Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «УМНЫЙ ГОРОД» В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТАНДАРТЫ, ИДЕИ И ПРОЕКТЫ ГОРОДСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №185725

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы87
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Использование технологии «умного города» для решения проблем комплексного
развития субъектов Российской Федерации 14
1.1 Формирование концепции «умного города»: основные подходы, модели и
ресурсное обеспечение 14
1.2 Социально-экономические, политические и правовые условия реализации
концепции «умный город» в России 25
2 Практический опыт реализации концепции «умных городов» в России 36
2.1 Лучшие практики создания «умных городов» в России: основные достижения и
нереализованные ожидания 36
2.2 Умные города «Екатеринбург» (Свердловская область) и «Казань» (Республика
Татарстан): идеи и технологии 52
2.3 Возможности использования практик и решений проектов «умного города» для
разработки концепции «умный регион» 64
Заключение 72
Список использованных источников и литературы 76
Приложение А Базовые компоненты стандарта «умного города» Минстроя России 88
Приложение Б Сравнение Казани и Екатеринбурга по 26 показателям НИИТС за 2017 год 90

На рубеже XX-XXI вв., в связи с развитием процесса урбанизации, крупные города столкнулись с решением проблем устройства городской среды, таких как загрязнение воздуха и воды, заторы на дорогах, сложности в управлении городским хозяйством, организации транспортного движения, увеличение количества случаев преступности и социальной нестабильности из-за растущего неравенства, безработицы и других факторов.
Появившиеся к этому времени научные и технологические достижения и их апробация в управленческих системах разного уровня, позволили обратить внимание на целесообразность их использования в целях оптимизации и повышения эффективности механизма управления городским развитием. Так появилась идея, а затем и концепция создания «умного города», интегрирующая использование информационных и коммуникационных технологий и интернета вещей. Первые умные города - Сантандер, Барселона, Амстердам, Нью-Йорк, Сингапур, Токио1, сочетая базовые концептуальные подходы к «умному городу» и особенности своего исторического и инфраструктурного развития, выработали уникальные решения для эффективной организации городского пространства.
При этом характерной чертой развития «умного города» стало ускорение его экономического и социально-политического развития, поскольку развитие информационных и коммуникационных технологий и сочетание достижений инновационной экономики, устройства городской инфраструктуры и цифрового управления способствует повышению конкурентоспособности регионов и государств, привлечению инвестиций, развитию цифровых технологий и росту налоговых поступлений. Создание и развитие «умных городов» соответствует глобальным мировым тенденциям, и попадает под одну из 17 целей ООН в области устойчивого развития, а именно - обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов2.
Опыт реализации различных мировых моделей умного города и формирование как уникальных, так и универсальных образцов, ставших основой «банка решений» устройства городской среды, оказался востребованным и другими городами, в том числе и в Российской Федерации. В октябре 2018 года в России был утвержден проект «Умный город», после чего началась его реализация в рамках национальных проектов «Жилье и городская среда» и «Цифровая экономика»3. Согласно данным национальным проектам использование информационных и коммуникационных технологий в управлении городской средой и реализации проектов «умных городов» в регионах России в перспективе должно привести к улучшению качества и уровня жизни населения, за счет создания эффективной городской инфраструктуры, повышения качества управления городскими ресурсами, обеспечения комфортной и безопасной среды, налаживания связей между местными властями и городским сообществом, создания условий для экономической эффективности.
Поэтому актуальность темы реализации концепции «умный город» в Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, внедрение модели «умного города» способствует созданию общегосударственной интеллектуальной системы управления, обеспечивающей такие функции, как: полная безопасность и комфорт в жизни граждан, улучшение здравоохранения, рациональное использование ресурсов, экономия финансовых средств бюджета, снижение нагрузки на госслужбы и увеличение скорости их работы.
Во-вторых, создание и внедрение новых технологий является наиболее эффективным способом развития городов. На сегодняшний день города являются важнейшими источниками роста, так как именно в них концентрируются наиболее значимые экономические, административные и человеческие ресурсы. Внедрение технологий «умного города» создаст импульс для качественного развития таких ключевых аспектов жизни города, как экономика, политика, управление и социальная среда.
В-третьих, на современном этапе развития регионов на первый план выходят не экономические, а социально-ориентированные показатели. Преимущество создания «умных городов» заключается в том, что внедрение умных технологий способствует решению таких важных задач, как повышение качества жизни населения, преодоление социального неравенства, защита окружающей среды и другие.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, исследование по теме «Реализация концепции «умный город» в субъектах Российской Федерации: стандарты, идеи и проекты городского развития» было направлено на выявление специфики формирования интегрированной модели «умный город» в субъектах Российской Федерации.
Анализ теоретической составляющей концепции умный город, в частности изучение существующих подходов и моделей, позволил установить, что в мире не существует унифицированной модели перехода к умному городу, которая эффективно работала бы в каждом городе и в каждой стране. Соответственно наиболее актуальным становится комплексный подход к построению умного города, учитывающий специфику социального, культурного, исторического и экономического развития отдельных городов. При этом эффективность реализации концепции во многом зависит от имеющейся ресурсной базы города, которая включает в себя информационно-коммуникационные, финансовые ресурсы, необходимые инфраструктурные элементы, а также человеческий капитал. Главной целью реализации современных концепций умного города таким образом становится не возможность применения информационно-коммуникационных технологий как таковых, а перспектива их интегрирования под цели и задачи конкретных городов и их жителей. Важное значение при этом начинают приобретать открытые платформы Банка решений умного города, в которых собраны проекты и решения, доказавшие свою эффективность во многих городах не только России, но и всего мира.
В ходе исследования был выявлен ряд условий формирования умных городов в России:
1. Важным социально-экономическим условием является развитие человеческого капитала как основы создания и функционирования умных городов в России. При развитии человеческого капитала особую значимость приобретает развитие новых компетенций и навыков для работы и жизни в условиях цифровизации.
2. В политических условиях важным направлением становится работа по привлечению граждан к активному участию и взаимодействию с органами власти в решении вопросов, касающихся развития городской среды. Большую роль в данном процессе играет повышение открытости и прозрачности данных и решений, принимаемых государственными и муниципальными органами власти.
3. Говоря о правовых условиях формирования умных городов, важно отметить, что для развития концепции умного города и внедрения цифровых технологий в городах России необходимо совершенствование нормативно-правовой базы. Особую важность на данный момент представляет разработка нормативных документов, регулирующих использование информационно-коммуникационных технологий в городах России, а также законодательных актов, касающихся защиты персональных данных.
Важной частью данного исследования также стало рассмотрение Екатеринбурга и Казани в качестве примеров построения «умных городов» в России, опыт которых в перспективе может быть использован как основа для создания федерального проекта «умного» или «цифрового» региона. Анализ практик, проектов и решений в Екатеринбурге и Казани позволил установить, что в данных городах уже сейчас есть видимые результаты от внедрения проектов умного города. Однако несмотря на то, что в городах реализуются проекты по различным направлениям умного города, большой упор все же делается на развитие сфер ЖКХ, дорожно-транспортного строительства, создании информационных городских систем и систем управления.
В результате анализа опыта реализации концепции умного города в городах России удалось выделить ряд особенностей и существующих проблем.
Во-первых, в настоящее время в городах России большое внимание уделяется модернизации сферы ЖКХ. Большое количество проектов умного города представлено именно по данному направлению, при этом такие направления как городское управление, системы общественной и экологической безопасности, инфраструктура сетей связи также часто оказываются связаны с улучшением сфер ЖКХ. Тем не менее, проблема реформирования ЖКХ в России до сих пор остается одной из наиболее актуальных, так как уровень развития жилищной и коммунальной сферы не соответствует всем требованиям и задачам, которые возложены на данную сферу, что в свою очередь влияет на снижение качества жизни населения. Кроме того, эффективность, скорость и качество реализации проектов «умных городов» в данной сфере во многом зависит от состояния городской инфраструктуры и жилищного фонда в каждом конкретном городе.
Во-вторых, при реализации концепции «умный город» города России также сталкиваются с административными барьерами. Это, прежде всего, выражается излишней бюрократической зарегулированностью, а также разобщенностью государственных структур (органов власти, Минстроя, ЖКХ), центров компетенций и других организаций, занимающихся реализацией проектов умного города. Это происходит потому, что в существующих нормативно-правовых документах проекта на региональном уровне не прописаны такие важные моменты, как ответственные стороны по различным направлениям реализации проекта, сроки реализации и конкретные показатели - все это необходимо для комплексного развития проекта в городах России.
...


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2020. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской
Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. // Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 19.12.2020).
3. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». // Гарант.ру. - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/70700450/paragraph/1:0 (дата обращения: 09.03.2021).
4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения:
19.12.2020) .
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Консультант Плюс. - URL: https://clck.ru/MYPCw (дата обращения: 19.12.2020).
6. Распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р. О
Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». // Гарант.ру. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70717448/ (дата обращения: 19.12.2020).
7. Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года № 1632-р об
утверждении программы «Цифровой экономики Российской Федерации». // Правительство России. - URL:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата
обращения: 19.12.2020).
8. Приказ Минстроя России от 25 декабря 2020 г. №866/пр. «Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» // Минстрой России. - URL: https://minstroyrf.gov.ru/docs/81884/ (дата обращения: 24.03.2021).
9. Приказ Минстроя России от 31 октября 2018 г. № 695/пр. «Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства «Умный город» //
Минстрой России. - URL: http://www.minstroyrf.ru/docs/17594/ (дата обращения:
22.03.2021).
10. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7) // Консультант Плюс. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 19.12.2020).
11. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденный
президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16 // Консультант Плюс. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319211/ (дата обращения: 19.12.2020).
12. Решение от 14 декабря 2016 года № 2-12 «О стратегии социально­экономического развития муниципального образования г. Казани до 2030 года». // Консорциум Кодекс. - URL: http://docs2.kodeks.ru/document/446400472 (дата обращения:
19.12.2020) .
13. Постановление правительства Новосибирской области от 01 апреля 2016 года № 89-п «Об утверждении программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года» // Электронный фонд правовых и нормативно­технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/465712120 (дата обращения: 24.05.2021).
14. Распоряжение от 30 сентября 2013 года № 1874-р «О концепции развития смарт сити Казань». // Консорциум Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/document/424078662 (дата обращения: 19.12.2020).
15. Решение от 10 июня 2003 года № 40/6 «О Стратегическом плане развития Екатеринбурга» (с изменениями на 25 мая 2018 года). // Консорциум Кодекс. - URL: http://docs2.kodeks.ru/document/802003648 (дата обращения: 19.12.2020).
... всего 121 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ