РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНДАРТЫ, ИДЕИ И ПРОЕКТЫ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 4
1 Использование технологии «умного города» для решения проблем комплексного
развития субъектов Российской Федерации 14
1.1 Формирование концепции «умного города»: основные подходы, модели и
ресурсное обеспечение 14
1.2 Социально-экономические, политические и правовые условия реализации
концепции «умный город» в России 25
2 Практический опыт реализации концепции «умных городов» в России 36
2.1 Лучшие практики создания «умных городов» в России: основные достижения и
нереализованные ожидания 36
2.2 Умные города «Екатеринбург» (Свердловская область) и «Казань» (Республика
Татарстан): идеи и технологии 52
2.3 Возможности использования практик и решений проектов «умного города» для
разработки концепции «умный регион» 64
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложение А Базовые компоненты стандарта «умного города» Минстроя России 88
Приложение Б Сравнение Казани и Екатеринбурга по 26 показателям НИИТС за 2017 год 90
1 Использование технологии «умного города» для решения проблем комплексного
развития субъектов Российской Федерации 14
1.1 Формирование концепции «умного города»: основные подходы, модели и
ресурсное обеспечение 14
1.2 Социально-экономические, политические и правовые условия реализации
концепции «умный город» в России 25
2 Практический опыт реализации концепции «умных городов» в России 36
2.1 Лучшие практики создания «умных городов» в России: основные достижения и
нереализованные ожидания 36
2.2 Умные города «Екатеринбург» (Свердловская область) и «Казань» (Республика
Татарстан): идеи и технологии 52
2.3 Возможности использования практик и решений проектов «умного города» для
разработки концепции «умный регион» 64
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложение А Базовые компоненты стандарта «умного города» Минстроя России 88
Приложение Б Сравнение Казани и Екатеринбурга по 26 показателям НИИТС за 2017 год 90
На рубеже XX-XXI вв., в связи с развитием процесса урбанизации, крупные города столкнулись с решением проблем устройства городской среды, таких как загрязнение воздуха и воды, заторы на дорогах, сложности в управлении городским хозяйством, организации транспортного движения, увеличение количества случаев преступности и социальной нестабильности из-за растущего неравенства, безработицы и других факторов.
Появившиеся к этому времени научные и технологические достижения и их апробация в управленческих системах разного уровня, позволили обратить внимание на целесообразность их использования в целях оптимизации и повышения эффективности механизма управления городским развитием. Так появилась идея, а затем и концепция создания «умного города», интегрирующая использование информационных и коммуникационных технологий и интернета вещей. Первые умные города - Сантандер, Барселона, Амстердам, Нью-Йорк, Сингапур, Токио1, сочетая базовые концептуальные подходы к «умному городу» и особенности своего исторического и инфраструктурного развития, выработали уникальные решения для эффективной организации городского пространства.
При этом характерной чертой развития «умного города» стало ускорение его экономического и социально-политического развития, поскольку развитие информационных и коммуникационных технологий и сочетание достижений инновационной экономики, устройства городской инфраструктуры и цифрового управления способствует повышению конкурентоспособности регионов и государств, привлечению инвестиций, развитию цифровых технологий и росту налоговых поступлений. Создание и развитие «умных городов» соответствует глобальным мировым тенденциям, и попадает под одну из 17 целей ООН в области устойчивого развития, а именно - обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов2.
Опыт реализации различных мировых моделей умного города и формирование как уникальных, так и универсальных образцов, ставших основой «банка решений» устройства городской среды, оказался востребованным и другими городами, в том числе и в Российской Федерации. В октябре 2018 года в России был утвержден проект «Умный город», после чего началась его реализация в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика»3. Согласно данным национальным проектам использование информационных и коммуникационных технологий в управлении городской средой и реализации проектов «умных городов» в регионах России в перспективе должно привести к улучшению качества и уровня жизни населения, за счет создания эффективной городской инфраструктуры, повышения качества управления городскими ресурсами, обеспечения комфортной и безопасной среды, налаживания связей между местными властями и городским сообществом, создания условий для экономической эффективности.
Поэтому актуальность темы реализации концепции «умный город» в Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, внедрение модели «умного города» способствует созданию общегосударственной интеллектуальной системы управления, обеспечивающей такие функции, как: полная безопасность и комфорт в жизни граждан, улучшение здравоохранения, рациональное использование ресурсов, экономия финансовых средств бюджета, снижение нагрузки на госслужбы и увеличение скорости их работы.
Во-вторых, создание и внедрение новых технологий является наиболее эффективным способом развития городов. На сегодняшний день города являются важнейшими источниками роста, так как именно в них концентрируются наиболее значимые экономические, административные и человеческие ресурсы. Внедрение технологий «умного города» создаст импульс для качественного развития таких ключевых аспектов жизни города, как экономика, политика, управление и социальная среда.
В-третьих, на современном этапе развития регионов на первый план выходят не экономические, а социально-ориентированные показатели. Преимущество создания «умных городов» заключается в том, что внедрение умных технологий способствует решению таких важных задач, как повышение качества жизни населения, преодоление социального неравенства, защита окружающей среды и другие.
...
Появившиеся к этому времени научные и технологические достижения и их апробация в управленческих системах разного уровня, позволили обратить внимание на целесообразность их использования в целях оптимизации и повышения эффективности механизма управления городским развитием. Так появилась идея, а затем и концепция создания «умного города», интегрирующая использование информационных и коммуникационных технологий и интернета вещей. Первые умные города - Сантандер, Барселона, Амстердам, Нью-Йорк, Сингапур, Токио1, сочетая базовые концептуальные подходы к «умному городу» и особенности своего исторического и инфраструктурного развития, выработали уникальные решения для эффективной организации городского пространства.
При этом характерной чертой развития «умного города» стало ускорение его экономического и социально-политического развития, поскольку развитие информационных и коммуникационных технологий и сочетание достижений инновационной экономики, устройства городской инфраструктуры и цифрового управления способствует повышению конкурентоспособности регионов и государств, привлечению инвестиций, развитию цифровых технологий и росту налоговых поступлений. Создание и развитие «умных городов» соответствует глобальным мировым тенденциям, и попадает под одну из 17 целей ООН в области устойчивого развития, а именно - обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов2.
Опыт реализации различных мировых моделей умного города и формирование как уникальных, так и универсальных образцов, ставших основой «банка решений» устройства городской среды, оказался востребованным и другими городами, в том числе и в Российской Федерации. В октябре 2018 года в России был утвержден проект «Умный город», после чего началась его реализация в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика»3. Согласно данным национальным проектам использование информационных и коммуникационных технологий в управлении городской средой и реализации проектов «умных городов» в регионах России в перспективе должно привести к улучшению качества и уровня жизни населения, за счет создания эффективной городской инфраструктуры, повышения качества управления городскими ресурсами, обеспечения комфортной и безопасной среды, налаживания связей между местными властями и городским сообществом, создания условий для экономической эффективности.
Поэтому актуальность темы реализации концепции «умный город» в Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, внедрение модели «умного города» способствует созданию общегосударственной интеллектуальной системы управления, обеспечивающей такие функции, как: полная безопасность и комфорт в жизни граждан, улучшение здравоохранения, рациональное использование ресурсов, экономия финансовых средств бюджета, снижение нагрузки на госслужбы и увеличение скорости их работы.
Во-вторых, создание и внедрение новых технологий является наиболее эффективным способом развития городов. На сегодняшний день города являются важнейшими источниками роста, так как именно в них концентрируются наиболее значимые экономические, административные и человеческие ресурсы. Внедрение технологий «умного города» создаст импульс для качественного развития таких ключевых аспектов жизни города, как экономика, политика, управление и социальная среда.
В-третьих, на современном этапе развития регионов на первый план выходят не экономические, а социально-ориентированные показатели. Преимущество создания «умных городов» заключается в том, что внедрение умных технологий способствует решению таких важных задач, как повышение качества жизни населения, преодоление социального неравенства, защита окружающей среды и другие.
...
Подводя итоги, исследование по теме «Реализация концепции «умный город» в субъектах Российской Федерации: стандарты, идеи и проекты городского развития» было направлено на выявление специфики формирования интегрированной модели «умный город» в субъектах Российской Федерации.
Анализ теоретической составляющей концепции умный город, в частности изучение существующих подходов и моделей, позволил установить, что в мире не существует унифицированной модели перехода к умному городу, которая эффективно работала бы в каждом городе и в каждой стране. Соответственно наиболее актуальным становится комплексный подход к построению умного города, учитывающий специфику социального, культурного, исторического и экономического развития отдельных городов. При этом эффективность реализации концепции во многом зависит от имеющейся ресурсной базы города, которая включает в себя информационно-коммуникационные, финансовые ресурсы, необходимые инфраструктурные элементы, а также человеческий капитал. Главной целью реализации современных концепций умного города таким образом становится не возможность применения информационно-коммуникационных технологий как таковых, а перспектива их интегрирования под цели и задачи конкретных городов и их жителей. Важное значение при этом начинают приобретать открытые платформы Банка решений умного города, в которых собраны проекты и решения, доказавшие свою эффективность во многих городах не только России, но и всего мира.
В ходе исследования был выявлен ряд условий формирования умных городов в России:
1. Важным социально-экономическим условием является развитие человеческого капитала как основы создания и функционирования умных городов в России. При развитии человеческого капитала особую значимость приобретает развитие новых компетенций и навыков для работы и жизни в условиях цифровизации.
2. В политических условиях важным направлением становится работа по привлечению граждан к активному участию и взаимодействию с органами власти в решении вопросов, касающихся развития городской среды. Большую роль в данном процессе играет повышение открытости и прозрачности данных и решений, принимаемых государственными и муниципальными органами власти.
3. Говоря о правовых условиях формирования умных городов, важно отметить, что для развития концепции умного города и внедрения цифровых технологий в городах России необходимо совершенствование нормативно-правовой базы. Особую важность на данный момент представляет разработка нормативных документов, регулирующих использование информационно-коммуникационных технологий в городах России, а также законодательных актов, касающихся защиты персональных данных.
Важной частью данного исследования также стало рассмотрение Екатеринбурга и Казани в качестве примеров построения «умных городов» в России, опыт которых в перспективе может быть использован как основа для создания федерального проекта «умного» или «цифрового» региона. Анализ практик, проектов и решений в Екатеринбурге и Казани позволил установить, что в данных городах уже сейчас есть видимые результаты от внедрения проектов умного города. Однако несмотря на то, что в городах реализуются проекты по различным направлениям умного города, большой упор все же делается на развитие сфер ЖКХ, дорожно-транспортного строительства, создании информационных городских систем и систем управления.
В результате анализа опыта реализации концепции умного города в городах России удалось выделить ряд особенностей и существующих проблем.
Во-первых, в настоящее время в городах России большое внимание уделяется модернизации сферы ЖКХ. Большое количество проектов умного города представлено именно по данному направлению, при этом такие направления как городское управление, системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи также часто оказываются связаны с улучшением сфер ЖКХ. Тем не менее, проблема реформирования ЖКХ в России до сих пор остается одной из наиболее актуальных, так как уровень развития жилищной и коммунальной сферы не соответствует всем требованиям и задачам, которые возложены на данную сферу, что в свою очередь влияет на снижение качества жизни населения. Кроме того, эффективность, скорость и качество реализации проектов «умных городов» в данной сфере во многом зависит от состояния городской инфраструктуры и жилищного фонда в каждом конкретном городе.
Во-вторых, при реализации концепции «умный город» города России также сталкиваются с административными барьерами. Это, прежде всего, выражается излишней бюрократической зарегулированностью, а также разобщенностью государственных структур (органов власти, Минстроя, ЖКХ), центров компетенций и других организаций, занимающихся реализацией проектов умного города. Это происходит потому, что в существующих нормативно-правовых документах проекта на региональном уровне не прописаны такие важные моменты, как ответственные стороны по различным направлениям реализации проекта, сроки реализации и конкретные показатели - все это необходимо для комплексного развития проекта в городах России.
...
Анализ теоретической составляющей концепции умный город, в частности изучение существующих подходов и моделей, позволил установить, что в мире не существует унифицированной модели перехода к умному городу, которая эффективно работала бы в каждом городе и в каждой стране. Соответственно наиболее актуальным становится комплексный подход к построению умного города, учитывающий специфику социального, культурного, исторического и экономического развития отдельных городов. При этом эффективность реализации концепции во многом зависит от имеющейся ресурсной базы города, которая включает в себя информационно-коммуникационные, финансовые ресурсы, необходимые инфраструктурные элементы, а также человеческий капитал. Главной целью реализации современных концепций умного города таким образом становится не возможность применения информационно-коммуникационных технологий как таковых, а перспектива их интегрирования под цели и задачи конкретных городов и их жителей. Важное значение при этом начинают приобретать открытые платформы Банка решений умного города, в которых собраны проекты и решения, доказавшие свою эффективность во многих городах не только России, но и всего мира.
В ходе исследования был выявлен ряд условий формирования умных городов в России:
1. Важным социально-экономическим условием является развитие человеческого капитала как основы создания и функционирования умных городов в России. При развитии человеческого капитала особую значимость приобретает развитие новых компетенций и навыков для работы и жизни в условиях цифровизации.
2. В политических условиях важным направлением становится работа по привлечению граждан к активному участию и взаимодействию с органами власти в решении вопросов, касающихся развития городской среды. Большую роль в данном процессе играет повышение открытости и прозрачности данных и решений, принимаемых государственными и муниципальными органами власти.
3. Говоря о правовых условиях формирования умных городов, важно отметить, что для развития концепции умного города и внедрения цифровых технологий в городах России необходимо совершенствование нормативно-правовой базы. Особую важность на данный момент представляет разработка нормативных документов, регулирующих использование информационно-коммуникационных технологий в городах России, а также законодательных актов, касающихся защиты персональных данных.
Важной частью данного исследования также стало рассмотрение Екатеринбурга и Казани в качестве примеров построения «умных городов» в России, опыт которых в перспективе может быть использован как основа для создания федерального проекта «умного» или «цифрового» региона. Анализ практик, проектов и решений в Екатеринбурге и Казани позволил установить, что в данных городах уже сейчас есть видимые результаты от внедрения проектов умного города. Однако несмотря на то, что в городах реализуются проекты по различным направлениям умного города, большой упор все же делается на развитие сфер ЖКХ, дорожно-транспортного строительства, создании информационных городских систем и систем управления.
В результате анализа опыта реализации концепции умного города в городах России удалось выделить ряд особенностей и существующих проблем.
Во-первых, в настоящее время в городах России большое внимание уделяется модернизации сферы ЖКХ. Большое количество проектов умного города представлено именно по данному направлению, при этом такие направления как городское управление, системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи также часто оказываются связаны с улучшением сфер ЖКХ. Тем не менее, проблема реформирования ЖКХ в России до сих пор остается одной из наиболее актуальных, так как уровень развития жилищной и коммунальной сферы не соответствует всем требованиям и задачам, которые возложены на данную сферу, что в свою очередь влияет на снижение качества жизни населения. Кроме того, эффективность, скорость и качество реализации проектов «умных городов» в данной сфере во многом зависит от состояния городской инфраструктуры и жилищного фонда в каждом конкретном городе.
Во-вторых, при реализации концепции «умный город» города России также сталкиваются с административными барьерами. Это, прежде всего, выражается излишней бюрократической зарегулированностью, а также разобщенностью государственных структур (органов власти, Минстроя, ЖКХ), центров компетенций и других организаций, занимающихся реализацией проектов умного города. Это происходит потому, что в существующих нормативно-правовых документах проекта на региональном уровне не прописаны такие важные моменты, как ответственные стороны по различным направлениям реализации проекта, сроки реализации и конкретные показатели - все это необходимо для комплексного развития проекта в городах России.
...
Подобные работы
- СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ В ГОРОДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (НА ПРИМЕРЕ
ТОМСКА, НОВОСИБИРСКА И ОМСКА)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2025 - МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2020 - Создание агроусадебного комплекса как объекта агроэкологического туризма в Алтайском крае
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРАУДСОРСИНГА В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ЗОНАХ НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ
Дипломные работы, ВКР, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРАУДСОРСИНГА В
МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017





