые акты социальной защиты на 37
муниципальном уровне
3 Практика реализации социальной защиты населения в городе Северске 42
3.1 Общая характеристика социальных групп населения в 42
г. Северске и их проблемы
3.2 Финансирование льготников социальной защиты в городе Северске 44
3.3 Направление совершенствования работы социальной защиты 49
на муниципальном уровне в г. Северске
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложения 60
В системе государственного регулирования экономики отдельным направлением является государственная социальная политика, которая направлена на обеспечение условий для увеличения благосостояния общества, так и каждого гражданина, формирование экономических стимулов людей в общественном производстве, создание условия для всестороннего развития и удовлетворение потребностей гражданина.
Социальная политика предполагает совокупность взаимосвязанных элементов, которые в свою очередь направлены на послабление жизни социально уязвимых слоёв общества, так и на стимулирование деловой активности всех слоев общества[33].
Социальная защита населения, несомненно, одна из самых главных функций государства, должна осуществляться всегда и при любых условиях, правда возможности социальной защиты населения могут различаться от социально - экономической, экологической и политической ситуации.
Законодательством предусмотрен широкий спектр льгот для инвалидов, семей, престарелых, детей.
Льготы можно классифицировать по категориям граждан, которым они предоставляются:
1) Льготы нуждающимся;
2) Льготы гражданам, имеющие заслуги пред государством;
3) Профессиональные льготы.
Опираясь на статью 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется обеспечение по возрасту, в случае болезни, потере кормильца, инвалидности, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[1].
Вышесказанное определяет актуальность исследования социальной защиты как экономической категории, так и практики формирования социальной поддержке на всех уровнях государственного устройства.
Не каждый гражданин в силах обеспечить себе достойную жизнь и материальное благосостояние. Необходимостью существования социальных гарантий и льгот служит социальная защита потребностей граждан, усугубление экономической ситуации в стране, материальная поддержка граждан, попавших в затруднительную ситуацию. Поэтому государство должно проводить результативную социальную политику.
Целью выпускной работы является исследование экономико - правовых аспектов социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и выработка направлений совершенствования работы социальной защиты.
Объектом исследования выступает социальная защита населения.
Предмет исследования - социальная защита в контексте государственной социальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты сущности социальной защиты населения;
2) Рассмотреть регулирование социальной защиты в России;
3) Ознакомиться с нормативно - правовой базой социальной поддержки населения;
4) Изучить систему финансирования льготников социальной защиты в городе Северске;
5) Предложить направления совершенствования социальной поддержки граждан в городе Северске.
Информационной базой для подготовки выпускной работы послужили;
1) Нормативно - правовые документы, а именно : Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, законы Томской области, постановления Администрации города Северска.
2) Отчетная документация Департамента социальной защиты населения Томской области.
3) Отчетная документация Администрации социальной защиты населения города Северска.
4) Учебники, исследования, а так же статьи по заданной тематике.
5) Данные статистических сборников, выложенные на сайте www.gks.ru
Социальное государство предполагает обеспечение своего населения материальными и духовными ценностями, которые будут удовлетворять их потребности. Для этого необходимо создавать условия для эффективного экономического развития общества. В настоящее время, социальная защита населения является одним из приоритетных направлением социальной политики государства. Социальная защита представляет собой такую деятельность государственных и негосударственных структур, которая организует совокупность мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения социальных прав населения. Система социальной защиты представляет собой достаточно сложную систему мер и механизмов поддержки населения. Основные направления социальной защиты заключаются в социальном страховании, социальном обслуживании и социальной помощи. Поддержка направлена на возмещение расходов граждан, на помощь до вести доходы людей до прожиточного минимума. Для увеличения доходной части населения используют способ индексации, а для возмещения расходов - компенсации.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе изучены теоретические аспекты сущности социальной защиты населения.
Вторая глава посвящена знакомству с регулированием и финансированием социальной защиты населения России на федеральном и региональном уровнях, а так же изучению нормативно - правовой базы социальной поддержки населения.
Третья глава - практическая. Проанализирован муниципальный опыт системы социальной защиты населения в г. Северске.
В целом рост числа получателей мер социальной поддержки вызывает рост расходов муниципального бюджета на социальное обеспечение, при этом, предпринимаемые действия на оказывают особого влияния на сокращение бедности населения и улучшение качества жизни, в том числе в связи с недостаточным применением адресного принципа предоставления мер социальной поддержки - как при определении категорий получателей, так и размеров предоставляемых мер социальной поддержки.
Ожидаемое изменение социально-демографической структуры предполагает изменение приоритетов в определении категорий получателей мер социальной поддержки, условий их предоставления, в том числе путем введения критериев нуждаемости, расширения сферы применения механизмов социальных контрактов и пр.
Исходя из этого, для повышения эффективности системы социальной защиты населения можно предложить:
1. Проведение активной информационной работы с жителями г. Северска на предмет социальных гарантий и помощи. На сегодняшний день учреждение социальной защиты населения г. Северска не проводится активная работа по распространению информации о видах социальной поддержки, реализуемых на территории города среди населения. Как итого, большая часть населения г. Северска не знают о полном перечне видов социальной поддержки, на который граждане имеют право. Для решения данной проблемы необходимо расширить способы информационного обеспечения, используя технологии социальных сетей, а также путем проведения информационных семинаров с жителями г. Северска и с помощью информационных стендов и брошюр.
2. Необходимо разработать систему оценки эффективности мер социальной поддержки граждан. Кроме уже рассмотренной методологии оценки нуждаемости, меры системы социальной защиты должны позволить рассчитать социальный эффект от расходов муниципального бюджета на социальную сферу, а также соотнести полученные результаты с объёмом затраченных средств. Таким образом, для повышения эффективности системы социальной защиты населения необходимо реформировать меры социальной поддержки одновременно, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровне управления с помощью программно-целевого метода. При этом муниципальные образования должны уделять особое внимание проблемам соблюдения принципа адресности социальной помощи населению и мониторингу эффективности рассматриваемой системы.
Реализация на практике разработанных предложений будет способствовать совершенствованию механизмов социальной защиты населения томской области в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
.Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г. [Электронный ресурс]- Электрон. дан. - М., 2016 -Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения 02.05.2017)
2.О государственной социальной помощи [Электронный ресурс] - Федеральный закон от 17.07.1999 г. N 178 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/180687/
3.О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации [Электронный ресурс] - Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 166 ФЗ // Электрон. дан. - 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/12125128/
4.О дополнительных гарантия по социальной поддержке детей- детей сирот, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс] - Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа:
http://base.garant.ru/10135206/
5.О занятости населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Федеральный закон от 19.04.1991 г. N 1032-1 // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164333/
6.О дополнительных мерах государственной поддержке семей, имеющих детей [Электронный ресурс] - Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. N 256 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/12151286/
7.О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Федеральный закон РФ от 24.11.1995 г. N 181 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/10164504/
8.О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС [Электронный ресурс] - Федеральный закон РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа:
http://base.garant.ru/185213/
9.Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Федеральный закон РФ от 28.12.2003 г. N 442 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/70552648/
10.Об основах обязательного страхования [Электронный ресурс] - Федеральный закон РФ от 16.07.1999 г. N 165 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/12116344/
11.О6 образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/
12.О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей [Электронный ресурс] - Федеральный закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 ФЗ // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/100257/
13.О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами, инвалидами с детства I группы [Электронный ресурс] - указ Президента РФ от 26.02.2013 г. N 175 // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа:
http://base.garant.ru/70323826/
14.О вопросах Министерства труда и социальной защиты населения РФ [Электронный ресурс] - постановление Правительства РФ от 19.06.2012 г. N 610 // Электрон. дан. - М., 2016 - Режим доступа: http://base.garant.ru/70192438/
15.Об утверждении прилагаемого перечня товаров и услуг, предназначенные для социальной адаптации и интеграции в общество детей - инвалидов [Электронный ресурс] - распоряжение Правительства РФ от 30.04.2016 г. N 831 // Электрон. дан. - М., 2017 - Режим доступа: http://base.garant.ru/71393676/
..46